Логистические системы и их элементы
Логистическая система-- это саморегулирующаяся система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции и операции, состоящая, как правило, из нескольких подсистем и имеющая развитые связи с внешней средой.
Логистической системе присущи следующие свойства.
Целостность. Система -- совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Выполнить поставленную задачу может только система в целом, а не отдельные ее звенья или подсистемы.
Структурированность. Каждой системе присуща определенная структура: связи между ее элементами упорядочены тем или иным способом для достижения заданной цели.
Сложность логистической системы определяется большим числом ее элементов (звеньев), множественностью связей между ними, разнообразными функциями, выполняемыми системой, воздействием на нее большого числа стохастических факторов.
Синергический эффект. Логистическая система в целом обладает качествами, не свойственными ни одному из ее элементов в отдельности. Основная цель логистической системы -- поставка нужного товара в нужном количестве нужного качества по нужной цене в нужное время в нужное место нужному потребителю.
Любая логистическая система состоит из совокупности элементов-звеньев, между которыми установлены определенные функциональные связи и взаимоотношения.
Звеном логистической системы называется некоторый экономически и (или) функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшему упрощению в рамках поставленной задачи, выполняющий свою локальную задачу, связанную с определенными логистическими операциями или функциями.
Звенья логистической системы могут быть трех основных типов: генерирующие, преобразующие и поглощающие материальные и сопутствующие им информационные потоки. Также встречаются смешанные звенья, в которых указанные типы звеньев сочетаются в различных комбинациях. В качестве звеньев логистической системы могут выступать предприятия--поставщики материальных ресурсов, производственные предприятия и их подразделения, сбытовые, торговые и посреднические организации, экспедиционные предприятия, биржи, банки и т. д.
Наряду с термином «логистическая система» используется термин «логистическая цепь».
Логистическая цепь -- множество звеньев логистической системы, линейно упорядоченных по материальному, информационному, финансовому потоку с целью анализа или проектирования определенного набора логистических функций и (или) издержек. Пример ориентированной по материальному потоку логистической цепи представлен на рисунке 1. Звенья цепи -- предприятие -- производитель готовой продукции (одного наименования), потребитель (покупатель) и логистический посредник (транспортное предприятие). С позиции логистики схема состоит из линейно связанных звеньев логистической системы, генерирующих (производитель), преобразующих (производитель, посредник) и поглощающих (покупатель) материальный и сопутствующие ему информационные и финансовые потоки.
В рассматриваемой цепи для осуществления поставки продавцу необходимо совершить определенные логистические операции: получить и обработать информацию о заказе, подготовить партию продукции к перевозке, затариванию, погрузке, разгрузке и т. д. Каждая логистическая операция влечет за собой материальные издержки. Если одни и те же логистические операции могут быть выполнены в различных звеньях цепи, у менеджера возникает задача выбора оптимального варианта и соответствующего закрепления операций. При одинаковом уровне качества или времени выполнения операций менеджер фирмы-производителя решает задачу, используя критерий минимума общих издержек, путем сравнения цен перевозчика и собственных затрат.
Микрологистические системы относятся, как правило, к определенному предприятию, например к фирме -- производителю товара (ассортимента товаров), и создаются для оптимизации материальных и связанных с ними потоков (информационных, финансовых) в процессе производства и (или) снабжения и сбыта. Критериями оптимальности подобной системы могут быть минимум издержек, максимальный объем продаж, завоевание рынка и т. д.
Цель создания макрологистической системы -- не извлечение прибыли или достижение каких-либо других корпоративных целей организации, создаваемой на уровне территориального или административно-территориального образования, а решение социально-экономических, экологических, военных и других задач. Соответственно здесь критерий оптимальности может не иметь денежной оценки.
Основные понятия логистики
Логистика— это наука об управлении и оптимизации материальных, финансовых и информационных потоков, потоков услуг на основе применения современных технологий и наиболее прогрессивных экономических решений, интегрирующая внутренние и внешние материалопотоки и направленная на достижение конечных результатов.
Логистическая операция— действие, связанное с возникновением, преобразованием или поглощением материального потока, ограниченное областью определенной логистической задачи (погрузкой, разгрузкой, затариванием, перевозкой, приемом и отпуском со склада, хранением, сортировкой, маркировкой и др.).
Логистическая функция— совокупность интегрированных логистических операций, направленных на достижение одной из поставленных перед логистической системой или ее элементами задач.
Материальный поток— материальные ресурсы, незавершенное производство, готовая продукция, к которым применяются логистические операции, связанные с физическим перемещением их в пространстве (погрузка, разгрузка), находящиеся в движении.
Логистическая система— это сложная организованная завершенная экономическая система, состоящая из взаимосвязанных звеньев, участвующих в едином процессе управления материальным и сопутствующими ему потоками и объединенных внутренним целями и задачами единой логистической системы организации.
Функциональные области логистики:1) производственная логистика (охватывает процессы движения материалопотоков внутри предприятия);
2) коммерческая логистика (коммерческая деятельность по закупке и контролю за величиной издержек на закупку, при осуществлении которой разрабатываются методы снижения издержек);
3) распределительная логистика (охватывает область сбыта и реализации продукции);
4) логистика закупок, или заготовительная логистика. Звено логистической системы— это некоторый экономически обособленный объект логистической системы, выполняющий определенную функцию, не подлежащий дальнейшему возвращению к нему в рамках рассматриваемой логистической системы.
Типы звеньев логистической системы:
1) генерирующие материальные и сопутствующие потоки;
2) преобразующие материальные и сопутствующие потоки;
3) поглощающие материальные и сопутствующие потоки;
4) смешанные (интегрирующие три основных типа). Логистическая цепь— множество звеньев логистической
системы, линейным образом упорядоченные по материальному и сопутствующим ему потокам с целью определения и проектирования необходимого перечня логистических операций, функций и издержек.
