ТОЛЬКО ДЛЯ ДЕТЕЙ: УАНООI..IСАI’15
УаЬоо! не только уделяет внимание содержанию портала Му УаЬоо!, но также стремится создать пор талы, в рамках основного, которые были бы специально нацелены на конкретную аудиторию — например, детскиепорталы. «Сейчас у детей в Сети нет при станища, которое помогало бы им путешествовать по
В1д511оi5
Интернету,— говорит джефф Маллет, первый вице-президент Уаiiоо!.— детская аудитории— одна из саМЫХ быстрорастущих групп в Интернете иУаIюоЬ>
В ответ на это УаЬоо! создает Уаiiоо1iап5, сайт, которыйсама компания называет «сайтом, полностьюохватывающим детскую аудиторию Сети». Пока чтоУаЬоо1iап$ сохраняет привычный вид и выглядит какобычный сайт Уаiiоо!. Однако Уа1аооiiап$ «интегриру ет содержание и графику, ориентированную на молодежь, и является первым сайтом, направленным настремление молодежи к поиску в Интернете». Чтобы расширить свои познания, которые вплоть до настоящего момента сосредоточивались исключительно навзрослой аудитории, УаIюо! объединилась с Iпепiп$, компанией, которая специализируется на развлечени ях и образовательных программах для детей в режи ме он-лайн. Уаiiоо! воспользовалась отсылками на ее сайты и создала многоуровневую систему защиты, чтобы исключить из справочника содержание, возможно,вредное для детской аудитории.
С той же целью Уаiiоо! объединилась с $пгЛ4ТаЁсIi8оОмтаге и создала раздел в системе Уа11оо1iап5 под на
званием 8Ёгее[ 5шагЁ $аГе[у, что можно приблизитель
но перевести как «безопасность поведения на улице». Этот раздел предлагает родителям юных пользователям Уаiiоо1iап5 советы, которые позволяют забло
кировать материалы сексуального характера, кото
рыми кишит Интернет (АТею5Ьу[е5 Уею. ЛТе[ьют/i, 19 марта 1996 года). Но что более важно, УаЬоо! ориентирует ся на потребности будущего поколения пользователейИнтернета и заверяет, что будет и дальше повышатькачество услуг.
БИЗНЕС ПУТЬ: УАНОО! 109
ПЕРЕКЛЮЧИТЕСЬ НА СЕТ 1..ОСАI..
Еще один подпортал (также нацеленный на всеНУЖДЫпотребителей) — это 0е1 Госа1, на которыйможно попасть как с домашней страницы Уаiiоо!, так и путем отсылок в региональной иерархии УаГiоо!.е1 Iоса1 становится доступным через использование городского телефонного или почтового кода. При этом пользователи имеют доступ к местной ин-
формации, включая «желтые страницы», дорожные
направления, прогноз погоды, спортивный счет местНЫХ команд, IТРI-новости, свободные рабочие места,карту города, телепрограмму, кинорепертуар и белые страницы. К тому же информация регулярно обновляется. Портал также действует как городской справочник, и пользователь может одним нажатиемкнопки «СЬагiе Сiу» в нижнем углу страницы полу
чить соответствующую информацию по выбранному
им городу.
УАНОО! Е11’IАI’IСЕ— СЕТЕВОЙ ГИГАНТ
Это последний субпортал, которому мы здесь уде лим особое внимание.
Каждый день миллионы пользователей приходят на УаЬоо! Гiпапсе, даже если у них нет необходимости использовать другие возможности УаIiоо!. Этотпортал насыщен информацией о компаниях, акциях, облигациях и опционах, а также о деятельности
В1д511оi5
на внутреннем и мировом рынках. Однако это лишь малая часть возможностей сайта.
Уаiiоо! Еiпапсе предлагает своим пользователям уп рощенную возможность управлять всеми аспектамифинансовой деятельности и объединять их в одном месте с использованием только одного надежного ло гина. Сотрудничая с такими компаниями, как Е*Тгасiеи ТеiеЬап1, Уаiгiоо! имеет связи со множеством внеш них служб, таких как брокерские услуги и предостав ления банковских счетов, вдобавок к частным предло жениям Уаiiоо!.
К примеру, клиенты брокерской компании Е*ТтасIес удовольствием пользуются возможностями портала Уаiiоо!Юпапсе, в котором собраны такие дополнитель ные возможности, как подбор ссылок для нужд потре бителя и новинки типа Му Уаiiоо! и УаIiоо!Саiепсiаг. Кроме того, когда потребители Е*Тгасiе размещают торговые заказы в компании Е*Тгасiе в течение дня,они также получают доступ к последней информации на Уаiiоо!Юпапсе.
