Исследование коммуникационной политики ОАО «Полеспечать»

2.1 Технико-экономическая характеристика деятельности
организации

ОАО «Полеспечать» создано на основании приказа Гомельского областного территориального фонда государственного имущества от 27.09.2004г. № 171 путем преобразования РПУП «Полеспечать» в соответствии с законодательством об акционерных обществах и зарегистрировано Гомельским областным исполнительным комитетом решением от 07.10.2004г. № 650 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 400062502.

30.11.2012 г. на основании решения Акционерного собрания Общества протокол №3-ВН от 27.11.2012 Общество было реорганизовано путем присоединения к нему Коммунального издательско-полиграфического предприятия «Сож» с переходом всех прав и обязанностей в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать Обществу.

Общество является коммерческой организацией, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать.

Место нахождения ОАО «Полеспечать»: 246015, г. Гомель, ул. Лепешинского,1.

ОАО «Полеспечать» имеет 2 филиала:

1) Филиал №1 ОАО «Полеспечать»;

Место нахождения: 246050, г. Гомель, ул. Советская, 1;

2) Филиал «Торговый Дом «Фапол».

Место нахождения: 246050, г. Гомель, ул. Советская, 1.

Основной целью деятельности ОАО «Полеспечать» является получение прибыли.

ОАО «Полеспечать» осуществляет издательскую деятельность, полиграфическое производство, розничную и оптовую торговлю (в основном канцелярскими принадлежностями), сдачу в аренду имущества общества.

Основным видом деятельности ОАО «Полеспечать» (по общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 «Виды экономической деятельности») являетсяполиграфическая деятельность, не включённая в другие группировки.

Также наиболее значимыми для ОАО «Полеспечать» являются следующие осуществляемые виды деятельности согласно указанному классификатору:

- Производство писчебумажных изделий;

- Производство гофрированной бумаги и картона, бумажной и картонной тары;

- Производство прочих изделий из бумаги и картона;

- Прочие виды издательской деятельности;

- Печатание газет;

- Брошюровочно-переплётная и отделочная деятельность;

- Производство прочих пластмассовых изделий.

Деятельность, подлежащая лицензированию в соответствии с законодательством Республики Беларусь, осуществляется предприятием на основании лицензий, полученных в соответствии с законодательством.

ОАО «Полеспечать» несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом.

Объекты социальной сферы на балансе ОАО «Полеспечать» отсутствуют.

Товарный выпуск, работы и услуги, выполняемые ОАО «Полеспечать», включают в себя:

– газетный выпуск;

– этикетки среднего класса для винно-водочной, пивной продукции, для безалкогольных напитков, пищевых, кондитерских изделий и т.п., в том числе «сухие» (предполагающие применение клея) и самоклеющиеся этикетки с различными вариантами высечки (прямоугольная, круглая, овальная, форма по желанию заказчика);

– производство картонной упаковки с использованием различных конструктивных решений (по желанию заказчика осуществляется сборка коробок, вставка в них «окошек»);

– картонаж;

– бланочную продукцию;

– календари (листовые, отрывные, перекидные, карманные);

– бумажно-беловые товары (тетради ученические и общие, музыкальные дневники, наборы бумаги и картона, скоросшиватели, блокноты, ежедневники, еженедельники, книжки записные, алфавитные, канцелярские);

– проспекты, афиши и прочую печатную продукцию, предназначенную для продажи юридическим лицам с целью дальнейшего использования в своей деятельности, а также предназначенную для конечных потребителей и реализуемую предприятиям оптовой и розничной торговли;

– работы по созданию оригинал-макета, цветоделению, фотовыводу на пленку, многоцветную печать и переплетные работы (по желанию заказчика для производства продукции может быть использован его собственный оригинал-макет, а также бумага заказчика).

Также предприятие изготавливает наружную рекламу посредством печати на плоттере рекламной информации с фотографическим качеством следующих размеров:

– наружной (360 – 1 440 dpi);

– интерьерной (720 – 2 880 dpi).

Ширина печати – 2 194мм. Печать рекламы осуществляется на бумаге, ткани, баннере, самоклеющейся пленке, строительной сетке и т. п.

Предприятие располагает оборудованием, позволяющим выпускать качественную продукцию.

