Какое оружие вы можете использовать против новичков и маленьких компаний?
Передовые крупные компании уже научились под ражать маленьким. Они создают небольшие автономные отделения. В них лучшие сотрудники, независимо от возраста и служебного положения, имеют больше возможности заработать капитал. А в головномотделении отсутствие этих людей компенсируется повышением производительности. Также такие компании стараются, чтобы молодые сотрудники не теряли связи с крупным отделением и имели доступ к руко водству — это все заставляет их чувствовать себя частью компании.
Большая компания может извлечь пользу из своего размера. Например, у них больше денег, поэтому они могут себе позволить дать 35-летнему сотрудни ку более высокую и высокооплачиваемую должность,чем небольшая компания. У крупных компаний также больше вакансий. Больше вакансий — значит, боль-
БИЗНЕС ПУТЬ: УАНОО! 241
ше начальников. Поэтому в крупных компаниях больше возможностей для обучения (Ра. Сотрапу, август 1998 года).
ПОЧЕМУ У НОВИЧКОВ ЕСТЬ ПРЕИМУЩЕСТВА
Небудет преувеличением сказать, что крупные компании в интернет-мире проигрывают. Новыекомпании появляются каждый день. Единственное,чем крупная компания может привлечь и удержать талантливых сотрудников, не будучи уничтоженной конкурентами, — образом мышления и действий, позаимствованным у небольших компаний. Для некоторых это может быть слишком поздно, однако для тех, кто ориентируется в ситуации, мы предлагаем обзор небольших и крупных компаний и перечень тактическихпреимуществ первых от Сета Година, автора журнала Ра Сотрапу и основателя Уоуоаупе (приобретенной УаЬоо! в 1998 году).
• Ассортимент. Он всегда был преимуществом круп ных компаний. Преимущество исчезло, когда товары стали продаваться он-лайн. Теперь в Сети можно найти полный ассортимент товаров в любоевремя. Так было нейтрализовано такое явление,как суперунивермаг, имевшее наивысшие доходысреди предприятий розничной торговли.
• Капитал. Средства для финансирования компаний раньше могли добыть только те, кто входил в некое подобие клуба, в котором все друг друга знают, а цена за вход напоминает номер телефона.
242 Вiу511о*5
С появлением Интернета дверь на этом входебыла снесена. В то же время объем спекулятивно го капитала возрос до беспрецедентного уровня, а объем капитала, необходимого для финансиро вания интернет-бизнеса, упал.
Признанность торговой марки. Была основным пре имуществом — до Интернета. «Больше этого нет.По какой-то причине (я даже не делаю вид, чтопонимаю по какой) пользователи Сети не питают склонности к старым торговым маркам». Напри мер, «компания Тiше Тагпег выбросила в Сеть всежурналы, которыми владела, и все равно система РаЁiгiйпсiег не привлекла огромного количества пользователей. УаГiоо! каждый день обгоняет СЫ.сош по количеству посещений, хотя СI4К постоянно, буквально круглые сутки, рекламирует свой сайт на самом крупном канале теленовостей».
Отношение клиентов. Лидеры индустрии всегда могли рассчитывать на постоянных клиентов также, как магазин может рассчитывать на людей, живущих по соседству. Приходится с грустью при знать, что покупатель изменился и нельзя быть вточности уверенным в его приходе. Они с готовностью бросят вас ради «более дешевых, быстрых и вежливых он-лайн-услуг». Справедливо это и для клиента в сделках типа Ьп$iпе-[о-Ьп$iпе.
• Сотрудники. Работники могут достичь большего ус пеха в маленьких компаниях по двум причинам. Первая — возможность долевого участия. Крупные компании не могут предложить того, что предлага-
БИЗНЕС ПУТЬ: УАНОО! 243
ют небольшие. Поэтому крупные компании занимаются такими вещами, как распределение фондов иотслеживание акций для повышения дохода. В ре зультате затраты на удержание персонала в круп ных компаниях стремительно растут. (Дополнение:а реакцией, скорее всего, будет попытка вернуть ся к прежним ценам путем урезания цен. Это даст кратковременное улучшение, но в конечном счетекомпания понесет убытки.) Вторая причина — то,что США — страна свободного волеизъявления, ито, что благодаря развитию технологии все больше и больше граждан может работать из дома на дешевом компьютере с подключением к Интер нету, голосовой почтой и копицентром неподалеку. Большие компании больше не контролируют наи более талантливых людей. Такие люди просто хотят хорошо делать свою работу и просто увольня ются по окончании проекта.
