Таможенные формальности в туристской индустрии
Таможенным законодательством Таможенного союза определены следующие понятия.
Товар - любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств - членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки и т.д.
Товары для личного пользования - товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже либо иным способом.
Неделимый товар для личного пользования - товар для личного пользования, весом более 35 килограммов, состоящий из одной единицы или одного комплекта товара, в том числе перемещаемый в разобранном, несобранном, некомплектном или незавершенном виде, при условии, что товар обладает основным свойством собранного, комплектного или завершенного товара.
Сопровождаемый багаж - товары для личного пользования, включая ручную кладь, непосредственно перемещаемые физическим лицом, пересекающим таможенную границу.
Несопровождаемый багаж - товары для личного пользования, принадлежащие физическому лицу, переданные или передаваемые перевозчику по договору международной перевозки (транспортной экспедиции) для фактического перемещения через таможенную границу в связи с въездом этого физического лица на территорию таможенного союза или его выездом с таможенной территории таможенного союза.
При следовании через таможенную границу Таможенного союза воздушным транспортом таможенному декларированию подлежат (заполняется пассажирская таможенная декларация):
1) ввозимые товары, таможенная стоимость которых превышает 10000 евро в эквиваленте и (или) общий вес которых превышает 50 кг;
2) ввозимые и вывозимые наличные денежные средства (банкноты, казначейские билеты, монеты, за исключением монет из драгоценных металлов) и (или) дорожные чеки на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 000 долларов США;
3) ввозимые и вывозимые денежные инструменты (векселя, банковские чеки, ценные бумаги);
4) культурные ценности;
5) вывозимые государственные награды Российской Федерации;
8) животные и растения, находящиеся под угрозой исчезновения, их части, а также полученная из них продукция;
6) оружие и боеприпасы;
7) ввозимые алкогольные напитки в количестве, превышающем 3 литра;
8) наркотические средства и психотропные вещества в виде лекарственных средств по медицинским показаниям при наличии соответствующих документов;
9) радиоэлектронные средства и (или) высокочастотные устройства гражданского назначения, в том числе встроенные или входящие в состав других товаров;
10) технические средства, имеющие функции шифрования;
11) товары для личного пользования, полученные в наследство при условии документального подтверждения факта получения таких товаров в наследство;
12) товары для личного пользования, ввозимые в сопровождаемом багаже, если перемещающее их физическое лицо имеет несопровождаемый багаж;
13) иные товары, определенные таможенным законодательством Таможенного союза.
Физическое лицо вправе по своему желанию декларировать в письменной форме товары, не подлежащие таможенному декларированию в письменной форме.
Таможенное декларирование товаров для личного пользования физического лица, не достигшего 16-летнего возраста, производится лицом, его сопровождающим (одним из родителей, усыновителем, опекуном или попечителем этого лица, а при организованном выезде (въезде) группы несовершеннолетних лиц - руководителем группы).
Непредставление таможенной декларации в отношении вышеуказанных товаров рассматривается как заявление о том, что у физического лица отсутствуют товары, подлежащие таможенному декларированию. Обнаружение при выборочном таможенном контроле товаров, подлежащих таможенному декларированию, влечет за собой привлечение пассажира к ответственности в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза.
Подача пассажирской таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих заявленные в ней сведения.
