В. Структура отчета по результатам маркетинговых исследований.
Процесс подготовки отчета и презентации состоит из разработки концепции исследования, анализа данных, интерпретации, выводов и рекомендаций, подготовки отчета, устной презентации, чтения отчета клиентом, работы с клиентом после принятия отчета (проведение при необходимости повторного и/или дополнительного исследования) /1, с. 846–863; 3, с. 695–730; 4, с. 246–255/.
Результаты маркетингового исследования могут быть представлены в виде либо краткого общедоступного изложения существа исследования, либо полного научного отчета. В нем в систематизированной и наглядной форме излагается схема исследования и содержатся детально обоснованные выводы и рекомендации.
Содержание типичного отчета может включать следующие разделы /1, с. 848/:
1. Титульная страница.
2. Сопроводительное письмо (письмо о передаче).
3. Письмо-разрешение на проведение исследований (письмо заказчика).
4. Оглавление.
5. Список таблиц.
6. Список графиков.
7. Перечень приложений.
8. Резюме для руководства (краткое описание основных пунктов):
а) основные данные;
б) выводы;
в) рекомендации.
9. Определение проблемы:
а) причины возникновения проблемы;
б) формулировка проблемы.
10. Концепция исследования (подход к проблеме).
11. План исследования (методология исследования):
а) тип методологии;
б) необходимая информация;
в) сбор данных из вторичных источников;
г) сбор первичной информации;
д) разработка анкеты, пилотный опрос;
е) методы определения выборки;
ж) полевые работы.
12. Анализ данных:
а) методология;
б) план анализа данных.
13. Результаты.
14. Ограничения.
15. Выводы и рекомендации.
16. Приложения:
а) анкеты и формы наблюдения;
б) статистические результаты;
в) литература.
Итогом проведенного маркетингового исследования является разработка аргументированных и достоверных, направленных на решение исследуемых проблем выводов и рекомендаций.
2в. Требования к стилю изложения отчета – правила по написанию отчета (легкость чтения, презентабельность и профессиональный внешний вид, объективность, подкрепление таблицами и рисунками, краткость), оформлению таблично-иллюстративного материала.
В отчете по результатам маркетинговых исследований должны быть использованы понятные термины и определения, применяемые в данной области науки. Представленная информация должна быть точной, объективной и достоверной. Таким требованиям отвечают, как правило, научные факты, содержащиеся в официальных изданиях, публикациях от имени государственных учреждений, ведущих ученых, материалах научных конференций, статистической отчетности Агентства по статистике Республики Казахстан, а также первичная информация, собранная исследователем.
Отчет следует излагать научным стилем. Стиль научной речи – безличный монолог, изложение ведется от третьего лица, авторское «я» не используется.
Цифровой материал сводится в аналитические таблицы или может быть представлен в виде графиков и диаграмм, иллюстрирующих состав, структуру и динамику исследуемого объекта за исследуемый период. Показатели приводятся как в тексте работы для иллюстрации отдельных положений и выводов, так и приложениях.
К содержанию таблиц предъявляются следующие требования: название, нумерацию; название таблицы должно отражать ее содержание, включать название организации, показателя, годы; сопоставимость данных, их однородность; точность данных; логичность построения; наличие единиц измерения показателей; наличие данных за последние годы, как правило, за последние 3-5 лет; отражение динамики роста или снижения показателей последнего годы в процентах к базисному и предыдущему с анализом, если рост/уменьшение показателя больше 200%, то указать изменение в разах; таблицы в основном тексте не должны быть чрезмерно громоздкими. Значительный по объему цифровой материал, особенно в развернутых таблицах, необходимо вынести в приложение.
Требования к графикам: с помощью графиков устанавливаются функциональная взаимозависимость величин, по осям координат должны быть указаны условные обозначения; максимальная наглядность; четкое и выгодное расположение; наличие единиц измерения и условных обозначений; графики помещаются сразу после словесного описания его текста.