Анализ и оценка хозяйственной деятельности предприятия на

Основе матрицы БКГ

Матрица БKГ (англ. Boston Consulting Group, BCG) - инструмент для стратегического анализа и планирования в маркетинге. Создана основателем Бостонской консалтинговой группы Брюсом Д. Хендерсеном для анализа актуальности продуктов компании, исходя из их положения на рынке относительно роста рынка данной продукции и занимаемой выбранной для анализа компанией доли на рынке. Данный инструмент теоретически обоснован. В его основу заложены две концепции: жизненного цикла товара (вертикальная ось) и эффекта масштаба производства или кривой обучения (горизонтальная ось).

Классификации типов стратегических хозяйственных подразделений:

«Звезды»

Высокий рост объёма продаж и высокая доля рынка. Долю рынка необходимо сохранять и увеличивать. «Звезды» приносят очень большую прибыль. Но, несмотря на привлекательность данного товара, его чистый денежный поток достаточно низок, так как требует существенных инвестиций для обеспечения высокого темпа роста.

«Дойные коровы» («Денежные мешки»)

Высокая доля на рынке, но низкий темп роста объёма продаж. «Дойных коров» необходимо беречь и максимально контролировать. Их привлекательность объясняется тем, что они не требуют дополнительных инвестиций и сами при этом обеспечивают хороший денежный доход. Средства от продаж можно направлять на развитие «Трудных детей» и на поддержку

«Звезд».

«Собаки» («Хромые утки», «Мертвый груз»)

Темп роста низкий, часть рынка низкая, продукт как правило низкого уровня рентабельности и требует большого внимания со стороны управляющего. От «Собак» нужно избавляться.

«Трудные дети» («Дикие кошки», «Темные лошадки», «Знаки вопроса») Низкая доля рынка, но высокие темпы роста. «Трудных детей»

необходимо изучать. В перспективе они могут стать как звездами, так и собаками. Если существует возможность перевода в звезды, то нужно инвестировать, иначе - избавляться.

 
  Анализ и оценка хозяйственной деятельности предприятия на - student2.ru

Рисунок 9 - Матрица БКГ Рассмотрим матрицу БКГ ООО «DNS».

Таблица 12 - Данные по товарам группы А и В для построения матрицы

БКГ

  №   Номенклатура Объемы реализации, тыс.руб. Доля рынка, %
2015 г. 2016 г. Предприятия Конкурента
Ноутбуки и планшеты 79241,1 69841,1
Компьютеры и периферия 15581,5 17939,3
Комплектующие для ПК 14315,9 14964,2
Телефоны и смарт-часы 6858,6 6895,9
Телевизоры и медиа 4164,1 3920,7
Игры и приставки 4722,1 3832,4
Аудиотехника 2544,8 655,6
Фото-видеоаппаратура 2463,1 1815,4


Таблица 13 - Исходные данные для построения матрицы БКГ

  Показатель № продукции
Темп роста рынка 0,86 0,6 1,1 1,3 1,6 0,9 1,2 0,6
Относительная доля рынка 2,2 1,6 1,2 1,5 2,1 1,2 1,1
Доля продукции, % 9,4 5,5 10,2 38,6 7,1 7,6 3,1 15,9

Таблица 14 - Продуктовая стратегия ООО «DNS»

Сегмент № продукции Стратегия
«Дикие кошки»    
«Звезды» 3, 4, 5,7,8 Увеличить объем реализации, оберегать и укреплять за счет дополнительных инвестиций.
«Дойные коровы» 1,2,6 Увеличить объем реализации продукта.
«Собаки»    

Таким образом, «Собак» и «Диких кошек» в ООО «DNS» нет.

Компании необходимо продолжать обязательно реализацию ноутбуков и планшетов, компьютеров и периферии, и игр с приставками - это направление на стадии

«Дойная корова».

Исходя из данных таблицы 14, необходимо увеличить объем реализации, оберегать и укреплять за счет дополнительных инвестиций такие позиции как: телефоны и смарт-часы, телевизоры и медиа, аудиотехника, фото-видеоаппаратура. Это перспективные направления, которыми занимается организация, они могут приносить больший доход и перейти на стадию

«Дойные коровы».

В заключение второй главы можно сделать некоторые выводы:

Сегодня DNS занимает лидирующие позиции по построению дистрибуции на территории, охватывает 38% от всей географии России.

Наибольшую долю в реализации и доходах имеют товары из блока А: ноутбуки и планшеты, комплектующие для ПК, компьютеры и периферия - 80%. Во вторую группу входят 5 товарных подгрупп: телефоны и смарт-часы, телевизоры и медиа, аудиотехника, фото-видеоаппаратура, игры и приставки.

Данные об объеме товарооборота ООО «DNS» в действующих ценах свидетельствуют о его снижении, что в стоимостном выражении составляет 10016 тыс. руб. вследствие изменения количества реализованных товаров (физического объема товарооборота). Отмечено снижение продаж по таким товарным группам: Игры и приставки, аудиотехника, встраиваемая техника, компьютеры и периферия, телевизоры и медиа, ноутбуки, планшеты, телефоны и смарт-часы.

Динамика продаж в натуральных показателях привела к незначительному изменению в структуре товарооборота, которая характеризуется удельным весом отдельных товарных групп и товаров в общем объёме товарооборота. В частности, возросла доля в товарообороте продажи комплектующих для ПК,

телефонов, смарт-часов и фото-видеоаппаратуры в натуральном выражении и стоимостном. Снизились продажи ноутбуков, планшетов и других товаров.

Анализ хозяйственной деятельности предприятия на основе матрицы БКГ показал, что «Собак» и «Диких кошек» в ООО «DNS» нет. Компании необходимо продолжать обязательно реализацию ноутбуков и планшетов, компьютеров и периферии, и игр с приставками - это направление на стадии «Дойная корова». Необходимо увеличить объем реализации, оберегать и укреплять за счет дополнительных инвестиций такие позиции как: телефоны и смарт-часы, телевизоры и медиа, аудиотехника, фото-видеоаппаратура.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА НА ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ И ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наши рекомендации