О технологической ерунде, это личное

егодно появляются сотни миллионов новых веб-страниц, и эта цифра возрастает в три раза

Еж­ каждый год. Итак, как же УаЬоо! удерживает ли­

дерство во всевозрастающей информационной среде, называемой Интернет, служа проводником человече­ского общества по информационной магистрали?

Нет, здесь речь не пойдет о технологиях. Поиско­вая система Уаiiоо! не является ни самой быстрой, ни

в какой-то степени даже лучшей — хотя, возможно,большинство пользователей будут оспаривать это. од­нако создается ощущение, что УаIiоо! — это лучшее.

Несколько лет назад даже Тим Кугл думал таким об­разом. Однажды на какой-то промышленной конфе­ ренции он был крайне удивлен, услышав, как один изконкурентов хвастался, что поисковая система егокомпании на несколько секунд быстрее, чем Уаiiоо!.И сразу же поймав Джерри Янга, он попытался выяс­нить, правда ли это (Рот?ипе, 2 марта 1998 года). Конеч­но, это было так. Янг знал, что это правда, но это ма­ло его заботило. Кугл в конце концов пришел к пони­манию этого. Дело в том, что, является ли Уаiаоо! самой быстрой программой или нет, все большелюдей каждый месяц обращаются к УаЬоо! в большеймере, чем к ЛОЕ или любой другой системе, потому что любители Интернета не могут быть технарями и

Вiу5Ьо5

создавать его сами. Миллион новых пользователей ежегодно входит в Интернет и все время возвращает­ ся на одни и те же сайты. Это общение умов, расцвет человеческого общения.

Война поисковых систем, обратившаяся теперь к порталам, идет не за скорость, а за сердца и умы поль­зователей Интернета (более известно общение умов), за победу над такими конкурентами, как Еусо, Ехсiiе,

IпГо5ееi и АО[.

КАК РАБОТАЕТ УАНОО!?

Уаiiоо! начиналась с четырех человек: Янга, Фило,Маллета и Кугла. Казалось, что у них было естествен­ное ощущение, что Интернет станет средой для все­мирного общения людей. Идея всемирного общения возникла на заре создания компании. У Фило быловнутреннее чувство, что уж лучше бы Уаiiоо! былаобычным интерфейсом .дТеЬ, чем простым справочни­ ком, поисковой системой или безжизненной частью технологий (Ротiипе, 6 марта 2000 года).

Как говорит Тим Кугл, компания тратит много вре­ мени, пытаясь найти все новые способы, как лучше удовлетворить запросы пользователей. Надо иметь ог­ромное желание выжить, если в полной мере осозна­ешь, как часто меняется происходящее в Сети. Преж­ де всего имеется набор операций для работы. Цель —создать сайт, на котором пользователь захочет оста­ваться. Назовем его общением. Существенной частьюуспеха Уаiгiоо! является концентрация внимания назапросах человека. И это работает.




БИЗНЕС ПУТЬ: УАНОО! 55

ЦЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 1’12 о технологической ерунде, это личное - student2.ru ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Люди привлекают других людей полезной инфор­ мацией, которую они находят, обрабатывают и орга­ низуют.

Уаiiоо! предлагает интуитивно понятный, удоб­ НЫЙ ДЛЯпользователя он-лайновьий сетевой справоч­ ник, содержащий обобщенную информацию, услуги для связи, поддержку пользователя и общения.Спра­ вочник включает иерархический предметный указа­ тель веб-сайтов, что дает возможность пользователю получать необходимую информацию, а также служит для нахождения межтекстовых связей, включенных в указатель.

В Интернете среди пяти главных факторов успеха находятся технология и управление потребительски­ ми связями (СiМ). Ключом к успеху в С1М являетсявзаимодействие с пользователем и обслуживание по­требителя.

