Согласование условия об ассортименте товаров
Условие об ассортименте тесно связано с условием о наименовании и количестве товара. В некоторых случаях различные признаки и характеристики товара фактически свидетельствуют о поставке товаров в ассортименте. Поэтому обычно ассортимент согласовывают в том же пункте или в том же порядке, что и наименование и количество товара.
Согласно п. п. 1 - 3 ст. 468 ГК РФ указание в договоре ассортимента товаров дает право покупателю отказаться от их принятия и оплаты или потребовать вернуть уплаченные денежные средства, если поставленные товары (полностью или даже частично) не соответствуют этому ассортименту.
Качество товара.
Качество товара, поставляемого по договору поставки, должно соответствовать условиям договора, обязательным требованиям к качеству, которые определены в законе или в установленном им порядке (п. п. 1, 4 ст. 469 ГК РФ).
Стороны могут установить данные требования самостоятельно, т.е. указать определенные параметры, эксплуатационные показатели, характеристики энергопотребления, надежности, безопасности, нормы выработки и др., которым должен соответствовать переданный по договору товар. Несоответствие товара характеристикам, указанным в договоре, будет в силу п. 1 ст. 469 ГК РФ означать поставку товара ненадлежащего качества. Если законом прямо или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то поставщик должен передать покупателю товар, соответствующий таким требованиям (п. 4 ст. 469 ГК РФ), независимо от условий договора. При этом в договоре может быть сделана ссылка на данные требования.
Обязательные требования определены в следующих документах:
- санитарных правилах и нормах (ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов");
- технических регламентах Российской Федерации (ст. ст. 2, 6, 7 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании");
- технических регламентах государств - участников Таможенного союза (кроме Российской Федерации, в состав союза входят Казахстан и Республика Беларусь), а также документах Европейского союза, если содержащиеся в них требования введены в качестве обязательных Правительством РФ до дня вступления в силу технического регламента в соответствии с п. 6.2 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании". Данные требования предусмотрены, например, Постановлением Правительства РФ от 09.03.2010 N 132 "Об обязательных требованиях в отношении отдельных видов продукции и связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, содержащихся в технических регламентах Республики Казахстан, являющейся государством - участником Таможенного союза";
- технических регламентах Таможенного союза.
Требования к качеству, установленные национальными стандартами
Национальные (ранее - государственные, межгосударственные) стандарты - ГОСТ, ГОСТ Р (например, ГОСТ 8808-2000 "Масло кукурузное. Технические условия") могут содержать обязательные требования к качеству.
Однако их требования обязательны до принятия соответствующих технических регламентов только в целях, установленных п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.07.2011 по делу N А56-32612/2010, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.02.2009 N А74-1723/08-Ф02-191/09).
Кроме того, товар должен соответствовать ГОСТу, если он входит в список продукции, которая подлежит обязательной сертификации согласно Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии". До принятия технических регламентов подтверждение соответствия осуществляется по правилам, установленным до вступления в силу Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (п. 2 ст. 46 данного Закона).
Согласно Правилам проведения сертификации в РФ (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 10.05.2000 N 26) обязательная сертификация проводилась в том числе на соответствие государственным стандартам, т.е. товар должен был отвечать требованиям этих стандартов (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.01.2009 N А74-1790/08-Ф02-6822/08). Следовательно, если в отношении товара, подлежащего обязательной сертификации, технический регламент не принят, то качество товара должно соответствовать требованиям государственного стандарта.
Если товар подлежит обязательной сертификации, то отсутствие в отношении него сертификата соответствия, выданного уполномоченным органом, может быть признано существенным нарушением требований к качеству товара. Покупатель вправе будет предъявить к поставщику требования, предусмотренные ст. 475 ГК РФ (Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Пермской области от 03.04.2006 по делу N А50-12904/2005-Г24).
В остальных случаях требования ГОСТ Р исполняются добровольно (Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании"). Поэтому, если стороны намерены применять к товару положения какого-либо ГОСТа, лучше прямо предусмотреть это в договоре и сделать на него ссылку.
