Шаблон формулирования стратегии маркетинга
В ____ (указать период) выходим на рынок (указать рынок) с товаром (указать товар). Основными конкурентами являются: ___ (указать конкурентов). Основными потребителями являются: ____(указать). Потребители считают наиболее важными характеристиками товара ___(указать).
Наиболее важные характеристики реализованы у конкурентов на уровне ___ (указать), у заменителей ____(указать). Уровень готовности потребителей к переключению на новый товар ___(указать).
Оцениваемый объем потребления ___ (указать объемы по группам потребителей). Ключевыми характеристиками нашего товарного предложения являются: ___(указать). Основными стратегическими целями являются:
- выход на рынок ___ (указать период) с объемом продаж ___ (указать);
- достижение доля рынка до ___(указать) за запланированный период _____ (указать);
- достижение рентабельности/окупаемости проекта до уровня _____ (указать).
Для достижения целей разработать мероприятия по комплексу маркетинга.
РАЗДЕЛ II ТАКТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ В МАРКЕТИНГЕ
ОПЕРАТИВНЫЙ ПЛАН МАРКЕТИНГА
После того, как разработаны стратегические решения в маркетинге, а именно для выбранного целевого рынка определены стратегия позиционирования и стратегия брендинга, необходимо приступать к разработке тактических решений в маркетинге. К ним относятся решения по комплексу маркетинга: товарная политика, ценовая политика, политика распределения и политика продвижения продукции на рынке (рисунок 8.2).
Рисунок 8.2 – Комплекс маркетинга
Однако при разработке комплекса маркетинга необходимо учитывать, что потребитель воспринимает предложение организации в виде 4С, а именно:
1) сost – затраты потребителя. Потребитель оценивает не столько цену, сколько свои затраты на приобретение и пользование товаром/услугой. Затраты потребителя обычно включают цену покупки, цену потребления и цену утилизации продукта;
2) сonvenience – удобство, доступность. Эффективные товары и услуги должны удовлетворять некую базовую потребность (например в еде), а также нести дополнительные блага для потребителя (вкусно, доступно, питательно, диетически и т. д.), по возможности задействовать наиболее выгодный в каждом конкретном случае комплект уровней товара и включать нужную эмоциональную составляющую (в целом лучше было бы использовать вместо термина «Convenience» термин «Value» – ценность)
3) сommunication – коммуникации. Потребитель ожидает получить достоверную и достаточную информацию о предлагаемом товаре/услуге. Также потребитель хочет постоянной коммуникации;
4) сonsumer/Customer – потребитель/покупатель, клиент. В расширенном виде сюда можно включить не только покупателя и потребителя, но также лиц, принимающих решение о покупке, и лиц, воздействующих на принятие решения о покупке.
Разработанный маркетологами комплекс 4Р должен соответствовать ожиданиям потребителей 4С.
АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ ОПЕРАТИВНОГО ПЛАНА МАРКЕТИНГА
Алгоритм разработки оперативного плана маркетинга представлен на рисунке 8.1.
Рисунок 8.1. – Алгоритм разработки оперативного плана маркетинга
МАРКЕТИНГОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Маркетинговые мероприятия формулируеются по составляющим, представленным в таблице 8.1.
Таблица 8.1 – Содержание маркетинговых мероприятий
Товар | Цена | Продвижение | Распределение |
Ассортиментная политика | Ценообразование | Комплекс коммуникаций | Охват рынка и каналы сбыта |
Качество и конкурентоспособность | Политика скидок и надбавок | Медиапланирование | Логистика |
Электронная составляющая предложения | Ценовая политка сегментов | ||
Сервис | |||
Упаковка, маркировка |
Товарная политика
Что это?
Товарная политика – это комплекс действий, направленных на формирование эффективной производственной программы организации. При этом проводимые мероприятия ориентированы как на долговременную стратегию развития организации, так и на ее текущие возможности.
Товарная политика разрабатывается с учетом спроса и потребностей покупателей, возможностей производства, наличия аналогов товаров на рынке и других факторов.
Зачем это?
При разработке товарной политики осуществляется конкретизация информации, полученной в QFD, в показателях характеристик товара, что далее используется в разработке технологии производства, процессов реализации товара. На основании этой информации осуществляется построение основных процессов организации.
