Экономическая ситуация в россии в середине лета 1998 г.
• Величина и структура государственного долга. К августу 1998 г. внутренний и государственный долг (ГКО/ОФЗ) составлял около 390 млрд руб. (по номиналу). Владельцами рублевых гособлигаций на начало августа являлись: ЦБ и Сбербанк (более 50%) и коммерческие структуры (около 20%, в том числе банки - 15%).
• Объем обязательств банковской системы перед нерезидентами. Валютные пассивы на начало августа 1998 г. составили 26 млрд дол., из них 1,2 млрд дол. - по кредитам, депозитам и прочим балансовым обязательствам, 15,2 млрд дол. - по забалансовым срочным контрактам на поставку валюты.
• Структура депозитов населения. Остатки вкладов физических лиц в кредитных учреждениях на 1 июля составляли 165 млрд руб. (из них около 80% приходилось на долю Сбербанка, остальные коммерческие банки владели частными вкладами на сумму около 35 млрд руб.). Рублевые вклады физических лиц в коммерческих банках в зависимости от срока распределялись следующим образом: депозиты до востребования и сроком до 90 дней - 12 - 14 млрд руб., в том числе на счетах до востребования (включая карточные счета) - около 7-8 млрд руб.; более долгосрочные вложения составляли величину порядка 20 - 22 млрд руб. Валютные сбережения в кредитных учреждениях составляли на 1 июля около 5,6 млрд дол. (по курсу 6,24 руб./дол.), в том числе в коммерческих банках (без Сбербанка) - около 3,5 млрд дол. В июле и в первые две недели августа 1998 г. отток средств со вкладов населения резко ускорился даже при учете сезонного роста спроса на наличные рублевые средства. Общий отток вкладов за полтора месяца составил не менее 15 млрд руб., или почти 10% общего объема этого вида сбережений. Угроза нестабильности банковской системы резко возросла.
• Сокращение средств предприятий. Рублевые средства предприятий в банковской системе в это время заметно уменьшались: если на 1 апреля 1998 г. они составляли почти 95 млрд руб., то на 1 июля 1998г. оценивались в 87 млрд руб. (уменьшение в основном затронуло средства на текущих и расчетных счетах - за четыре месяца они сократились на 5,7%). Сокращение оборотного капитала предприятий сопровождалось резким падением производства. Если в первой половине года среднемесячные темпы сокращения промышленного производства составляли 0,8%, то в июле объем производства упал на 6,3%.
В этих условиях были возможны следующие варианты финансовой политики в России (табл. 4.5).
Таблица 4.5
Варианты финансовой политики в августе 1998 г.
Проблемы | Возможные решения | Последствия |
Слабость платежного баланса | Переход к плавающему валютному курсу и /или девальвация рубля | Внешний долговой кризис и инфляция |
Новые кредиты | Отсрочка кризиса | |
Бюджетно-долговой кризис | Эмиссионное финансирование | Валютный кризис, внешний долговой кризис и инфляция |
Новые кредиты | Отсрочка кризиса | |
Банковский кризис | Эмиссионное финансирование | Валютный кризис, внешний долговой кризис и инфляция |
Реструктуризация | Выход из банковского кризиса |
Решения по этим вариантам, объявленные Правительством и ЦБ России 17 августа 1998 г., стали поворотом в экономическом развитии России. Было объявлено о:
1) приостановлении обслуживания, замораживании и начале реструктуризации ГКО и ОФЗ со сроком погашения до 31 декабря 1999 г.;
2) расширении валютного коридора до интервалов 6 - 9,5 руб./дол. и отказе от установления дневных коридоров;
Трехмесячном моратории на выплату внешних долгов.
Весь комплекс принятых решений вызвал серьезные возражения как у инвесторов, так и у предпринимателей, поскольку он означал переход к новой модели финансовой политики, основанной на плавающем валютном курсе. Это положение способствовало увеличению прибыли российских экспортеров и повышению конкурентоспособности российских товаров, а импортеры оказались в проигрышной ситуации, ведущей к банкротству. Кроме того, результатом этих решений являлось резкое ухудшение положения экономических субъектов, имеющих значительные валютные пассивы (это правительство, ряд крупных банков и предприятий, а также производители, использующие импортные ресурсы).
Управленец-маркетолог должен понимать, что эта ситуация должна была повлечь инфляционные явления и соответственно падение уровня жизни населения, что непосредственно повлияло на конкурентное поведение на товарных рынках России. Потребительские цены в 1998 г. увеличились на 84,5% по сравнению с 11 % в 1997 г.*
* Обзор экономической политики в России за 1998 год / С.Б. Авдашева, А.З. Астамович, Д.А. Беляев и др. Бюро экономического анализа. М.: РОССПЭН, 1999. С. 85.
В подобной ситуации управленец-маркетолог должен понимать, что за падением жизненного уровня населения последует снижение объемов сбыта, сокращение доли рынка, что в целом может даже встать вопрос об уходе с данного конкретного рынка или за пределы национального рынка.
Спад физических объемов ВВП в 1998 г. составлял 4,6%, промышленной продукции - 5,2%. Если в первой половине 1998 г. темпы падения производства удерживались на отметке 3-4%, то во второй половине года экономический спад достиг 7-10%. Наиболее пострадали предприниматели в сельском хозяйстве, строительстве, торговле.
В 1998 г. падение реальных доходов и потребления населения составило около 1/4. Резко увеличилось число семей, живущих за чертой бедности. Кризис августа 1998 г. привел к крушению всех без исключения финансовых рынков, рынок ГКО прекратил свое существование. С начала 1999 г. рынок ГКО возобновил свою работу, но остается неликвидным. Фондовый рынок упал до беспрецедентно низкого уровня и также являлся неликвидным. Валютный рынок, хотя и оставался наиболее ликвидным, продолжает функционировать в двойственном «непрозрачном» режиме. Произошел резкий отток капитала из России.
Правительством была предложена система мер по реструктуризации внутреннего долга и наложен мораторий на выплату внешних долгов, что имело отрицательные последствия - утрату доверия со стороны инвесторов, реальные потери банков, нарушение финансовых платежей.
Конкурентное преимущество получило большинство экспортеров, которые успели перевести свои активы в валюту. Мораторий на частные внешние долги позволил олигархам еще более увеличить свои активы. Принятые 17 августа 1998 г. в России решения явились уникальными в истории экономики.
Для управленца-маркетолога такая ситуация требует серьезного анализа и более глубокого прочтения, поскольку валютный кризис был следствием не только экономических причин, но и отсутствия политического консенсуса в стране. Принятые решения противоречат тем ориентирам, которые были ранее заявлены правительством. Спад и финансовые ситуации в отраслях двояко отразились на деятельности предпринимателей. С одной стороны, фирмы, занимавшиеся торговлей, строительством и сельским хозяйством, понесли убытки и вынуждены были сворачивать свою деятельность. С другой стороны, часть предпринимателей, владеющих значительными финансовыми ресурсами и оказавшихся в более выгодном положении по отношению к партнерам, получили возможность с перспективой на будущее приобретать по достаточно низким ценам акции терпящих бедствие компаний.
В стабильной экономической ситуации оценка конкурентного преимущества производится в рамках товарных рынков и не имеет резких отклонений. В ситуации же нестабильности, грозящей перейти в хаос, управленец-маркетолог должен уметь произвести анализ государственной политики и сделать прогноз своего собственного поведения на рынке, а затем либо свернуть деятельность, либо перевести все рублевые активы в валюту или реализовать другие действия, чтобы сохранить присутствие фирмы на рынке.