Продвигай товар изо всех сил
.
УАНОО! ПОВСЮДУ
аЬоо! является транспациональной мультимедий ной компанией. Под ее эгидой создано 23 ресур са коллективного пользования. И распростра
нение технологии продолжается. УаЬоо! проникает в
каждый уголок мира, где есть доступ к Сети, при помощи средств мобильного доступа и через телевизионныеприемники, голосовую связь и услуги типа Ьп5iпе$5-Ёо-Ьп$iпе85.
Вот почему компания продолжает оставаться лю бимицей Уолл-Стрит. В течение второго аналитического дня, 18 мая 2000 года, стратегия Уа/iоо! повсюду> продолжала получать поддержку и похвалу финан совых аналитиков высшего звена. Например, Гарри Броджет из Меггii Еупсii объявил, что стратегия компании является ключевым фактором ее будущего успеха. «Мы считаем, что положение в рыночной системе, занимаемое компанией, поможет ей извлекать выгоду из роста влияния Интернета на мировые сред ства связи, мультимедийные ресурсы и коммерцию втечение ближайших нескольких лет» (АТею5ТТайет5 ‘пс., 19 мая 2000 года).
Очевидно, что повсеместное присутствие Уаiiоо!на рынке — прямое следствие грамотного маркетин га. Как мы уже говорили в предыдущей главе, толькос помощью своего маркетингового аппарата компания могла добиться такого стабильного положения на рынке. Торговая марка Уайоо! стоит недешево — око-
В195Ь0i5
ло 2,89 миллиарда долларов. Согласно рейтингу СЬагiогл северокаролинскому филиалу АсIсIi8оп ЛТiгiiпеу,по цене она уступает лишь Ашегiса Опiiпе(3,47 миллиарда долларов) (Мат1’еiiп ВТiеI5, Матiеiп Ейисаiот,
22 июня 1998 года).
Однако для достижения успеха у Уаiiоо! просто небыло другого выхода, кроме создания отлаженного механизма маркетинга. В конце концов компаниясталакрупнейшим накопителем интернет-ресурсов, полу чающим доход от сетевой рекламы.Уаiгiоо! просто приходится способствовать маркетинговым потребно стям своих рекламодателей. Поэтому компания и сейчас предлагает пользователям комплексный комплекттоваров и маркетинговых ресурсов для почти 3600 кли ентов через службу Епiоп Маг1е1iп, причем в списокклиентов входят ведущие мировые компании и реклам ные агентства. Все это окупается с лихвой, и руко водство УаЬоо! с гордостью приводит данные исследования журнала АйюетiiхiпАе, называющего Уаiiоо!
«лучшим рекламным ресурсом» среди рекламных и мар
кетинговых служб. 90% рекламодателей возобновляют и продлевают контракты с компанией.
К тому же Уаiгiоо! всегда активно продвигала своюмарку на рынке при поддержке собственных клиентов, участвуя в соглашениях, специальных мероприя тиях, спонсорских акциях и договорах о распростра нении продукции. Ее имя постоянно на виду везде, отспортивных и развлекательных мероприятий до благотворительных кампаний.
Для продвижения на рынке Уаiiоо! использует вседоступные средства. Рекламу компании можно встре
БИЗНЕС ПУТЬ: УАНОО! 185
тить везде — на улицах Нью-Йорка и в такси Сан-Фран циско, в телевизионных роликах и радиообъявлени ях, на гоночных автомобилях и на «фольксвагенах», буквально в воздухе и даже на коже сотрудников компании в виде татуировок. В общем, в результате актив ных маркетинговьтх и рекламных кампаний название
«Уаiзоо!» слышали даже люди, не пользующиеся Интернетом, пусть даже они и не знают, чем компаниязарабатывает себе на жизнь.
УВАЖАЙТЕ КЛИЕНТОВ
Уаiгiоо! настолько же решительна в вопросах мар кетинга, насколько осторожна во всех прочих областях. Еще на раннем этапе существования компании, в1996 году, в кратком докладе на конференции разра ботчиков Интернета Янг отметил: «Грань между пре доставлением пользователям самых необходимых ре сурсов и чрезмерной коммерциализацией Сети оченьтонка». Именно поэтому Уаiгiоо! лидирует в разработ ке программного обеспечения для конфиденциально сти корреспонденции и средств против «спама», атакже избегает грубых технологий. Она создала пер сональный пользовательский ресурс Му Уайоо!, а также применяет для налаживания и поддержания контакта с пользователями защищенную систему сетевого маркетинга.