Можно иметь высокоскоростные технологии на­подобие, скажем, Ехсiiе, огiiiегп ЕiГiГ или Соо1е,но все же не охватывать настолько много людей. Со­

храняя простоту и доступность, компания удержи­ вает постоянное внимание пользователей на своих сайтах.

Главное внимание компания концентрирует напотребителе. Не так уж много компаний нового ти­па это понимают. К ним относится Майк Пусате­ ри, глава маркетинга и интернет-продаж в МаггiоГЛ

В19511оi5

Iпегпаiопа1. Он один из немногих, понимающих в этом деле, сразу уловил действительное значение Ин­тернета. Он понимает цену привлечения потребите­ лей. «Интернет состоит из услуг, а именно предо­ ставления услуг потребителям как можно быстрее, удобнее, с удовлетворением личных потребностей пользователя. Предоставление услуг — это бизнес ком­пании Маггiо. Унас в собственности, кроме услуг, нет ничего; даже кирпич, из которого построены наши офисы, нам не принадлежит» (Билл Гейтс. «Биз­нес со скоростью мысли»).

ЦЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ1’12 2:

ФАКТОР СОДЕРЖАНИЯ

Еще одной важной составляющей, предлагаемой Уаiгiоо!, является набор текущей и справочной инфор­ мации от ведущих провайдеров, включая новости вреальном времени,полученные из многочисленныхисточников, в том числе ЯеиеТ5 1\Тею Месiiа, АосiаеiРге, 1еи(,с1’iе Рге5 А’епите и Аепсе Ртачсе РТе5е, под­ борка цитат (1?еи1еТ5), объединенные, заслуживающие

внимания доклады (асЛ5), радионовости (1\Таiiопа1Раьис 1?аiiо), холдинговый фонд (СВА/ИГiе5епЬещеТ), экономические отчеты (Е0Т1е5.сот, Тие 51тее.сош, Тие Моiiеу ЕооI), спортивные итоги (ЕЗРI\Т 8роТ Ёiсi?еТ), спор­тивные комментарии (Тие 8ротiiп 1\Тею), трудовая занятость (14/ан $iтееi ]отпаi), информация о погоде (14теа1iет пеi, ‘пс. и I4теаiиет СiгаппеИ) и сплетни индус­ трии развлечений (Е! Опiiпе). Уаiгiоо! создает такжемежтекстовые ссылки на веб-сайтах, отображая те­кущие события и издания по интересам, такие каквыборы, праздники, политические выпуски, прогноз

БИЗНЕС ПУТЬ: УАНОО! 57

погоды, выполненные в тематическом формате и об­новляющиеся регулярно на последний день. Текущие предложения включают аукционы, «желтые страни­ цы», карты, указания дорожного движения и реестр объявлений о продажах и покупках, а также о спро­ се и предложении на работу.

УаЬоо! стала ведущей и неотъемлемой частью Ин­тернета. УаЬоо! обслуживает интерактивные чаты,страницы и доски посланий, члены поисковой систе­мы Уаiзоо! могут общаться друг с другом так же, как ипо Сети. Уаiiоо! создала сообщество участников, заре­ гистрированных в компании. Компания постояннопредлагает более десятка зарегистрированных услуг для своих членов, включая УаIiоо!-покупку, Уаiiоо!-тор­ ги, Уаiiоо!-клубы, Уаiiоо!—адресные книги, Уаiгiоо!-к­алендарь, УаIiоо!-почту, Уаiзоо!-страницу, Уаiгiоо!-чат,Уаiiоо!—доску посланий. Список можно продолжать до бесконечности.

ЦЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 1’12 3: В2В-ФАКТОР

В добавление к сказанному компания имеет так на­зываемую В2В стратегию*, чтобы создавать в Сетирыночные места для торговли. Через союз торгов­ цев УаЬоо! предлагает своим членам возможностьпокупать товары и получать услуги. Это могут бытькниги (Ашаоп.сош), музыка (СГЖо%’т), автомобиль­ное обслуживание (Мiсгооi Саг РоiгiЁ апсi АпочеЬ),

о технологической ерунде, это личное - student2.ru *В2В — Ьцiпе [о Ьцiпе, сделки типа бизнес—бизнес в отли­ чие от В2С — Ьпiпе — о соппшег, или бизнес—потребитель.