ПОДСКАЗКА ДЛЯ ВЫЖИВАНИЯ: ВЕДИТЕ СЕБЯ
КАК МАЛЕНЬКАЯ ФИРМА
Если все вышесказанное помогает вам миновать стадию паранойи и приводит напрямую к мерцатель ной аритмии, пусть вас успокоят заключительные слова Година:
«Даже если вы работаете на крупную компанию,еще может быть не поздно начать действовать как не большая компания. У вас еще есть время осознать, чтоденьги, которые вы пересчитываете, исчезают, —
244 В1д511о*5
и приложить все усилия, чтобы отойти от дел. А есливы работаете на крупную компанию, которая к вам неприслушивается, пора уходить. Поторопитесь! Выведите вашего бывшего работодателя из бизнеса, покаэтого не сделал кто-нибудь другой».
ВЗГЛЯД
НА БУДУЩЕЕ ИНТЕРНЕТА
Если Интернет и научил нас чему-то, то только тому, что будущее непредсказуемо.
По мере превращения Интернета в систему массового рынка все интенсивнее растет конкуренция. Джерри Янг говорит: «Интернет заставляет вас постоянно меняться». В такой напряженной деловой атмосфере бизнес-планы устаревают с ужасающей быстротой. Думайте по-крупному, двигайтесь быстрее. Когда писалась эта книга, появление мобильного доступа в Сеть и карманных интернет-устройств заставило интернет-компании, такие как Уаiiоо!, пере смотреть некоторые особенности своих услуг и найти новые способы удержать их на рынке.
Сета Година однажды попросили запланировать на ближайшие три месяца интервью с большой компанией, в котором обсудить ближайшее будущее Сети.Пока большие компании усиленно создают раз ные комитеты, собирают и обрабатывают данные, чтобы принять какие-то решения, вы можете экспериментировать, пробовать вводить новшества,бросать то, что уже не актуально, и основыватьновые фирмы.
БИЗНЕС ПУТЬ: УАНОО! 245
Прежде чем взглянуть на будущее, стоит отметитьнесколько недавних фактов, говорящих о том, какрадикально изменился традиционный бизнес. В на чале ХХ века на деловой арене начали доминировать автомобильные и нефтяные компании. К 1993 году СЕ обогнала Еххоп и стала самой дорогой компанией в мире. Товары массового потребления опережа ли промышленную продукцию на рынке. В 1998 году Мiсгоо1 обогнал СЕ в цене. То есть компьютеры вытеснили товары массового потребления. В 2000 году самой дорогой компанией стала Сi$со. Интернет вытеснил компьютеры, В ХХ веке тенденция, доми нировавшая на рынке около 70 лет, сменилась тенденцией, доминировавшей 7 лет, а затем появилась новая тенденция, продержавшаяся пока 2 года.
ПОЧЕМУ БОЛЬШИЕ КОМПАНИИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПАРАНОИКАМИ,А ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ— ЧЕСТНЫМИ?
Страх неудачи. В больших компаниях принято избе гать рискованных шагов. «Если большие мальчики в АВС, СВЗ или МВС сделают большую ошибку, все это заметят. Вот что надо понять вам, крупным фир мам: ПАРНИ, КОТОРЫЕ ОХОТЯТСЯ ЗА ВАМИ, ПРО
СТО САМОУБИйцЫ, и даже не представляют, кого они могут утянуть за собой».
Мелкие покупатели для Вас — большая добыча.
«Клиенты, которым не уделили время ни Сi5со8узепiз, ни АТ6Т, ни МсКiпзеу ‚5 Со., для вас — выигрышная партия. Фокусируясь на маленьких фирмах
246 Вiу5iо*5
и малых возможностях — а и те и другие очень быстро растут, — вы сможете проскочить вперед между большими конкурентами».
• Вы — президент компании. ВЫ должны больше времени уделять клиентам и ценить их выше, чем это де лают большие компании.