Это напоминает синдром Джекилла и Хайда. Напротяжении многих лет в адрес УаЬоо! раздается кри тика — компания, дескать, не использует возможностьпрямого маркетинга и жестоко от этого пострадает.
В195Ьо15
Однако баланс двух крайностей пока идет компаниитолько на пользу; об этом мы и будем говорить дальше в этой главе.
ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ЛУЧШЕ ХОРОШЕЙ ИСТОРИИ...
Как мы говорили в предыдущей главе, созданиеимиджа с самого начала послужило краеугольным камнем для маркетинговой стратегии Уаiгiоо!. Первая волна рекламы основывалась на истории «молодых да рований» — основателей УаIiоо!. В конце концов, история не так уж плоха, и это — одна из составляющих успешного маркетинга, который нельзя победить, говорит Джерри Вайсман, бывший писатель и телевизионный продюсер, консультировавший Уаiiоо! на тему стратегии маркетинга акций.
Но эта история не подходила для того момента, когда акции компании впервые были выставлены на про дажу. Поэтому Вайсман помог сместить акценты в истории, подчеркнув, какую великолепную руководя щую команду Уаiгiоо! собрала за год. «Потенциальные акционеры УаIiоо! хотят знать только одно: являетсяли компания выгодным вложением средств?» — расска зывал Вайсман журналу Разi Стчрапу (июнь 1997 года).
Солидное руководство, без сомнения, добавляет компании веса, и Вайсман считает причиной бешеного успеха акций Уаiiоо! то, как Кугл справился с некоторыми каверзными вопросами во время, как он этоназвал, «гастролей по продаже акций». В ходе любыхтаких «гастролей» исполнительных директоров всегда
БИЗНЕС ПУТЬ: УАНОО! 187
спрашивают о том, что не дает им спать по ночам. Как отметил Вайсман, лучшая стратегия в данном случае —признать наличие проблем и рассказать, что вы собираетесь С Ними делать.
«У Тима Кугла это получилось особенно хорошо, —вспоминал Вайсман. — Когда УаЬоо! вышла на рынок, она соревновалась с четырьмя-пятью другими поисковыми интернет-компаниями. В ответ на беспокойство потенциальных клиентов Кугл подчеркнул важность создания индивидуального имиджа торговой марки. Он говорил скорее о создании имиджа, чем о конкрет ных услугах компании». Этим, добавил Вайсман, Кугл, по сути, ответил на витавший в воздухе вопрос: чемУаЬоо! отличается от других компаний?
ОДНАКО ЧРЕЗМЕРНАЯ РЕКЛАМА МОЖЕТ СИЛЬНО НАВРЕДИТЬ
Как бы сильно компания ни хотела вызвать фурор на рынке за одну ночь, она не сможет обойти старое правило маркетинга: крепкие торговые марки за одну ночь не делаются. Соiе и Вi$пеу разрабатывали свои имидж-стратегии десятилетиями, чтобы получить статус и признание. Компания, окрыленная таким бешеным успехом после первой продажи акций, какойбыл у Уаiiоо!, может легко стать жертвой иллюзиидостижения в кратчайшие сроки того, что другие компании добиваются годами.
В УаЬоо! понимали, что активная реклама можетоказаться убийственной, если ей должным образом не управлять; в апреле 1996 года, когда УаIiоо! начала
В195Ь0i5
продажу акций, она столкнулась с такой перспекти вой. Как вспоминал Нихаус, репортерьт налетелина компанию, как саранча, в надежде получить эксклюзивное право на освещение дикого успеха акций. Вместо того чтобы пустить популяризацию рекордного объема продаж акций на самотек, УаЬоо! закрыла две ри для прессы и запретила пускать кого-либо в крохот ные офисы компании в Санта-Кларе. И вот по какойпричине: юристы компании боялись, что инвесторы подадут на них всуд за несоответствие товара рекламе.
Это было мудрое решение, учитывая будущие достижения. Но, как сказал директор отдела Уаiiоо! по продвижению товара, эта реклама заставила компанию еще раз внести изменения в имидж, чтобы избежать «чар» успеха первой продажи акций и сосредо точиться на долгосрочных проектах, направленных нарост бизнеса. Уже на этой стадии в Уаiгiоо! понимали, что имидж надо все время контролировать.
«По мере роста компании управлять прессой становится все труднее»,— сказала Эдвардс агентству Вей Неттiп отметим также, что огромное количестводеловых альянсов УаЬоо! не позволяет компании сле
дить за всей информацией. «Трудно следить за пресс релизами всех наших партнеров», — добавила Эдвардс.
