Мотивация – процессы определяющие движение по направлению к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность или пассивность поведения.

Тема 3. Мотивация на уроке.

Мотивация – процессы определяющие движение по направлению к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность или пассивность поведения.

Изучение мотивации это изучение того, как и почему люди приступают к действиям, направленным на достижение цели и почему они проявляют настойчивость при своих попытках достичь цели.

Обычно различают внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности.

Под «внешней мотивацией» – понимают использование внешних стимулов, «кнута и пряника».

Внутренняя мотивация предполагает развитие собственных мотивов ученика, в первую очередь самоуважения в деятельности и интереса к процессу деятельности.

1. Внешняя мотивация. Мотивирование как создание системы стимулов.

Мотивацию, основанную на желании достичь внешних результатов чтобы быть вознаграждённым, называют внешней мотивацией, или мотивацией искусственно поддерживаемую внешними поощрениями. Ученик ведёт себя так, чтобы получить больше положительных подкреплений и избежать негативных.

Использование поощрения.

Для развития и закрепления желательного поведения используют «пряник» – награду, позитивное подкрепление. Например, некоторые занятия должны включать в себя скучные упражнения и повторения. Ученики могут не захотеть уделять много внимания этим заданиям. Здесь полезно использовать положительное подкрепление. Упражнения будет сделаны лучше, если ученики будут знать, что в завершение их будет ждать какой-то приятный сюрприз.

Выбор лучшего способа подкрепления.

Существует много способов подкрепления. Полезно изучить, что может являться лучшей наградой для каждого школьника. Подкреплением является внимание учителя, похвала, предоставление свободного времени и т.п.

Принцип предпочитаемой активности, “бабушкино правило” - утверждает, что предпочитаемая активность может использоваться как награда за участие в менее предпочитаемой. “Сначала делай то, что я прошу, а потом делай то, что хочешь “.

Не любое поощрение успешно мотивирует.

Необходимо, чтобы затраты труда «окупились», чтобы ожидания награды оправдались (Аткинсон).

Модель ожидаемой ценности: (З-Р) ´ (Р-Н) ´ (Ц ) = мотивация

(З-Р) затраты труда - результаты, ожидание, что затраченные усилия увенчаются результатом, и чем больше будут затраты труда, тем лучше результат (интенсивнее обучаясь, получу лучшие знания).

(Р-Н) результаты - награждение - надежда на получение тем большей награды, чем значительнее результат (чем лучше отвечу, тем выше оценка);

(Ц) ценность награды (оценка значима для меня).

Иногда то, что мы считаем позитивным подкреплением, может восприниматься учеником как неприятное воздействие. Например, непомерные похвалы отличника могут сделать его изгоем среди сверстников, и, напротив, то, что мы считаем наказанием, окажется приятным. Например негативное внимание учителя лучше, чем полное безразличие окружающих, оно повышает статус среди сверстников, ученик почувствует себя «героем дня».

Советы: Как правильно использовать похвалу:

Придумайте множество подкреплений.

- Дайте школьникам возможность самим придумать подкрепление или выбрать из “меню” подкреплений.

- Обсудите с другими преподавателями и родителями способы подкрепления.

Упор на положительное.

- Убедитесь, что все ученики, особенно проблемные, получают подкрепление, когда делают что-либо хорошее.

- Установите стандарты для похвалы, основанные на индивидуальных особенностях, способностях и недостатках ученика.

- Соотносите успех ученика с его личными усилиями и возможностями так, чтобы он обрёл уверенность, что его успех возможен снова.

- Убедитесь, что подкрепление действительно позитивно воспринимается учеником.

- Вначале хвалите за малейшее продвижение в нужном направлении, за позитивные тенденции поведения. Чем привычнее становиться поведение, тем реже должна быть похвала.

- Подкрепляйте признание своих ошибок. “Ты признался, что списал, это смелый поступок. Я не накажу тебя, напиши снова.”

