Оценка коммуникационной эффективности применения технологий сенсорного маркетинга
Для оценки эффективности было предпринято следующее:
· Произведено наблюдение за потребителями в салоне в течение двух месяцев.
· Проведен опрос покупателей в конце первого месяца применения сенсорного маркетинга.
· Проанализированы результаты и сделаны выводы.
Наблюдение
Программа на рабочем компьютере регистрировала количество продаж, в рублях, по наименованиям.
Менеджеры зала* наблюдали за потоком посетителей, так как автоматическое оборудование было установлено только к концу апреля.
По сравнению с мартом, в апреле, когда был внедрен сенсорный маркетинг, наблюдалось следующее:
· Увеличился поток посетителей салона (В среднем в день: март – 53 посетителя, апрель – 68 посетителей), покупателей (В среднем в день: март – 5 покупателей, апрель – 8 покупателей).
· Возросло среднее время пребывания посетителя в торговом зале (В среднем: март – 6 мин., апрель – 10 мин.).
· Покупатели двигались в такт играющей в салоне музыке, быстрее – в пиковые часы, медленнее в остальные.
· Увеличилось количество продаж (особенно подчеркиваемых сенсорными технологиями элементов декора: цветов (запах) – с 128 шт. до 277 шт.; фигурок – с 149 шт. до 201 шт., ваз – с 23 шт. до 34 шт., настольных ламп и люстр (освещение)) – с 6 шт. до 19шт. Итоговая сумма продаж возросла с 721 654,25 руб. за март до 1 003 774,75 руб. за апрель (Прил.14).
· Увеличилось число положительных отзывов о салоне как от покупателей и посетителей, так и от сотрудников салона (о приятной атмосфере во время работы).
Таким образом, наблюдение показало, что технологии сенсорного маркетинга положительно влияют на выстраивание коммуникаций с посетителями и покупателями салона «Full House».
Среди клиентов, которые в течение двух месяцев совершали несколько покупок (от двух и более) и приобрели карту постоянного клиента, в конце апреля был проведен опрос (Прил.15.).
В опросе приняли участие 52 человека**, были получены следующие результаты:
У 23 % покупателей атмосфера салона вызывает «чувство уюта, комфорта», также были ответы: «эстетическое удовольствие», «спокойствия», «вдохновения», «желание немедленно купить что-нибудь».
Салон охарактеризовали как «светлый, яркий», «предлагающий уникальные вещи», «приятный», «атмосферный», «ароматный, цветочный», «качественный (бренд)».
Первую покупку в салоне помнят все респонденты; изменения в атмосфере салона заметило 68%.
58 % считают, что цветовое оформление в салоне может повлиять на покупку; 64 % уверены, что повлиять может аромат; 42 % – звуковое сопровождение.
Готовы совершать незапланированные покупки 54 % опрошенных. Большинство совершает покупки при каждом посещении салона. По популярности покупок расположение товара получилось следующее: цветы, декор, текстиль, мебель.
Предпочитают делать покупки в салоне (а не на веб-сайте) 94 % респондентов. 90 % считают, что представленный товар гармонирует с атмосферой салона.
Таким образом обратная связь с потребителями выявила положительное отношение к атмосфере магазина (и отдельным технологиям сенсомаркетинга); следовательно, разработка комплекса сенсорного маркетинга была выполнена успешно, выстроены коммуникации с целевой аудиторией салона, и повышена лояльность постоянных покупателей, что подтверждает гипотезу о том, что технологии сенсорного маркетинга влияют на поведение потребителей в процессе покупки.
Выводы:
Внедрение комплекса сенсорного маркетинга улучшило эффективность деятельности салона «Full House»:
· За счет применения технологий сенсомаркетинга салон получил рост товарооборота в сумме 209 955,07 руб. или на 26 % больше планового показателя.
· Салон увеличил лояльность покупателей и улучшил ряд показателей своей деятельности* за счет внедрения комплекса сенсомаркетинга.
Таким образом комплекс сенсорного маркетинга – средство прямой мотивации потребителей салона «Full House», влияющее на их поведение, придающее бренду дополнительный вес, и позволяющее дифференцироваться в условиях низкой брендовой идентичности.** Разработанный специально для салона «Full House» комплекс сенсомаркетинга оказался эффективным как при экономической, так и при коммуникационной оценке.
