Исторические вехи возникновения коммуникации в социуме
Ответы к ГОСу. Материалы 5-го курса (СО-108)
Исторические вехи возникновения коммуникации в социуме
1) Письменность 2) Книгопечатание 3) Электронные масс-медиа
4) Интернет – 4-я волна
Газеты появились в XVII веке (персональный журнализм). Название из Венеции, затем газеты во Франции (художественно-аналитические памфлеты) и так далее по Европе. В Россию газеты (печатные) завез ПетрI в начале XVIII века (В XVI-XVII в. на Руси издавалась рукописная газета «Куранты» в Посольском приказе для информации правительства о зарубежных событиях. Сохранились с 1600). Журналистика в России начала развиваться в XIX веке с распространением журналов.
Барьеры коммуникации: психологические, языковые, социальные
Барьеры коммуникации – это препятствия на пути движения смысла от коммуниканта к реципиенту.
1. Технический барьер в виде шумов и помех в искусственных коммуникационных каналах.
2. Межъязыковый барьер возникает при несоответствии языков, кодовых систем коммуниканта и реципиента. «Вавилонское столпотворение». Межъязыковые барьеры разделяют род человеческий на чуждые и враждующие друг с другом этносы, народы, нации. Способ преодоления межъязыкового барьера – разработка искусственного языка международного общения: эсперанто (основан в 1887 г.). Научное направление интерлингвистика.
3. Социальный барьер возникает между людьми, говорящими на одном и том же естественном языке, но принадлежащими к различным социальным группам. Сущность социального барьера в различии ценностных ориентации, личного психофизиологического и житейского опыта. «Все на одно лицо».
4. Психологический барьер возникает вследствие искажений в восприятии коммуникантом и реципиентом друг друга, неизбежно сопровождающей коммуникацию.
Семиотика языка коммуникации: синтактика, семантика, прагматика
Вербальные коммуникации - это устные и письменные сообщения. Вербальная коммуникация может осуществляться в процессе любой деятельности с помощью различных знаковых способов, например речи, жестов, азбуки Морзе и др. Изучением таких знаковых систем занимается семиотика.
1. Синтактика - отношения между знаками, т.е внутренние свойства систем знаков;
Семиотика - это наука о знаках, исследующая свойства знаковых систем и, соответственно, знаков (естественных и искусственных языков).
Как самостоятельная, цельная наука семиотика появилась в начале XX в. и с самого начала представляла собой метанауку. Она сформировалась в особого рода надстройку над целым рядом наук, оперирующих понятием знака. И одновременно с этим семиотика может рассматриваться в качестве инструмента для всех наук, так как любая наука использует знаки и выражает свои результаты с помощью знаков. Ее статус как единой науки до сих пор остается дискуссионным. С одной стороны, семиотика близка к кибернетике, исследующей процессы связи и управления в живом организме, природе и обществе, а с другой - к лингвистике, изучающей самую полную и совершенную систему связи - человеческий язык. Интересы семиотики распространяются на человеческую коммуникацию (в том числе при помощи естественного языка), общение животных, информационные и социальные процессы, функционирование и развитие культуры, все виды искусства (включая художественную литературу), метаболизм и многое другое.
2. Семантика - отношения между знаками и обозначаемым предметом - внешним миром и внутренним миром человека, т.е. содержание знаков, их смысл;
3. Прагматика – отношение между знаком и человеком, т.е. тем, кто пользуется знаками.
Небольшое лингвистическое мошенничество – замена винительного падежа именительным, характерное для разговорной речи, а также изменение интонации служат причиной появления ложных ожиданий у слушающих. Вместе с дальнейшим «разъяснением» оно повышает экспрессивность рекламы.
Современные СМИ России
Типологическую структуру современных СМИ России определяют следующие факторы.
1. Политический. Еще совсем недавно на повестке дня был актуален вопрос о сверхполитизации российской прессы, которая находилась под влиянием противоборствующих политико-экономических группировок. В настоящее время наблюдается тенденция к усилению роли государства в формировании информационной политики значимых во всероссийском масштабе СМИ. Стремящуюся во власть бизнес-элиту должен остудить горький пример медиа-холдингов Б. Березовского и В. Гусинского.