Но за своими делами Уаiiоо! все же следила, и бы ло принято решение об усилении контроля за пода чей информации путем создания программы обуче ния для сотрудников компании по вопросам работы с представителями прессы. «Многие из наших сотруд ников молоды и неопытны, поэтому мы должны в
БИЗНЕС ПУТЬ: УАНОО! 189
кратчайшие сроки сделать из них настоящих профи по работе с прессой, иначе есть риск попадания впечать конфиденциальной информации», — сказалаЭдвардс.
Рост — главная цель маркетинговой стратегии Уаiтоо!. И, по мнению Эдвардс, любая акция компаниидолжна проводиться с учетом этого. «Компания должна думать о своем ближайшем будущем», — говорит она. Это — самый важный момент при поиске под держки в средствах массовой информации, потому что, подчеркнула Эдвардс, агентство должно быть всилах повести компанию туда, куда она хочет.
РАБОТА НАЧАЛАСЬ
Стимуляция стимуляцией, а повеселиться тоженадо. Маркетинговые кампании УаЬоо! — прекрас ный пример того, как можно привлечь внимание,не отрываясь от намеченных задач. Мантра «Уаiгiоо!повсюду», проталкивая товар впереди себя, проклады вает себе дорогу ценой неимоверных усилий, иногда даже трюков, и наконец, запечатлевается в сознаниипотребителя.
Одна из наиболее уникальных кампаний УаЬоо! попродвижению товара произошла в начале новогодне го сезона покупок 1999 года. У была новость: объем предоставляемых компанией деловых услуг вСети побил все рекорды в «черную пятницу» — этопервая пятница после Дня благодарения, один из самых оживленных торговых дней в году. Прибыль отсделок на Уаiгiоо! $Ьоррiп была на 400% больше, чем
Вiу511о5
годом раньше в тот же самый день. Компания с гор достью обнародовала эту цифру как явное свиде тельство того, что потребители оценили удобства покупок он-лайн.
Уаiгiоо! могла бы теперь оставить все как есть и, возможно, получила бы множество положительных отзынов в прессе по поводу того, что потребитель наконецто освоился на сетевом рынке. Однако компания пре вратилаэту блестящую новость в развлекательноетлоу, чтобы показать новые возможности мобильной связи. Короче говоря, Уаiiоо! в своем стремлении быть «повсюду» достигла небывалых высот, проде монстрирован свое понимание расхожего выражения
«покупай, пока не свалишься» — проведя первую в
истории он-лайн коммерческую сделку на высоте7000 метров.Пока парашютист (сотрудник ЕхгеiтiеУiсiео Ргос{псiоп) спускался на Стэндфордский стадион под парашютом с эмблемой УаЬоо!, он подключил ся к УаIiоо! 1iоррiтi,используя компьютер ЕС с сенсорным экраном и беспроводным модемом ВпiпеТеI. За 45 секунд он приобрел матрас $ргiп Аiг iпйпi1у и благополучно приземлился на беговую дорожку.
Было проведено еще несколько маркетинговых кампаний, пусть не таких живописных, но тоже вполне вписывающихся в стратегию «УаIiоо! повсюду». Ранее в том же году компания выставила на всеоб щее обозрение «первое в мире такси с доступом вУаiiоо!». Усеянное логотипами Уаiгiоо! такси, раскра шенное пурпурным и желтым (оно было предоставле но Епхог СаЬ Согврапу и Таксомоторной комиссией Сан-Франциско), ездило по улицам в районе Залива, и пассажирам предоставлялся бесплатный мобильный
БИЗНЕС ПУТЬ: УАНОО! 191
доступ к УаЬоо!. Эта кампания была проведена, чтобы показать, что, даже находясь в пути, можно пользоваться услугами Интернета.
Без присутствия Уаiгiоо! не обошлись даже ули цы Нью-Иорка. Компания участвовала в популярной уличной выставке «Парад коров 2ООО, показан «пер вых в истории коров, подсоединенных к Интернету». Это была реклама новой почтовой службы Уаiiоо!Моо Маи. Были установлены два киоска в форме коров, в которых стояли компьютеры с Интернетом е1Кеу компании ЕехiiесЬ и программным обеспечением еспге Епегргiе. В них ньюйоркцы и гостигорода могли войти в Интернет, проверить электрон ную почту через Уаiiоо! Маи и получить дополнитель ную информацию о «Параде коров» на все лето.