Как это сделать?
При разработке товарной политики необходимо выполнить следующие действия:
1 Пересмотреть и уточнить матрицу QFD (см. параграф 2.6).
2 Разработать ассортиментную политику организации. Описать ассортимент и представить его в виде таблицы (таблица 8.2).
Таблица 8.2 – Показатели ассортимента организации
Широта | Глубина | Длина | Насыщенность | Коэф-т обновления | Коэф-т гармоничности |
Перечисляются все ассортиментные группы | Перечисляются подгруппы в ассортиментных группах | Перечисляются ассортиментные позиции в подгруппах | Указывается количество всех товарных позиций | Рассчитывается как объем новой продукции по отношению к всей продукции организации (в рублях). Чем более коэффициент стремится к единице, тем более интенсивно обновляемым является ассортимент | Рассчитывается как отношение объема продукции гармоничного (однородного) по какому-либо признаку к объему всей выпускаемой продукции. Чем более коэффициент стремится к единице, тем более гармоничен ассортимент |
Оценка ассортимента по предложенным выше в таблице показателям должна проводиться в соотнесении с выявленными пожеланиями потребителей и ассортиментом конкурентов.
3 Определите концепцию упаковки и маркировки товара, опираясь на требования технических регламентов на производство анализируемого вида продукции, Закона о защите прав потребителей. Результаты представьте в виде таблицы 8.3.
Таблица 8.3 – Характеристики упаковки и маркировки изделий организации
Функции упаковки | Способ реализации |
Информационная | |
Формирования спроса | |
Формирование качества |
Продолжение табл. 8.3
Функции упаковки | Способ реализации |
Маркетинговых исследований | Определить элемент упаковки, с помощью которого можно получать обратную связь от потребителя и проводить маркетинговые исследования |
Мерчандайзинга | |
Стимулирования продаж | |
Уровень упаковки | |
Первичная | |
Вторичная | |
Множественная | |
Маркировка | |
Текст | |
Условные обозначения | |
Радиоэлектронный компонент | Определить возможность использования технологий RFID, QR и др. |
4 Разработать политику сервиса.
Политика распределения
Что это?
Политика распределения представляет собой совокупность мероприятий по формированию партий товара, доставки его в места продаж, правильного представления в торговых помещениях.
Существует несколько схем каналов распределения.
1) прямая «производитель–потребитель» (так называемый «канал нулевого уровня»), которая получила свое название из-за отсутствия посреднического звена в цепи сбыта;
2) косвенная, которая представлена многоуровневыми каналами распределения, что включает собственную сбытовую сеть, независимых посредников оптовой и розничной фирмы.
Зачем это?
Политика распределения призвана добавить товар в место продажи конечному потребителю.
Как это сделать?
Для осуществления политики распределения необходимо:
1 Определить цели политики распределения.
2 Определить функции политики распределения.
3 Выбрать структуру каналов распределения. Различные формы маркетинговых каналов могу опираться на один из трех элементов традиционного канала распределения – производитель, торговец или потребитель, но могут иметь и другую основу (рисунок 8.1).
4 Мероприятия по политике распределения представить в виде таблицы (таблица 8.4).
Таблица 8.4 – Мероприятия политики распределения
Форма канала | Цель | Охват рынка | Пропускная способность | Перечень участников | Издержки, связанные с обслуживанием канала | Степень доступа канала | Степень и значимость влияния на восприятие качества товара |
5 Принять решение о структуре каналов распределения.
Рисунок 8.1 – Формы маркетинговых каналов
Политика продвижения
Что это?
Коммуникационная политика – это комплексная система внешних и внутренних коммуникаций по передаче обращения от производителя к потребителю, направленная на предоставление необходимой информации потребителям и обществу об организации и предлагаемых ею товарах/услугах.
В комплекс маркетинговых коммуникаций включается:
1) реклама;
2) связи с общественностью;
3) стимулирование продаж;
4) личные продажи.
Зачем это?
Коммуникационная политика позволяет своевременно предоставлять необходимую информацию покупателям о товарах/услугах организации, формировать предпочтения.
Как это сделать?
Для реализации политики продвижения необходимо:
1 Конкретизировать цели маркетинговой коммуникации.
2 Определить структуру комплекса маркетинговых коммуникаций.