2. Экономический. Рыночная экономика в сфере СМИ развита недостаточно мощно. Большинство газет, теле - и радиоканалов существуют за счет внешней административной или спонсорской подпитки. Это сводит на нет здоровую конкуренцию - благосостояние зависит не от популярности у аудитории, а от умения ладить с владельцами.
3. Техногенный. Слабое техническое обеспечение редакций, в особенности - региональных, что снижает эффективность и интенсивность их работы.
4. Профессиональный. Утверждение новой русской журналистики на сломе старых идеологических парадигм имело ряд негативных последствий. Свобода слова оборачивалась свободой от этических и моральных норм, элементарных журналистских знаний и навыков. Бурный рост числа СМИ привел к нехватке кадров и падению профессионального уровня. В постсоветской России значительно выросло количество и оперативность информации, но ее обработка производится на низком уровне.
Среди названных факторов главенствует политический, поскольку в России по-прежнему многое, в том числе и система средств массовой информации, зависит от политического климата.
СМИ как предприятие
Любую редакцию газеты или телерадиокомпанию можно рассматривать как предприятие - самостоятельный субъект хозяйствования с правами юридического лица, действующий в условиях самофинансирования и стремящийся получить прибыль путем реализации товара, хотя этот товар и необычный - интеллектуальный, идеологический. Следовательно, как и любое предприятие, редакция СМИ встроена в рыночную экономическую систему. Поэтому теория массовой информации не может не включать экономическую сторону журналистики.
Современная экономика журналистики - это совокупность общественных отношений в области производства, распределения, обмена и потребления результатов журналистской деятельности на основе рыночного механизма хозяйствования. Любой рынок не возможен без конкуренции. Соответственно, цель редакции, чтобы существующие и потенциальные потребители информации позитивно приняли продукт ее творческого производства и "проголосовали рублем" за дальнейшее развитие предприятия.
Материальное обеспечение производства СМИ прежде всего предполагает наличие капитала. Как и в других отраслях экономики, как и в любом ином предприятии речь идет об основном капитале (основных фондах) и оборотном капитале (оборотные средства). В нашем случае, в отрасли СМИ к основному капиталу будут относиться недвижимость (помещения) и средства производства (станки, машины, компьютеры и программное обеспечение, оргтехника, типографское оборудование, транспортные средства, технические средства радио и видеозаписи, устройства обрабатывающие и передающие радио и теле сигнал).
В зависимости от вложения капитала (кто спонсор)
1. Государственные
2. Частные(зависят от частного капитала)
3. Независимые
4. Совместные
В зависимости от организационной структуры: ОАО, ООО, ЗАО, Редакция (Дирекция ТРК), ТОО (товарищество с ограниченной ответственностью), Холдинг, Издательский дом, Концерн
Инфраструктура СМИ (лат. инфра «под, ниже + структура») - система жизнеобеспечения деятельности журналистики. Эта система, с одной стороны, снабжает газеты, журналы, телерадиоорганизации всем необходимым для их успешной деятельности - информацией, техникой, средствами связи и т.д., а с другой - обеспечивает доставку информационной продукции потребителям.
Важнейшими частями инфраструктуры являются:
ü информационные агентства и службы обмена информацией,
ü производственно-технические подразделения,
ü службы связи,
ü система доставки и распространения,
ü институты научного обеспечения работы СМИ и формирования кадров для них,
ü ассоциации издательских и вещательных организаций и лиц,
ü государственные органы, ведущие регистрацию и лицензирование, наблюдающие за правильной реализацией программ деятельности СМИ и т.д.
Задачи СМИ как предприятия:
ü Поиск своей ниши на рынке СМИ (качественное или массовое, дорогое или дешевое, моделирование диалоговых отношений, учет социально-психологических особенностей).
ü На какой технике и где печататься или выходить в эфир? Как удешевить допечатную подготовку?