58 ВI95Ь0*5

ипотечное обслуживание (Е-Еоап), брокерские услуги (Е*Тгасiе, Вiсоуег), традиционная служба общения(АТ8СТ), унифицированные послания (ЦАХ), электро­ ника (Уаiпе Ашегiса), спорт ((епе8i Вiгесi) и под­ писные журналы (Е1есгопiс етапсi).

А с приобретением Уiа’чеЬ компания создает пол­ное обслуживание торговцев, желающих связаться смиллионами пользователей компании УаIiоо! (Еогш IОКАпппаI Керог 32.12.1998).

КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

НА ДОМАШНЕЙ СТРАНИЦЕ

Есть два пути для того, чтобы получить нужную информацию на веб-сайте компании. Один из них —полные текстовые поисковые системы, которыеиспользуют набор автоматических методов, чтобыпомочь пользователям сориентироваться и найти то,что нужно. Пользователь приходит на сайт, набира­ ет в поисковой строке какое-то слово или фразу, а более продвинутые пользователи набирают опреде­ ленную цепочку слов (метод, известный как Вооiеа­чпоиск). Поисковая система определяет индекс тексто-ВЫХдокументов, которые были выбраны специаль­ной автоматической программой, которая собирает информацию на сайтах по всей Сети. Это немного напоминает пропускание вещества через гигантскую воронку с различными фильтровьтми ячейками. Вампридется вытягивать информацию, сужать фокус по­иска и в конце концов получить как раз тот самыйсайт, который подпадает под ваше описание. Реше-

БИЗНЕС ПУТЬ: УАНОО! 59

ние, предлагаемое системой УаГiоо!, — начать с опре­ деления понятия в указателе сайтов, организованном на иерархической основе предметов, или тематиче­ского поиска.

В декабре 1998 года Уаiiоо! создала реестр 1 200 000 веб-сайтов по следующим 14 основопола­гающим категориям: искусство и общество; бизнеси экономика; компьютеры и Интернет; образо­ вание; развлечения; правительство; здоровье; но­вости и средства массовой информации; спорт и отдых; справочные материалы; регионы; наука; общественные науки; общество и культура. далеевеб-сайты подбирают под наименования врамках этихглавных наименований по иерархическому прин­ ципу. Пользователи могут либо просто просмотреть реестр наименований, либо использовать систему бы­строго поиска по ключевому слову, которая сканирует содержание всего указателя в системе Уаiгiоо! К базо­вому реестру веб-сайтов прилагается краткий описа­тельный комментарий. Сточки зрения сотрудников издательства компании, особые символы, исполь­ зуемые для поиска в реестре, создают уникальные возможности при тематическом поиске.

Уаiгiоо! использует также результаты сетевого тек­стового поиска из поисковой системы Соо1е. Эти ре­ зультаты интегрируются с Уаiгiоо!-указателем поиска

так, чтобы сетевой текстовый поиск мог быть пред­ ставлен в соответствующем реестре УаIюо!-указателя. Итак, читатель не ограничивается только лишь зна­ниями издательской группы одной системы, инфор­ мация увеличивается с помощью умных технологийавтоматических поисковых систем. Например, можно

В195Ь0i5

найти таблицу типа раздела «Содержание» в книге,в которой представлены интересующие пользовате­ля понятие и тематика. Это позволяет пользователю искать по содержанию и подбирать интересные для него сайты. Этот путь аналогичен фильтрации через воронку. Очевидно, что большинство издателей стро­ ят сайт именно таким образом. Итак, в системе Уаiiоо!вы найдете за работой множество пользователей, от­бирающих и распределяющих сайты по категориям.