«Обеспечение наших зарегистрированных пользователей доступом к брокерской информации предо ставляет им удобную и гибкую систему управления их
финансами в режиме он-лайи на одном централизо
ванном сайте, — говорит Тим Брэди, первый вице-пре
зидент сетевых служб. — Мы обеспечиваем пользователей персональной информацией от широкого кру га ведущих интернет-компаний* (Визiпе55 14Тiхе, 23 мая2000 года). Здесь имеется в виду впечатляющий набор ценной финансовой информации, на которую имеется в Сети особый спрос.
БИЗНЕС ПУТЬ: УАНОО! 111
СОТРУДНИЧЕСТВО ПРИНОСИТ ЛУЧШЕЕ ИЗ ЛУЧШЕГО
НА УАНОО! Р11IА11СЕ
Никогда не позволяя себе отдыхать, Уаiгiоо! Еiпапсе продолжает продвигаться вперед, развивая сотрудни чество с другими порталами, которое дает ее пользователям возможность доступа к возрастающему объему финансовой информации. Сотрудничество с Те1еЬап1было первым, что позволило пользователям полу чить прямой доступ к их банковским счетам через одиниз порталов. «С помощью добавления Те1еЬагi1 к нашейслужбе доступа к банковским счетам в режиме опiiпе наУаЬоо! Еiпапсе мы продолжаем расширять наш пакет ус луг для миллионов пользователей, — говорит Брэди. —Мы рады работать с Те1еЬап1, так как наше сотрудниче ство с ними обеспечивает наших пользователей боль шим выбором при управлении их личными финансами в режиме опiiпе» (Ви5iпе ИГiе, 28 июля 1999 года).
Уаiiоо! сотрудничает с посторонними компаниями, чтобы продвигать свои собственные предложе ния.На УаЬоо! iiпапсе также имеется Уаiiоо! Ви’ Рау,которая обеспечивает такую услугу, как оплата счетовпользователей УаЬоо! в Соединенных Штатах в режи ме он-лайн. Осознавая необходимость отделить свои собственные услуги от конкурентов, УаЬоо! сотрудни чает с Сiгiес1 Егее Согрогаiiоп, провайдером финансо вой электронной коммерции, что позволяет ее пользователям оплачивать счета через Интернет — не только компаниям, но также и отдельным личностям, как, например, владельцам наемного жилья, членам семьии друзьям. К тому же сотрудничество обеспечивает такую услугу, как возможность осуществлять платежи
В195Ь0i5
различных сумм каждый месяц, плановые фиксиро ванные ежемесячные платежи, такие как автомобиль ные или ипотечные, плановые единичные платежи, такие как плата за регистрацию автомобиля или репе титорство. Можно производить оплату заранее вплотьдо года.
«Уа]гiоо! последовательно привносит лучшее, чтопоявляется в Сети, для своих пользователей и, созда- вая возможность оплачивать счета в режиме опiiпе,расширяет свои обязательства. Пользователь уверен, что он всегда найдет на Уаiiоо! Еiпапсе все, что ему необходимо по личным финансовым делам, и это ключк невероятному успеху», — говорит Брэди (Ви8iпе85147iе, 8 сентября 1999 года).
«Возможность для пользователя получить личную финансовую отчетную информацию в одном месте врежиме опТiпе дает пользователям уникальную пер спективу контроля и управления их финансами, — говорит Тим Шиан, производственный директор Уаiiоо!Еiпапсе. — Наши пользователи запрашивают Уаiiоо!,как объективный источник информации, о наиболее удобном способе управлять их деятельностью в одномнадежном месте, с одним пользователем Ю и паролем. Сотрудничество Уаiiоо! с Уегiса1 Опе позволяет потре бителям осуществлять свои пожелания, поэтому мырады работать с Уегiiса1 Опе в этом направлении.
УаЬоо! расширяет доступ к программам в режиме опТiпе, что позволяет зарегистрированным пользователям Уаiiоо! обозревать их отчетную информацию из разнообразных финансовых институтов, включаяВапi о1 Ашегiса, ВенГсiгiе Вапi, Таiопа1 Тешiпег
БИЗНЕС ПУТЬ: УАНОО! 113
Вапi, Е*Тгас{е и ТВ ‚4ТагегЬоп$е. УаЬоо! Юпапсе, один из самых популярных сайтов в Интернете, обеспечивает пользователей информацией и широким спектром определенных финансовых услуг. Уаiiоо! Юпапсебыстро становится местом, куда пользователи Сетивходят, чтобы совершить важные действия, связанные с их финансами, и просмотреть информацию оличных финансовых отчетах в одном удобном месте» (Сотрапу ‚4ГеЬ-зiЁе Рте8з ВеГеазе, 30 августа 2000 года).