Существуют специальные программы для управления классом, например, жетонная программа, в которой предполагается целенаправленное и последовательное использование системы подкреплений.

Советы.

Тревожные ученики с самого начала пропускают много информации, потому что их мысли сосредоточены на их личных переживаниях. Учебный материал им кажется ужасно трудным и они не верят, что справятся с контрольной работой.

Такие ученики имеют тенденцию выбирать или слишком трудные или слишком легкие задания. В первом случае они скорее всего провалятся, что увеличит их чувство безнадежности и плохие предчувствия, связанные со школой. Во втором случае, они, возможно, добьются хороших результатов, но не получат чувства удовлетворенности, которое могло бы облегчить их страхи, связанные с учебой.

Им может понадобиться помощь при выполнении контрольных работ. Эти ученики часто работают или быстро, совершая большое количество глупых ошибок, или слишком медленно, не успевая закончить выполнение задания.

Выученная беспомощность.

Приобретённая (выученная) беспомощность - безнадёжность и покорность, приобретаемая в случае, если человек не чувствует возможности контроля над повторяющимися неприятными событиями.

Если опыт человека говорит в том, что его действия не влияют на ход событий и не приводят к желательным результатам, то усиливается ожидание неприятной неконтролируемой ситуации и появляется тройственный эффект: мотивационный (исчезает желание действовать), когнитивный (понимание - от меня ничего не зависит) и эмоциональный (негативное настроение).

У детей приобретённая беспомощность появляется в случае многих неудач в деятельности и получении наказаний за эти неудачи.

Способы коррекции выученной беспомощности:

1. Влияние на сознание. В серии успешных и неудачных действий систематическая интерпретация взрослым ситуации, как определяемой усилиями и состоянием ребёнка.

Создание условий для достижения успеха. Работа с людьми, воспитывающими ребёнка: обучение развитию саморегуляции, тренингу мотивации достижения, умению эффективно поощрять, тренингу личностной причинности, тренингу внутренней мотивации.

Гипотеза Де Чармса: внешняя мотивация уменьшает внутреннюю мотивацию. Ослабление внутренней мотивации под воздействием внешнего подкрепления было зафиксировано во время экспериментов в детском саду. Дошкольники любящие рисовать вознаграждались за рисование, особенно сильное снижение времени рисования наблюдалось у тех, кто начал ждать награду, но не получил её. Ожидаемые награды снижают активность, неожиданные не снижают.

Регулярное длительное подкрепление постепенно ослабляет внутреннюю мотивацию, так как воспринимается как внешний контроль. Тщательный контроль за деятельностью резко ослабляет внутреннюю мотивацию, применение власти может полностью разрушить её (Липпер и Грин).

Тема 3. Мотивация на уроке.

Мотивация – процессы определяющие движение по направлению к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность или пассивность поведения.

Изучение мотивации это изучение того, как и почему люди приступают к действиям, направленным на достижение цели и почему они проявляют настойчивость при своих попытках достичь цели.

Обычно различают внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности.

Под «внешней мотивацией» – понимают использование внешних стимулов, «кнута и пряника».

Внутренняя мотивация предполагает развитие собственных мотивов ученика, в первую очередь самоуважения в деятельности и интереса к процессу деятельности.

1. Внешняя мотивация. Мотивирование как создание системы стимулов.

Мотивацию, основанную на желании достичь внешних результатов чтобы быть вознаграждённым, называют внешней мотивацией, или мотивацией искусственно поддерживаемую внешними поощрениями. Ученик ведёт себя так, чтобы получить больше положительных подкреплений и избежать негативных.

Использование поощрения.

Для развития и закрепления желательного поведения используют «пряник» – награду, позитивное подкрепление. Например, некоторые занятия должны включать в себя скучные упражнения и повторения. Ученики могут не захотеть уделять много внимания этим заданиям. Здесь полезно использовать положительное подкрепление. Упражнения будет сделаны лучше, если ученики будут знать, что в завершение их будет ждать какой-то приятный сюрприз.

Наши рекомендации