Как наделать много шуму
Уаiiоо! никогда не боялась сделать из маркетинга шутовскую потеху. За это их и хвалят корифеи марке тинга: компании удается, не отступая от стратегии, устраивать веселье и демонстрировать принципиаль но новые подходы.
По мнению Майкла Краусса, акционера IЭiашопсiТесЬгiо1оу Рагпег, консалтинговой фирмы по вопро сам сетевого бизнеса, существуют несколько секретов успешного маркетинга. Для того чтобы «наделать много шуму», надо, во-первых, выбрать правильное место,во-вторых, поставить четкие задачи, развить сотруд ничество и, в-третьих, устраивать творческие и яркие презентации (Мат1iеiп I\Тею$, 22 мая 2000 года). Кампании такого рода внешне и по духу похожи на ве-
В195Ь0i5
черинки, однако о бизнесе тоже никто не забывает.В результате лучших из них достигаются многие цели для множества разных людей, причем само представ ление уникально (в меру).
В самом деле, кампании, о которых мы рассказы ваем, достойны высших похвал по всем параметрам. Конечно, они привлекательны, веселы и разнообраз ны. Но, что более важно, каждая из них была построе на совместными усилиями нескольких участников ипредоставляла покупателям различные услуги — онлайн-покупки, беспроводной доступ — для возможнобольшей аудитории.
СОТРУДНИЧЕСТВО С ДРУГИМИ
ТОРГОВЫМИ МАРКАМИ
Как и любая другая глобальная интернет-компания, специализирующаяся на средствах связи, сетевой коммерции и мультимедиа, УаIiоо! высоко ценит отношения с другими крупными компаниями и продукцию этих компаний и поэтому тесно сотрудничает со многими из них, проводя множество совместных камп аний в разных областях рынка.
Летом 2000 года УаЬоо! объединилась с Рерiдля проведения совместной кампании в прессе и в Интер нете под названием Рер8iп1Т.сош. Кампания включала в себя рекламу под крышками бутылок. Покупате ли собирали значки, расположенные под крышками примерно 1,5 миллиарда бутылок Рерi и других тор-
БИЗНЕС ПУТЬ: УАНОО! 193
говых марок компании. Их можно было обменять через Интернет на призы и он-лайн-скидки от партнеров по промоушн.
Без сомнения, обе компании испытывали взаимное уважение друг к другу, передававшееся и их клиентам.доун Хадсон, директор североамериканского отделе ния Рер8i по маркетингу, заметил в заявлении дляпрессы: «Мы стремимся соединить эти две группы потребителей так, чтобы это на них повлияло. дляэтого нужно, чтобы компания была востребована нарынке, а сегодня, в эпоху Интернета, не много компаний более востребовано, чем Уаiгiоо!» (из совместного заявления Уаiiоо! и Рер$i для прессы, 22 марта 2000 года). Не так уж плохо и то, что Рер8i популярна среди подростков и молодежи, основных потреби телей безалкогольных напитков.
Уаiгiоо!, в свою очередь, видела в этом сотрудни честве прекрасную возможность расширить рынок сбыта своей продукции. Компания предложила своион-лайн- и офф-лайн-услуги по маркетингу посредст вом ресурса Ю8iоп Маг1еЁiп.
дальнейшие действия УаЬоо! по продвижению своих маркетинговых возможностей привлекли внимание других популярных компаний. В июне 2000 года Уаiiоо! вышла на рынок рекламных агентств,проведя конкурс «Чей клиент хочет стать миллионером?». Участники конкурса должны были разработать мультимедийные и творческие компоненты сетевоймаркетинговой кампании, используя Еп8iоп МагIеЁiп — набор торговых и мар кетинговых методик
Вiд5Ьоiб
УаЬоо! для коммерческих услуг, мультимедиа и связи.Также необходимым условием конкурса было использование УаГiоо! Вгоааса8Ё в качестве мультимедийной системы.
Жюри, в которое входили такие светила рекламы, как Эллен Оппенгейм, старший вице-президент иначальник отдела мультимедиа ЕооЁе Сопе ВеЫип
Ыеч Уог1, и Пол Кернит, президент и исполнитель
ный директор ОгiiТiп Васаi ‘пс., должно было рас смотреть конкурсные проекты рекламных агентств ирекламных отделов собственных фирм. Победитель,объявленный в начале осени, получил рекламное время в сети УаIiоо! на сумму 1 миллион долларов. Идея достигнуть успеха благодаря бешеной попу лярности шоу с похожим названием — «Кто хочетстать миллионером?» — не так уж нова, если подумать; однако использование этой идеи для того, чтобы привлечь внимание рекламных агентств и отделовк услугам Еп8iоп Магiе[iгщ и довести до массовогосознания мысль о том, что Интернет — мощный инструмент рекламы, — это и в самом деле был новаторский трюк.