ü Создание своей службы рекламы (причем работать на рынке квалифицированно, в соответствии с существующими технологиями — данными социсследований по вашей нише, мониторингом рынка рекламы). Отдел маркетинга и рекламы во многих СМИ на планерках кое-что «диктует» творческим отделам.
ü Эффективность работы отдела распространения (взаимоотношения прежде всего с розничной продажей, ибо она — сильный маркетинговый инструмент и индикатор популярности, читательского интереса) или медиапланирование в электронных СМИ и рекламе.
ü Нужно вкладывать деньги в рекламу собственного СМИ (самореклама, РR, редакционные праздники). СМИ должно стать частью жизни города и частью конкретной семьи. Расходы увеличиваются — но с учетом расчетов маркетинговой службы — в период подписной кампании или с начала какого-то периода (после Нового года, с 1 сентября, накануне Дня города).
ü Маркетолог — не чужой человек в коллективе: написать хорошо или снять творчески репортаж одно, а написать, снять хорошо, интересно и еще с учетом требований, вызовов рынка — чуть иное.
ü Не нужно расслабляться — постоянно внедрять что-то новое в работу творческих отделов, отделов распространения, рекламы, не жалеть деньги на маркетинговые исследования (хотя бы в форме игр, «прямых линий», уличных опросов, активизации писем от читателей-зрителей).
ü Важно не замыкаться — впитывать отечественный и зарубежный опыт.
ü По возможности диверсификация (расширение) деятельности — в приложениях или тематических брошюрах (детские, литературные, спецвыпуски, посвященные здоровому образу жизни и т.д.).
ü Мультимедийность: совместные проекты печатных СМИ с электронными.
ü И еще: помнить о новейших технологиях. Перефразируя немодного ныне классика, сформулируем определение: «Что такое настоящий рынок? Равные для всех экономические условия, творческая конкуренция плюс полная интернетизация СМИ».
10. Рынок современной прессы: позиционирование издания, распространение издания, ценообразование, себестоимость, оценка спроса, стимулирование сбыта
Рынок - это не только совокупность существующих и потенциальных покупателей товара или услуги, в более широком плане он определяется как совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров. Рынок может существовать только в том случае, когда он одновременно включает следующие рынки:
а) рынок средств производства;
б) рынок потребительских товаров;
в) рынок интеллектуальных продуктов (открытия, изобретения, передовые идеи);
г) финансовый рынок;
д) рынок рабочей силы.
В последнее время понятие "рынок" все чаще используется метафорически - говорят о "рынке идей", "политическом рынке", а иногда и о рынке как синониме механизма самоорганизации общества.
СМИ представляют собой уникальную индустрию, поскольку производят свой продукт для двух рынков. Первый рынок - это рынок товаров, на котором в качестве товара выступает содержание. Второй - это рынок услуг, и СМИ, организуя для рекламодателей нужные им аудитории, активно на нем конкурируют. Сама медиаиндустрия представляет собой сдвоенный рынок товаров и услуг, а спрос на СМИ необходимо рассматривать отдельно для каждой группы клиентов - аудитории и рекламодателей. Совместить зачастую противоположные запросы этих двух групп, без ущемления интересов одной из них, зачастую бывает очень сложно.
Раньше, до развала социалистической системы, был Госплан, который централизованно каждому предприятию предписывал, какие товары и в каком количество производить, и Госснаб, директивно распределяющий товары по всей стране. Этих учреждений ныне нет, каждое предприятие существует самостоятельно. И теперь предприятию важно выпускать только ту продукцию, которую непременно купит потенциальный покупатель. Для отечественных СМИ стало жизненно важным освоение искусства движения товаров от производителя к потребителю, выработки стратегии действий, превращающей нужды и запросы читателей в доходы редакций.
Переход от плановой системы к рыночной в российских СМИ проходил весьма болезненно. Общий тираж (подписка и розница) каждой из таких газет, как "Комсомольская правда", "Известия", "Литературная газета", "Советская Россия" с 1990 по 1996 г. г. упал в 15 и более раз. А газета "Правда" стала своего рода рекордсменкой - ее тираж "съежился" в 51 раз! Сокращение тиража приводило не только к потере части дохода, но часто к убыточности и последующему банкротству изданий. По данным Союза распространителей печатной продукции и в настоящее время лишь 10% стабильно выходящих в России изданий живут за счет создаваемого информационного продукта, который востребован и оплачен читателями.