Главная задача ОАО «Полеспечать» – полное удовлетворение потребностей и пожеланий потребителей в высококачественной продукции. Решение этой задачи сегодня достигается за счет установки высокотехнологического оборудования, поставки высококачественного; сырья и многоступенчатого контроля его качества, современной упаковки и высококвалифицированного персонала.

В макроэкономических условиях, складывавшихся в Республике Беларусь в течение 2014-2015 гг., ОАО «Полеспечать» крайне затруднительно реализовывать чёткую стратегию развития, базирующуюся на удовлетворяющем потребителя рыночном предложении, сбалансированном по ценовому, производственному и логистическому факторам.

Органами управления в ОАО «Полеспечать» являются: общее собрание акционеров (высший орган управления), наблюдательный совет, директор.

Структурная схема подчиненности приведена в приложении А. В структуре имеется 2 уровня управления. Структура управления включает в себя уровень руководства предприятия (директор. заместители директора, начальники отделов) и уровень производственных участков (участок подготовки бумаги, наборно-формный участок, печатный участок, участок беловых товаров, тетрадный участок); вспомогательные службы; торговый дом «Фапол».

В ОАО «Полеспечать» используется линейно-функциональная структура управления (наиболее распространена в республике). Здесь соблюдается жесткая иерархия одного уровня над другим, следствием этого является строгая подчиненность обязанностей.

Управление организацией осуществляется в соответствии с действующим законодательством и уставом на основе сочетания прав и интересов собственника имущества и трудового коллектива организации, а также на основе соблюдения принципов демократии, гласности, активного участия его членов в решении вопросов деятельности.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью осуществляет ревизионная комиссия.

Во главе ОАО «Полеспечать» стоит директор, который осуществляет линейное воздействие на других участников структуры, в частности на руководителей структур, которые в свою очередь, являясь функциональными руководителями, оказывают содействие исполнителям в выполняемых работах. Исполнители, в свою очередь, могут передавать часть своих работ на нижестоящий уровень и выступать по отношению к нему как линейный или функциональный руководитель.

Директор сохраняет за собой выработку стратегии, контроль и общее управление, решение менее значительных проблем, необходимые для этого права и сопряженную с ними ответственность передает подчиненным, обладающим необходимыми знаниями, опытом, заинтересованностью принять участие в управлении.

В следующий уровень управления входят заместители директора.

Специалисты первого профиля объединены в специализированные структурные подразделения. А задачи и функции специалистов, входящих в состав отделов и работающих самостоятельно, а также других управленческих работников отражаются в типовых должностных инструкциях.

Функциональные структурные подразделения находятся в подчинении главного линейного руководителя. Во всех структурных подразделениях ОАО «Полеспечать» обязанности между группами и отделами распределяются на основе положений об отделах, в которых регламентируются не только функции, задания, права и ответственность, но и виды работ, которые должны выполняться в них.

Каждый отдел, подразделение, тесно взаимодействуют между собой, оказывают практическую помощь структурным подразделениям по вопросам, относящимся к их компетенции, запрашивают и получают статистическую отчётность, необходимые материалы, информацию. В каждом подразделении есть делегирование полномочий.

В производственной структуреразделение системы управления на составные части осуществляются по производственному признаку с учетом степени концентрации и специализации производства, а также технологических особенностей. К производственным подразделениямОАО «Полеспечать» относятся производственно-технический отдел, печатный цех, наборно-репродукционный участок и переплетно-брошюровочный участок, в которых осуществляются операции по переработке, превращению основного сырья, полуфабрикатов и материалов в готовую продукцию и протекают стадии производства. Функции управления производственными подразделениями выполняет начальник производственно-технического отдела, в подчинении которого находятся мастера, печатники, резчики, вырубщики размотчики и другие работники.

Таким образом, организационная структура управления ОАО «Полеспечать», сформирована исходя из стоящих перед коллективом предприятия задач, и направлена на рост объема про­изводства, освоение новых изделий, продвижение продукции на новые рынки сбыта.

Анализ производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Полеспечать» за 2013-2015 гг. на основании данных приложений Б-М представлен в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Основные экономические показатели деятельности ОАО «Полеспечать» за 2013-2015 гг.