2.3. Рекомендации по внедрению комплекса сенсорного маркетинга в ритейле
Внедрение комплекса сенсорного маркетинга (запах, звук, цвет) в ритейле Екатеринбурга является актуальным подходом на сегодня, поскольку:
· потребители готовы реагировать, переплачивать за комфортную атмосферу;
· ритейл на рынке Екатеринбурга данные технологии профессионально не использует;
· предложение по разработке отдельных технологий существует.
Таким образом, компания, использующая комплекс сенсорного маркетинга, получает конкурентные преимущества, а в результате повышение лояльности своих покупателей и экономические выгоды.
Комплекс сенсорного маркетинга должен быть разработан для конкретного вида ритейла с учетом зарубежных исследований и опыта внедрения аналогичных проектов, видения топ-менеджмента самой компании и результатов исследования ее потребителей.
В результате изучения работ зарубежных исследователей по сенсомаркетингу, эмпирических материалов, проведенных экспертных опросов и опыта внедрения комплекса сенсорного маркетинга в салоне «Full House», а также оценки эффективности внедрения, была разработана модель по внедрению комплекса сенсорного маркетинга для ритейла, состоящая из 4 этапов:
1. Определение концепции магазина с целью создания темы, идеи комплекса.
2. Создание гармонирующей с концепцией темы комплекса сенсорного маркетинга.
3. Разработка и реализация комплекса, включающего запах, звук, цвет и освещение.
4. Организация обратной связи с клиентами и персоналом с целью определения эффективности разработанного комплекса (по воздействию на поведение потребителя).
Разработанная модель представлена схемой процесса реализации технологий сенсорного маркетинга в ритейле на (Рис.2.3.1.).
В схему включены аспекты, объясняющие причины необходимости использования ритейлом сенсорного маркетинга:
· Внешние.
Изменения покупательских привычек потребителей: готовность платить за эмоции, за понравившуюся атмосферу, увеличение незапланированных покупок среди потребителей Екатеринбурга. А также развитие маркетинга, используемого конкурентами.
· Внутренние.
Позиционирование и характер предлагаемого товара, коммуникационные цели ритейлера и потенциальные результаты успешной реализации комплекса сенсорного маркетинга являются мотивами для его внедрения в розничной торговле.
После того, как решение о внедрении сенсорного маркетинга принято, концепция магазина должна быть определена в соответствии с ценностями и целевой аудиторией компании.
Рис. 2.3.1. Реализации сенсорного маркетинга в ритейле
Составлено автором.
Важно понимать, что для эффективности комплекса сенсорного маркетинга необходимо задействовать каждый канал чувственного восприятия (технологии при правильном сочетании и применении в совокупности дают синергетический эффект) (Рис. 2.3.1.) для создания прочной эмоциональной связи с потребителем и целостной атмосферы в торговом зале.
Стоит упомянуть, что при решении использовать сенсорный маркетинг в торговом зале ритейлер на рынке Екатеринбурга может понести следующие затраты, кроме оплаты по договору:
· транзакционные издержки (компании, оказывающие услуги по разработке отдельных технологий сенсорного маркетинга мало известны);
· временные затраты (например, ожидание написания уникальной функциональной музыки в профессиональной студии может составить неделю).
Для увеличения осведомленности игроков и снижения транзакционных издержек, компании, предлагающие отдельные технологии сенсорного маркетинга (аромамаркетинг, функциональную музыку) должны повысить информированность ритейла об имеющихся услугах и выгодах использования данных технологий, либо ритейлерам следует разрабатывать комплекс сенсомаркетинга с учетом возможных транзакционных и временных затрат.
После внедрения комплекса сенсорного маркетинга ритейлеру необходимо поддерживать обратную связь как с потребителями для возможности постоянно совершенствовать атмосферу в соответствии с предпочтениями целевой аудитории, так и с персоналом, потому что они являются представителями компании и важным компонентом торговой среды.
Для оценки коммуникационной и экономической эффективности применения технологий сенсорного маркетинга ритейлер может использовать методы, предложенные в п.1.3. данной работы, практическая применимость которых была доказана на примере салона «Full House» в п.2.2.