• Ускорение исследоВаний и разработок. «Интернет движется слишком быстро, и совещания и исследова ния, на которых настаивают большие компании, за ним не поспевают. Вы будете быстро думать и действовать, а они все будут размышлять о том, кому уделить не сколько минут их драгоценного времени».
• Клиенты любят обездоленных. «Клиенты знают, что вы будете стараться немного сильнее, работатьнемного дольше и ценить их немного больше. К вам будут лучше относиться, и никто не захочет иметь дело с большой самодовольной компанией, если есть такая альтернатива».
• Низкие накладные расходы. Большие компании про сто не могут жить с малыми накладными расходами или вообще без них.
• Принятие решений. Ну что можно здесь сказать?
Большие компании каждый день теряют людей, кото рые будто в яму проваливаются. И тут-то расцветают пышным цветом небольшие фирмы с их утонченными внутренними процессами.
• Время. Так как вы — маленькая фирма, вы должны рассчитывать свое время исходя из наиболее важных вещей — ведь вас не будут отвлекать совещания и за седания, проводимые в больших компаниях для опти мизации процесса принятия решений, и поэтому у вас дела пойдут быстрее.
БИЗНЕС ПУТЬ: УАНОО! 247
Что дальше?
Вообще-то на эту тему даже специалисты не высказываются определенно. И понятно почему.
Однако ясно одно: завтра все будет по-другому. А теперь завтра приходит быстрее, чем раньше. Главная тенденция сегодняшнего дня — это карманные устройства с выходом в Интернет в любое время ив любом месте. Другая тенденция — слияние и создание «Сети сетей>, поставляющей информацию и стра тегические знания для всех и каждого, везде и всегда.
Как это будет происходить? Частично — путем создания мощных карманных компьютеров со встроен ной памятью и универсальным программотехниче ским комплексом, позволяющим всем переносным компьютерам или другим подобным устройствам, независимо от марки и назначения, прочно объединяться в единую сеть. А частично — через устройства, которые еще никто не изобрел. Что бы ни появилось и ку да бы нас ни завели тенденции и технологии, Уаiiоо!, похоже, всегда будет в курсе дела.
БУДУЩЕЕ УАНОО!
Совсем недавно компания пробилась на рынок услуг типа Ьп$iпе$$-[о-Ьп$iпе$$. Это произошло в 2000 году. УаЬоо! объявила о своих планах в один день с Атвегiса Опiiпе — типичный пример того, как конкуренты идут голова в голову.
Существуют ли для Уаiгiоо! пределы возможного?С точки зрения инвесторов — практически нет. Уаiзоо!
В1д511Ы5
эволюционировала из иерархического справочника для сетевой поисковой системы в мультимедийную интернет-компанию и на всем протяжении своей истории предлагала что-то новое — сетевые развлечения, е-гпаii, торговые услуги, сетевую коммерцию и, наконец, услуги Ь iпе-iо-Ызiпе. Она будет продолжать работать изо всех сил, что бы завтрашний день ей нипринес. Как недавно сказал в интервью Еа11а8 Мотпiп
1\Тее джеффри Маллет, президент и руководитель ад
министративной службы УаЬоо!, о будущих инициативах, возникших на почве интеграции с Вгоас1са.сош,
«кто-то сравнил нас с термитами. Вы нас не види те, а потом мы вдруг оказываемся на рынке».
В данный момент будущее Уаiгiоо! абсолютно безоб лачно. Мо1еу ЕооI, ведущий сайт-инвестор в Интер нете, перечислил пять причин того, что Уаiiоо! — одна из его фаворитов.
Взрывной характер роста. УаЬоо! все еще находитсяв фазе гиперроста, когда прибыль и доходы рас тут каждый год больше чем на 100%. Рост числапокупателей, измеренный на основе ежедневныхсредних данных по количеству посещений вебстраниц, однократных посетителей и зарегистри рованных пользователей, имеет такой же харак тер. Рост е-шаii, голосовой связи, мультимедиа и мобильных систем только входит в эту фазу. Из основных 50 клиентов 29 — рекламодатели.
• доминирующее положение. Компания продолжает ук реплять свои позиции в качестве доминирующего портала Сети. УаЬоо! занимает лидирующие позиции как в США, так и за их пределами.