К таким документам относятся:
1) документы, удостоверяющие личность (в том числе несовершеннолетнего лица);
2) документы, подтверждающие усыновление, опекунство или попечительство несовершеннолетнего лица;
3) документы, подтверждающие стоимость декларируемых товаров для личного пользования;
4) транспортные (перевозочные) документы;
5) документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, в том числе подтверждающие временный ввоз (вывоз) физическим лицом товаров для личного пользования, а также подтверждающие признание физического лица беженцем, вынужденным переселенцем либо переселяющимся на постоянное место жительства;
6) документы, подтверждающие соблюдение ограничений, кроме мер нетарифного и технического регулирования;
7) документы, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать транспортное средство для личного пользования;
8) документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения транспортным средством личного пользования;
9) другие документы и сведения, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
На таможенную территорию Таможенного союза с освобождением от уплаты таможенных платежей можно ввезти товары для личного пользования:
1) таможенная стоимость которых не превышает 10000 евро в эквиваленте и (или) общий вес которых не превышает 50 кг;
2) алкогольные напитки и пиво не более 3-х литров в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста;
3) табак и табачные изделия: 200 сигарет или 50 сигар (сигарилл) или 250 гр. табака, либо указанные изделия в ассортименте общим весом не более 250 гр., в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста;
4) бывшие в употреблении товары, ввозимые беженцами, вынужденными переселенцами, переселенцами;
5) полученные в наследство при условии документального подтверждения факта получения таких товаров в наследство;
6) ввозимые дипломатическими работниками, работниками административно-технического персонала дипломатического представительства или консульского учреждения и членами их семей;
7) ввозимые физическими лицами, направленными на работу в иностранное государство государственными органами, срок пребывания которых за пределами таможенной территории Таможенного союза составил не менее 11 месяцев (при условии документального подтверждения);
8) ввозимые физическими лицами, временно проживавшими за границей не менее 1 года (при условии документального подтверждения), таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 5000 евро;
9) ввозимые обратно на таможенную территорию Таможенного союза в неизменном состоянии, при условии подтверждения их вывоза с территории Таможенного союза;
10) культурные ценности, при условии их отнесения к таковым в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза;
11) урны с прахом (пеплом), гробы с телами (останками) умерших;
12) бывшие в употреблении товары, временно ввозимые иностранными физическими лицами на таможенную территорию Таможенного союза:
- ювелирные изделия (в количестве, необходимом для использования в период временного пребывания);
- предметы личной гигиены (в количестве, необходимом для использования в период временного пребывания);
- фотокамеры, видеокамеры, кинокамеры (в количестве не более 1-ой единицы) и принадлежности к ним (в количестве, необходимом для использования в период временного пребывания);
- переносные кинопроекторы, проекторы для просмотра слайдов (в количестве не более 1-ой единицы) и принадлежности к ним (в количестве, необходимом для использования в период временного пребывания);
- портативные видеомагнитофоны (в количестве не более 1-ой единицы);
- портативная звукозаписывающая и воспроизводящая аппаратура (включая диктофоны), DVD-плееры (в количестве не более 1-ой единицы) и принадлежности к ним (в количестве, необходимом для использования в период временного пребывания);
- переносные проигрыватели грампластинок (в количестве не более 1-ой единицы) и грампластинки (в количестве, необходимом для использования в период временного пребывания);
- носители записи звука, без записи и с записью (в количестве, необходимом для использования в период временного пребывания);
- портативные радиоприемники, флэш-плееры (в количестве не более 1-ой единицы) и принадлежности к ним (в количестве, необходимом для использования в период временного пребывания);
- телевизоры с размером диагонали экрана не более 42 см (в количестве не более 1-ой единицы);
- портативные пишущие машинки (в количестве не более 1-ой единицы);
- бинокли (в количестве не более 1-ой единицы);
- мобильные телефоны (в количестве не более 2-х единиц);
- портативные персональные компьютеры (ноутбуки) (в количестве не более 1-ой единицы) и принадлежности к ним (в количестве, необходимом для использования в период временного пребывания);
- переносные музыкальные инструменты (в количестве, необходимом для использования в период временного пребывания);
- детские коляски (в количестве, необходимом для использования в период временного пребывания);
- детские сидения, закрепленные на сидениях автомобилей (в количестве, необходимом для использования в период временного пребывания);
- коляски для инвалидов (в количестве, необходимом для использования в период временного пребывания);
- инвентарь и принадлежности для спорта, туризма и охоты, воздушные шары (в количестве, необходимом для использования в период временного пребывания);
- портативные диализаторы и аналогичные медицинские приборы, а также расходуемые материалы к ним (в количестве, необходимом для использования в период временного пребывания);
- домашние животные, в том числе предназначенные для охоты, спорта (в количестве, необходимом для использования в период временного пребывания).
