Коммуникация как процесс обмена информацией это изобретение человека и порождено его потребностью.
Без человека коммуникации нет!
Коммуникация и передача информации это не синонимы, поскольку передаваемые, например, СМИ видеоклипы, радиосюжеты, сообщения в газете это только часть коммуникационного процесса.
Человеческая коммуникация - это многогранный процесс, в основе которого находится сообщение, в которое отправители вложили определенное содержание. По мере продвижения информация воздействует на людей. Но в не меньшей мере и люди воздействуют друг на друга: одних она обучает, другие учатся от других; одних - развлекает, других - разочаровывает и т.д.
В процессе коммуникации возникает множество коллизий в достижении взаимопонимания между источником сообщения и его адресатом, поскольку в каналах информации имеются не только т. н. помехи, шумы, но и сильное влияние воздействующих факторов - отношений людей друг с другом.
Поскольку в основе и содержании коммуникационного процесса находится человек, то эти процессы не могут быть не управляемые
Сегодня общество, находясь под воздействием постоянно нарастающего и непрекращающегося потока сведений, превратилось а «глобальную деревню».
В этом перенасыщенной информационной среде особое место отводится ПР - коммуникациям, которые призваны вести конкурентную борьбу с другими источниками информации, решая при этом следующие задачи:
ü привлечь внимание целевой аудитории; -стимулировать интерес к содержанию сообщения;
ü сформировать потребность и намерение действовать в соответствии с этим сообщением;
ü направлять действия тех, кто ведет себя в соответствии с этим сообщением.
Эти и другие задачи пиаровской деятельности не могут быть решены без управления этими процессами, т.е. без коммуникационного менеджмента
Учитывая выше изложенное, категорию коммуникационный менеджмент можно определить следующим образом:
Коммуникационный менеджмент - это совокупность накопленных в мировой практике принципов, методов, средств и форм влияния коммуникаторов на содержание потоков информационного взаимодействие людей, их групп, общественных и политических формирований в процессе общения с целью решения тактических и стратегических задач по управлению общественными отношениями.
Такое определение коммуникационного менеджмента позволяет сформулировать ряд принципиального плана положений:
ü особенностью коммуникационного менеджмента является то, он не рассматривает систему управления информационным процессом с точки зрения техники (источник, сообщение, передатчик, каналы, помехи, приемник, обратная связь), а акцентирует внимание на социальном аспекте технологии управления, где определяющим компонентом является человеческий фактор;
ü основное предназначение коммуникационного менеджмента - влияние на информационное воздействие людей, их групп и формирований;
ü коммуникационный менеджмент - это управленческий процесс, а информация это то, что передается в ходе процесса;
ü мировая практика управления коммуникационными процессами накопила значительный арсенал приемов, принципов, методов, средств и форм управления информацией;
ü закономерности и принципы создания информации, ее преобразования, накопления, передачи и использования в различных областях человеческой деятельности необычайно велики;
ü под «управлением общественными отношениями» подразумевается решения целевых задач служб паблик рилейшнз.
Исходя из традиционных задач менеджмента, и учитывая особенности человеческих коммуникаций можно утверждать, что функциями коммуникационного менеджмента являются:
ü аналитико-прогностическая (анализ, использования, прогнозирования тенденций);
ü организационно-управленческая (обеспечение целей организации или служб ПР, организаторская и управленческая деятельности по выполнению намеченных планов, оперативная выработка ответных мер и др.);
ü коммуникативно-информационная (достижение взаимопонимания, гармонии, обеспечение руководства организации необходимой информацией);
ü консультационно-методическая (выступает в качестве советника руководителя, кандидата в депутаты и др.).
Ниже и будут раскрыты функции коммуникационного менеджмента, формы, методы и средства их реализации. Но в начале остановимся на ключевой категории в определении понятия «коммуникационный менеджмент» - «потоки информационного взаимодействия».
Опираясь и длительную практику управления, попытаемся проанализировать всю «технологическую цепочку» коммуникационного процесса и разобраться в том, каким образом на каждом его (процесса) этапе можно им управлять.
Обычно в литературе коммуникацию представляется в таком соотношении компонентов: коммуникатор – сообщение – кодирующее устройство - канал - декодирующее устройство - помехи – получатель информации (целевая аудитория) - результат коммуникации – обратная связь.
Менеджеру же по коммуникациям приходиться в основном действовать в рамках следующего «квартета»:
ü коммуникатор,
ü целевая аудитория,
ü ключевое сообщение,
ü каналы коммуникаций.