СОХРАНЯЕМ ПРОСТОТУ И ДОСТУП НОСТЬ

УВЕЛИЧИВАЕМ

ЧИСЛЕННОСТЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Итак, каким образом высокие технологии служат обычному человеку? Ответ: на первом месте— чело­век,а технологии— на втором.Звучит несколько аб­сурдно для компании, которая на высоких технологи­ях специализируется. Что ж, возможно.

Базовые принципы Уаiiоо! в этом вопросе, по-ви­димому, таковы: сохраняем простоту и доступностьдля пользователя. В этой простоте скрыта глубокая мудрость. А исходя из количества пользователей веб­сайтов, наверное, следует добавить: сохраняем про­ стоту — увеличиваем численность пользователей.

Зачем нужна простота?

Какая бы ни была стратегическая основа комп­ании, ее создатели, по-видимому, знают, что нужно обычным людям. С самого начала и вплоть до послед-

БИЗНЕС ПУТЬ: УАНОО! 61

него момента УаЬоо!-сайт содержит значительно мень­ше графиков и не создает ощущение сложности по сравнению с другими порталами.

Реальность Интернета такова, что далеко не у каждо­го дома имеется наиновейший, супермощный, много­задачный, высокоскоростный и т. д. компьютер. А ин-

формационные страницы Уаiзоо! приходят быстро и

без каких-либо сбоев, звонков и свистков. Что означа­

о технологической ерунде, это личное - student2.ru ет: система загружается быстро и выглядит как хоро­ ший, старомодный, уютный коврик. Ясно, просто идоступно. Придя в штаб-квартиру компании, вы уви­ дели бы несколько сотрудников за рабочими столамида пару-тройку компьютеров, а не нагромождение сер­ веров. Когда живой человек соприкасается с холоднымметаллом и абстрактными информационными кате­гориями — подборкой цитат, картами, системой поискаработы через Интернет, торгами, «желтыми страни­ цами» и другой информацией, — на Уаiгiоо! он чувствует себя как дома. Это похоже на обслуживание по принципуон-лайн (Готiипе, 2 марта 1998 года).

Если вы решили задуматься о создании своего сайта или веб-страницы, задайте себе эти вопросы до того, как их задаст себе ваш конкурент:

Что вообще привлекает людей на сайт?Легкость его использования, простота, отсутствие профессиональ­ ной фразеологии (за исключением, конечно, тех сай­ тов, которые созданы для профессионалов), удобствов обслуживании.

Как ваш сайт соответствует каждой из названных областей? Заглянитена сайт конкурентов, как для оп­ ределения своего уровня, так и для того, чтобы почерп­ нуть какие-нибудь идеи.

Вiд5Ьоiб

• Что привлекает пользователей на ваш сайт?

• Насколько быстро пользователи получают инфор­ мацию, которую они ищут?

о технологической ерунде, это личное - student2.ru Насколько удобно организован сам процесс поис­ ка? Многие из нас покидали сайт в середине перего­ воров о покупке из-за раздражающе долгих последо­ вательных отсылок, необходимых, чтобы получить то, что мы хотели.

Через несколько лет, когда более 70% людей смо­гут иметь доступ в Интернет и просматривать сайты на маленьких экранах своих мобильных телефонов, сложным сайтам, снабженным графиками, будет труд­ новато удержать внимание потребителя и тем более сделать его регулярным посетителем сайта.

РУКОТВОРНЫЕ ИЕРАРХИИ

В 1997 году Роберт Рейд в своей книге «Архитек­ торы Сети» заметил, что иерархия в системе УаЬоо!является инструментом, созданным руками человека.Рубрики подбирают сотрудники компании, а не ком­ пьютер. Сайты, наполняющие рубрики, связаны меж­ду собой человеческой логикой, а не определенным компьюьерным алгоритмом. другими словами, этамедиа-компания, работающая в режиме он-лайи, поль­зуется услугами штата редакторов, наподобие старо­ модных медиа-гигантов.