БИЗНЕС ПУТЬ: УАНОО! 249
• Активное движение денежной наличности. У УаЬоо! чрезвычайно низкие капзатраты и исключительновысокая скорость движения денежной наличности.При таких условиях накопления компании будут продолжать быстрый рост.
• Безупречное претворение в жизнь бизнес-модели. «Постоянно растущая цена торговой марки Уаiгiоо! итесные взаимоотношения компании с клиентами могут придать Уайоо! наибольшую в мире опционную ценность». У компании огромные возможности для всесветного распространения. Уже создано 23-е в мире владение Уаiгiоо! — Уаiiоо! Iпдiа,где к 2003 году планируется увеличить количествопользователей до 11 миллионов. УаЬоо! 3арап уже находится на этапе гиперроста. А 40% притока ка питаловложений приходит в компанию из иностранных источников. Она продолжает расшире ние своей мобильной сети и сотрудничает с новыми партнерами — АТВсТ ‚4Тiгеiе5$, Таi”тап СеIIпiаг,
$iепшеп8, Теiесош IЁаiiа МоЫIе, Уiщiп МоЫiе
и другими. Плюс новые возможности в УаЬоо! Ме58епег, СЬа[ и С1пЬ5. Плюс новые услуги, например Уаiгiоо! Рiауег, он-лайн-провайдер цифро вой музыки и фильмов. Плюс новая инициатива вобласти Ьп$iпе88-Ёо-Ьп8iпе88 — СогрогаЁе Уаiзоо! —
портал корпоративной информации на интерфей се Му УаГiоо!, который будет предоставляться кор поративным клиентам за ежегодные взносы. Плюсприобретение еСгопр$, добавившее 17 миллионов пользователей по всему миру и 8000 групп сообщений. Плюс совместные предприятия с Кiваг[(Ь1пеii1й.сош) в потребительской сфере и совме-
В19511оi5
стный бесплатный интернет-сайт, где размещены ресурсы и услуги для $рiее1. А в качестве глазури на пироге есть еще:
Определею-iость.Целеустремленное достижение четко определенных целей. (Отрывки из исследова ния Моiiеу РооI, доклада по УаЬоо! Зика Эштона,расположенного на у’тiоо1.сош/гееагсii, 26 июля 2000 года). Как говорит Джерри Янг: у вас всегда есть выбор. По-видимому, пурпурно-золотая ар мия никогда не зазнается. Энди Гроув может гор диться ими.
А вы еще не в Уаiiоо!?
Если нет, то, может быть, скоро будете.
Посл есл они е
ИСТОРИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ...
Сага о УаIiоо!, конечно, на этом не заканчивается. Интернет, в конце концов, только начал свое наступ ление на мировой рынок. Ведущие компании будут продолжать развиваться параллельно развитию технологий; остальные будут похороненьт у дороги — появляются все новые и новые конкуренты.
Авторы этой книги старались держать руку напульсе Уаiгiоо! как можно дольше и были ограничены только сроками подачи текста в печать. Но, зная ди намичную природу компании, о которой мы расска зали, — не говоря уже о мире интернет-бизнеса в целом, — мы можем поклясться, что уже сейчас, покапечаталась книга, появились новые стратегии и инициативы — даже несмотря на оперативную работу издательства.
Однако мы по-прежнему следим за компанией и ееразвитием. Вот почему мы приглашаем вас, наблюда тели за Уаiiоо!, на наши сайты, где вы найдет послед ние новости о компании и новшества, придуманные еесотрудниками. Также мы организовали для вас диску ссионный стол он-лайн, чтобы вы могли внести свои до полнения, вопросы и комментарии по книге, а также изложить ваши собственные мысли о будущем УаIiоо! ируководящих принципах, сделавших Уаiгiоо! лидером среди порталов и коммерческих сайтов.
ОБ АВТОРАХ
Энтони Вламис — писатель, журналист и консуль тант с более чем двадцатилетним опытом менедж мента и издательской деятельности. Он автор книг
<4УеЬ8Ёег’ ?еч ‚4Тг1{ ОIТiсе РгоГе$$iопаi’$ ае$1 Ьооiо> и
«$шагЁ ЕеасIег8iiiр», выпущенных Американской Ассоциацией Менеджмента.