Показатели Отклонение (+, -) Темп изменения, %
2014 г от 2013 г. 2015 г от 2014 г. 2014 г к 2013 г. 2015 г к 2014 г.
Объем выпуска продукции, млн. руб. - в действующих ценах -8354 113,0 78,2
- в сопоставимых ценах -9909 101,0 71,0
Выручка от реализации продукции, млн. руб. 108,1 104,6
в т.ч.: на внутреннем рынке 108,3 107,6
Себестоимость произведенной продукции, млн. руб. -7225 113,9 79,0
в том числе: материальные затраты -3467 116,3 81,4
Себестоимость реализованной продукции (включая управ-ленческие расходы и расходы на реализацию), млн. руб. 119,1 105,2
Прибыль (убыток) до налогообложения предприятия, млн. руб. в том числе: -201 162,8 93,8
- прибыль (убыток) от текущей деятельности -216 162,1 92,6
- прибыль (убыток) от финансовой и инвестиционной деятельности -1636 -1618 -1431 98,9 88,4
Среднесписочная численность работников, чел. в том числе: -30 -3 85,8 98,4
-промышленно-производственный персонал из него: -28 -3 86,6 98,4
- рабочие -20 -5 89,0 96,9
- служащие -8 70,4 110,5
- непромышленный персонал -2 33,3 100,0
Фонд заработной платы - всего, млн. руб. в том числе: 8830,8 9757,1 926,3 208,9 110,5 102,1
- рабочих 7581,2 8684,9 8741,1 1103,7 56,2 114,6 100,6
- служащих 1124,7 1018,6 1169,2 -106,1 150,6 90,6 114,8

Окончание таблицы 2.1

Среднегодовая стоимость основных производственных средств, млн. руб. 40011,5 1213,5 104,7 103,1
Среднегодовая стоимость материальных оборотных средств, млн. руб. 114,9 124,3
Производительность труда промышленно-производств. персонала, млн. руб. 161,97 211,25 167,88 49,29 -43,37 130,4 79,5
Материалоотдача, руб. 2,12 2,06 1,97 -0,06 -0,08 97,1
Отдача основных производственных средств, руб. 0,91 0,99 0,75 0,07 -0,24 107,9 75,8
Затраты на 1 руб. товарной продукции, руб. 0,89 0,90 0,91 0,01 0,01 100,8 101,1
Затраты на 1 руб. реализованной продукции, руб. 0,94 1,00 1,34 0,05 0,34 105,5 134,6
Среднемесячная заработная плата, руб. - рабочих 128,7 103,9
- служащих 135,9 104,3
Рентабельность производства, % 6,2 8,4 7,5 2,3 -0,9 Х х
Рентабельность продаж, % 5,2 7,8 7,0 2,6 -0,8 Х х
Рентабельность продукции, % 6,5 9,4 11,1 2,8 1,7 Х х

Источник: отчетность предприятия.

Исходя из данных таблицы 2.1, следует, что объем производства продукции ОАО «Полеспечать» в отпускных ценах в 2014 году по сравнению с 2013 увеличился на 4386 млн. руб., темп роста 101,6 %, в сопоставимых ценах объем производства продукции (индекс цен 1,118) увеличился на 350,3 млн. руб.

Объем производства продукции в отпускных ценах в 2015 году по сравнению с 2014 снизился на 8354 млн. руб., в сопоставимых ценах объем производства продукции (индекс цен 1,103) снизился 9908,8 млн. руб.

Выручка от реализации продукции в 2014 году по сравнению с 2013 увеличилась на 3097 млн. руб., в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличилась на 1913 млн. руб.

Наглядно изменение показателей деятельности ОАО «Полеспечать» проиллюстрировано на рисунке 2.1

Исследование коммуникационной политики ОАО «Полеспечать» - student2.ru

Рисунок 2.1 – Выручка и объем выпуска продукции ОАО «Полеспечать» в 2013-2015 гг., млн руб.

Источник: собственная разработка на основании данных организации

Себестоимость продукции в 2014 году, по сравнению с 2013 годом, увеличилась на 4197 млн. руб.; в 2015 году, по сравнению с 2014 годом, снизилась на 7225 млн. руб. Себестоимость реализованной продукции в 2014 году, по сравнению с 2013 годом, увеличилась на 2607 млн. руб.; в 2015 году, по сравнению с 2014 годом, снизилась на 3467 млн. руб. Учитывая повышение объема производства и объема реализации продукции, данную тенденцию можно рассматривать положительно.