Ясно, что Уаiгiоо! — это продукт интенсивного тру­ да. Но кроме того, Уаiiоо! — справочник, где инфор­ мация подобрана на основе человеческих предпоч

БИЗНЕС ПУТЬ: УАНОО! 63

тений, — и это временами создает почти фантасти­ ческий эффект. В этом суть уникальности УаГiоо! и,скажем прямо, гениальности ее владельцев. Не такая уж это ценность: предоставить информацию, кото­рую многие находят интересной; теленовости дела­ ют то же самое. Телефонные книги, бесчисленныевеб-сайты угождают интересам определенных групп... Но Уаiзоо! в состоянии выстроить интуитивные пу­ ти, которые, возможно, будут единственными или в какой-то момент важными для людей, ищущих ин-

формацию.

Упростите пользователю вход в Интернет

Еще одним важным принципом УаЬоо! являет­ся концентрация внимания компании на потреби­ теле, на пользователе сайта. Это было одной из при­ чин, почему в январе 1998 года Уаiiоо! заключиласоюз с МСТ СошшппiсаЁiоп$ (сейчас Уог1с1 Сош), что­ бы предложить Уаiiоо! опiiпе, поддержанную МС’Интернетом. Новая услуга была нацелена на пользо­вателя, впервые обратившегося к Интернету. КакДжефф Маллет рассказывал репортерам, эта услу­ га была наиболее легким способом подключиться к Интернету, и она была разработана, «чтобы предо­ ставить пользователям наилучшую и легкую связьс Интернетом».

По мере того как Всемирная паутина становитсячастью основного потока культуры, Уаiзоо! продолжа­ ет расти и меняться. В 1998 году Уаiiоо! уже началасвое преобразование из простой поисковой сис­темы в глобальный медиа-портал. Сегодня «гаiоп

В1951’оi5

о технологической ерунде, это личное - student2.ru а’еiге» компании — «стать единственным местом в Сети, где любой желающий найдет что угодно исвяжется с кем угодно. Такая концепция обращена к людям, и я полагаю, что именно в этом ответ, поче­ му Уаiгiоо! уже сейчас является частью жизни стольмногих людей» (Уаiiоо! Ежегодный отчет, 1998 год).

БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗАМАНИВАНИЯ ЛЮДЕЙ В СЕТЬ

Никакого техногенного пмпджа! Уаiiоо! пропаган­ дирует развлекательный, жизнерадостный стиль работы. Базовый имидж компании был прост — два парня, страст­но увлеченные своим хобби, прорываются в полноценный бизнес. Ничего похожего на истории их конкурентов из Силиконовой долины. Подобный популистский подход к бизнесу приносит результат и в других сферах. Мо1еу ГооI был основан в 1993 году братьями дэвидом и Томом Гард­ нерами, которые создали себе шутовской имидж, дабы публично заявить, что во всей этой финансовой чепухе нет ничего такого сложного и тайного и что любой инвестор может добиться успеха, имея нужную мотивацию и инфор­ мацию. два брата, подобно придворным шутам в средне­ вековые времена, сказали всем правду в глаза и благо­ получно исчезли. На поле инвестиций они очень похожи

на УаI,оо!.

Следующее взято прямо с сайта УаI,оо!:

«Мы существуем, чтобы служить вам, учить вас и раз­ влекать. Мы верим, что:

1. Вы самый талантливый человек в мире и лучше всех знаете, как рапоряжаться своими деньгами.

БИЗНЕС ПУТЬ: УАНОО! 65

2. Вся эта чепуха отнюдь не ракетостроение; нам всем просто необходимо вместе учиться.

З. думая о деньгах, можно оставаться веселым.., прав­ да-правда!

4. Вы можете сделать состояние, занимаясь этим».