«Успех внедрения и развития на сайтах компанииразличных услуг для отбора информации, а также субпорталы, такие как Уаiiооiiап8 и Уайоо!Юпапсе, при
вели к тому, что УаЬоо! ‘пс. и 5ечпоiа $оiЪчаге Согро
га[iоп недавно совместно предложили программное
обеспечение менеджерам объединенных информаци онных технологий, чтобы сделать их порталы привле кательнее для потребителя (е14Гее1i, 3 июля 2000 года).Такое сотрудничество использует услуги ТIВСО, разви вающие интеграцию программ, чтобы распространить на сайты компаний, занятых в сфере электронного бизнеса, персонализированный подход, свойственныйМу Уаiiоо!. Заманчивым выглядит предложение объе динить функциональность и содержание Му Уаiiоо!с информацией компании-партнера» (14/iпсiоюз, 1 ян варя 1999 года).
Ведущее положение Му Уаiiоо! в Интернете усили вается за счет комбинации из собственных достоинств и предложений партнеров. Обеспечивая доступ к общению в Интернете во всей полноте, от международ ных торгов до относительно более узкой информа ции, такой как кинопрограммы местных кинотеатров, Му Уаiiоо! постоянно поддерживает интерес пользователей. Однако следует иметь в виду, что слишком
ВIД5Ь0I5
большой объем сведений может как привлечь, так и отпугнуть пользователя, который можетуйти, без-надежно погрязнув в информационной пучине. Успехже Му Уаiiоо! заключается в том, что пользователю дается возможность отбирать только ту информацию, которая имеет к нему отношение, и прокладывать вморе Интернета свой личный курс.
Повторим еще раз: создание современных инфор мационных сетевых структур основано прежде всегона человеческом факторе. Колин Фернесс из Iчпапа
8Ёпаiо$, веб-дизайнерской компании в Нью-Йорке,
создававший сайты для ресторанных справочников Га?аЁ, среди прочего указывал, что работа по структурированию информации стала чрезвычайно важ ной в сегодняшнем Интернете. Сеть — это то место,где правило «Если ты что-то построил, кто-нибудь обязательно придет» неприменимо. Технологиидолжны быть адаптированы для удобства людей. Мир слишком медленно осознает, что Сеть — это просто огромная информационная система, которая становится удобнее благодаря обычному вниманию к человеческому фактору, как, скажем, при постройке нового дома (I\Тетю Уот/i Тiте5, 7 августа 2000 года). Эта про стая философия является базовой для УаЬоо!.
РЕЗЮМЕ: КАК ПОСТРОИТЬ ВЫСОКОЭФФЕКТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ПОТРЕБИТЕЛЕМ
• Знайте своего потребителя. С помощью систем компьютерного отслеживания или анализа потока
«кликов» вы можете легко узнать, куда пользова
БИЗНЕС ПУТЬ: УАНОО! 115
тель заходит, как часто и каким образом он находит туда путь. О потребностях пользователя удоб- нее всего узнавать по электронной обратной связи.
Стремитесь к прогрессу, повышайте функциочальность. Уа}iоо! проделала огромную работу обеспечивая зарегистрированных пользователей необходимой им информацией и расширяя содержание своих сайтов на основе сетевых исследований. Прислушива ясь к потребностям пользователей и обеспечивая
их широким спектром услуг, компания завоевывает их преданность. Когда УаIгiоо! добавила к своимуслугам бесплатную электронную почту, это сразу уве личило количество пользователей, и теперь компания имеет наибольшее число е-шаii-счетов.
• Расширяйте содержание страницы. Виртуальный мир — это бесконечный информационный поток.Секрет здесь в том, чтобы расширять содержание страницы, не усложняя и сохраняя удобным длявосприятия пользователя. УаIiоо!, кажется, это пока удается.
• добавляйте новые услуги. Каждый день в Сети появляются все новые услуги. Нет смысла отрицать, чтокомпьютер и человек находятся в крепкой связке.Подобно телефону, компьютер стал частью нашейкаждодневной жизни. Сайты постоянно предлага ют новые удобные услуги, помогающие обустраи вать и организовывать жизнь пользователя. При мер: объединение финансовых счетов, которое ввела в список оказываемых услуг Уаiiоо!Гiпапсе, даловозможность потребителям иметь доступ к своимкредитным картам, брокерским услугам и банков-
В195Ьоi5
ским счетам в одном месте. Победитель в данном случае — Уаiгiоо!. Проигравший — финансовые институты типа банков, брокерских фирм, которые по-прежнему ревниво охраняют тайну информа ции друг от друга. Большим плюсом является то,что Уаiiоо! старается развивать новые информаци онные услуги без ущерба секретности. другие идеи:сетевые адресные книги, календари, закладки. Таким образом, вы можете иметь доступ к своим любимым сайтам из любого компьютера.