Совместное кредитование происходило также и вобласти спорта и индустрии развлечений. Благодаря заключению в 1999 году крупной маркетинговой сдел ки с Меч Согр. Уаiгiоо! приобрела связи на девяти развлекательных и информационных каналах компании. Целью сделки было участие в «воскресенье Супербоулинга», где до и после каждой игры вставлялись рекламные ролики и проводились кампании по продвижению. Также Уайоо! была спонсором де-
БИЗНЕС ПУТЬ: УАНОО! 195
бютного показа на канале Рох Теiеоiзiоп скандального мультсериала «Семейный парень».
Среди прочих связанных со спортом кампаний —спонсорство Национальной хоккейной лиги и Ассоциации игроков НХЛ, включая он-лайи-голосованиев рубрике Уаiiоо! $рогЁ8 за 49-ю игру всех звезд НХЛв 1999 году. Годом ранее среди прочих мероприятий компании, связанных со спортом, было ежедневное освещение зимней Олимпиады в Нагано, Япония, на семи разных языках.
Мероприятия, связанные с индустрией развле чений, часто используемые для продвижения новых мультимедийных услуг, охватывают широчайший спектр участников и мест. Уаiiоо! «побывала» почтина всех церемониях награждения — «Оскара, «Эмми»и «Грэмми» — и на основных музыкальных акциях, отВебстока до Вудстока. Артисты, работающие в самыхразных стилях, — от недавних кумиров подростков,
таких как 3евтеi, Кiс{ 1{осI, Г1аiлiп Еiр$ и $чпiггеi п[
7iррег5, до исполнителей, ориентированных на более
взрослую аудиторию, Вилли Нельсона и Тие В1пеВгоЁIIег$ — участвовали в открытии мультимедийного сайта Уаiтоо! Вii1а1 посредством он-лайи-траисляций концертов.
Представители шоу-бизнеса и другие знаменитоститакже сыграли важную роль в постоянной поддерж ке многочисленных благотворительных организаций. УаЬоо! всегда считала своей задачей повышать уро вень информированности общественных организаций по всему миру. Такие организации, как Фонд Элтонаджона по борьбе со СПИдом, Американский Крас-
ВIД5Ь0i5
ный Крест, Американская Ассоциация диабета,собрали значительные средства благодаря он-лайн-аук ционам вещей знаменитостей и других мероприятий по сбору средств.
ЧАСТНЫЕ ВЛАДЕНИЯ
Хотя УаЬоо! и в самом деле хочет быть везде, ради этого компания не встает на виртуальньте цьтпочки.Она с самого начала, еще до создания службы Му УаЬоо!, отказалась от таких чреватых «спамом» технологий, как отчеты о работе е-шаii, рекламные рассыл ки и пр. И эта стратегия получила свою порцию кри тики, порицавшей компанию за то, что она не удер живает ценную информацию о своих пользователях и в конечном счете не выживет в наступающем векесетевого маркетинга.
Вот высказывание одного из критиков в Веi ГiК в июне 1998 года: «Каждый месяц на этом сайте объ являются 25 миллионов неизвестных пользователей...а УаЬоо! не знает, кто они, где они живут, что они любят, — это все анонимно. По-моему, это — потрясающая глупость». Интересно отметить, что человек, который это написал, — Сет Годин, основатель Уоуосiупе, который позже продал свою компанию Уаiгтоо! и былнекоторое время ее вице-президентом по прямому маркетиигу.
Несмотря ни на что, УаЬоо! осталась непреклонной в своей позиции по поводу конфиденциальности вСети и продолжает действовать в этом направлении. Так, компания основала е1Соа1i1iоп.сош— сборный
БИЗНЕС ПУТЬ: УАНОО! 197
комитет по внутрисетевой политике, состоящий из представителей ведущих интернет-компаний,включая еВау, Аiтiегiса Опiiпе и Ашаоп.сош. В конце 1999 года комитет начал свою Информационную кампанию по праву потребителя на конфиденциальность, при званную просветить пользователей Сети относительно конфиденциальности в Сети и направить их к нуж ным им ресурсам и информации, позволив оставитьвсю личную информацию вне Сети.
Как отметил Янг, УаЬоо! стремится «вооружить» пользователей, помогая им делать обоснованный вы бор при сохранении конфиденциальности. «Нашеприсоединение к этой кампании отражает наше желание снабдить всех пользователей Интернета важной информацией, необходимой им для принятия проду манных решений» (пресс-релиз компании, 9 ноября 1999 года).