Каждый из четырех оказывает на потоки информационного воздействия свое влияние, располагая для этого набором определенных средств влияния на сознания людей.
Коммуникататор - это не только и столько источник информации, но и кодировщик для посылаемых сообщений и декодировщик получаемой по каналам обратной связи информации.
Круг обязанностей коммуникатора довольно обширный:
ü он анализирует состояние проблемы, определяет цели и методы предстоящего коммуникационного процесса, вырабатывает формы и методы выявления той публики, в чьей поддержке или взаимопонимании нуждается организация;
ü планирует необходимые коммуникативно-информационные и организационно-финансовые мероприятия;
ü устанавливает и постоянно поддерживает с разными группами людей и организациями соответствующие взаимосвязи;
ü организует подготовку и издание информационных материалов для внешней и внутренней (коллектив организации) публики;
ü устанавливает систему распространения информации через прессу, радио, телевидение, профессиональные издания;
ü совместно со специалистами организует выпуск публикаций, фильмов, фотографий, программ мультимедиа и др.;
ü организует специальные мероприятия: пресс-конференции, выставки, демонстрации, торжественные заседания, награждения и т.п.;
ü организует или сам проводит исследования и оценивает процедуры, связанные с умением работника собирать информацию различными способами, включая работу источниками, анализом статистических данных,
ü интервью и неформальные беседы, исследование возможных специальных исследований общественного мнения; ^ со своими помощниками сканирует публикации в прессе по важным для
ü организации вопросам; ^ устанавливает контакты с журналистами, представителями органов
ü управления, инвесторами, общественными движениями и партиями; > готовит аналитические записки и рекомендации руководству организации. Круг работ, выполняемых коммуникатором, можно расширять. Но даже из обозначенного выше перечня обязанностей видно, что деятельность коммутатора направляется, прежде всего, на определение состава «целевой аудитории».
«Ключевое сообщение» и «каналы коммуникации» - это средства воздействия на аудитории.
Самому же коммуникатору для выполнения своих обширных обязанностей придется использовать весь арсенал средств управления, применяемых в менеджменте. Еще раз подчеркнем, что работа коммутатора с потоками коммуникаций должна внести такие изменения в общественном мнении целевой аудитории, которые должны привести к изменению ситуации.
Цели и задачи коммуникационного менеджмента - работать не просто с населением вообще, а выделять те или иные его сегменты, для которых разрабатываются свои собственные сообщения в соответствии с необходимой именно для них техникой воздействия, которые затем размещаются в каналах коммуникации, используемых этими сегментами аудитории.
Задача коммутатора - определить аудиторию, дифференцированную по всем существенным для данного сегмента потребительского ринка признаками. Эту задачу сподручнее решать маркетологам.
Технологии исследований целевых аудиторий:
ü метод наблюдения,
ü метод анализа документов,
ü метод экспертной оценки,
ü экспериментальный метод,
ü методы маркетинговых исследований (разведочные, описательные, казуальные)
ü методы опроса,
ü метод фокус - группы и др.
Ключевым сообщением можно считать такое сообщение, в котором в максимальном объеме отражаются интересы целевой аудитории. Текстключевого сообщения должен восприниматься массовым сознанием как привычный по форме, занимательный по содержанию, как полезный совет по своему практическому значению.
В научной и учебной литературе нет однозначного подхода к вопросу классификации каналов коммуникаций в коммуникационном процессе.
Одни их делят на две части по направления движения информации: канал прямой информации и канал так называемой «обратной связи».
Другие - делят каналы согласно видового рода коммуникаций: визуальная, вербальная, перформанская(ритуалы), мифологическая, художественная.
Третьи - каналы информации напрямую связывают с двумя большими группами информации: «входящая информация» - исследование общественного мнения, «горячие линии», мониторинг радио и телепередач, личные контакты, консультации и др.; «исходящая информация» пресса, выставки, конференции, рассылка по почте телексу и факсу и др.
Четвертые делят информацию по форме контроля над ней со стороны коммуникататора: на контролируемую и не контролируемую.
Мы специально в приложении привели обширный перечень каналов и средств передачи информации для того, чтобы показать их обилие, и лишний раз подчеркнуть настолько важно точно выбрать тот коммуникационный канал, использование которого даст наибольший эффект по решению управленческой задачи.
Нет.
Совпадения: 13=30=60; 68=79.