.
Глава 5
Искусство
ПАРТНЕРСТВА
СОЮЗ С ЛИдЕРАМИ БИЗНЕСА
ошо развитый талант создавать и поддержи Хор вать выгодные партнерские отношения дает компаниям значительную фору в состязании за
контроль над мировым рынком. Специалисты часто называют это «обоюдная выгода», то есть взаимовы годная связь между двумя независимыми организация ми, не исключающая использование новых возможно стей, могущих появиться в будущем.
Наладив за последние несколько лет сотрудни чество с сотнями компаний по всему миру, Уаiтоо!превратила партнерство в некую разновидность стратегического искусства. «Со времени основанияУаЬоо! мы активно сотрудничаем с мировыми лидера ми в области технологий, продовольствия, торговых услуг и услуг связи, — отметил Кугл в годовом отчетекомпании за 1998 год. — Совершенствование в искус стве партнерства все эти годы было важнейшей целью Уайоо!. Достижение этой цели поможет нам с тем же упорством наращивать наше участие в этойперспективной области».
В этой главе мы рассмотрим все составляющие успешного партнерства и покажем, как Уаiiоо! приме няет эти принципы при заключении многих важных сделок, способствовавших ее успеху в области интер нет-ресурсов типа Ьп$iпе-Ёо-соп$пшег. Мы также про следим за тем, как УаЬоо! применила эту стратегию
120 Вiу511о*5
партнерства, вступив сравнительно недавно в жестокую конкурентную борьбу на рынке интернет-ресурсов Ьп8iпе$8-[о-Ьп8iпе$8.
Анатомия успешного партнерства
Успешное партнерство — это не просто заключениесделок. Такие отношения работают только тогда, когда оба партнера могут предложить друг другу нечтоценное. Выражаясь точнее, каждый партнер должен предоставить взаимодополняющие средства и навыки, что необходимо для того, чтобы оба получили выгоду.
Главный довод для партнерства чрезвычайно прост — потенциальные партнеры должны нуждаться друг в друге. Осознав темпы и стоимость перемен в технологии, а также огромные расходы на персонал и ру ководство, компании быстро понимают, что в одиночку со всем этим не справиться. Будущий успех фирмы зависит от умения согласовывать расцепки и делитьсяопытом, информацией, технологией, доступом на
рынки и даже капиталом (!) с другими.
Однако в ходе взаимоотношений должны учиты ваться важнейшие стратегические цели и долгосроч ные перспективы обеих сторон. Ближайшие цели необходимо обозначить четко. Оба партнера должныпредставлять ход рабочих процедур и свои непосред ственные обязанности. Нужно регулярно проводить оценку технических характеристик производства; также должны быть составлены планы на случай непредвиденных обстоятельств, например каких-либоперемен, вызванных изменением ситуации на рынке. В противном случае сделка будет неудачной.
БИЗНЕС ПУТЬ: УАНОО! 121
Партнерство как пример стратегической дальновидности: предоставьте потребителю выбор
В УаГiоо! с самого начала осознавалась важность со трудничества с компаниями, способными поделитьсясредствами и опытом, И то и другое было необходимодля того, чтобы стать чем-то ббльшим, чем просто поисковая система. В интервью журналу Тiте (1 ноября
1997 года) Янг рассказал о том, как годом раньше компания пересмотрела виды на будущее. Когда в начале1996 года в Уаiгiоо! рассматривались различные вариан ты развития коммерческих возможностей, компания намеревалась открыть свой первый централизованныйон-лайн-магазин и для этого заключила сделку с Уi8а.
Тем не менее Янг и компания продолжали следить за рынком и очень быстро осознали, что определен ные сегменты рынка, такие как книги, аудиозапи си и фондовые операции, продвигаются на попри щеэлектронной коммерции быстрее других. Ставяинтересы пользователя превыше всего и стремясь использовать возможности Интернета наилучшим обра зом, они изменили свои планы.
«Мы решили, что вместо интернет-универмага, вкотором есть все, будет более эффективно и удобно, если мы включим ссылки на коммерческие предложе ния непосредственно в сайт уаiюо.сош», — добавил он.
Результаты этого поворота видны и сегодня. УаЬоо!заключает важные сделки в нескольких областях, вклю чая технологии, продовольствие, логистику, электрон ную коммерцию и связь. Руководство компании отмечает, что ежемесячно приходится рассматривать сотнипредложений о сотрудничестве.