Цели приобретения товара. Если покупатель при заключении договора поставил продавца в известность о конкретных целях приобретения товара, он должен быть пригоден для использования в таких целях (абз. 2 п. 2 ст. 469 ГК РФ). Покупатель может сообщить о цели приобретения товара различными способами. Во избежание возможных споров сторонам следует указать цели в договоре. Так, в нем может быть предусмотрено, что картофель приобретается для употребления в пищу или для реализации организациям общественного питания, а не для посадки.
Указание на цель использования может содержаться в наименовании товара. Так, в определение наименования могут быть включены такие признаки товара, которые исключают его использование в иных целях. Например, если наименование товара определено как "картофель семенной категории ЭС, ГОСТ Р 53136-2008", это означает, что товар приобретается для посадки.
Гарантия качества товара. Гарантия качества товара заключается в том, что товар должен соответствовать требованиям, предъявляемым к качеству, не только на момент продажи, но и в течение определенного срока его использования (п. 2 ст. 470 ГК РФ).
Статьями 470, 477 ГК РФ предусмотрена обязанность поставщика предоставить покупателю товар, который будет пригоден для использования в течение разумного срока с момента передачи (п. 1 ст. 470 ГК РФ), но в пределах двух лет, если иное не установлено законом или договором (п. 2 ст. 477 ГК РФ). Однако стороны могут договориться о дополнительной ответственности поставщика за качество товара наряду с той, которая определена законом по умолчанию (п. 2 ст. 470 ГК РФ). Это, собственно, и есть гарантия качества товара, предоставленная поставщиком.
Условие договора о предоставлении поставщиком гарантии качества товара защищает в большей степени интересы покупателя, поскольку на поставщика в таком случае в соответствии с п. 2 ст. 476 ГК РФ возлагается обязанность доказывать, что обнаруженные покупателем недостатки товара возникли после его передачи и не по вине поставщика. Однако в судебной практике существует позиция, согласно которой продавец, предоставивший гарантию качества, должен доказать только первое из указанных обстоятельств.
Гарантийный срок- срок, в течение которого поставщик обязуется обеспечить соответствие качества товара условиям договора и несет ответственность перед покупателем за выявленные недостатки товара (п. 2 ст. 470, п. 3 ст. 477 ГК РФ).
Согласно п. 2 ст. 470 ГК РФ стороны вправе определить любой срок действия гарантии качества, так как закон не устанавливает ограничений по его продолжительности. Однако, если гарантийный срок будет составлять менее двух лет, покупатель все равно сможет предъявить требования в связи с недостатками товара, обнаруженными по окончании данного срока, но в пределах двух лет с момента передачи товара (п. 5 ст. 477 ГК РФ). При этом "договорная" гарантия с истечением гарантийного срока прекращается, следовательно, доказывать момент и причину возникновения недостатков обязан будет покупатель
Срок годности- это период времени, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению (п. 1 ст. 472 ГК РФ). Покупатель не может предъявить требования поставщику в связи с ненадлежащим качеством товара, если недостатки товара обнаружены за пределами срока годности (п. 4 ст. 477 ГК РФ).
Обязанность по определению данного срока предусматривается законом или в установленном им порядке (ст. 472 ГК РФ).
Пунктом 4 ст. 5 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" такая обязанность возложена на изготовителей продуктов питания, парфюмерно-косметических товаров, медикаментов, товаров бытовой химии и иных подобных товаров. Конкретный перечень товаров (видов товаров), для которых необходимо устанавливать срок годности, законом не определен. Вопрос определения сроков годности на товары напрямую связан с защитой жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц и входит в сферу применения Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании". Об этом говорится в п. 8 письма Роспотребнадзора от 07.03.2006 N 0100/2473-06-32 "О разъяснении отдельных положений действующего законодательства" (далее - письмо Роспотребнадзора). Требования к производителям конкретной продукции, в том числе по установлению сроков годности, могут содержаться:
- в технических регламентах Российской Федерации, принимаемых в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (п. 3 ст. 7 данного Закона, п. 8 письма Роспотребнадзора);
- технических регламентах государств - участников Таможенного союза, а также документах Европейского союза, если содержащиеся в них требования введены в качестве обязательных Правительством РФ до дня вступления в силу технического регламента согласно п. 6.2 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
- технических регламентах Таможенного союза.