Падение тиражей газет и журналов в постсоветской России в основном было связано со снижением платежеспособного спроса населения. Когда из-за снижения доходов большинство российских граждан стало перед выбором: либо удовлетворение своих материальных потребностей (в одежде, пище, жилье и т.д.), либо - информационных, интеллектуальных потребностей; многие (зачастую вынужденно) выбрали первое. Увы, чем больше хочется есть, тем меньше хочется свободы.
И все-таки отечественные СМИ выжили в лихие 90-ые. С одной стороны помогла поддержка государства, не бросившего до конца на самотек важнейшую в идеологическом плане отрасль, с другой развитие рыночных отношений в стране увеличило спрос на рекламу.
Деньги, получаемые от публикации объявлений, оплачиваемых заказчиками - коммерческими и государственными предприятиями, фирмами, организациями и частными лицами стали главным источником доходов газет, радио и телевидения.
После 1991 г. в России началась приватизация, стали возникать коммерческие предприятия, фондовые и товарно-сырьевые биржи, акционерные общества. Из-за отсутствия централизованного распределения фирмы стали искать возможности для быстрой реализации собственной продукции или приобретения необходимых изделий, оборудования через рекламу. Вместе с тем средства массовой информации (газеты - из-за резко возросших затрат на бумагу, производство и распространение изданий, а телевидение и радиовещание - из-за недостаточных государственных субсидий) оказались в критическом положении и путь к спасению от банкротства увидели в рекламной деятельности.
Первые объемы рекламы в российской прессе появились с ноября 1991 г., а первые объемы телевизионной рекламы - с осени 1992. В дальнейшем эти объемы росли непрерывно: если в 1992 г. на рекламу было затрачено 80 млн. долларов, в 1997-ом - 1820 млн. долларов. А в 2003 году рекламные доходы российских СМИ составили почти 2,6 млрд. долларов и по сравнению с 2002 г. увеличились на 31 %, а к концу 2005 года они достигли 4 млрд долларов. Однако в Северной Америке в том же 2003 г. доходы от рекламы были в десятки раз больше - 154 млрд., в Европе - 78 миллиардов долларов. То есть у российского рекламного рынка еще немало резервов.
В России самый дорогостоящий канал рекламы - телевидение. Так, одна минута в информационной программе "Время" на Первом канале с 21.00 до 21.30 стоит столько же, сколько приличная двухкомнатная квартира в Москве. Минута рекламного времени в суперфильме вечером - еще дороже.
Но и в газетах цены достаточно высоки. Причем издания стремятся постоянно увеличивать не только тариф за единицу рекламного места, но и площади для рекламы. Однако закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" ограничивает объем рекламы в газете общего типа 40 % площади номера. В середине 2005 г. для рекламодателей цены за полосу были установлены: "Известия" - 25,5 тыс. долларов, "Коммерсанть" - 19,1 тыс. долл., "Томский вестник" - 60 тыс. руб. Одни издания установили расценки за 1 кв. см. полосы, другие - за модули (обязательный минимум рекламного места, которое рекламодателю следует оплатить). Почти каждое СМИ применяет систему наценок (за место и срочность, редакционную подготовку текста и оригинал-макета объявления, за публикацию на первой или последней полосе, многоцветность) и скидок (при повторе публикаций, покупке целой полосы или определенного числа модулей).
Рекламодателей привлекают газеты с большими тиражами. Но чем выше тираж издания, тем дороже в нем рекламная площадь.
Позиционирование издания
Позиционирование издания является важнейшей среди стадий маркетинга. Чтобы в условиях конкуренции добиться заметного успеха, необходимо практическое комплексное освоение маркетинга как концепции рыночных отношений, управления и поведения на рынке. Маркетинг охватывает всю систему экономических отношений, возникшую в связи с производством, распределением, продвижением и сбытом продукции и всю совокупность экономических, правовых, этических и других отношений между производителем и потребителем.