В195Ьоi5
Особое внимание к вопросам партнерства продол жает удивлять специалистов и аналитиков, скептически относящихся к традиционной политике Уаiгiоо!подсоединения пользователей Интернета к самым раз личным ресурсам Сети (некоторые называют ее агностической по содержанию). Однако обладание даже малой частью этих ресурсов поможет компании оставаться конкурентоспособной, особенно в свете про изошедших в последнее время многочисленных слияний промышленных компаний.
ПОСТРОЕНИЕ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ
деловые отношения во многом похожи на брак. Успех часто зависит от способности обоих партнеров поменять установку в сознании с «я» на «мы».
«Гуру менеджмента» Розабет Мосс Кантер многие годы изучала бесчисленные деловые союзы и товарищест ва. В результате своего исследования она вывела восемь критериев, которым должны соответствовать компании, желающие достигнуть согласия, и озаглавила их «Восемь для создания успешного,,мы”» (Налчатс1Ви.iпе$.
Яеуiеи’, 1 июля 1994 года):
1. Стабильное положение обеих сторон.Каждый из партнеров должен быть сильным и способным привнести в совместное дело что-то ценное. Мотивация должна быть направлена на достижение будущих перспектив, а не на компенсацию былых недостатков.
2. Необходимость,для обоих партнеров отношения должны базироваться на стратегических целях. деловой
БИЗНЕС ПУТЬ: УАНОО! 123
союз всегда способствует реализации долгосрочных пла нов.
З. Взаимозависимость.Партнеры должны нуждаться друг в друге и иметь неконкурирующие возможности и ак тивы, которые при их сочетании позволяли бы достичь ре зультатов, которых ни один из партнеров не смог бы дос тичь поодиночке.
4. Инвестиции.Партнеры должны производить взаим ные вложения средств, таким образом демонстрируя друг другу свое участие в общем деле и готовность выполнить долгосрочные обязательства.
5. Открытость.Все контакты партнеров происходят открыто, и они с готовностью делятся друг с другом информацией, необходимой для успеха совместного биз неса.
6. Интеграция. Партнеры налаживают обширные свя зи между множеством людей на многих организационных уровнях с целью сглаживания противоречий, возникающих в ходе работы.
7. Институционализация.Отношения обладают офи циальным статусом; ответственность сторон и процесс при нятия решений строго регламентированы.
8. Честность. Сотрудничество основано на взаимном доверии, и партнеры никогда не действуют вразрез с мне нием друг друга.
После заявления руководства АОЕ Тiiтiе ‚iЧагпег ипоследующего падения акций УаГiоо! для последнейнастали неспокойные времена. Аналитики, специалисты и даже компьютерные самоучки бились об заклад, что Уаiiоо! придется отойти от дел и либо при соединиться к другой мультимедийной организации,
ВIД5Ь0i5
либо исчезнуть. Артур Ньюмэн, аналитик из 8с/гтоiетСо., в своем сообщении отметил, что несмотря нато что доходы и товарооборот компании за послед ний квартал 1999 года удвоились, ее стремление оста ваться независимой и избежать слияния с более круп ной компанией «может навредить ей в дальнейшем,так как конкуренты усиливают контроль за распреде лением товара и торговых марок» (i?еи1еТ8, 12 января 2000 года).
Несмотря ни на что, УаЬоо! непоколебимо продол жала участвовать в сделках в роли посредника. «Наша стратегия всегда заключалась лишь в распределении товара», — заявил Маллет в интервью агентству Яеи1еТ8,добавив, что, по его мнению, покупатель до сих пор предпочитает иметь выбор из широкого ассортимента торговых марок, нежели довольствоваться товарами какой-нибудь одной марки. В частности, он вспомнил о
том, как компания 1Эiпеу приобрела I1Т[о8ее1 в 1999-м.
«По меньшей мере, это не было похоже на круговую пробежку в бейсболе», — добавил Маллет.
Сила сетевого партнерства
Как было отмечено выше, список деловых союзов, созданных УаIiоо! с 1996 года, невероятно обширен. Вместо того чтобы издавать его отдельным томом, мы попытаемся рассказать о роли, которую играли этисоюзы на протяжении истории Уаiгiоо!, особое внимание уделив тем, которые помогли компании достичь наибольшего успеха.
С самого начала главной задачей Уаiiоо! было рас ширение спектра услуг и размещение рекламы для
БИЗНЕС ПУТЬ: УАНОО! 125
привлечения большего количества пользователей.Как сказал Кугл в отчете компании за IУ квартал 1996 года, «мы будем и далее стремиться в первую очередь к максимальным вложениям в развитие индуст рии УаIiоо! и распространение торговой марки УаЬоо!в глобальном масштабе, а не к быстрой прибыли».
