Анализ и оценка сильных и слабых сторон компании
Внутренние сильные стороны | Внешние возможности фирмы |
• полная компетентность в ключевых вопросах; • адекватные финансовые ресурсы; • хорошее впечатление, сложившееся о компании у покупателей; • признанный лидер рынка; • хорошо проработанная функциональная стратегия; • экономия на товарообеспеченности; • умение избежать (хотя бы в некоторой мере) сильного давления со стороны конкурентов; • более низкие издержки (преимущество по издержкам); • лучшие рекламные кампании; • опыт в разработке новых товаров; • проверенный менеджмент; • большой опыт; • лучшие возможности поставщиков; • превосходные технологии услуг; • другое | • способность обслужить дополнительные группы покупателей или выйти на новые рынки или новые сегменты рынка; • пути расширения товарного ассортимента, чтобы лучше удовлетворять потребности покупателей; • снижение торговых барьеров на привлекательных рынках; • ослабление позиций фирм-конкурентов; • возможность быстрого развития в связи с резким ростом спроса на рынке; • другое |
Внутренние слабые стороны | Внешние угрозы |
• нет четкого стратегического направления развития; • устаревшее оборудование; • низкая прибыльность; • недостаток управленческого таланта и умения; • отсутствие определенных способностей и навыков в ключевых областях деятельности; • плохо зарекомендовавшая себя стратегия компании; • внутренние торгово-технические проблемы; • узкий ассортимент товаров; • низкий имидж на рынке; • плохая сеть поставщиков; • неудовлетворительная организация маркетинговой деятельности; • недостаток денег на изменение стратегии; • более высокие издержки по продаже каждого вида товара, чем у основных конкурентов; • другое | • выход на рынок конкурентов с более низкими издержками; • медленный рост рынка; • неблагоприятное изменение курсов валют или торговой политики правительств; • высокая зависимость от снижения спроса и этапа жизненного цикла развития бизнеса; • растущая требовательность покупателей и поставщиков; • изменение потребностей и вкусов покупателей; • неблагоприятные демографические изменения; • другое |
Организационная стратегия. Организационная стратегия предпринимательской свободы должна полностью учитывать сильные и слабые стороны компании и ее конкурентные возможности. Рискованно следовать стратегическому плану, который невозможно полностью реализовать, используя имеющиеся ресурсы и опыт компании, или выполнению которого помешают ее слабые стороны. Менеджеры компании должны строить ее стратегию на том, что лучше всего получается у нее, и избегать стратегий, успех которых в большой степени зависит от сфер деятельности, в которых компания слаба или ее возможности не проверены.
Секрет стратегического управления. Одним из профессиональных секретов первоклассного стратегического управления является превращение ноу-хау в области технологии управления маркетингом в ключевые достоинства, повышающие конкурентоспособность компании. Главным достоинством компании является то, что она делает особенно хорошо по сравнению с конкурентами.
Например, главными достоинствами компании, обеспечивающими ее предпринимательскую активность в торговом бизнесе, могут быть: торговое мастерство, обеспечивающее реализацию товаров высокого качества; ноу-хау в создании и функционировании систем быстрого и четкого выполнения заказов, возможность обеспечить лучшее послепродажное обслуживание; уникальная способность находить удачные места для мелкорозничной продажи товаров; необычайные возможности по разработке новых торговых услуг; лучшие способности по организации продаж и демонстрации товаров; глубокое понимание нужд и вкусов потребителей, их изучение; оценка новых тенденций развития рынка; необычайно эффективная сбытовая система; большие способности в работе с покупателем в области новых применений продукта; опыт в объединении множества средств, осуществляющих продажу целых семейств новых товаров.
Принцип равноправного партнерства определяет правила отношений в бизнесе. В практике известно немало случаев нарушения данного принципа. Как правило, это завершается конфликтом либо системой жестких конфликтов вплоть до разрушения всякого доверия. Последствия могут быть столь велики, что возникает их лавинообразная цепь, резко отражающаяся на имидже фирмы. Данный принцип является одним из ценностных принципов, на которых базируется предпринимательство.