ПРЕДЬЯВИТЕ ВАШЕ РАЗРЕШЕНИЕ,ПОЖАЛУЙСТА!
Приверженность УаЬоо! идее просвещения по вопросам конфиденциальности объясняется еще однимэлементом общего представления компании о бизнесе — маркетингом по разрешению. Как мы отмечали вы ше, Сет Годин хоть и критиковал УаЬоо! нескольколет назад за очевидное упущение ценной в плане мар кетинга информации, но позже и сам поддержал компанию, применив свое понимание новой философии прямого маркетинга. Маркетинг по разрешению, объясняет Годин в своей одноименной книге (Регшiiоп Маг1еЁiп, $iшоп 8с сЬпег, 1999), в ближайшие годы
198 ВIД5Ь0*5
будет важным компонентом сетевого маркетинга. Тр адиционный маркетинг — то, что Годин называет «мар кетинг путем вторжения», — уже давно потерял эффек тивность. Разумеется, такие компании, как РгосЁег 8сСашЫе, построили свои империи с помощью такихметодов «вторжения», как телевизионная реклама и телефонные опросы маркетологов. Он отмечает,что Р8с0 отработали этот механизм так хорошо, чтотеперь «тратят около двух миллионов долларов в год на то, чтобы мешать людям жить».
ПЯТЬ ЭЛЕМЕНТОВ, ОБ ЕСП ЕЧИВЮ11!ИХ
КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ В СЕТИ
Сеть — это крутой инструмент для сбора и анализа данных. Берем информацию о сетевых сделках и просто ту, которая нам нравится, подсыпаем немножко демогра фии, добавляем щепотку данных о маршруте перемещения пользователей по веб-узлу, чтобы определить, где они под ключаются к Сети, — и вот перед нами прорисовываются четкие очертания покупателя.
Однако опытные маркетологи знают, что любое непраВильное использоВание такой информации (или даже Впечатление о ее неправильном использоВании) легко может отiщгнуть клиентоВ и навлечь на себя гнев правительственных наблюдателей и наблюдательных групп, следящих за соблюдением конфиденциальности. Вот по чему сегодня все больше компаний тратят много усилий и энергии на разработку защитных программ и даже назна чают специальных сотрудников ответственными за конфи денциальность.
БИЗНЕС ПУТЬ: УАНОО! 199
Майкл Краус из Оiапiопсi Тесiiпоiоду РагIпег$, консал тинговой фирмы, специализирующейся на развитии элек тронной коммерции, считает, что все лучшие действия, на правлен ные на поддержание конфиденциальности, состо ят из следующих пяти элементов:
1. Ясность.Разработайте краткие и легко читаемые ал горитмы соблюдения конфиденциальности. Разместите их на своем сайте, на самом видном месте. Клиент должен знать, что он сам собирает и использует информацию, пре жде чем послать ее вам.
2. Согласие.Ваши клиенты должны дать четкое согла сие на предоставление информации. Кнопки «Я согласен» и «Я не согласен» передают бразды правления в руки польз ователей. Не забывайте: правила Федеральной торговой комиссии гласят, что согласие могут давать только поль зователи старше 13 лет; дети младшего возраста должны представить приемлемое подтверждение согласия от сво их родителей.
3. доступ.Закончив сбор данных, убедитесь, что кли енты имеют полный и постоянный доступ к ним.
4. Безопасность.ГIользовательские базы данных должны быть защищены паролями или другими средства ми безопасности. Просматривать эти данные должны толь ко авторизированные «глаза».
5. Реализация.Нельзя ограничиваться разговорами. Интегрируйте ваши алгоритмы соблюдения конфиденци альности во все деловые процессы и убедитесь, что с ни ми ознакомились все ваши сотрудники. В случае любых на рушений поступайте так же, как поступили бы при любом другом нарушении конфиденциальности.
(Источник: Ма*еiпд 1’iеи,5,
28 февраля 2000 года)
Вiд5Ьоiб
Классические технологии «вторжения» позволялив свое время делать деньги, отмечает Годин. Компания могла потратить на «вторжение» доллар, а зара ботать на этом два. Однако эти технологии теряют свою актуальность просто потому, что сейчас к людям идет невероятно большой поток информации. Специалисты утверждают, что за один день мы сталкиваемся приблизительно с 3000 маркетинговых сообщений, сливающимися в сплошной нечленораздель ный гул.