Прибыль от текущей деятельности в 2014 году, по сравнению с 2013 годом, увеличилась на 1117 млн. руб.. Однако затем в 2015 году произошло сокращение прибыли от текущей деятельности на 216 млн. руб. Это свидетельствует о том, что эффективность основного вида деятельности – оказания типографских услуг – сократилась.

На протяжении трех лет в ОАО «Полеспечать» наблюдается убыток от инвестиционной и финансовой деятельности, его значение в 2015 году составило 1431 млн. руб. В то же время как положительный факт необходимо отметить сокращение размера убытка на 205 млн руб. за весь анализируемый период.

В результате прибыль до налогообложения ОАО «Полеспечать» выросла с 162 млн руб. в 2013 году до 1268 млн руб. Что можно отметить, как положительную тенденцию. В то же время по сравнению с 2014 годом наблюдается сокращение прибыли до налогообложения на 29 млн руб.

Структуру прибыли до налогообложения ОАО «Полеспечать» в исследуемом периоде наглядно демонстрирует рисунок 2.2.

Исследование коммуникационной политики ОАО «Полеспечать» - student2.ru

Рисунок 2.2 – Структура прибыли до налогообложения ОАО «Полеспечать» в 2013-2015 гг. млн руб.

Источник: собственная разработка на основании данных организации

Среднесписочная численность персонала за анализируемый период снизилась с 212 человек до 179 человек (в том числе промышленно-производственного персонала – снизилась на 31 человека). Данные изменения обусловлены целенаправленной политикой сокращения численности персонала в рамках кадровой политики предприятия с целью совершенствования организационной структуры предприятия.

Фонд заработной платы работников в 2014 году, по сравнению с 2013 годом, увеличился на 926,3 млн. руб.; в 2015 году, по сравнению с 2014 годом, увеличился на 208,9 млн. руб. Увеличение наблюдается по всем категориям работников.

Производительность труда промышленно-производственного персонала в 2014 году, по сравнению с 2013 годом, увеличилась на 49,29 млн. руб.; в 2015 году, по сравнению с 2014 годом, снизилась на 43,37 млн. руб.

Следует заметить, что темп роста производительности труда ниже темпа роста объемов выпуска продукции, что говорит о негативной тенденции развития организации.

Материалоотдача в 2014 году, по сравнению с 2013 годом, снизилась на 0,06 руб.; в 2015 году, по сравнению с 2014 годом, снизилась на 0,08 руб. Это говорит о неэффективности использования материалов и сырья.

Отдача основных средств в 2014 году, по сравнению с 2013 годом, увеличилась на 0,07 руб.; в 2015 году, по сравнению с 2014 годом, снизилась на 0,24 руб., что свидетельствует о снижении эффективности использования основных средств.

Затраты на 1 рубль товарной продукции в 2014 году, по сравнению с 2013 годом, увеличились на 0,01 руб.; в 2015 году, по сравнению с 2014 годом, увеличились на 0,01 руб. Затраты на 1 рубль реализованной продукции в 2014 году, по сравнению с 2013 годом, увеличились на 0,05 руб.; в 2015 году, по сравнению с 2014 годом, увеличились на 0,34 руб., что свидетельствует о снижении эффективности производства.

Рентабельность производства ОАО «Полеспечать» в 2014 году, по сравнению с 2013 годом, выросла на 2,3 п.п.; рентабельность продаж выросла на 2,6 п.п.; рентабельность продукции выросла на 2,8 п.п. Рентабельность производства в 2015 году, по сравнению с 2014 годом, снизилась на 0,9 п.п.; рентабельность продаж снизилась на 0,8 п.п.; рентабельность продукции выросла на 1,7 п.п. Снижение рентабельности является негативной тенденцией.

Для получения максимальной прибыли ОАО «Полеспечать» в 2017 году ставит своими главными целями и задачами на перспективное развитие:

- выпуск новых видов продукции:

- многокрасочные журналы, художественные многокрасочные иллюстрированные издания, полиграфическая красочная продукция на пластиковой основе.

- повышение качества выпускаемой продукции;

- увеличение объема производства;

- замена основных производственных фондов;

- внедрение новых экологически чистых технологий;

- создание новых рабочих мест;

- проведение маркетинговых исследований и изучение конъюнктуры рынка на основе создания современной информационной базы данных о рынке типографских услуг;

- осуществление мероприятий по ресурсосбережению, внедрению современных ресурсосберегающих технологий.