Навстречу потребителям. Предоставля йте пользо­ вателям услуги, в которых они нуждаются. Как сообщает Карли Фиорина, председатель совета директоров Хьюлет­ Паккарда, оказы8аемые услуги увеличиВают запросы потребителя. И тот, кто умеет грамотно увеличивать эти запросы, будет видеть потребителя на своем сайте снова и снова. Чем больше услуг вы предоставляете, тем боль­ ше пользователей будут иметь основания заглянуть на ваш сайт. УаI,оо! постоянно добавляет услуги, создавая боль­ ше удобств для пользователей. По свидетельству Гiiс1зеп/

Г%Iеа1iпд8, среднее время, проведенное пользователем на

их сайтах, самое большое в мире.

Сейчас даже автомобили снабжены электронной комму­ никативной основой, которая наиболее полно приближаетсетевые услуги к потребителю. Например, система Оп Заг Гiаiда1iоп от Оепегаi Моiогз позволяет прямо по запросу извашей машины выбрать альтернативный маршрут, в какой бы дорожной пробке вы ни находились.

Пусть портал будет простым. Ничто не утомляет так быстро, как развлекательные страницы, потому что они слишком сложны для восприятия. Страницы с графи­ ками, может быть, незамысловаты и примитивны, но в этом есть свое преимущество. даже в условиях постоянно раз­ вивающихся технологий связи потребуется какое-то время, чтобы привлечь в Сеть основную массу пользователей. А пока стоит подумать о том, что большинство лю­дей еще не видит необходимости в Интернете.Ричард

ВIД5ЬЫ5

Прентис Эттингер, основавший одну из первых издатель­ ских империй, Ргепiсе Наи (сейчас часть Реагзоп Р[С), не раз говорил: «Хочешь поймать птичку — думай как она».А Чарли Тэнди, основатель потребительской электрон­ ной цепочки IаIiо $1,асI, сказал то же другими словами:

о технологической ерунде, это личное - student2.ru «Если вы хотите поймать мышку, притворитесь кусочком сыра». Так что учитывайте, что большинство людей не име­ ют компьютера, сделанного по последнему слову техники, и сохраняйте простоту.

о технологической ерунде, это личное - student2.ru о технологической ерунде, это личное - student2.ru Глава З

КАК РАЗБИТЬ ГЛОБАЛЬНОЕ

ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВО

НА ЛОКАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

о технологической ерунде, это личное - student2.ru о технологической ерунде, это личное - student2.ru .



деление пользователей Интернета на локаль­раз­ ные сообщества является ключевым пунктом встратегии построения портала. Подобная стра­

тегия помогает приобретать новых пользователей,удерживать их на сайтах и сохранять верность потре­ бителей. Пока, конечно, Интернет — это не место для чрезмерной концентрации рекламных объявлений.Но, определенно, торговцам имеет смысл задуматься о демографическом составе будущих потребителей ихтоваров и услуг (ЛТею5ЬуЁе АТе ЛТеюо 19 августа1999 года). Компания Уаiгiоо! видит потребителя в гло­бальном масштабе, но при этом различает группы поль­зователей по интересам.

ДУМАЙ МАСШТАБНО, ДЕЙСТВУЙ ЛОКАЛЬНО.

ГОРОДСКОЙ СПРАВОЧНЫЙ САЙТ

Основным пунктом политики компании УаЬоо!в области завоевания пользователей было созда­ ние локальных сайтов,первый из которых назы­вался Уа1iоо!апГгапсiсоВау и был создан в июне1996 года. Как и другие подобные сайты, которые воз­никли впоследствии, сайт в Сан-Франциско включалвсе из местных справочников по десяти категориям: бизнес, образование, рабочая занятость, отдых, раз­ влечения, путешествия, а также информация турист­ ских фирм, спорт, направления дорожного движения,

«желтые страницы», новости и он-лайн-новости. По­

добный принцип городского справочного сайта был

ВIД5Ь0i5

распространен и на другие крупные районы. Снача­ ла Лос-Анджелес, затем Нью-Йорк и далее Атланта,Бостон, Чикаго и Вашингтон. Затем Уаiгiоо! создала местные сайты во всех 50 штатах.