При ввозе товаров для личного пользования физическими лицами на таможенную территорию Таможенного союза применяются следующие ставки таможенных платежей:
1) единая ставка 30% от таможенной стоимости товаров, но не менее 4 евро за 1 кг веса, в части превышения стоимостной нормы 10000 евро в эквиваленте и (или) весовой нормы 50 кг – в случае ввоза товаров для личного пользования, таможенная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 10000 евро и (или) вес которых превышает 50 кг;
2) совокупный таможенный платеж – в случае ввоза неделимого товара для личного пользования;
3) единая ставка 22 евро за 1 литр – в случае ввоза этилового спирта в количестве до 5 литров;
4) единая ставка 10 евро за 1 литр в части превышения количественной нормы 3 литра – в случае ввоза алкогольных напитков и пива в количестве от 3-х до 5-ти литров включительно.
Товары для личного пользования, вывозимые физическими лицами с таможенной территории Таможенного союза, таможенными пошлинами, налогами по единым ставкам и совокупным таможенным платежом не облагаются.
Для личного пользования физическое лицо не может вывезти с территории Таможенного союза:
1) рыба и морепродукты (кроме икры осетровых рыб) в количестве более 5 кг;
2) икра осетровых рыб весом более 250 граммов;
К товарам, не являющимися товарами для личного пользования, относятся:
1) природные алмазы;
2) вывозимые товары, в отношении которых установлены вывозные таможенные пошлины;
3) котлы центрального отопления;
4) косилки (кроме косилок для газонов), машины для заготовки сена и т.д.;
5) солярии для загара;
6) медицинская техника и оборудование (за исключением необходимой в пути следования либо по медицинским показаниям) и т.д.
Товары для личного пользования, перемещение которых физическими лицами через границу Российской Федерации, допускается с разрешения государственных органов:
- оружие, его основные части, боеприпасы – разрешение органов внутренних дел (Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД России - г. Москва, ул. Житная, д. 15);
- культурные ценности – разрешительный документ на вывоз культурных ценностей, выдаваемый государственным органом, осуществляющим контроль за оборотом культурных ценностей (Минкультуры России – г. Москва, М.Гнезниковский пер., д. 7/6, стр 1,2);
- животные и растения, находящиеся под угрозой исчезновения, их части, а также полученная из них продукция – разрешение СИТЕС, выдаваемое Росприроднадзором (г. Москва, ул. Б. Грузинская, д. 4/6);
- радиоэлектронные средства и (или) высокочастотные устройства гражданского назначения – разрешение Роскомнадзора (г. Москва, Китайгородский пр-д, 7, стр. 2);
- технические средства, имеющие функции шифрования – нотификация (уведомление), зарегистрированное Центром ФСБ России по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны (г. Москва, ул. Б. Лубянка, 1/3). С перечнем зарегистрированных нотификаций (уведомлений), заполненных изготовителем продукции или лицом, уполномоченным изготовителем продукции можно ознакомиться на интернет-сайте www.tsouz.ru.
22. Особенности и методы ценообразования в деятельности предприятий размещения и питания
Ценовая политика фирмы — это совокупность основополагающих принципов в отношении установления цен, применяемых стратегий и методов ценообразования.
К числу важнейших внешних факторов, которые необходимо учитывать при разработке ценовой стратегии туристского предприятия, относятся:
-соотношение спроса и предложения;
-уровень и динамика конкурирующих цен;
-государственное регулирование как экономики в целом, так и сферы туризма в частности;
-потребители.
Установление цен также во многом определяется имиджем туристского предприятия. Оно, предлагая свои услуги клиентам, должно, прежде всего, заботиться о том, как будут восприниматься потребителем его продукты.
