Управление маркетингом услуг
Цель работы: расширить знания обучающихся в сфере маркетинга услуг, сформировать цели, задачи и методы маркетинговой деятельности в соответствии с особенностями услуг
Задание 1. Запишите краткое содержание (основные моменты) доклада по каждой теме.
Сущность и содержание маркетинга услуг. Классификация услуг.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Маркетинг банковский услуг
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Маркетинговая деятельность на рынке лизинговых услуг
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Маркетинг туристических услуг
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Содержание маркетинга в сфере досуга и развлечений
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Маркетинг информационно-консалтинговых услуг
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Маркетинг сервисных услуг
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа 12
Организация службы маркетинга
Цель работы: расширить знания обучающихся в сфере организации службы маркетинга.
Задание 1. Изучите положение о службе маркетинга, его функции.
______________________________________________________________________________________
(наименование работодателя в соответствии с учредительными документами)
УТВЕРЖДАЮ: __________________________________ (наименование должности) ______________ / ________________/ (подпись) (И.О.Фамилия) ______ _______________________20____г. М.П. |
Общие положения.
1.1. Наименование подразделения – Отдел маркетинга.
Отдел маркетинга является самостоятельным структурным подразделением предприятия (учреждения, организации).
1.2. Порядок образования и ликвидации подразделения.
1.2.1.Отдел маркетинга создается и ликвидируется приказом руководителя (генерального директора, директора) предприятия (учреждения, организации).
Руководство и подчиненность подразделения.
1.3.1.Отдел маркетинга возглавляет начальник, который назначается на должность приказом руководителя предприятия (учреждения, организации).
1.3.2.Отдел маркетинга подчиняется в своей деятельности непосредственно руководителю предприятия (учреждения, организации).
Состав подразделения.
1.4.1.Состав отдела маркетинга определяется согласно штатному расписанию, утвержденного руководителем предприятия (учреждения, организации).
1.4.2.Штат отдела маркетинга состоит из __ (количество) работников.
1.4.3.Начальник отдела маркетинга имеет __(количество) заместителя (ей), которые подчиняются непосредственно начальнику отдела маркетинга.
1.4.4.Работники отдела маркетинга назначаются и освобождаются от должности приказом руководителя предприятия (учреждения, организации) по представлению начальника отдела маркетинга .
Нормативная база деятельности подразделения.
1.5.1.Свою деятельность отдел маркетинга осуществляет на основе:
- Устава предприятия (учреждения, организации);
- настоящего Положения;
- действующего законодательства.
Задачи и функции.
Задачи отдела маркетинга.
2.1.1. Разработка, утверждение, осуществление политики в области маркетинга предприятия (учреждения, организации) и контроль за ее выполнением.
2.1.2. Анализ маркетинговой работы предприятия (учреждения, организации).
2.1.3. Повышение эффективности работы предприятия (учреждения, организации) в маркетинговом направлении.
Функции отдела маркетинга.
2.2.1.Разработка мер по производству продукции (товара) и оказанию услуг, которые находят наибольший спрос и рынок сбыта.
2.2.2.Проведение анализа потребительских свойств производимой продукции и прогнозирования потребительского спроса и рыночной конъюнктуры.
2.2.3.Исседование основных факторов, формирующих динамику потребительского спроса на продукцию предприятия.
2.2.4.Соотношение спроса и предложения на аналогичные виды продукции.
2.2.5.Изучение технических и иных потребительских качеств конкурирующей продукции.
2.2.6. Определение новых рынков сбыта и новых потребителей продукции.
2.2.7. Координация деятельности всех функциональных подразделений по сбору и анализу коммерческо-экономической информации.
2.2.8. Создание банка данных по маркетингу продукции предприятия (учреждения, организации).
2.2.9. Изучение мнения потребителей о выпускаемой предприятием (учреждением, организацией) продукции и подготовка предложений по повышению ее конкурентоспособности и качества.
2.2.10. Организация разработки стратегии проведения рекламных мероприятий в средствах массовой информации, с помощью наружной, световой, электронной, почтовой рекламы, рекламы на транспорте, участие в отраслевых выставках, ярмарках, выставках-продажах с целью информирования потенциальных покупателей и расширения рынков сбыта.
2.2.11.Подготовка предложений по формированию фирменного стиля предприятия (учреждения, организации) и фирменного оформления рекламной продукции.
2.2.12. Подготовка предложений по выбору и изменению направлений развития товарного ассортимента, производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности.
2.2.13. Участие совместно с другими отделами в разработке предложений и рекомендаций по изменению технических, экономических и других характеристик продукции с целью улучшения ее потребительских качеств и стимулирования сбыта.
2.2.14.Руководство работой сервисных центров по гарантийному обслуживанию и ремонту продукции предприятия (учреждения, организации).
2.2.15. Осуществление надзора за правильностью хранения, транспортировки и реализации продукции.
2.2.16. Осуществление методического руководства дилерской службой и обеспечение ее всей необходимой технической и рекламной документацией.
Права и обязанности.
Отдел маркетинга по вопросам своей компетенции имеет право:
3.1.Давать обязательные для исполнения указания руководителям и работникам структурных подразделений.
3.2.Запрашивать и получать необходимую информацию и документы.
3.3.Представлять предприятие (учреждение, организацию) в отношениях с государственными и муниципальными органами, другими предприятиями, учреждениями, организациями.
3.4.Давать разъяснения, указания, рекомендации.
