Выбор альтернативы в условиях неопределенности рыночного пространства

Показатель / Вари-анты Матрица R Транспонированная матрица R' Критерии  
мини-макса макси-макса Гурвича   Лапласа   Сэвиджа    
 
а1 0,9 1,2 2,1 0,4 0,1 0,3 1,0 0,4 0,4 2,1 1,08 1,15 1,0  
a2 1,0 1,5 2,4 0,8 0,7 0,8 2,4 1,44* 1,43* 0,7*  
a­3 -0,3 1,3 3,1 -1,1 1,3 0,2 1,9 -1,1* 3,1* 0,58 0,75 1,9  
a4 -0,5 1,0 3,0 -0,8 1,5 0,5 0,1 1,6 -0,8 3,0 0,72 0,68 1,6  

* Отмечены оптимальные альтернативы по соответствующему критерию.

Из табл. 3.11 видно, что различные критерии по-разному оценивают альтернативы. Какой же из этих критериев наиболее правилен с точки зрения потенциального инвестора? На этот вопрос нет однозначного ответа. Очевидно, что осознанное (или неосознанное) применение того или иного критерия зависит в первую очередь от психологических характеристик самого инвестора. Следовательно, правильным будет тот критерий, который наиболее полно отвечает потребностям и структуре предпочтений этого инвестора.

При выборе альтернативы в условиях риска могут использоваться практически все критерии, действующие в условиях неопределенности. Это, однако, ведет к тому, что часть имеющейся информации о возможных вариантах ситуации останется неиспользованной и, следовательно, выбранная альтернатива может и не быть оптимальной. В условиях риска могут быть использованы следующие критерии:

μ-критерий — представляет из себя не что иное, как расчет математического ожидания случайной величины rij:

Выбор альтернативы в условиях неопределенности рыночного пространства - student2.ru

где рj — вероятность наступления j-го варианта событий.

Применительно к рынку ценных бумаг с помощью μ-критерия сравниваются ожидаемые доходности различных инвестиций;

(μ; δ)-критерий. Очевидный недостаток μ-критерия — непринятие в расчет различий в вариациях результатов при различных альтернативах. При использовании (μ; δ)-критерия дополнительно к математическому ожиданию рассчитывается среднее квадратичное отклонение результатов:

Выбор альтернативы в условиях неопределенности рыночного пространства - student2.ru

Значение (μ; δ)-критерия вычисляется по формуле: (μi + ασi), где α - коэффициент, зависящий от того, насколько маркетолог, принимающий решение, предрасположен к риску. Если α > 0, то это значит, что более высоко оцениваются альтернативы с сильной вариацией возможного результата (т.е. рискованные альтернативы). Если α < 0, то такие альтернативы, наоборот, оцениваются невысоко.

Методы математической статистики позволяют маркетологу выявлять закономерности случайных, стохастических процессов, делать обоснованные выводы и прогнозы, давать оценки вероятности их проявления.

Методы прогнозирования экономических показателей поведения фирмы на рынке

Типы прогнозов. Различают несколько типов прогнозов:

1)прогноз развития экономического показателя на основе данных о его динамике за предыдущие годы;

2)казуальный (причинно-следственный) прогноз, который осуществляется в несколько этапов. Вначале выделяются факторы (независимые переменные), оказывающие влияние на прогнозируемый показатель (зависимую переменную), и их влияние описывается с помощью математической модели. Затем прогнозируется динамика этих факторов. Полученные в результате прогноза значения независимых переменных используются в модели и дают прогноз исследуемого показателя;

3)качественный (экспертный) прогноз. Проводится при наличии достаточно большого количества трудно прогнозируемых факторов.

Наши рекомендации