Полная логистическая цепь— линейно упорядоченные звенья логистической системы, направленные от поставщика материальных ресурсов к потребителю готовой продукции.
Логистическая сеть— множество элементов — звеньев логистической системы, взаимосвязанных по материальным и сопутствующим ему потокам в области единой логистической системы организации.
Логистический канал— упорядоченное множество взаимосвязанных звеньев логистической системы, состоящее из ряда полных логистических цепей (или их участков).
Логистические издержки— это расходы, которые необходимы для осуществления логистических операций и достижения конечных логистических задач.
Классификация логистических издержек:
1) издержки, связанные с осуществлением единичных и комплексных логистических операций;
2) издержки, связанные с потерей от иммобилизации средств в запасах;
3) издержки, связанные с ущербом от недостаточного уровня качества логистического менеджмента и обслуживания;
издержки, связанные с осуществлением логистического администрирования.
Источник:
2. Понятие дистрибьюции в логистике.
Дистрибуция (дистрибьюция) в маркетинге - комплексная логистическая деятельность, заключающуюся в продвижении продукции от производителей к конечным потребителям, организации распределения продукции в сегменте, на территории, организации продаж, предпродажного и послепродажного сервиса.
Есть несколько взглядов на дистрибуцию - как процесс со стороны поставщика и самого дистрибутора. Для компании дистрибутора - это организация движения товаров от производителя к покупателю и распределения товаров на определенной территории. Дистрибуция для поставщика продукции - это создание системы управления продажами, которая основывается на управлении и планировании продаж в различных каналах продаж (сбыта). Оба взгляда на дистрибуцию верны.
В широком смысле, дистрибуция - это распределение. Дистрибуция (или место, place) - один из четырех элементов маркетинга, входящих в маркетинг-микс <#"justify">·по длине каналов распределения: длинная (многоуровневые каналы распределения), короткая (как правило с одним посредником);
·по взаимодействию с покупателем: прямая (непосредственная продажа покупателю), непрямая (перепродажа другим посредникам).
·по типу распределения: массовая дистрибуция, селективная дистрибуция, эксклюзивная дистрибуция;
·по географическому признаку: местная дистрибуция (региональная), национальная (в рамках страны), транснациональная (дистрибуция на географический регион, например: "дистрибуция на страны СНГ");
Иногда встречается классификация дистрибуции "По праву собственности на товар" (с переходом права собственности, без перехода права собственности). Эта классификация не имеет отношение к дистрибьюции, поскольку классический дитрибуция - товарно-логистическая деятельность, когда право собственности на товар переходит только к конечному покупателю. Переход права собственности на товар с производителя (поставщика) - к дистрибутору делает последнего оптовым покупателем. В этом случае помимо функции перемещения и распределения (дистрибуции) эта компания принимает на себя обязанности владения, распоряжения и управления товаром по своему усмотрению - как оптового продавца.
Интегрированная дистрибуция - отступления от классических канонов дистрибуции, когда производитель (поставщик) стремиться контролировать каналы распределения и управлять процессом распределения, продвижения, а также анализировать причины сбоев в распределении, с целью усиления качественных и количественных показателей дистрибуции. Интегрированная дистрибуция предполагает тесную взаимную работу поставщика, дистрибутора, дилера на рынке, когда функции управления распределением ложатся на интегрированную меж фирменную менеджерскую команду ( в идеале).
Практические шаги поставщиков и дистрибьюторов, с целью создания интегрированной дистрибуции:
1.Сокращение числа дистрибуторов поставщика, с целью вычленения из них главного, что позволяет поставщику сконцентрировать усилия менеджмента, снизить расходы на поддержку дистрибуторского канала, а дистрибьютору, который вошел в число избранных, существенно повысить свое влияние на рынке и эффективность дистрибуции товара поставщика;
2.Наблюдается распределение функций при работе с рынком между поставщиком, дистрибьютором и маркетинговым агенством, сервисной компанией, при котором поставщик может продавать напрямую заказчику, а остальные участники канала, если их участие необходимо, работают как субподрядчики (доставляют товар, продвигают марку, осуществляют сервисную поддержку).
.Интегрирование поставщика и дистрибьютора на уровне менеджмента, информационных систем, что обеспечивает поставщику непрерывный контроль за показателями дистрибуции, товарными запасами, предотвращает затоваренность, необходимость ценовой защиты и возвраты товара поставщику;
.Совместное производство (co-location), т. е., производство товаров необходимых сформированному дистрибуторскому каналу, которое повышает влияние дистрибутора и поставщика на рынок.
Управление системой дистрибуции - это эффективный комплекс бизнес процессов связанных с распространением. Любая система дистрибуции должна учитывать возможности производственных бизнес-процессов, определять наиболее подходящие каналы сбыта, предлагать оптимальные торговые условия. Всё это зависит от вида и особенностей реализуемого товара.
Существуют понятия активная дистрибуция и пассивная дистрибуция. Маркетингового значения эти термины не имеют, они лишь выражают субъективное отношение поставщика к дистрибутору, занимающемуся дистрибуцией товара, либо только с позиции распределения (пассивная дистрибуция), или прикладывающему значительные маркетинговые усилия на продвижение (проталкивание) товара по маркетинговому каналу (активная дистрибуция).
Эффективная дистрибьюция - это итоговое достижения заданных показателей качественной дистрибуции и количественной дистрибуции с минимальными затратами (усилий, времени и средств) на выполнение задачи.