Так, срок годности должен быть установлен, например, на товары следующих категорий:
- масложировая продукция (п. 2 ст. 14 ТР ТС 024/2011. Технический регламент Таможенного союза. Технический регламент на масложировую продукцию (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 883));
- пиротехническая продукция (пп. "и" п. 2 ст. 4 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пиротехнических изделий", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 770).
Также срок годности должен устанавливаться производителями новых пищевых продуктов, парфюмерной и косметической продукции, средств и изделий для гигиены полости рта, табачных изделий при разработке указанной продукции, если их качество по истечении определенного времени ухудшается, они становятся небезопасными для здоровья человека, в связи с чем непригодными для использования по назначению (п. 1 ст. 16, п. 2 ст. 30 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов").
При отсутствии технического регламента на поставляемый по договору товар срок годности должен быть установлен, если товар включен в Перечень товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 N 720 (п. 8 письма Роспотребнадзора).
Кроме того, согласно п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" до принятия соответствующих технических регламентов производители товаров продолжают руководствоваться требованиями ГОСТов, ГОСТ Р. Следовательно, чтобы определить, нужно ли устанавливать срок годности на товар, в отношении которого не вступил в силу технический регламент, необходимо учитывать положения государственных (национальных) стандартов (см., например, ГОСТ Р 51074-2003 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования").
Информация о сроке годности указывается в маркировке товара или доводится до покупателя (потребителя) другими способами, предусмотренными для отдельных видов товаров (п. п. 2, 3 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей").
Если на товар установлен срок годности, поставщик по умолчанию обязан передать покупателю товар с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения этого срока (п. 2 ст. 472 ГК РФ).
Вместе с тем покупатель, приобретающий товары, для которых определен срок годности, для перепродажи, в частности для реализации в розницу конечному потребителю, заинтересован в том, чтобы не только получить, но и успеть продать товар до окончания данного срока. В связи с этим в интересах покупателя установить в договоре обязанность поставщика передать товар таким образом, чтобы до истечения срока годности оставалось не менее согласованного договором срока. Это защитит интересы покупателя, например, в случаях поставки товара на дальние расстояния или большими партиями.
Покупатель вправе предъявить требования в связи с ненадлежащим качеством товара при условии, что недостатки выявлены в течение одного из сроков, установленных ст. 477 ГК РФ, а именно:
- срока обнаружения недостатков, предусмотренного договором (п. п. 1, 2 ст. 477 ГК РФ);
- гарантийного срока (п. 3 ст. 477, п. 2 ст. 470 ГК РФ);
- срока годности товара (п. 4 ст. 477, ст. 472 ГК РФ);
- в пределах двух лет после передачи товара, если продолжительность гарантийного срока менее двух лет и он истек (п. 5 ст. 477 ГК РФ);
- в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара, если в отношении него не установлены срок годности, гарантийный срок или иной более длительный срок выявления недостатков (п. 2 ст. 477 ГК РФ).
В силу диспозитивности п. 1 ст. 477 ГК РФ стороны могут по своему усмотрению согласовать срок обнаружения недостатков любой продолжительности. В этом случае суды могут не применить сроки, предусмотренные другими пунктами ст. 477 ГК РФ, к отношениям сторон.
Комплектность товара - это условие о том, какие части, детали и компоненты (комплектующие изделия) входят в состав товара (п. 1 ст. 478 ГК РФ). В хозяйственной практике для характеристики комплектности товара часто используется термин "комплектация".
Комплектующие изделия по смыслу ст. 135 ГК РФ являются принадлежностью основного товара (главной вещи), предназначены для его обслуживания и связаны с ним общим назначением. При этом принадлежность следует судьбе главной вещи (т.е. все комплектующие детали должны быть переданы вместе с товаром).