Маркетинг – это…
…и вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена;
…и общественный процесс, в ходе которого потребители удовлетворяют свои потребности путем взаимообмена - продукта на стоимость; и система анализа, организации, планирования и контроля ресурсов, политики и деятельности фирмы, направленная на удовлетворение определенной группы потребителей;
…и рыночная концепция управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью предприятий, направленная на изучение рынка и экономической конъюнктуры, конкретных запросов потребителей и ориентацию на них производства товаров и услуг;
…и деятельность по обеспечению наличия нужных товаров для нужной аудитории в нужное время по подходящей цене при осуществлении необходимых коммуникаций и мер по стимулированию сбыта.
Концепция маркетинга выражена в лозунгах: "Отыщите потребности и удовлетворите их!", "Любите клиента, а не товар", "Червяк должен быть по вкусу рыбе, а не удильщику", "Производите то, что можете продать, вместо того чтобы попытаться продать то, что можете произвести".
Маркетинг действует при следующих условиях:
1) рынок насыщен товарами, предложение превышает спрос (рынок продавцов уступил место рынку покупателей);
2) существует конкуренция, борьба за внимание покупателя;
3) действуют свободные рыночные отношения, когда никто не ограничивает в выборе рынков сбыта и снабжения, установления цен, определении коммерческой политики и т.д.;
4) внутри предприятия администрация свободна а своих действиях относительно целей фирмы, управленческих структур, окладов сотрудников, премий, распределении средств по статьям бюджета.
При формировании нового медиапродукта важно учитывать состояние рыночного пространства. В каждом конкретном случае следует обращать внимание и на местные обычаи, и на уровень конкуренции, и на привычки аудитории. При позиционировании издания первостепенное значение приобретает анализ рынка. Это сбор и интерпретация данных с целью выяснения, какое место на рынке намерено занять новое СМИ, какие требования могут предъявить к нему потребители.
Первым этапом в разработке маркетинговой политики является постановка целей. Она возможна только после проведения ситуативного анализа, включающего в себя, анализ рынка, его участников, маркетинговых инструментов и окружающей среды. Но внешняя среда постоянно меняется, поэтому важно заранее выявить стратегически важные изменения. Это задача анализа шансов и рисков. С его помощью можно предотвратить негативные последствия и усилить положительные.
Для любого медиапредприятия важно усвоить методику SWOT-анализа. Аббревиатура "SWOT" составлена из первых букв четырех английских слов: strengths - сильные стороны, weaknesses - слабые стороны, opportunities - благоприятные возможности и threats - угрозы. Матричная карта этого анализа выглядит так: Сильные стороны/Слабые стороны/Возможности/Угрозы
При анализе составляются четыре списка, по одному для каждой из этих категорий. Сильные стороны нужно развивать. Над слабыми сторонами нужно работать. Возможности стоит изпользовать. Угрозы нужно устранять.
Позиционирование товара на рынке, тесно связанное с сегментированием - определением характерных черт товара, отличающих его от аналогичных товаров-конкурентов. Если сегментация дает исходные данные для создания и производства товара, который соответствует потребностям и предпочтениям избранного рыночного сегмента, то позиционирование связано с укреплением позиции товара на конкретном сегменте как соответствующего потребностям данных потребителей.
Для кого делается газета (товар)? На кого должно быть рассчитано издание? Ответом на эти вопросы и станет найденный редакцией сегмент, где газету продавать значительно легче. При сегментировании учитываются такие аспекты, как reoграфический (региональный), психографический (образ жизни, тип личности, статус покупателя); поведенческий (повод для покупки, отношение к товару, готовность к его восприятию, осведомленность, заинтересованность); демографический (пол, размер и стаж семьи, доход, занятия, образование, религия, национальность и т.д.).