«Увеличение популярности Уаiгiоо! и спроса на про дукцию компании за прошедший год не было бы возможным без огромной поддержки от пользователей,рекламодателей и партнеров», — отметил в том же отчете Янг.
Конечно же, в 1996 году у Уаiiоо! были рекламо датели — в конце года их было уже 550,— предла гавшие широкий спектр товаров и услуг. АiтiегiсапЕхрге, Ашегiсап Аiг1iпе, Ауоп, Вап1 о1 Аiтiегiса,СГIагIе8 $сiт’щаЬ, Соса СоIа, Сошра Сошрнег8, Вiпеу, Еога МоЁог Сошрапу, Сепегаi Мi11, епега1 Моiог,Нi1оп, ‘МВ, Iппi, Iп[еI, аЫсо, РпЬ1i1гiег С1еагiп
Нопе, опу, Тоуоа, Уiгiп Кесогсi, Уiа и дТа1-Магi —
вот лишь некоторые из компаний — однократных или
многократных рекламодателей, привлеченных возможностью направленной интерактивной рекламы.
В 1996 году УаЬоо! и Ргос[ег 8 СашЫе, крупнейший рекламодатель США в области товаров народного потребления, начали заказную многомесячную реклам ную кампанию, целью которой было связать марку УаIiоо! в сознании пользователей с несколькими лейб лами Р8сС. Уаiгiоо! работали с Р8сС для создания гибкой программы распространения товара, определения графика подачи, ротации и размещения рекламы, атакже для творческого руководства всеми стадиями продвижения товара на рынке.
126 Вiу5Ьо*б
«Программа, реализованная с Р8с0, показываетагентствам и рекламодателям, что Уаiгiоо! всегда стре мится идти навстречу пожеланиям рекламодателей, —сказал заведующий отделом продаж Анил Сингх в заявлении компании в мае 1996 года. — Наша цель — про должать работу в рекламной индустрии, реализуя тща тельно разработанные программы и предлагая новыерешения для рекламодателей, действительно заинтересованных в рекламных возможностях Интернета».
В плане содержания рекламной продукции Уаiгiоо!заключала соглашения, способствовавшие расши рению и углублению спектра информации. В июне того же года Уаiгiоо! и СгапiЁе Вгоас{са$Ёiп СогрогаЁiоп объявили о создании первого в истории альянса телевидения и Интернета.В рамках этой программы информация с родственных интернет-сайтов былавключена в сводки новостей и сайты Огапi[е, в то время как УаГiоо! получила от Сгапi[е доступ к местным источникам новостей.
Этот союз явил собой выдающееся новшество в ме тодике сбора и распространения телевизионных новостей, и Стюарт Дж. Бек, бывший тогда президентом Сгапiе Вгоас1са$Ёiп, даже заявил, что это соглашение улучшило репутацию телевидения гораздо больше,чем это могла бы сделать обычная система доставки информации. «Впервые в истории телезрители смогут контролировать поток новостей и получать де тальную информацию только по тем пунктам, которые для них особенно важны»,— сказал он в заявлении от лица компании.
УаЬоо!, в свою очередь, считала, что альянс даст компании возможность стать «голосом Мировой пау
БИЗНЕС ПУТЬ: УАНОО! 127
типы», продолжая при этом проводить текущую стра тегию приспособления уникальных новостей под новшества в развитии технологий масс-медиа и служения интересам местного населения.
РАСШИРЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПЛОЩАДКИ
К 1997 году Уаiiоо! заработала кучу денег, заключаявсе новые и новые альянсы в основном с целью распро странить сетевые программы и другие услуги компаниив региональном и национальном масштабе. Компанияобъединилась с Аi 1iоеi, чтобы предложить пользователям доступ к аудио- и видеотрансляциям событий,относящимся к категориям, освещаемым Уаiiоо!, а также к области смежных интересов. Изначально договор был заключен с Уаiiоо! $рог1$ и Уаiгiоо! Теi Еуепi, но затем последовала дальнейшая интеграция в смежных областях. Благодаря соглашению с газетой 8ротiiп1\Те ижурналом 8ротi Тiсiеттакже добавилось много разнооб разной информации и оригинального содержания.