Все вышенаписанное дает основания полагать, что внедрение комплекса сенсорного маркетинга ритейлером на данном этапе развития маркетинга в г. Екатеринбург дает безусловное получение преимуществ:
· отстройку от конкурентов, создание сильного с точки зрения потребителя бренда;
· увеличение комфорта пребывания посетителей в торговом зале;
· улучшение индивидуального восприятия бренда торговой точки и коммуникаций между потребителем и ритейлером.
Кроме того, согласно приведенному в п.2.2. анализу обратной связи с потребителями салона «Full House», правильно разработанная атмосфера будет увеличивать воспринимаемое качество представленного товара, побуждение к покупке, запоминаемость бренда ритейлера и, как итог, приток новых и лояльность постоянных клиентов, увеличение продаж и прибыли.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Традиционные методы ATL и BTL уже не приносят желаемого результата компаниям – их эффективность снижается с каждым годом, так как современные потребители становятся мало подвластны стандартным методам рекламного воздействия. Также условия жесткой конкуренции, связанной с развитием и ростом отечественных, приходом западных розничных сетей на российский рынок, делают необходимостью повышать конкурентоспособность ритейла, находить и реализовывать эффективные технологии увеличения лояльности потребителей.
Новые технологии и методы воздействия на потребителя, способные обойти рациональные фильтры и барьеры, скептицизм, и обратиться прямо к подсознанию относятся к TTL. К их числу относится сенсорный маркетинг – одно из наиболее перспективных направлений воздействия на поведение потребителя.
Воздействие на такие чувства потребителя, как слух, зрение, обоняние оказывается наиболее эффективным, поскольку позволяет повлиять на поведение потребителя на подсознательном уровне, без прямого контакта: даже ощущая сенсорное воздействие, как правило, потребитель не отдает себе отчет в том, что с помощью такого воздействия его стимулируют к некоему желаемому для ритейлера поведению.[142]
Таким образом цель исследования, которая заключается в изучении теоретических и практических аспектов технологий сенсорного маркетинга как средства повышения потребительской лояльности и покупательской активности была реализована. Основные результаты:
1. Изучены теоретические основы развития сенсорного маркетинга, тенденции к актуализации, преимущества его использования в ритейле.
2. Рассмотрены зарубежные эмпирические исследования сенсорного маркетинга, которые подтверждают эффективность применения сенсотехнологий в практике ритейла: выделены основные технологии – запах, звук и цвет, поскольку они позволяют влиять на поведение потребителей на подсознательном уровне, без прямого контакта; изучены особенности их разработки, применения и воздействия на потребителя.
3. Разработаны методы оценки коммуникационной и экономической эффективности применения технологий сенсорного маркетинга в ритейле в качестве инструмента мерчандайзинга и средства по стимулированию продаж.
4. Разработана стратегия эмпирических исследований в рамках которой были проведены следующие мероприятия:
· Мониторинг потребителей г. Екатеринбург.
· Исследование маркетинговых и рекламных агентств, специализирующихся компаний (экспертные опросы, кабинетные исследования).
· Исследование ритейла (checklist).
· Внедрение комплекса сенсорного маркетинга в салоне «Full House».
· Оценка эффективности применения технологий сенсорного маркетинга в салоне «Full House».
В результате исследований, проведенных при написании данной работы, выяснилось следующее:
· Потребители Екатеринбурга готовы воспринимать технологии сенсорного маркетинга, переплачивать за комфортную атмосферу; и такие технологии как музыка, цвет и запах оказывают влияние на их поведение в большей степени в процессе совершения покупки, что должен учитывать ритейл.
· Предложение на рынке Екатеринбурга по разработке комплекса сенсорного маркетинга не сформировано, однако существуют компании с услугами по разработке отдельных технологий.
· Ритейлеры Екатеринбурга не осведомлены о комплексе сенсорного маркетинга и использовать его не готовы, местечково внедрены лишь отдельные технологии и в большинстве случаев на непрофессиональном уровне, без экспертных рекомендаций, исследований и без профессионального оборудования.