3 По каждому элементу комплекса (рекламе, связям с общественностью и пр.) определить:
− получателя сообщения, т. е. целевую аудиторию;
− цель сообщения;
− содержание сообщения.
4 Сформулировать рекламный слоган.
5 Разработать макет печатной рекламы, рекламы в Интернете, опираясь на модель AIDA.
6 Мероприятия по продвижению представить в виде таблиц 8.5 – 8.6.
Таблица 8.5 – Выбор медиаканалов
Элемент комплекса коммуникаций | Цель | Охват рынка | Стоимость размещения | Стоимость разработки | Период размещения | Сообщение |
Элемент 1 | ||||||
Элемент … |
Таблица 8.6 – Медиаплан
Сообщения | Цель | Охват аудитории | Период |
Сообщение 1 | |||
Сообщение 2 | |||
… |
Ценовая политика
Что это?
Цена представляет собой денежную сумму, запрашиваемую за единицу товара или услуги, или сумму тех ценностей, которые потребитель отдает в обмен на право обладать или использовать товар или услугу.
Зачем это?
Цена – единственный элемент маркетингового комплекса, формирующий доход, тогда как остальные относятся к затратам.
Как это сделать?
Для проведения грамотной ценовой политики необходимо:
1 Опираясь на цели, сформулированные в стратегии, выбрать цели и задачи ценообразования, а именно:
- получение краткосрочной прибыли (относительно высокая цена на изделие);
- завоевание доли рынка (относительно низкая цена, при возможности обеспечения высокого уровня качества);
- лидерство по качеству (относительно высокая цена).
2 При установлении цены следует принять во внимание следующие факторы (таблица 8.7):
- свойства товара. Тип товара (FMSG или др.), качество (набор ожидаемых, нормативных и привлекательных характеристик), бренд (наличие воспринимаемых характеристик) позволят определить диапазон цены;
- производственные факторы. Необходимо рассчитать затраты на производство, определить объем производства, и финансовую устойчивость с тем, чтобы определить точку безубыточности своего проекта;
- государственный контроль. Ограничения, предусмотренные госконтролем, определят конечную цену продукта.
Таблица 8.7 – Факторы, влияющие на цену
Факторы | ||||||||
Производственные | Свойства товара | Государственное регулирование | ||||||
Затраты | Объемы производства | Финансовая устойчивость | Тип | Качество | Бренд | Экономическое регулирование | Фиксация цен | Административные ограничения |
3 Провести анализ цен на товары, представленные конкурентами.
4 Выбрать ценовую стратегию (рисунок 8.2).
Рисунок 8.2 – Виды ценовых стратегий
5 Рассчитать цену следующими способами: на основе себестоимости или на основе ценности для клиента (рисунки 8.3–8.4).
Рисунок 8.3 – Ценообразование на основе себестоимости
При расчете цены исходя из себестоимости необходимо использовать прямой порядок расчета цены.
Рисунок 8.4 – Ценообразование на основе ценности для клиента
При расчете цены исходя из ценности для клиента использовать порядок обратного счета цены.
Сравнить цену со среднерыночной.
6 Провести расчет базовой цены.
7 Адаптировать алгоритм реакции компании на изменение цен конкурентов (рисунок 8.5).
Рисунок 8.5 – Алгоритм реакции компании на изменение цен конкурентов
8 Адаптировать для анализируемого товарного предложения политику повышения цены на товар (рисунок 8.6).
Изменение психологии продаж |
Осознанный риск Стимулы Мастерство ведения переговоров |
Контракты и условия |
Оговорки о «скользящих ценах» Формула «издержки плюс» Уменьшение размеров скидок |
Демонстрация ценности |
Продажа «пакетом» Демонстрация экономической выгоды покупателя Создание торговых марок |
Сегментирование и позиционирование |
Сегментация покупателей по чувствительности к ценам Мультимарочная стратегия Политика, основанная на поощрении потребителей на приобретение более дорогих марок Марки-«бойцы» |
Барьеры, удерживающие покупателей |
Инновации, новые товары, новые маркетинговые концепции |
Рисунок 8.6 – Алгоритм повышения цены на товар
9 Адаптировать для анализируемого предложения тактические методы ценообразования (рисунок 8.7).
Рисунок 8.7 – Виды скидок и надбавок