Цели и задачи внедрения СМК по модели ГОСТ Р ИСО 9001- 2008.

Целями внедрения СМК по модели ГОСТ Р ИСО 9001- 2008 является нормативная поддержка конкурентоспособности поставщика посредством обеспечения его перехода :

- от распорядительного менеджмента к консенсусному;

- от вертикальной иерархии ответственности и полномочий сотрудников к делегированию их на уровень компетенции рабочих мест;

- от дивизионной организации управления к матричной на основе процессного подхода;

- от директивных проверок соответствия деятельности её функциональным критериям к организации её систематического аудита на соответствие плановым критериям результативности всех процессов СМК;

- от поиска виновных за несоответствия к вовлечению персонала для поиска и исключения самих причин несоответствий.

В обеспечение выполнения этих требований необходимо решить следующие задачи:

а) - Для перехода управления предприятия от менеджмента распорядительного типа к консенсусному необходимо воспроизвести в практике поставщика требования ВТО в «Кодексе добросовестной практики применительно к подготовке, утверждению и применению стандартов». Последний, являясь Приложением к Соглашению ВТО «О технических барьерах в торговле», предполагает обязательное применение в нормативной практике процедуры, обязывающей разработчика нормы обеспечить приемлемый баланс мнений, учитывающий мотивацию всех заинтересованных сторон в уровне отстаиваемых ими норм и возможности их выполнения.

б) Для перехода от вертикальной иерархии ответственности и полномочий сотрудников к делегированию их на уровень компетенции рабочих мест необходимо дополнить иерархию должностных отношений сотрудников их отношениями в ролях внутренних поставщиков, потребителей, владельцев и исполнителей процессов. При этом правильно спроектированная СМК реализует функциональность матричной организации управления, посредством делегирования полномочий и ответственности за результативность деятельности на уровень компетенции владельцев и исполнителей процессов.

в) Для перехода к процессной организации менеджмента от матричной необходимо обеспечить наложение на иерархическую структуру функциональности вертикального управления горизонтальных связей управления по процессам. В этом случае достигается использование преимуществ «дивизионного» управления по структуре организации с её управлением по процессам СМК. Подобная методика реализации при процессном подходе т.н. «матричного управления» включает освоение следующих операций:

 определение границ и идентификацию процессов;

 назначение ответственных лиц (владельцев, руководителей процессов) по процессам, посредством управления матрицей ответственности;

 отражения вклада процессного подхода в Положениях о подразделениях и Должностных инструкциях;

 внедрения PDCA- цикла управления процессами, когда функциональность процессного управления будет реализоваться посредством разработки документов двухконтурного управления процессами:

- по PDCA-циклу управления по несоответствиям установленным требованиям;

- по PDCA-циклу управления самими требованиям на процесс.

 планируемого анализа и пересмотра измеряемых показателей результативности процессов или требований на процесс.

г) Для перехода от деятельности по соответствию её функциональным критериям к управлению в терминах регистрируемых данных по планированию процессов, их реализации, мониторингу, контролю, аудиту, корректирующим и предупреждающим действиям по устранению несоответствий необходимо обеспечить постановку деятельности СМК на основе доказуемых и представительных компонентов управления организацией – имеющихся записей и их форм. Согласно п. 4.2.2 ГОСТ Р ИСО 9001, организация, определяя Политику по качеству, РК и шесть обязательных процедур, сама определяет объём другой необходимой документации по процессам, доказывая, однако, их управляемость необходимым массивом записей в БД. Таким образом, управляемость процессно-ориентированной деятельности, обеспечивается посредством представления процессов в терминах генерируемых ими данных. Эта функциональность осваивается в настоящее время на основе современных средств т.н. «информационного моделирования» данных в языках Express G и IDEF/Х, когда БД, предоставляя владельцам процессов «контейнер» схемы регистрации данных, поддерживает управление процессами СМК последовательностью записей по ГОСТ Р ИСО 9001.

д) Для перехода от поиска виновных за несоответствия к вовлечению сотрудников в анализ и устранение причин несоответствий необходимо поощрение среды творчества работников, мотивирование их на приверженность качеству, как основы фирменного бренда.

Наши рекомендации