· Внедрение комплекса сенсорного маркетинга в ритейле на рынке Екатеринбурга коммуникационно и экономически эффективно: потребитель воспринимает технологии, реагирует увеличением количества транзакций и повышением лояльности.
5. На основе изученных исследований, экспертных опросов и опыта внедрения комплекса сенсорного маркетинга в салоне «Full House» были разработаны рекомендации, а также разработана 4-шаговая модель внедрения сенсорного маркетинга для ритейла Екатеринбурга.
Дальнейшие исследования могут быть проведены в следующих направлениях:
· Детализация исследования потребителей – привлечение психологических и нейробиологических исследований.
· Кросскультурный анализ реализации комплекса сенсорного маркетинга и его эффективности.
· Создание универсальных комплексных продуктов для различных видов ритейла.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2014. – 736с.
2. Гантер Б. Типы потребителей: введение в психографику / Б. Гантер, А. Фернхам: пер. с англ. Н. Качанова, Л. Царук. – СПб.: Питер., 2001. – 304с.
3. Голубков Е.П. Современные тенденции развития маркетинга / Е.П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2004. – №1. – С. 31-37.
4. Гончарова О. Идут на запах // Ведомости – 2007. – №52. – С.14-15.
5. Гэд Т. 4D-брэндинг: взламывая корпоративный код сетевой экономики / Томас Гэд: пер. с англ. М. И. Аккая. – СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. – 230с.
6. Заворохина Н.В. Использование специфики механизма человека и ольфакторных тенденций в качестве инструмента сенсорного маркетинга. / Н.В. Заворохина // Маркетинг в России и за рубежом. – 2010. – №3. – С. 66-71.
7. Кивва М.П. Влияние атмосферы предприятия розничной торговли на экономические и коммуникативные показатели его деятельности. Проблемы современного маркетинга / Сборник научных трудов под. общ. ред. В.А. Соловьева / М.П. Кивва. – М.: Рос. экон. акад., 2007. – С. 129-134.
8. Климин А.И. Стимулирование продаж / А.И. Климин. – М.: Вершина, 2007. – 272с.
9. Клочкова М. С. Мерчандайзинг. Учебно-практическое пособие / М.С. Клочкова, Е.Ю. Логинова, А. С. Якорева. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 268с.
10. Котлер Ф. 300 ключевых вопросов маркетинга / Филип Котлер: пер. с англ. О. Литвиновой – М.: Олимп – Бизнес, 2006. — 224с.
11. Котлер Ф. Маркетинг 3.0: от продуктов к потребителям и далее – к человеческой душе / Ф. Котлер, Х. Картаджайа, А. Сетиаван: пер. с англ. А. Заякина. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2012. – 240с.
12. Котляревская И.В. Стратегический маркетинг: учебное пособие / И.В. Котляревская. – Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2007. – 214с.
13. Ламбен Ж.Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Учебник / Ж.Ж. Ламбен, И. Шулинг, Р. Чумпитас: пер. с англ. с англ. В. Б. Колчанова – СПб.: Питер, 2010. – 720с.
14. Линдстром М. Buyology: увлекательное путешествие в мозг современного потребителя / М. Линдстром: пер. с англ. Е. Фалюк – М.: Альпина Бизнес Букс, 2010. – 208с.
15. Линдстром М. Чувство бренда. Воздействие на пять органов чувств для создания выдающихся брендов / М. Линдстром: пер. с англ. Н. Яцюк. – М.: Эксмо, 2006. – 272с.
16. Маркетинг по нотам: практический курс на российских примерах / Данченок Л.А. [и др.]. – 3е изд., перераб. и доп. – М.: Маркет ДС, 2010. – 760с.
17. Маркетинговые показатели / Фэррис П. [и др.]: под ред. И. В. Тараненко. – Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2009. — 480с.
18. Ольсевич Ю.В. Экономическая теория и природа человека: становится ли тайное явным? / Ю.В. Ольсевич // Вопросы экономики. – 2007. – №12. – С. 12-17.
19. Пайн Д. Экономика впечатлений. Работа – это театр, а каждый бизнес – сцена / Д. Пайн, Д. Гилмор: пер. с англ. Н. А. Ливинская. – М.: Вильямс, 2005. – 163с.