Боб Смит — писатель и журналист с четырнадца тилетним стажем, специализировавшийся на освещении всемирных новостей. Он был первым вебмастером Американской Ассоциации Менеджмента в Нью-Иорк Сити. Также он занимался кадровыми вопросами в этой организации и продвижением на рынке продукции электронного формата. ОсновательМсЕосiсiеп Сошшппiсагiоп, Смит возглавлял там от делы веб-менеджмента, продаж, маркетинга и про изводства. Он был главным редактором несколькихинтернет-журналов.
ДЛЯ ОПТОВЫХ ПОКУПАТЕЛЕЙ
ТЕЛ./ФАКС ОТДЕЛА СБЫТА (812) 235-61-37, 235-70-87, 235-67-96
Е-оааiI: ааiее@пргоаресб.ар.ген, оГ@пргоересб.кр.гп
ОПТОВО-РОЗНИЧНЫЙ МАГАЗИН «Книжный дом ,,Неоский
С.-Петербург, пр. Обуховской обороны,д. 105, павильонКо 37 (дК им. Крунской)
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
Санкт-Петербург «Диле» (812) 314-0561
«Дом книги (812) 318-6224
Масква «Арбалет (095) 261-93-05, 267-37-58
‘Атберг» (095) 973-0810,973-0086
«Диле» (095) 261-7396
Интеллект Маркер’ (095) 288-3211; 504-0708
Книжный клуб 36,6» (095) 261-2490; 267-2969
‘Лабиринт» (095) 932-7901, 932-7902, 932-7785, 932-2923
Мастер-енига» (095) 363-9213; 363-9217
000 «Кальмарус» (095) 919-9611, 787-5945;
9р2г®9ргеоо.гп; Ооiмагоо®9ргеоо.гп
Предстакитель издательстеа (095) 998-5972 (только опт)
РИПОЛ Классик» (095) 513-5777, 513-5785, 513-5471;
iпIпоIкIаI@броI.го; ава.гiреГго
Стплица-серкис» (095) 375-2118, 375-3673
Стрела» (095) 755-9166
«Техналрогресс» аав.Ьооiкарб.аагоI.ге Тризрс» (095) 157-4395
Екатериебург Валео-кеига» (3432) 420-775; 425-600
Казань Таис’ (8432) 76-3455
Киек 0рфей-1»:
Магазин,ул. Кр. Козакое, 6, (044) 418-8473
Огiтоаая тпргееля (044) 464-4945,464-4970
Наепсибирсе «Тое-Книга» (3832) 36-1026, 36-1027
Ростао-на-Дону ЧП 0строменский (8632) 32-1820
3мис (8632)328-771
Уфа Азио (3472) 50-3900
Хабароксе Мирс (4212) 22-7124
Чеяабинск КНИГА-ПОЧТОИ-
«Интерсереис» (3512) 21-3374, 21-3453
199397, Санкт-Петербург, а/я 196, 380 «Грифь»; тел. (812) 914-8012
налаженным 192284, Санкт-Петербург, а/я 300, ЗАО Ареал»;
аоатежем тел. (812) 268-9093, 268-2297
Энтоааи Влааоис Боб Смит
БИЗНЕС ПУТЬ: УАНОО!. СЕКРЕТЫ САМОЙ ПОПУЛЯРНОЙ В МИРЕ
ИНТЕРНЕТ-КОМПАНИИ
Ведущий редактор А. Е. Гррова
Художественный редактор О. М. Вегок
Лицензия Ид 3’4 06295 от 16 ноября 2001 г. Подписано к печати 22.09.2003. Гарнитура Школьная.
Формат 60 п 90
1/1<.
Объем 16 печ, л. Печать высокая.
Тираж 5000 акз. Заказ З’й 36.92
Налогоеал льгота — общероссийский класскфикатор ородркцик
ОЕ-005-93, том 2 — 953000
Издательство н Крылон н
Адрес для писем: 190068, СП6., а/в 625.
Тел. (812) 114-68-46, 114-44-70;
тел./факс отдела сбыта (812) 235-61-37, 235-70-87, 235-67-96
Е-озаii: прг@прт.ар.гп,ааiоа©пргоересб.ер.гп, аГ@пргоаросб.ар.гп,Iсу@прг.ар.тп
Отпечатано с диапозитивов
в ООО н Северо-Западный печатный двор н. г. Гатчина, ул. Солодухина, 2.