В 1993 г. в рыночную нишу, где господствовали газеты "Коммерсант-daily" (сегодня это "Коммерсант") и "Деловой мир", неожиданно вторглись "Финансовые известия". Их учредителями были редакции "Известий" и ведущей бизнес-газеты мира "Файнэншл таймс". "Финансовые известия" выдержали конкуренцию и скоро превратились в респектабельное издание тиражом 270 тыс. экз. Редакционная команда, средний возраст которой был всего 30 лет, благодаря надежности публикуемой информации и компетентности комментариев сумела завоевать доверие читателей. Практически в каждом номере "Финансовых известий" публиковались обозрения, посвященные ведущим отраслям экономики, давался анализ статистической информации. Особое место занимал оперативный материал о состоянии дел на мировых сырьевых, товарных, фондовых и валютных рынках, предоставляемый редакцией "Файнэншл таймс", сведения о деятельности ведущих мировых фирм и компаний, полученные из первоисточников. К сожалению, сегодня союз двух редакций распался. Впоследствии газета "Ведомости" похожим способом завоевала себе нишу в деловой прессе и прочно удерживает ее до сих пор.
Удачное позиционирование издания на рынке СМИ - первое условие его дальнейшего успешного развития.
Распространение издания
Распространение периодического издания как бы подытоживает работу коллектива редакции и преследует цель полностью реализовать весь тираж издания и получить наибольший доход. Это стратегия распространения, а тактика - выбор методов распространения и определение в связи с этим структуры тиража. Существуют пять методов - подписка, розница, оптовая продажа, бесплатная доставка издания, распространение через Интернет. Большинство изданий пользуются услугами монополистов - Роспечати и Роспочты. Но обращаются и к альтернативным организациям. Например, редакция газеты "Томский вестник" имеет собственную сеть распространителей газеты, фирма "Рекламный дайджест", выпускающая еженедельную бесплатную газета "Реклама", содержит еще больший штат собственных почтальонов.
Стал хрестоматийным опыт распространения газеты в городе Глазове (Удмуртия). Редакция местной газеты "Красное знамя" открыла для продажи в розницу ларьки и киоски, создала собственную службу доставки газеты подписчикам. Город поделен на 50 участков, каждый из которых обслуживается внештатным помощником редакции, взявшим на себя функции почтальона.
Многие редакции прибегают к помощи уличных распространителей - "ручников": полученные по оптовой цене газеты они продают у станций метро по договорной, делая свой маленький бизнес. Так, заплатив редакции за экземпляр газеты "СПИД-Инфо" 10 руб., "ручник" выручает от его реализации 20 руб.
Любопытно, что в России в конце XIX в. была официально разрешена продажа газет уличными разносчиками, но при этом обязательным было наличие нагрудной бляхи - номерного знака. Известно "дело" 13-летнего мальчика Ефремова, отданного под суд за незаконную торговлю в Петербурге газетами. В 1872 г. полиция задержала мальчика Егора Яковлева, подвергнув его штрафу в 25 копеек, а крестьянский мальчик Павел Голубин, 12 лет, был освобожден от наказания по малолетству. В 1877 г. было оштрафовано 58 разносчиков, а в мае 1878 г. для упорядочения уличной торговли была учреждена первая Петербургская артель газетных разносчиков, организован "Общий склад для разносной торговли произведениями печати".
Сейчас в крупных городах стало привычным бесплатное распространение газет через стойки, расположенные в многолюдных местах (супермаркетах, вокзалах, станциях метро и т.д.).
Ценообразование и себестоимость
Каждая редакция располагает запасами: имуществом и капиталом. Имущество - это основные и оборотные фонды (их денежный эквивалент называют основными и оборотными средствами), а капитал - стоимостное выражение совокупности материальных и финансовых средств редакции. В бухгалтерском балансе имущество (его еще называют связанным капиталом) показывается в активе баланса как основные и оборотные средства, а капитал (собственный и заемный, т.е. взятые редакцией долгосрочные и краткосрочные кредиты) - в его пассиве. Причем, в денежном выражении актив всегда равен пассиву, это равенство называют основным балансовым уравнением. Баланс показывает, какова у редакции ликвидность (ее способность в любой момент заплатить по своим обязательствам). Допустим, была взята ссуда 100000 рублей сроком на 3 месяца (запись - в пассиве), а в кассе редакции и на ее расчетном счете в банке оказалась точно такая сумма, то есть наличность точно совпала с возвратом долга, по которому наступил срок. Это нижний предел ликвидности, и состояние, при котором он был достигнут, называется финансовым равновесием. Равновесие редакции как предприятия определяется ликвидностью в кратковременном периоде, но в долговременном оно зависят от уровня рентабельности производства. Годовую балансовую прибыль (не очищенную от налога) делят на среднегодовую стоимость основных и оборотных средств. В повседневных расчетах обращаются к рентабельности продукции. Это отношение чистой (без налога) прибыли к себестоимости.