20. Попов Е.В. Институты сенсорного брендинга / Е.В. Попов, Е.А. Дробышева // Маркетинг. – 2010. – №6. – С.119-125.
21. Прахалад К. Пространство бизнес-инноваций. Создание ценности совместно с потребителем / К. Прахалад, М. Кришнан. – М.: Альпина Паблишерз, 2011. – 258с.
22. Птуха К. Эмоциональные продажи. Как увеличить продажи втрое / К. Птуха, В. Гусарова. – М.: Альпина Паблишер, 2013. – 188с.
23. Робертс К. Бренды будущего / К. Робертс: пер. с англ. Ю.О. Анохиной. – М.: РИПОЛ классик, 2005. – 224с.
24. Тихоновский В.Г. Торговая реклама и основы декорирования. Учебник. – В.Г. Тихоновский. – М.: Высшая школа, 2007. – 157с.
25. Трайндл А. Нейромаркетинг. Визуализация эмоций / Арндт Трайндл: пер. с англ. А. Гордеевой. – М.: Альпина Паблишер, 2011. – 112 с.
26. Тюрин Д.В. Маркетинговые исследования: учебник для бакалавров / Д. В. Тюрин. – М.: Юрайт, 2013. — 342с.
27. Ульяновский А.В. Маркетинговые коммуникации: 28 инструментов миллениума / А. В. Ульяновский. – М.: Эксмо, 2008. – 432 с.
28. Устин В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве / В.Б. Устин. – 2ое изд., перераб и доп. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 239с.
29. Ушакова В. П. Запах маркетинга / В. П. Ушакова // Маркетинг, менеджмент. – 2006. – №1. – С. 38-45.
30. Шмитт Б. Эмпирический маркетинг: Как заставить клиента чувствовать, думать, действовать, а также соотносить себя с вашей компанией / Б. Шмитт: пер. с англ. К. Ткаченко. – М: Фаир-пресс, 2001. – 400с.
31. Энджел Дж. Ф. Поведение потребителей: учебник / Д. Ф. Энджел, Р. Д. Блэкуэлл, П. У. Миниард: пер. с англ. Т. Принцевой, С. Жильцова, М. Бугаева, Д. Раевской. – СПб.: Питер, 2000. – 759 с.
32. Areni C.S., Kim, D. The influence of in-store lighting on consumers’ examination of merchandise in a wine store // International Journal of Research in Marketing. – 1994. – № 11. – Pp. 117-125.
33. Aitamer G., Zhou Q. Motives and Guidance for the Use of Sensory Marketing in Retailing // Master’s Thesis of Karlstad Business School. – 2011. – 84p.
34. Beverland M., Lim E.A.C., Morrison M., Terziovski M. In-store music and consumer-brand relationships: Relational transformation following experiences of (mis)fit // Journal of Business Research. – 2006. – №59. – Pp. 982-989.
35. Bitner M.J. Servicescapes: The Impact of Physical Surroundings on Customers and Employees // Journal of Marketing. – 1992. – №56. – Pp. 57-71.
36. Caldwell C., Hibbert S.A. Play that one again: the effect of music tempo on consumer behavior in a restaurant // European Advances in Consumer Research. – 1999. – Vol.4. – Pp. 58-62.
37. Chebat J.-C., Morrin, M. Colors and cultures: Exploring the effects of mall décor on consumer perceptions // Journal of Business Research – 2007. – №60. – Pp. 189-196.
38. Eroglu S. A., Machleit K. A., Chebat J-C. The Interaction of Retail Density and Music Tempo: Effects on Shopper Responses // Psychology & Marketing – 2005. – №22. – Pp. 577- 589.
39. Garlin F.V., Owen, K. Setting the tone with the tune: A meta-analytic review of the effects of background music in retail settings // Journal of Business Research. – 2005. – №59. – Pp. 755-764.
40. Gonzalez L.M. The Impact of Ad Background Color on Brand Personality and Brand Preferences // California State University published. – 2005. – №12. – Pp. 57-63.
41. Gueguen N., Jacob C. Music Congruency and Consumer Behavior: An Experimental Field Study // Journal of Retailing. – 2010. – №77. – Pp. 273-289.