А это означает, что влияние на клиента стало гораздо слабее. Опытные маркетологи знают, чтоИнтернет дал потребителям больше возможностей поиска и выбора товаров и услуг. То есть единственнаявозможность стать ближе к людям — получить у нихразрешение на продажу им товаров.
Согласно Годину, маркетинг методом «вторжения» представляет собой экспансию власти специалистов по маркетингу. Но сегодня стратегия маркетинга должна быть направлена на передачу власти потре бителю. И разрешение — единственный способ про рваться сквозь общий «гул» сообщений, ожидаемыхи востребованных потребителем. Если информация правильно подана, она, как правило, перекрывает информацию конкурентов.
Годин считает, что на сегодняшний день одна из самых серьезных проблем сетевого маркетинга заключается в том, что компании воспринимают Интер нет как телевидение и из-за этого теряют миллиарды долларов потенциального дохода. Это также портит
БИЗНЕС ПУТЬ: УАНОО! 201
мнение производителей об Интернете как инструмен те маркетинга.
Не стоит забывать, что Интернет не похож на телевидение — по крайней мере, в этом аспекте. Согласно Годину, даже в удачный день Интернет посещает не более 50 миллионов людей, что составляет около 25 человек на сайт. Это все равно что иметь 8 миллионов телевизионных каналов вместо десяти.
Хотя Годин и признает, что маркетинг по разреше нию обходится дорого, он считает, что следующие основные установки могут помочь вам достичь лучших результатов и впечатляющих доходов:
• Оцените возможности ваших клиентов, а затем разработайте и постройте цепочку связей, которые превратят незнакомцев в друзей.
• Внимательно просчитайте результаты каждой кампании, затем уберите нижние 60% и замените их новыми.
• Помните, что гораздо более выгодно использоватьдля передачи и приема информации не людей, а компьютеры.
УКАЗАНИЯ
ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ СБЫТА
УаЬоо! практически повсюду. И если ее нет где-то сейчас, можете побиться об заклад, что она там по явится в ближайшем будущем.
Вiу5i1о5
Стратегия повсеместного присутствия УаЬоо! вточности отражает как ее общую деловую стратегию как глобальной интернет-компании, так и ее острое чувство рынка, соответствующее основным принци пам успешного продвижения товара.
Найдите что рассказать. Ваше послание к людям принесет результат только в том случае, если в неместь то, что люди хотят услышать. У Уаiiоо! всегда найдется отличная байка — и вначале, про два молодых дарования из Силиконовой долины, итеперь, про лидера интернет-коммерции. Люди хотят слышать то, что им рассказывают. Хмм, да по той же причине написана и эта книга!
для успеха вашего послания заручитесь поддержкой специалистов. В Уаiiоо! знали, что для маркетинговой стратегии компании нужна солидная поддержка. С самого начала компания стремилась к поддерж ке — и прислушивалась к мнению агентств, ко торые не только знали, как правильно продвигать товар на рынке, но и имели успешный опыт мар кетинга с использованием новых интернет-техно логий. даже разросшись до всемирного масштаба, Уаiiоо! продолжает искать правильную маркетинговуюподдержку. Вот почему при открытии корейского филиалаУаiiоо! подписала контракт с местнойфирмой по связям с общественностью. И, согласно Карен Эдвардс, Уаiгiоо! продолжает следитьза другими, более крупными агентствами, чтобыукрепить свои текущие РI-ресурсы.
• Ваши маркетинговые кампании должны быть самы ми ркими. Уа]гiоо! славится яркими и творчески
БИЗНЕС ПУТЬ: УАНОО! 203
ми маркетинговыми акциями, которые больше похожи на представления, чем на события дело вой жизни. Это и делает их такими действенными. Несмотря на шутливость и хулиганскую внешнююсторону, их маркетинг строго следует поставленным коммерческим целям. Для своих акций УаЬоо!выбирает лучшие места и делает акции уникаль ными, но не слишком. Вдобавок они рассчитаны на самых разных зрителей и на множество раз личных результатов. Вспомните наш пример спарашютистом, совершающим покупку в Сети пря мо в воздухе. Этот трюк был смелым, ярким ипопахивал хулиганством. Но в то же время онпреследовал несколько коммерческих целей, в томчисле являлся частью стратегии «УаЬоо! повсюду», а также предназначался для растущих рядов сетевых покупателей и пользователей мобильных средств связи.