РАСШИРЯЙ СВОЮ ПОЛИТИКУ В МИРОВОМ МАСШТАБЕ,

НО СОХРАНЯЙ МЕСТНЫЙ ПРИВКУС

Выход на мировой рынокбыл закономерной пер­ спективой компании Уаiiоо!, и это решение принесло

им немалый доход — сотни миллионов долларов. од­

ним из первых инвесторов в международное развитие,

не считая $еЧпоiа РагШег, был $о1Ьапi — крупная компания по производству программного обеспече­

ния — под руководством бизнесмена международного уровня Масайоши Сона,который в 1995 году как раз приобрел компанию

Масайоши Сон провел много лет в Сан-Франциско, ходил в школу при Калифорнийском университете в Беркли, изучал компьютеры и сделал свой первый миллион, продав электронный переводчик в $iiагр Согрогаiоп и импортируя в США видеоигры. Затем он вернулся в Японию, чтобы создать о1Ьап1. Он,конечно, поступил не по правилам, когда в начале1995-го совершил покупку компании Соiлсiех без раз­ решения главного инвестора iпс1i1$гiа1 Вап1 оарап.Последовало падение, и оно было бы катастрофи­ ческим, если бы не внезапная поддержка от Iошпгаес11гiiе8. Под давлением японского Министерства иностранных дел Сон получил необходимые ему сред­ ства. Затравленный японской прессой, фактически

БИЗНЕС ПУТЬ: УАНОО! 71

отвергнутый японским деловым миром, Сон перенес свою финансовую деятельность на Западное побе­режье Америки, что, вероятно, сделало его еще более открытым новым идеям.

Сразу после покупки в 1995 году ‘i’Вауi5рпЫi­

$саЁiоп

Сон встретился с ее председателем Эриком

Хиппо. Во время встречи Сон попросил его назвать имя интернет-компании, в которую он хотел бы ин­вестировать деньги. Хиппо назвал Уаiiоо!. Сон немед­ ленно связался с этой молодой компанией, которой исполнился едва ли год и в которой тогда были про­ блемы с персоналом и деньгами (не столь уж большиепо меркам Интернета).

После некоторых препирательств между Сономи очень неохотно идущей на контакт Уаiзоо! (руко­ водство компании опасалось, что Сон превратит ихв фирму в японском стиле) Масайоши Сон наконецубедил руководство принять 100 миллионов долларов,

которые он ассигновал для инвестирования интернет­ бизнеса, в котором, по его мнению, «он просто обя­зан был принять участие». Как сообщала 14аз1йпЁоп

Розi, либо Сон будет работать с Уаiiоо!, либо он само­

стоятельно создаст подобную компанию (14’азiгiпiоп Ро51, 9 мая 1999 года).

Мудрость победила, и УаЬоо! согласилась продать компании $оаьап1 треть доли своего бизнеса.

Если вы прочитаете главу о Тиме Кугле в книгеЧарльза Сигизмунда «Чемпионы Силиконовой доли­ ны» (СiIагIе8 О. $ii5шппа. Сйашрiоп5 оГ $iiiсоп Уаiiеу.

В19511оi5

Тi1еу, 2000), вы получите всестороннее и очень прав­ доподобное описание того, как происходили собы­ тия. Кугл разговаривал с Масайоши много раз с осени1997-го по весну 1998 года, в тот период, когда УаIiоо!уже вступила в союз как с i1Т, так и с Веиiет5, и на­стоящая ценность УаЬоо! все время росла. Кугл стре­ мился создать ситуацию «стратегического партнерст­ ва», чтобы определить области, куда партнеры будут вкладывать инвестиции. Это было очень важно, по­ скольку компания не имела намерения конкурировать с уже достигшими успеха провайдерами. В воздухе попахивало паранойей, с которой Кугл пытался спра­ виться, укрепляя связи и с главой 1?еиiет5, и с Масай­