42. Herrmann A., Zidansek M., Sprott D., Spangenberg E. The Power of Simplicity: Processing Fluency and the Effects of Olfactory Cues on Retail Sales // Journal of Retailing. – 2012. – №23. – Pp. 215-229.
43. Haugtvedt C.P., Herr P.M., Kardes F.R. Handbook of consumer psychology. – New York: Psychology Press, 2008. – 1274p.
44. Hultén B., Broweus N., Dijk M. Sensory Marketing. – New York: Palgrave Macmillan, 2009. – 198p.
45. Johnston R., Kong X. The customer experience: a road map for improvement // Managing Service Quality. – 2011. – № 21. – Pp. 5-24.
46. Kellaris J.J., Kent, R.J. The influence of music on consumers' temporal perceptions: does time fly when you are having fun? // Journal of Consumer Psychology. – 1991. – № 1. – Pp. 365-370.
47. Krishna A. An integrative review of sensory marketing: Engaging the senses to affect perception, judgment and behavior // Journal of Consumer Psychology. – 2012. – № 22. – Pp. 332 – 351.
48. Krishna A., Customer Sense: How the 5 Senses Influence Buying Behavior. – New York: Palgrave Macmillan. – 2013. – 208p.
49. Krishna A. Sensory Marketing: Research on the Sensuality of Consumers. – New York: Routledge. – 2009. – 189p.
50. Leimgruber P. Scent marketing: the effectiveness of complex vs. simple scents. – Saarbrücken:Verlag Müller. – 2010. – 88p.
51. Lin I. Y. Evaluating a servicescape: the effect of cognition and emotion // Hospitality Management – 2004. – №23. – Pp. 163-178.
52. Litt A., Shiv B., Manipulating basic taste perception to explore how product information affects experience // Journal of Consumer Psychology – 2012. – Vol.22, Issue 1. – Pp. 55–66.
53. Michon R., Chebat J-C., Turley, L.W. Mall atmospherics: the interaction effects of the mall environment on shopping behavior // Journal of Business Research – 2005. – №58. – Pp. 576-583.
54. Oakes S. Musical tempo and waiting perceptions // Psychology and Marketing. – 2003. – №20. – Pp. 685-705.
55. Porter L., Golan G. J. From Subservient Chickens to Brawny Men: A Comparison of Viral Advertising to Television Advertising // Journal of Interactive Advertising. – 2006. – №6. – Pp. 26–33.
56. Summers T. A., Hebert, P. R. Shedding some light on store atmospherics Influence of illumination on consumer behavior // Journal of Business Research – 2001. – №54. – Pp.145-150.
57. Yalch R.F., Spangenberg, E.R. The Effects of Music in a Retail Setting on Real and Perceived Shopping Times // Journal of Business Research. – 2000. – №49. – Pp. 139-147.
58. Zemke D. M. V., Shoemaker S. Scent across a crowded room: Exploring the effect of ambient scent on social interactions // International Journal of Hospitality Management. – 2007. – №26. – Pp. 927 - 940.
59. Аромамаркетинг. – www.aromatik.ru.29.01.14.
60. Ароматы вашего успеха. – www.aroma-market.com.03.02.14.
61. Денисенко Я. Сенсорный брендинг. Узнаваемость бренда по отдельным составляющим. Официальный сайт агентства Аромареклама. – 2007. – www.aromareklama.ru.03.02.14.
62. Официальный сайт Арадхны Кришны. – www.aradhnakrishna.com.21.03.14.
63. Официальный сайт компании «Planet Retail Ltd». – www1.planetretail.net.14.04.14.
64. Официальный сайт «Full House» Екатеринбург – www.fhouse.biz.05.05.14.
65. Речкалова О., Коршунова Н. Покупки под музыку / Торговое оборудование: сетевой журн. – 2010. – www.marketradio.ru.07.02.14.
66. A leading full-text scientific database. – www.sciencedirect.com. 10.04.14.
67. Academic publisher serving learning and scholarship in higher education and the professional world. – www.palgrave.com.04.03.14.
68. Active and Completed Smell and Taste Research Studies. – www.smellandtaste.org.03.02.14.
Неопубликованные источники:
69. Развитие и внедрение технологий сенсорного маркетинга в ритейле на Российском рынке [Экспертный опрос Макаровой М. с Сажиной Я., коммерческим директором компании «AromaGroup», ведущим российским экспертом по аромамаркетингу, действительным членом Scent Marketing Institute USA. 28.02.14.].