В коммерческой сфере УаЬоо! сотрудничала с Мiсго$о Саг-Роiп, и благодаря этому стало возможным спомощью одного «клика» по кнопке мыши получить доступ к информации о покупке, продаже и исследованию новых и подержанных автомобилей. Также былазаключена сделка с компанией аЬге, ведущим сетевым туроператором, и УаЬоо! стала эксклюзивнымпровайдером билетов для пользователей УаЬоо! через службу Тгае1осi1у в рубрике УаГiоо! Тгауеi. Соглашенияс 1ее1.соiтi и Уiс1еоегуе.сош дали пользователям воз
можность приобретать видеопродукцию он-лайн.
ВIД5Ь0i5
В интервью СЛТВС в 1998 году Кугл рассказал о том,как альянсы такого рода, заключенные за прошедший год, пошли на пользу бюджету компании. «доходы отосновных коммерческих сделок, заключенных нами в последнем квартале, составили 15% всех доходовкомпании», — сказал он (СВС/Ео]опе5 Ви5iпе ‚/iсiео, 26 февраля 1998 года).
«Это довольно интересный вариант расширения естественного спектра нашей рекламной деятель ности», — добавил Кугл, отметив, что такое парт нерство дает рекламодателям нечто большее, чемпросто заметное место на сайте. «Они получают высокий статус и возможность надолго его сохра нить», — сказал он.
РАСШИРЕНИЕ ОБЛАСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ УСЛУГ КАК СРЕДСТВО
ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ
Однако другая программа налаживания деловых отношений в 1997 году потерпела неудачу. Это былипроекты, связанные с распространением услуг УаIiоо!,разработанных для того, чтобы привлечь внима ние к их веб-проектам и обойти главного конкурен та—АОЕ.
Благодаря соглашению с СеоСiiе (позже куплен ной УаЬоо!; см. следующую главу) каждый пользовательУаIiоо! получил возможность создать бесплат ную личную страницу по индивидуальному макету.Программа также подразумевала, что УаIiоо! станет
БИЗНЕС ПУТЬ: УАНОО! 129
ведущей поисковой системой и провайдером интер Нет-услуг для клиентов СеоСiiе.
К тому же компания вступила в соглашение с МС’с целью создания совместной он-лайн-службы под названием УаIiоо! Опiiпе,начавшей действовать в нача ле 1998 года. Согласно договоренности каждая компания предлагала пользователям диск (очень похожийна вездесущий диск АОЕ), дававший как доступ к Ин тернету (через МС’), так и ко всем разделам Уаiiоо!Пользователи платили $14,95 в месяц за первые три месяца обслуживания; далее плата повышалась до $19,95,в том случае, если пользователь не начинал пользоваться системой междугородных переговоров МС’.
Как заявил С1\IВС Кугл, благодаря этим альянсампользователи узнали, чтоУаiiоо! — это не только поисковая система. «Мыдобивались этого все время, инашим пользователям уже давно очевидно, что нашспектр деятельности несколько шире, чем просто ука затель или поисковая система>. Однако, добавил он, такие деловые союзы вызовут возрастающий потокпользователей, так как о Уаiiоо! узнают те, кто толькочто впервые подключился к Сети.
Все эти альянсы продолжали успешно действовать в мировом масштабе до 1998 года. Кроме договоров сСошра, Саечау и подчиняющимися Мiсгоо1 компаниями М$ и ‚i’ТеЬ Т’7 были заключены соглашения с IВМ ради компьютеров Арiа. Также была создана ус луга УаIiоо!СIiсI совместно с ВгiiЬ Теiесошш п[iпоiсгаi (ВТ). В этой услуге были совмещены доступ в Интернет через ВТ и объединенные британская иирландская страницы Уаiiоо!.
130 Вi9511о*5
КАК НАСЫТИТЬ ТОЛПЫ СТРАЖДУЩИХ
В 1999 году Уаiiоо! сосредоточилась на двух основных целях: продолжать обслуживать свою обширную клиентуру, которая на тот момент удвоилась и составляла 120 миллионов отдельных пользователей, посред ством интегрированных систем связи, коммерческих акций и масс-медиа, и предоставить наиболее удачную маркетинговую платформу рекламодателям и предста вителям торгового бизнеса.
Также именно на этот год приходится самый удач ный финансовый квартал в истории компании.
К концу года договор с УаЬоо! подписали более 9000 торговых организаций,включая такие как Вагпе8’фоЬ1е, Вгоо1 Вго1iег, Ес{сiiе Вапег, сар, Тоу8«Ю> Уiсогiа’$ есге и а1е. Рекламное направ ление компании также процветало; в этой областичисло компаний-партнеров доходило до 3500, включая около 1200 фирм, находящихся за пределами США, таких как IЭае’чоо, о1iа, ог’теiап Спiiпе
Еiпе и ТеiеiЬпiса.