Выявление внешних по отношению к предприятию факторов, влияющих на процесс ценообразования, позволяет ему обоснованно подойти к определению целей ценообразования.
В соответствии с характером целевого рынка и применяемого на нем комплекс маркетинга гостиничного предприятия вырабатывается программа ценовых действий фирмы на рынке. Этот этап включает в себя обширный комплекс взаимосвязанных между собой решений, к которым можно отнести следующие:
а) относительно использования стандартных и меняющихся цен. Стандартные цены устанавливаются на сравнительно длительный отрезок времени. При изменении уровня издержек производства и обращения фирмы чаще изменяют размеры упаковки, массу товара. Переменными ценами фирма реагирует на изменения в издержках и спросе потребителей (например, сезонные изменения цен);
б) относительно использования единых и гибких цен. Единые цены устанавливаются для всех потребителей товаров. При гибких ценах их величина меняется в зависимости от способностей покупателей торговаться или их покупательской возможности;
в) относительно применения концепции взаимосвязи цены и качества, основанной на том, что товар более высокого качества обычно дороже стоит;
г) по оценке престижности или массовости покупок — «престижные» цены всегда велики, они часто отражают психологическую потребность сравнительно небольшой категории покупателей в товарах ограниченного спроса (например, в дорогих автомашинах, меховых изделиях, драгоценностях, турах на фешенебельные курорты), при покупке которых покупатели мало обращают внимание на цену; покупатель значительно острее реагирует на повышение цен на достаточно традиционные товары (например, дешевые автомобили, обычную одежду, продукты питания, недорогие, массовые туры);
д) по поводу использования ценовых линий — применение диапазона цен, где каждая цена отражает определенный уровень качества для различных моделей товаров;
е) по методам приспособления цен к изменяющимся рыночным условиям (скидкам, наценкам, зачетам и т. п.) практике туристского маркетинга наиболее часто применяются нижеследующие методы ценообразования.
Ценообразование на основе издержек (затратный метод) основано на калькуляции издержек производства, обслуживания, накладных расходов, желаемой прибыли. Он часто используется теми предприятиями, которые стремятся в первую очередь получить прибыль от инвестиций. При этом выясняется нижний предел цены, ниже которого она не должна упасть.
Указанный метод ценообразования не принимает во внимание ряд важных факторов:
-уровень спроса на туристский продукт;
-чувствительность клиентов к уровню устанавливаемых цен;
-уровень цен конкурентов.
Все это, несомненно, отрицательно сказывается на правильности выбора цены.
Однако затратный метод имеет и ряд преимуществ. Во-первых, если туристское предприятие может достаточно точно определить структуру своих затрат, то ценообразование на продукты значительно упрощается. Во-вторых, применение данного метода основными конкурентами фирмы создает условия для снижения ценовой конкуренции. И, наконец, в-третьих, у предприятий появляется возможность уделять значительно меньше внимания колебаниям спроса на продукты (конечно, если его уровень и без того достаточно высок).
Ценообразование с ориентацией на уровень конкуренции достаточно характерно для предприятий, работающих в сфере туризма. При этом цены устанавливаются ниже рыночных, на уровне рыночных или выше их в зависимости от требовательности клиентов, предоставляемого сервиса, образа продуктов, реальной или предлагаемой ответной реакции конкурентов. Отличительная особенность фирм, использующих данный метод ценообразования, состоит в том, что они не стремятся сохранить постоянную зависимость между своими ценами и затратами.
Ценообразование с ориентацией на спрос ориентируется на изучение желаний потребителей и установление цен, приемлемых для целевого рынка. Данный метод применяется в том случае, если цена является решающим фактором в приобретении туристского продукта клиентами. При этом выявляется потолок цен — максимальная сумма, которую потребитель будет готов уплатить за данную услугу.
Использование указанных выше методов позволяет определить исходную цену туристского продукта. Однако окончательно установленная цена может существенно отличаться от предлагаемой заранее. Это обусловлено выбором фирмой той или иной ценовой стратегии.