Пользуйтесь популярностью ваших деловых партнеров.Вы так упорно работаете над созданием имиджа собственной торговой марки. Так почему быне использовать ее в сочетании с другими известными марками, чтобы получить более широ кое распространение и известность у публики? При этом не всякая марка подойдет для этих целей. Как показывает опыт УаГiоо!, вы должны осу ществлять совместное продвижение товара только с теми компаниями, которые будут способствовать повышению доверия к вашей фирме, помогут вам расширить ваше присутствие на рынке и уве личить объем продаж или выведут вас на новые рынки.
Вi9511о5
Уважайте ваших покупателей. Может быть, УаЬоо!и «повсюду», но только не в частных владенияхсвоих покупателей. Стратегия продвижения товара УаЬоо! строится на основе конфиденциально сти в Сети и по законам «маркетинга по разреше нию», и не зря. Компании, переходящие границы дозволенного и заваливающие клиентов непроше ными посланиями, никогда не добьются внимания или уважения аудитории, которую они стараются привлечь.
Глава 9
СОЗДАНИЕ ГИБКОЙ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
.
нес — это изменения. Технологии постоянно усовершенствуются и преобразуются. На рын
Биз ке регулярно появляются новые товары и услу
ги. Потребности и желания потребителей постоянно эволюционируют. И границы бизнеса расширя ются за счет глобальной экспансии и стратегических альянсов.
Сколько бы мы, то есть общество, ни говорили опеременах, правда в том, что они никому на самом деле не нравятся. Перемены — настоящие, от которых трясется земля, которые угрожающе вырисовываются на горизонте и не дают нам спать по ночам, — частовызывают сопротивление тех, кого они затрагивают в наибольшей степени. И это естественно. Многие из нас приучены принимать мир как данность и работать с ним, не изменяя его.
Поэтому неудивительно, что внутренняя органи зация многих компаний рассчитана на сопротивле ние крупным переменам. Но реальность такова, чтоу фирм нет выбора. Они не могут просто расслабиться и предоставить начинающим — тем, которым нечеготерять и у которых все впереди, — создавать новшества. Компании, которые не меняются, в конце кон цов исчезают.
Принимая все это во внимание, для компаний сейчас как никогда важно создать культуры, учитываю щие реалии перемен, что позволит компаниям при необходимости удачнее среагировать на них. Это лег-
В19511оi5
ко сказать, но трудно сделать, особенно компаниям,привыкшим делать все определенным образом.
Уаiiоо! является бесценным примером корпоратив ной культуры, необходимой для сохранения конку рентоспособности в сегодняшнем — и, без сомнения,в завтрашнем — деловом мире. Хотя ее корни проч но вросли в насыщенную духом свободного предпри- нимательства почву Силиконовой долины, культура компании была взращена при помощи уникальной комбинации профессиональных навыков и деловогоопыта.
Вспомнив все свершения, описанные в этой книге, нельзя не поверить в то, что способствовала имименно корпоративная культура. В этой главе мы рас скажем про озарения нескольких лидеров компании и про то, как они сотрудничают для создания поистине гибкой рабочей среды.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ ПОД НАДЗОРОМ ВЗРОСЛЫХ
Обладая исчерпывающими знаниями по Интернету и родственным технологиям, основатели Уаiiоо! малознали об организации бизнеса. Говоря на классическом жаргоне Силиконовой долины, у них была дальновидность, но им нужен был «надзор взрослых» для достижения новых высот.
Через агентство по найму они нашли человека, обладающего всеми необходимыми качествами. Его звали Тим Кугл, и он был исполнительным директором фир
БИЗНЕС ПУТЬ: УАНОО! 209
МЫIпЁегiлес в Сиэтле. Он не был типичным сотрудни ком Ы-ЁесЬ-компании, но его род занятий на тот моменти предыдущий опыт работы с компанией МоЁогоiа оказались востребованы. Кугл понял концепцию компаниии стал ключевой фигурой в ее развитии.
Кугл поддержал децентрализованную структуру компании и согласился с важностью распределения функций. Он и по сей день считает эти факторы при чиной успеха УаЬоо! «Здесь нет никакой иерархии, —сказал он на радиошоу МоiIеу Ею! в апреле 2000 года. — У компании есть структура, потому что в делах все-таки нужен какой-то порядок, однако она абсолютно плоская».
ПО ОДЕЖКЕ НЕ ВСТРЕЧАЮТ
Как было отмечено, Уаiоо! образовалась на не совсем традиционной почве. Культурные традиции компаний вы соких технологий, выросших в Силиконовой долине, часто основываются на идеях сотрудников и на их способности претворять их в жизнь, а не на том, кто как одет