оши Соном, и с Эриком Хиппо из 2i1Т 1Эауi. Больше

всего Уаiiоо! была озабочена своим ростом и увели­ чением активов, чтобы не быть поглощенной оче­ редным «партнером» с большим карманом. Кугл чув­ ствовал, что имеет большой смысл выйти на рынок за пределы Соединенных Штатов. Риск был оченьсерьезен, поскольку компания была действительно не­достаточно крупной, но рискнуть стоило. Если делабудут развиваться успешно, то, выйдя на рынок в пер­

вых рядах, Уа]гiоо! создаст высокий барьер между

собой и любыми последователями и займет устойчи­ вое место на международном рынке как первоот­ крыватель.

Вскоре Уаiгiоо! начала экспансию на международ­ ный рынок, документы компании подтверждают, чтов 1996 году была создана структура Уаiiоо! )арап Сойi­рогаIiоп (образована компанией$о1Ьап1, владеющей 36% УаГiоо!), чтобы распространить японскую версию интернет-справочника Уаiiоо!IпiегпеiСпiсiе, разви-

БИЗНЕС ПУТЬ: УАНОО! 73

вать он-лайн-услуги в Японии и руководить всем род­ ственным бизнесом. УаЬоо! в Японии была запуще­ на 1 апреля 1996 года, и ни УаГiоо!, ни $оаьапi с техпор не имели повода сожалеть об этом.

Партнерство с 2i1I и 5оГ[ЬапI послужило ключомк мировому распространению Уаiiоо!, сначала в Япо­нии, потом в Европе и Соединенных Штатах. По сло­вам Кугла, «мы сели с Соном, и я сказал: ,,Вы знаете,мы хотим, чтобы вы, как инвестор, помогали нам раз­ вивать компанию, но подлинные деловые связи пред­ полагают приложение совместных усилий для полу­ чения результата на международном Также,добавил он, «в партнерстве с $оГЁЬапI мы можем ис­пользовать вашу инфраструктуру и вместе с ней про­ двигаться в другие части мира, нам не нужно отдель­но тратиться на это. Мы будем вкладывать деньги в привлечение пользователей, которые действи­тельно составляют для нас ценность с первого дня»(С/гатрiопз о ЗiЁiсоп УаIIеу, р. 123).

Уаiiоо! )арап имела постоянный успех, став са­мым популярным сайтом в Японии, и уже на второй месяц своей работы стала прибыльной.

В июне 2000 года Жан-Паскаль Ролан, аналитик,возглавляющий исследовательский центр в ВЫР Раг­iЬа Огопр в Токио, сообщил репортеру Вену Белсону из Ви8iпез$ 1*е1: «Уаiiоо! 3арап просто смела местныхконкурентов, таких как $опу’$ $о-пе[ и телефонного ги­ганта Ыирроп Те1егар1i апсi Те1ер1iопе’ Соо». В даль­нейшем Белсон заявил, что Уаiiоо! «уникальна в вирту­ альном мире».

В195Ьоi5

Пока запускаются другие международные сайты,УаГiоо! 3арап будет продолжать лидировать, имея всвоем активе 85% пользователей местной Сети, кото­рые ежемесячно посещают сайт, и рост рекламного го­дового дохода, что составляет сильную конкуренцию сайтам Соединенных Штатов.

Называйте это как хотите — проницательностью или просто удачей. При помощи отсылок на свои ам­ериканские сайты со всех категорий портала Уайоо!3арап этот заокеанский сайт пользуется все большим

вниманием со стороны англоязычных пользователей.

Сумма первоначального инвестирования компании со­ставила 729 тысяч долларов. Весной 2000 года Уаiiоо!3арап была первой японской компанией, чьи акции на

рынке стоили свыше 100 миллионов иен.

ЗАИI’IIСТВУЙ ЛУЧШИЕ ИДЕИ, ИЩИ НОВЫЕ СПОСОБЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ,

Наши рекомендации