70. Развитие и внедрение технологий сенсорного маркетинга в ритейле на Российском рынке [Экспертный опрос Макаровой М. с Курбетьевой К., директором маркетингового агентства «Бизнес-компас». 18.02.14.].
71. Развитие и внедрение технологий сенсорного маркетинга в ритейле на Российском рынке [Экспертный опрос Макаровой М. с Ряшко М., представителем рекламного агентства «РА Космос». 10.02.14.].
72. Применение технологий сенсорного маркетинга и оценки эффективности их применения в ритейле [Экспертный опрос Макаровой М. с Гилдасом Эйтамером (Gildas Aitamer), ритейл-аналитиком «Planet Retail Ltd»[143] (Frankfurt). Март-апрель, 2014.].
73. ИП «Прутской Артем Владимирович»: Отчет по продажам. – 2014. – 4с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Семантика цвета
Цвета ахроматической оси
Белый | холодный и чистый цвет. Он хорош тем, что не несет никаких неприятных ощущений и служит отличным фоном для хроматических цветов. |
Черный | цвет самопогружения, с ним приходит ощущение одиночества и изоляции от окружающего мира. Черный цвет часто становится символом неприятия окружающей действительности, стремления к конфликту. Однако, как и белый цвет, служит хорошим фоном для хроматических цветов, которые, взаимодействуя с ним, усиливают свои свойства. |
Серый | нейтральный цвет. Создает ощущение стабильности, побуждает человека к скромности, сдержанности. |
Цвета хроматической оси:
Красный | настраивает на решительность, активность. Он направляет человека на внешний мир, вызывает возбуждение, волнение, беспокойство, желание совершить тот или иной поступок. |
Розовый | под влиянием белого утрачивает активность, напор и сексуальность. Это цвет духовной любви и радости, он усиливает чувства, делает людей более внимательными, ласковыми и чуткими. |
Коричневый | цвет классики и старины, означающие проверку временем, отсутствие легкомыслия. Уважение к традициям и «натуральное» происхождение. Вызывает ощущение стабильности. |
Пурпурный | цвет примирения крайностей. Он служит символом выхода за пределы пространства и времени, символом Сверхсознания. С ним связывают полноту и насыщенность. |
Оранжевый | самый теплый и энергичный цвет, жизнерадостный и импульсивный, дает оптимистический тонус, создает чувство благополучия. |
Желтый | цвет открытости, целеустремленности. Он не только настраивает на коммуникабельность, но и помогает придать уравновешенность эмоциям, обрести внутреннее спокойствие, кроме того, способен «наделить» предмет интеллектом. Привлекает внимание и сохраняется в памяти дольше, чем другие цвета. Однако этот цвет может вызвать ощущение доступности, легкомысленности, изменчивости. |
Продолж. Приложение 1
Темно-желтый | утрачивает под влиянием черного одухотворенность, становится похожим на коричневый. Это цвет ревности, недоверия. |
Теплый желтый | дружеский, теплый, приятный. |
Лимонный | холодный, вызывает чувство незначительности, бесцветности. |
Золотистый | олицетворяет стремление к власти и демонстрации своего превосходства. |
Зеленый | воспринимается как свежий и влажный. Цвет природы, в нем сочетаются сила и равновесие. Оказывает расслабляющее, уравновешивающее воздействие. |
Желто-зеленый | ассоциируется с ранней весной, надеждой и потенциалом. |
Сине-зеленый | цвет сознания и рациональности. Символизирует напряжение воли, контроль над эмоциями. |
Синий | олицетворяет отказ от желаний, покорность, милость, доверие. Этот цвет создает ощущение внутренней силы и гармонии, помогает сконцентрироваться, успокоиться. |
Голубой | цвет мира и всеобщей гармонии, исключительно духовный, не чувственный. |
Бирюзовый | холодный цвет, однако, при сочетании с красным становится нейтральным. |
Фиолетовый | цвет внутренней сосредоточенности. Этот цвет считается цветом магии, интуитивного мышления. |
Приложение 2