В любой редакции сначала рассчитываются себестоимость продукции (издательские расходы): стоимость бумаги, типографских услуг, распространения газеты, гонорар. В последний входит и оплата информации, а также фотоиллюстраций, которые редакция закажет у информационных агентств (ИТАР-ТАСС, Интерфакс и др.).
Но и себестоимость, и прибыль, и рентабельность напрямую зависят от цены.
В каждой редакции цену изданий определяют с учетом: a) издержек производства; б) читательского спроса; в) конкуренции; г) цены услуг смежников и компаньонов (почта, Роспечать и т.д.); д) наличия у редакции других источников прибыли; ж) политической и экономической ситуации, сезона; е) ожидания перемен, связанных с тарифами, налогами, ценами на сырье и т.д.
Основой ценообразования является калькуляция, показывающая величину себестоимости. Задается тираж, и делаются расчеты по общим расходам и расходам, включенным в каталожную цену. После сравнения с рыночной ситуацией устанавливается цена.
Методы ценообразования:
1. Средние издержки плюс прибыль (25%), при этом спрос не учитывается. К такому методу прибегают чаще всего еженедельники. Применять этот метод следует лишь в том случае, если у продавца нет конкурентов. В противном случае у конкурента может оказаться уровень издержек ниже, и ему тогда не составит труда стать лидером на рынке.
2. На основе безубыточности и целевой прибыли. Чертят кривые спроса и предложения, составляют карту финансового прогноза. Редакции не делают ставку на тираж, газеты существуют долгое время.
3. Метод ощущаемой ценности: исследуется поведение потребителей. Используют начинающие редакции.
4. Метод уровня текущих цен. Его используют редакции, обладающие достаточным капиталом.
В редакциях рассчитываются следующие цены на издания:
а) оптовая;
б) каталожная - для подписчиков;
в) розничная (оптовая плюс надбавка продавца);
r) с учетом полных затрат (рассчитывается для того, чтобы имеет представление о пределах уступок, потерь и потребностей в дотациях).
Развитие рекламного рынка позволило перенести на рекламодателя финансирование части издательских издержек и снизило отпускную цену издания. Результатом этого стало снижение ценза платежеспособности и увеличение читательской аудитории, что в свою очередь увеличило привлекательность издания у рекламодателей. Доля рекламных доходов в бюджетах СМИ постоянно увеличивается, поэтому и политику ценообразования целесообразно рассматривать в купе с политикой рекламного размещения.
Журналист – аудитория
1. всемерно защищать свободу прессы;
2. уважать право людей знать правду (своевременно предоставлять им объективную и правдивую информацию о действительности, четко отделяя факты от мнений; противодействовать намеренному сокрытию общественно значимых сведений и распространению заведомо ложных данных);
3. уважать право людей на собственное мнение;
4. уважать моральные ценности и культурные стандарты аудитории (не допускать в своих работах смакование подробностей преступлений, потворство пороку, не оскорблять, в том числе и невольно, национальных, религиозных, нравственных чувств человека);
5. укреплять доверие людей к средствам массовой информации (содействовать открытому диалогу с аудиторией, предоставлять возможности ответа на критику, оперативно исправлять существенные ошибки и т.д.).
