В. Схема проведения маркетинговых исследований.

Основным принципом маркетинга является лозунг «Производить то, что продается, а не продавать то, что производится». Поэтому планирование маркетинговой деятельности и оценка ее эффективности должно осуществляться на основе результатов маркетинговых исследований, проводимых для выявления степени удовлетворенности потребителей качеством продукции и обслуживания, уровня конкурентоспособности и реализации плана маркетинга хозяйствующего субъекта.

Маркетинговые исследования – это систематический и объективный процесс идентификации, сбора, анализа и распространения информации, направленный на повышение эффективности выявления и решения маркетинговых проблем (возможностей). Основная цель их заключается в создании информационно-аналитической базы для принятия маркетинговых решений и снижения уровня неопределенности, связанной с ними. Задача – в оценке информационных потребностей и обеспечении объективной, надежной, обоснованной, своевременной информацией, отражающей истинное состояние дел хозяйствующего субъекта. Предметом такого исследования является маркетинговая деятельность на рынке, а также рыночные процессы, каким-либо образом связанные с ней. Объектом может выступать сам хозяйствующий субъект, маркетинговая среда его функционирования, рынок, на котором он проявляет конкурентную активность, а также проводимые им маркетинговые усилия в области товарной, ценовой, коммуникационной и сбытовой деятельности.

Репрезентативная информация, полученная в ходе маркетинговых исследований, является источником принятия эффективных управленческих решений; составления плана маркетинга, включающего цели и стратегии, основанные на учете требований потребителей и рынка; ревизии, аудита, контроля и путей повышения эффективности маркетинговой деятельности. В этой связи можно констатировать, что маркетинговые исследования выступают как коммуникационный канал, связывающий хозяйствующий субъект и его маркетинговую среду. Взаимосвязь и роль маркетинговых исследований наглядно видна на рисунке 1.

Маркетинговые исследования выполняют информационно-связующую роль во всех этапах управленческого процесса и служат надежной информационной базой для планирования, разрешения проблем и контроля маркетинговой деятельности хозяйствующего субъекта.

Потребность в проведении маркетинговых исследований возникает в случаях, когда хозяйствующий субъект:

– не достиг поставленных корпоративных и/или маркетинговых целей;

– оценивает эффективность конкурентных стратегий и конкурентной активности (общая конкурентная матрица, модель конкурентных сил, матрица конкурентных преимуществ, модель реакции конкурентов);

– планирует реализацию стратегий роста (матрица Ансоффа, матрица внешних приобретений);

– разрабатывает новые портфельные стратегии, связанные с инвестиционными проектами (матрица БКГ, матрица
Джи-И-Маккензи);

– выбирает функциональные стратегии, связанные с сегментированием и позиционированием (перепозиционированием);

– осуществляет контроль, ревизию и аудит реализации инструментальных стратегий, позволяющих выбрать оптимальное сочетание в управлении комплексом маркетинга в целях повышения эффективности маркетинговых усилий на целевом рынке.

В. Схема проведения маркетинговых исследований. - student2.ru

В некоторых ситуациях потребность в маркетинговых исследованиях не заканчивается его проведением, когда:

– необходимая информация может быть получена из вторичных источников (к примеру, уже существующих отчетов);

– недостаточно времени на проведение маркетингового исследования (выявленная проблема требует немедленного вмешательства из-за активных действий конкурентов, а временные затраты на ряд исследований составляют от нескольких недель до нескольких месяцев);

– отсутствуют необходимые для этого финансовые ресурсы;

– затраты на проведение данных исследований превышают ценность предполагаемых результатов (рекомендации по результатам исследований не приводят к значительному росту объема сбыта, прибыли или удовлетворенности потребителей и т.п.);

– исследования могут привести к утечке информации к конкуренту, который примет ответные действия (например, выйдет на рынок с аналогичным или модернизированным товаром/услугой, возможно с более низкой ценой).

Процесс маркетинговых исследований включает следующие этапы (рис. 1):



       
I. РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ   Идентификация проблемы  
Планирование методологии исследования  
Построение аналитических моделей  
Выявление объекта и предмета исследования  
Определение целей исследования  
Разработка рабочей гипотезы  
Выделение релевантных характеристик  
Постановка задач исследования  
    В. Схема проведения маркетинговых исследований. - student2.ru  
       
       
II. ФОРМИРОВАНИЕ ПЛАНА ИССЛЕДОВАНИЯ   Разработка плана исследования  
Планирование выборки
Планирование шкалирования
В. Схема проведения маркетинговых исследований. - student2.ru Формирование бюджета
       
       
       
III. СБОР ИНФОРМАЦИИ   Подготовка полевого персонала    
Выбор формы контроля работы персонала
Сбор информации и контроль работы персонала
    В. Схема проведения маркетинговых исследований. - student2.ru  
       
       
IV. ПОДГОТОВКА И АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ   Редактирование и кодирование данных    
Обработка и анализ информации
    В. Схема проведения маркетинговых исследований. - student2.ru  
       
       
V. ПОДГОТОВКА ОТЧЕТА И ЕГО ПРЕЗЕНТАЦИЯ   Подготовка отчета  
Презентация отчета
       

Рисунок 1 – Схема проведения маркетинговых исследований.

Наши рекомендации