3.5.Проводить совещания, либо участвовать на общих собраниях по вопросам маркетинга.
3.6.Выступать с инициативой принятия, изменения либо отмены локального нормативного акта.
3.7.Взаимодействовать с другими структурными подразделения предприятия (учреждения, организации).
Отдел маркетинга обязан:
3.1.Соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
3.2.Своевременно выполнять приказы и распоряжения руководителя предприятия (учреждения, организации).
3.3. Соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, трудовую дисциплину, требования по охране труда и обеспечению безопасности труда, выполнять установленные нормы труда.
3.4.Бережно относиться к имуществу работодателя и других работников.
3.5.Прдоставлять информацию, необходимую работнику в связи с осуществлением им своей трудовой деятельности. Предоставлять информацию, необходимую руководителю предприятия (учреждения, организации), руководителям других структурных подразделений по вопросам своей деятельности.
3.6.Осуществлять свою деятельность в строгом соответствии с предписаниями настоящего Положения.
Ответственность.
4.1.Ответственность за надлежащее и своевременное выполнение отделом маркетинга своих задач и функций, предусмотренных настоящим Положением, несет начальник отдела маркетинга в соответствии с трудовым законодательством.
4.2.Ответственность сотрудников отдела маркетинга устанавливается их должностными инструкциями, трудовыми договорами и трудовым законодательством.
Задание 2. Разработайте должностную инструкцию менеджера отдела маркетинга.
Общие положения:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обязанности:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Права:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответсвтенность: _____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Квалификационные требования:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Разработайте структуру отдела маркетинга.
Практическая работа 13
Стратегическое маркетинговое планирование и контроль
Цель работы: научиться применять стратегическое маркетинговое планирование и контроль.
Задание 1. Прочитайте деловую ситуацию и ответьте на вопросы.
Стратегическое планирование на фирме "Сирс"
В конце 70-х годов корпорация "Сирс, Робак & Компани" утратила свою конкурентоспособность и столкнулась с тем, что некоторые наблюдатели назвали "кризисом имиджа марки фирмы". Розничная торговля становилась зрелой отраслью, и конкуренция была отчаянной. Покупатели тратили уменьшающуюся часть своего дохода на товары длительного пользования, такие как бытовые приборы и мебель, где "Сирс" занимала традиционно сильные позиции. Между тем, "Сирс" медленно реагировала на необходимость модернизировать ту часть своей деятельности, которая связана с товарами кратковременного пользования. Попытки подстегнуть продажи путем снижения цен привели к значительному росту объема продаж, но дали снижение прибыли. Согласно президенту фирмы "Сирс" Джерому Росоу: "Если "Сирс" хотела выжить, не говоря уже о расширении, то мы должны были шевелиться быстрее. Пришло время оживить нашу торговую базу, улучшить прибыльность и перевести "Сирс" в новые развивающиеся отрасли, где можно было воспользоваться ее традиционно сильными сторонами".
Наряду с некоторыми другими изменениями, руководство "Сирс" решило диверсифицировать деятельность фирмы и проникнуть в новые области предпринимательства. Одним из первых действий, предпринятых для поддержки новых усилий в направлении диверсификации, было создание корпоративного комитета по стратегическому планированию, в состав которого вошли руководители отделов торговли, страхования и недвижимого имущества.
В начале обсуждений были большие разногласия относительно направления будущего развития компании. В то время как одни руководители считали, что компания должна остаться в своей традиционной отрасли - розничной торговле, другие хотели расширения деятельности в перспективные быстроразвивающиеся отрасли, например, телесвязь и домашние развлекательные программы. Для выработки стратегии диверсификации, которую большинство членов комитета могли поддержать, комитет разработал систематический процесс изучения и оценки.
Этот процесс предполагал изучение целых отраслей с целью выявления потенциальных возможностей, их роста и прибыли и включал анализ того, как "Сирс" может внести в новое дело свои сильные специфические элементы - репутацию, маркетинг или финансовую мощь. Комитет определял ориентиры, относящиеся к величине отрасли, потенциальному объему продаж и прибыли, отрезку времени, необходимого, чтобы "Сирс" стал основным фактором. Кроме того, новый бизнес должен был ориентироваться на потребителя и быть таким, в котором имя и репутация "Сирс" стала бы конкурентным отличительным признаком. И наконец, этот бизнес должен быть чем-то, что может осуществляться на национальном уровне при помощи сотен магазинов розничной торговли, расположенных по всей стране.
Именно эти систематические усилия привели к решению фирмы "Сирс" сосредоточиться на финансовых услугах для потребителей - том, что сейчас называется "Сирс Файненшл Нетуорк" (финансовая сеть "Сирс"). "Сирс" обладала многими признаками организации финансового обслуживания потребителей благодаря своим 26 млн. активных счетов с расчетом по кредитным карточкам и входящей в ее состав фирме "Оллстейт Иншуранс Компани". Усилия комитета привели к приобретению "Дин Уиттер & Колдуэл Бэнкер" и к внедрению хорошо принятой клиентами карточке "Дискавер" - при этом используются каналы сбыта по магазинам.
1. Как Вы считаете, изменила ли "Сирс" свою миссию?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как ценности членов комитета стратегического планирования повлияли на их отношение к диверсификации?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Что воспринимается руководством как основные сильные стороны "Сирс"?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Судя по тексту, какую стратегическую альтернативу выбрала "Сирс"?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Что Вы думаете относительно процесса, который используется комитетом стратегического планирования при разработке плана диверсификации?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________