Журналист – герой
1. заботиться о непредвзятости своих публикаций (не писать о людях, отношения с которыми могут быть истолкованы как корыстные или пристрастные);
2. уважать как личность человека, ставшего объектом профессионального журналистского внимания (проявлять в общении с ним корректность, такт, выдержку);
3. уважать право человека на неприкосновенность частной жизни (не вторгаться в нее без согласия будущего героя – кроме тех случаев, когда герой является публичной персоной, а его частная жизнь вызывает несомненный общественный интерес);
4. быть верным реальности, не искажать в материале жизнь героя (любая попытка приукрасить или очернить ее усложнит его отношения со знакомыми и в их глазах дискредитирует журналистику вообще и автора публикации в частности);
5. воздерживаться в материалах от любых пренебрежительных замечаний или намеков, способных унизить человека (раса или цвет кожи, национальность, религия, болезни, физические недостатки, ироническое обыгрывание его имени, фамилии, деталей внешности, упоминание о нем, как о преступнике, если это не установлено судом).
Журналист – коллеги
1. уважать общность интересов и целей журналистского содружества (предпочитать их интересам и целям политических или общественных организаций; профессиональная солидарность);
2. заботиться о престиже профессии (не допускать уголовно-наказуемых действий, не принимать подарков, услуг, привилегий, которые компрометируют моральную чистоту журналиста, не использовать служебного положения в личных целях, не отказываться от публикации и не писать заказных материалов в угоду чьим-то корыстным интересам);
3. приходить на помощь коллегам, оказавшимся в трудной ситуации или попавшим в беду;
4. уважать нормативы служебных отношений (дисциплинированность и творческая инициатива, конкуренция и взаимопомощь, поддержание достойного нравственного климата в редакции);
5. уважать чужие и отстаивать свои авторские права, уважать право коллеги на отказ от выполнения задания, если оно противоречит его личным убеждениям и принципам.
Журналист – власть
1. проявлять уважение к власти как важному социальному институту.
2. оказывать информационную поддержку властным структурам (осуществлять прямую и обратную связь между ними и народом);
3. отстаивать право общественности на доступ к информации о деятельности властных структур;
4. разоблачать злоупотребления и проступки лиц, работающих во властных структурах, заботиться о точности и доказательности критики;
5. отстаивать право журналистики на независимость от власти (это важнейшее условие ответственного контроля общества за деятельностью властных структур);
6. опровергать фактами несоответствующее действительности утверждение политиков.
Как вы понимаете, нравственные принципы – не приказ, не закон, и журналисты делятся на тех, кто им следует, и тех, кто ими пренебрегает. Надеемся, все вы собираетесь их соблюдать, однако, напомним, они имеют рекомендательный характер. Но есть нормы, которые журналист соблюдать обязан, невзирая на то, нравятся они ему или нет.
Сопутствующие Законы
Принципиальные основы законодательства о СМИ, на которые опирается Закон о СМИ, содержатся в Конституции Российской Федерации: свобода мысли и слова, запрет на антигуманную пропаганду в различных её проявлениях, запрет на цензуру (ст. 29), идеологический плюрализм (ст. 13), неприкосновенность частной жизни (ст. 23 и 24), свобода творчества (ст. 44)3
Основные главы Закона о СМИ
Закон о СМИ состоит из 7 глав, включающих в себя 62 статьи[1]:
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В ней указаны основные понятия средств массовой информации, упоминается о запрете цензуры и о запрете злоупотребления массовой информацией.
Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Здесь собраны все необходимые сведения о статусе, правах учредителя и регистрации средства массовой информации.
Глава III. РАСПРОСТРАНЕНИЕ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
В данной главе собраны сведения о правилах распространение СМИ, порядке регистрации и получение лицензии на вещание.
Глава IV. ОТНОШЕНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ С ГРАЖДАНАМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ
В четвёртой главе собраны права запроса и получения информации, случаи отказа или отсрочки в предоставлении информации. А также указаны порядок и право на опровержение материала в СМИ, право на ответ.
Глава V. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЖУРНАЛИСТА
Права и обязанности журналиста, порядок аккредитации, указаны недопустимые злоупотребления правами журналиста, а также правила использования скрытой записи.
Глава VI. МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
О доступе к материалам зарубежных средств массовой информации положении зарубежных корреспондентов.
Глава VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Раскрывает порядок ответственность за наруше<