ПОСЛЕДСТВИЯ ВОСПИТАНИЯ МАТЕРЬЮ — «ФАРФОРОВОЙ КУКОЛКОЙ»
Если вы полагаете, что у вас был именно этот тип матери, внимательно прочтите приведенный ниже перечень симпто мов и проверьте, соответствует ли он вашему состоянию.
ПРОБЛЕМЫ ОТНОШЕНИЙ
Дети «фарфоровых куколок» неизбежно сталкиваются с проблемами в отношениях с самыми важными для них людьми. Они развивают трудный для себя тип отношений, отвергая близость, в которой нуждаются.
Повышенная заботливость
Вы все время спешите на выручку друзьям, берете на себя решение всех их проблем? Вполне возможно, что на са мом деле вы пытаетесь таким образом справиться с собствен ной тревогой и чувством неуверенности в себе. «Усыновляя» друзей, вы создаете иллюзию, будто способны справляться со своими выходящими из-под контроля эмоциями. Эта роль позволяет отвлечься от собственных сильных и пугающих ощущений. Забота о других избавляет вас от одиночества, ведь вам удалось хоть с кем-то установить контакт. Беда в том, что в итоге люди этого типа отдают слишком много люб ви, а получают гораздо меньше, чем им требуется.
Агрессивность
Есть и такой способ справляться с эмоциями — отвер гать и осуждать их все, как свои собственные, так и чужие. Человек начинает критиковать эмоциональных людей, счи тая их слабыми и безответственными. Когда кто-то обраща ется к нему со своей проблемой, он склонен советовать им «взять себя в руки» и «перестать ныть». Однако и его собесед никам, и ему самому нужно совершенно иное решение: «К страждущему должно быть сожаление от друга его, если толь ко он не оставил страха к Вседержителю» (Иов 6:14).
Уход в себя
В результате воспитания «фарфоровой куколкой» вы можете привыкнуть прерывать контакт всякий раз, когда ис пытываете гнев, страх или печаль или замечаете эти чувства в других. Эмоции захлестывают вас, и тут словно сгорает предохранитель, обеспечивающий безопасную работу всего меха низма: вы выходите из этой ситуации либо эмоционально, либо даже буквально. Так вела себя Лаура. Все было прекрас но, пока она не ссорилась со своим мужем Рэнди. Но стоило ей рассердиться на супруга или ему на нее, как Лаура отдаля лась от Рэнди. Она боялась наброситься на него со своими эмоциями и таким образом его потерять. Однако Рэнди в этих ситуациях казалось, что он уже теряет ее: ему была нуж на жена, готовая вместе с ним разобраться в истоках кон фликта, и уход Лауры в себя обескураживал его.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Отставание в карьере
Маргарет, замечательно талантливая и высокообразо ванная женщина, всегда мечтала попасть в высшее звено ме неджмента. Однако, хотя у нее, несомненно, хватило бы да рований и сил на то, чтобы управлять компанией, к тридцати пяти годам она так и не поднялась выше среднего уровня. «Все дело в прессинге, — поясняла она. — Когда мне прихо дится принимать слишком важное решение, меня как бы па рализует изнутри. Я избегаю окончательного решения так долго, как только могу, а потом впопыхах делаю импульсив ный выбор и попадаю впросак».
Маргарет не выносит слишком сложных рабочих ситу аций. Она думает, что все дело в «прессинге», но на самом де ле проблема заключается в ее реакции на внешнее давление. Напряжение — неотъемлемая часть работы, которая требует от нас не только компетенции, но и личного вклада, готовно сти идти на риск. А рисковать приходится многим: повыше нием по службе, прибавкой к жалованью, премией, порой и своими сбережениями. Постоянный прессинг вызывает сильные эмоции: тревогу, гнев и печаль. Если мы не находим успокоения этим чувствам и не можем поверить в их реальность, они нас захлестывают, и мы не способны реализовать свой потенциал в работе.
Решение жизненных задач
По тем же причинам человек, воспитанный матерью — «фарфоровой куколкой», «спотыкается» обо все существенные решения повседневной жизни: купить машину или дом, где поселиться, какую школу выбрать. Этот человек боится сложных проблем, требующих обдумывания и выбора. Рассмотрев все компоненты задачи, он так и не приходит к «верному» или «неверному» ответу. Эмоции замещают разум и здравый смысл, поэтому такой человек не доверяет соб ственному суждению. Ему часто кажется, что он «не готов к реальностям жизни», и он уходит от них или перекладывает решение на других, избавляясь тем самым от своего тревожного состояния.
Жесткие схемы мышления
Человек, воспитанный матерью — «фарфоровой куколкой», отвергает любые неподвластные ему эмоции и полностью укрывается в сфере чистого интеллекта. Не доверяя чув ствам, считая эту область жизни опасной, человек живет так, словно жизнь сводится исключительно к мышлению. Как сказал мне один пациент: «Двадцать лет я только и делал, что пекся о чувствах моей мамочки. Я отбыл свой срок и покон чил с чувствами».
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Депрессия
Воспитание «фарфоровой куколкой» вызывает различ ные виды депрессии. К примеру, человек обнаруживает, что унаследовал от матери неспособность справляться с кон фликтами и сильными эмоциями в самом себе или в других людях. Сталкиваясь с житейскими и любовными бурями, он постоянно впадает в панику, наполняется отчаянием и в ко нечном счете начинает верить в то, что не способен функционировать в качестве взрослого человека во взрослом мире.
Другой вид депрессии проистекает из эмоциональной самоизоляции. Человек боится, что никто не сумеет понять его с его сильными эмоциями и иными проблемами, и поэто му превращает себя в такую личность, которую никто не смо жет воспринять «целиком».
Еще один вид депрессии происходит от перерасхода внутренних ресурсов: человек тратит все силы на то, чтобы не задеть окружающих своими эмоциями, и в результате у него иссякает энергия.
Проблемы тревоги
Тревога в таких формах, как общее тревожное состоя ние, приступы паники и фобии, весьма распространена у лю дей, воспитанных мамочками — «фарфоровыми куколками». Некоторые эти формы нужны нам в качестве сигнала опас ности или предупреждения о возможности внутреннего кон фликта. Однако клинические проявления этого чувства мо гут возникать в результате двух отклонений, порожденных воспитанием мамочкой — «фарфоровой куколкой». Во-пер вых, недостаток материнского утешения препятствует чело веку самому научиться успокаивать себя и справляться с тре вожным состоянием, а во-вторых, боязнь утратить любовь или задеть другого человека заставляет подавлять внушаю щую страх агрессию или чувство гнева, которые в таком слу чае замещаются тревогой. Это происходит по мере нараста ния гнева или вместо него и сбивает с толку и самого человека, и его друзей.
Поведенческие проблемы
«Фарфоровая куколка» вызывает у своего ребенка мно гие виды навязчивого поведения и склонность к наркотиче ской зависимости. Случалось ли вам успокаивать и усмирять напряженные эмоции искусственно, с помощью лекарств, пищи или секса? Любой вид «наркотика» в данной ситуации играет роль общей анестезии, которая должна успокоить вас и на время вернуть чувство стабильности и равновесия. К примеру, в старших классах я превратился в такую проблему для учительницы испанского языка, что ей приходилось пе ред уроком принимать транквилизатор. Моя несдержанность превосходила ее способности к сдерживанию эмоций. Она глотала успокоительное и только таким образом могла выне сти мысль о необходимости войти в помещение, где ее под жидал я!