УаЬоо! также начала сотрудничать с крупнейши ми банками, наладив систему банковских сделок онлайн и операций по оплате счетов. Соглашение сВепiсЬе Вап1 24 на проведение банковских операций он-лайн для клиентов Уаiiоо! Сегшапу иВепс1iеВап1 24 представляло собой первый случай, когда немецкий банк и интернет-компания объединили уси лия для предоставления доступа к счетам он-лайн.Вдобавок это сотрудничество привело к выпуску в
БИЗНЕС ПУТЬ: УАНОО! 131
феврале 2000-го совместной кредитной карты, пре доставляющей клиентам круглосуточный доступ к сведениям о балансе и отчетам о проведенных опера циях для текущего и депозитного счетов.
В тот год также были заключены договора с такими банками, как Вапчпе ГМгесЁе во Франции, Вапса 121 в Италии, Кооiотiiп ВапI в Корее.
Тем временем в Соединенных Штатах Уаiiоо! объединилась с С1iес1Угее Согрогагiоп, ведущим поставщиком электронных коммерческих услуг с 1981 года,и они создали Уаiiоо! Е-Вi115.Это услуга для зарегис трированных пользователей, позволяющая им получать, просматривать и оплачивать счета он-лайн.Помимо возможности внесения разных сумм денегв разные месяцы, есть и другие удобства. Например, частные лица могут сами устанавливать размер ежемесячных выплат по займу за автомобиль и жилье, атакже спланировать ежегодные единовременные взносы, такие как взнос за регистрацию транспортного средства или плата за обучение.
Когда Уаiiоо! вступила в ХХI век, ее стратегия заключения альянсов ничуть не изменилась. В планесодержания и маркетинга был налажен контакт с та кими компаниями, как НеаiЁЬеоп. Это дало пользова телям возможность проводить исследования он-лайни получить доступ к разнообразной информации по здравоохранению. Было расширено сотрудничество с АпЁо’4ТеЬ.сош, и пользователи получили доступ к всеобъемлющей системе по покупке и продаже новых и подержанных автомобилей.
ВIД5Ь0i5
Работа над распространением услуг интенсифици ровалась, когда Уаiгiоо! начала теснее сотрудничать сНе’чIеГi Рас1агс1, предоставив владельцам новых ноутбу ков НР ОшпiВоо1 ХЕ и компьютеров НР Вгiо доступ куслугам Му Уаiгiоо! и УаЬоо! ша11 Внiпе. Также (чтоболее важно) компания расширила рынок сбыта своихуслуг, чтобы учесть растущую популярность мобильнойсвязи. Был заключен договор с Раее, и владельцыпейджеров получили доступ к индивидуализирован ным ресурсам — Уаiiоо! Маи и УаIiоо! Саiепсiаг.
Вмае 2000 года было объявлено о заключении соглашения с провайдером мобильной связи АТ8сТ, чтобы предоставить подписчикам Вiiа1 Рос1е1Хе[ широ кий спектр ресурсов и услуг, включая новости, почту информацию о спорте и из мира финансов. Вперспек
тиве пользователи УаЬоо! посредством интерактив ных служб получат мобильный доступ к индивидуали зированным ресурсам через телефоны АТ8сТ с выходом в Интернет.
Очевидно, что лидирующие позиции Уаiтоо! нарынке ресурсов типа Ьпiпе1о-соппшег были значительно укреплены за счет большого числа стра тегических партнерств. Эти партнерствадали пользователям Уаiгiоо! новые интернет-ресурсы и услуги, апартнерам — дополнительный доход. Эта стратегия бу дет играть ключевую роль и в дальнейшем развитии компании.
Но вот вопрос, достойный гораздо большего внимания: как Уаiгiоо! намеревается применять свою стра тегию партнерства в своей новой, самой рискованной инициативе?
БИЗНЕС ПУТЬ: УАНОО! 133
ШАГИ В НАПРАВЛЕНИИ ВУ5II’1Е55-ТО-ВУ5II’1Е55
В июне 2000 года УаГiоо! объявила о своем намере нии выйти на рынок информационных порталов,заявив о разработке ресурса Согрогаiе УаIiоо!. Этауслуга, основанная на популярном модифицированном интер фейсеМуУаiiоо!, позволит компаниям объединить своипатентованные ресурсы и приложения с патентованными ресурсами Уаiiоо!, не выходя за рамки, диктуемые Сетью.
Учитывая выгоды, которые дает рынок ресурсов типа можно с уверенностью назвать это решение стратегическим. Например, ана-литики из Меггiii Гупс1i предсказывают, что если в1998 году на рынке информационных порталов вра щалось 4,4 миллиарда долларов, то к 2002 году этацифра возрастет до 14,8 миллиарда.
С другой стороны, Ро