ОАО «Полеспечать» имеет возможность наращивать объемы выполняемых работ, оказываемых услуг, располагает производственными помещениями, оборудованием, транспортными средствами, оснасткой и инструментом, требуемыми для выполнения работ на высоком уровне. Для сохранения достигнутого высокого технического и качественного уровня выполняемых работ, соответствия оборудования требованиям используемых прогрессивных материалов и технологий, необходимо проводить поэтапную реконструкцию производственного оборудования.

В целом динамика показателей финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Полеспечать» за 2013-2015 гг. имеет положительную тенденцию, однако наблюдается снижение некоторых показателей в 2015 году.

В заключение, проведем ситуационный анализ маркетинговой среды ОАО «Полеспечать», который предполагает исследование микро- и макро маркетинговой среды предприятия. Одним из методов проведения ситуационного анализа является SWOT-анализ, который включает в себя анализ сильных и слабых сторон предприятия, а также анализ его угроз и возможностей.

Составим характеристики сильных сторон ОАО «Полеспечать»:

1. Выдающаяся компетентность – коллектив предприятия состоит из профессионалов типографского дела, имеющих многолетний опыт работы в ведущих изданиях региона.

2. Сильный кадровый состав – среди работников ОАО «Полеспечать» большинство имеет большой опыт работы в отрасли.

3. Персональный маркетинг, реклама продукции – непосредственно нацеленный на рынок Гомельской области, где ОАО «Полеспечать» занимает лидирующие позиции.

4. Известный лидер Гомельского типографского рынка, раскрученный бренд, готовая завоеванная аудитория. За 95 лет своего существования в различных политических и экономических условиях ОАО «Полеспечать» удалось не только выжить и сохранить своих клиентов, но и расширить их круг, заслужив репутацию регионального лидера типографских услуг.

5. Изобретательный стратег в функциональных сферах деятельности компании – прекрасно осознавая быстротечные изменения белорусского экономического, политического и медиа ландшафта, ОАО «Полеспечать» стремится развивать и адаптировать новые технологии и творческие подходы, которые позволят заказчикам получать высококлассные услуги.

6. Защищенность от конкуренции – в настоящий момент ОАО «Полеспечать» является типографией, вышедшим в рыночную нишу, в которой ему нет реальных конкурентов.

7. Информационные технологии – печать материалов осуществляется при помощи компьютера и пересылается по сети для печати.

8. ОАО «Полеспечать» обладает политическим ресурсом, связями в администрации области, участвует в формировании «повестки дня» государства – тесное сотрудничество с руководителями ведущих организаций региона.

Далее составим характеристики слабых сторон компании ОАО «Полеспечать»:

1. Более низкая прибыльность по сравнению с годами экономического роста.

2. Наличие неиспользуемых производственных площадей, по которым предприятие уплачивает налог на недвижимость по увеличенной ставке.

3. Низкий средний уровень оплаты труда работников, что способствует оттоку высококвалифицированных кадров.

На основании данных о внешней среде ОАО «Полеспечать», составим характеристики угроз внешней среды ОАО «Полеспечать»:

1. Возможность появления новых конкурентов – существует угроза появления новых более сильных конкурентов.

2. Замедление роста рынка – уже освоен весь рынок региона, появление новых печатных изданий затруднено.

3. Уход рекламодателей от печатных изданий к интернет-изданиям, что сокращает потребность в типографских услугах в регионе.

4. Экономический кризис, представляющий угрозу дальнейшего уменьшения доходов конечных потребителей изданий.

5. Развитие альтернативных источников информации и форм предоставления СМИ - развитии информационных технологий создания, хранения, переработки и представления информации. Полный отказ общества от печатных изданий и переход на электронные издания.

6. Неблагоприятные демографические изменения – уменьшение аудитории изданий, печатающихся в ОАО «Полеспечать».

Далее на основании данных о внешней среде ОАО «Полеспечать», составим характеристики возможностей внешней среды ОАО «Полеспечать»:

1. Улучшение инвестиционного климата в стране, способствующего появлению в регионе новых печатных изданий

2. Расширение деятельности на внешние рынки, в первую очередь на российский рынок.

3. Развитие типографских услуг в сторону рекламного направления.

Наши рекомендации