Правовое регулирование маркетинговой деятельности
Государственное регулирование маркетинговой деятельности: история, современность и перспективы. Противоречия маркетинговой деятельности. Маркетинговая деятельность в условиях нелинейной социо-культурной динамики. Состояние рыночной неопределённости: свободен ли потребительский выбор? Социальная рациональность: «макдональдизация» и «сникеризация» рынка. Децивизация, как легитимный обман.
Социальная ответственность бизнеса перед потребителем. Целесообразность и результативность государственного вмешательства в маркетинговый процесс. Воздействие на маркетинг в индустриальном и постиндустриальном обществе. Государственный маркетинг: опыт административно-командных систем. Влияние государства на потребительское поведение: либеральный и этатистский подходы. Технологии обратной связи с потребителем как регулирующий фактор рыночных отношений.
Потребительский рынок и маркетинговая деятельность как объекты государственного регулирования. Потребительский рынок – сфера приложения маркетинговой деятельности. Сущность и социально-экономическое значение потребительских рынков. Потребительский рынок, как объект маркетинговой деятельности. Современные проблемы функционирования потребительского рынка России. Внутренний спрос и его факторы. Валовое потребление потребительских товаров и товарооборот по группам: основные тренды. Ценовая доступность товаров. Обеспеченность торговыми площадями и инфраструктурные недостатки. Контроль качества и безопасности товаров. Теневой оборот.
Государственные программы развития российского потребительского рынка. Поддержка и стимулирование внутреннего спроса. Развитие системы технического регулирования. Программы поддержки экспорта. Повышение платежеспособности населения и ценовой доступности товаров. Формирование инфраструктурных стандартов обслуживания, упорядочение торговли, развитие ее современных технологий. Контроль экономической концентрации, развитие конкуренции. Содействие занятости в торговле.
Структура органов государственного регулирования маркетинговой деятельности. Федеральный региональный и местный уровень регулирования.
Государственное регулирование товарной политики компаний. Товарная политика, как составляющая комплекса маркетинга. Регулирование отношений в сфере брендинга и охраны товарных знаков. Органы регулирования и нормативно-правовая баз. Маркировка товаров: требования и ограничения. Закрепление прав на товарные знаки и наименования мест происхождения товаров, практика признания знаков общеизвестными. Практика охраны товарных знаков, ответственность за незаконное использование.
Упаковка товара, как инструмент товарной политики в разрезе государственного регулирования. Упаковка, как средство и процесс в системе маркетинга. Социально-экономические проблемы, связанные с упаковкой товаров. Регламенты и требования к упаковке. Регулирование гражданско-правовых отношений в области упаковки. Практика, требования и ограничения предоставления информации на упаковке.
Регулирование ассортимента и качества товаров. Особенности и практика регулирования по отдельным товарным группам. Внедрение систем менеджмента качества в разрезе государственного регулирования. Меры государства по защите прав потребителя в области качества, гарантии производителей и продавцов. Ответственность за нарушения в области качества и безопасности товаров.
Воздействие государства на механизм ценообразования. Цена как объект стратегий компаний и государственного регулирования. Цена в комплексе маркетинга. Базисные ценовые стратегии и предпосылки успеха в ценовом соперничестве: российская практика. Свободные и регулируемые цены: общее и особенное.
Социально-экономические предпосылки ценового регулирования в России.
Традиционные инструменты воздействия на ценовой механизм: российская практика. Нормативная база ценового регулирования. Прямое регулирование цен и тарифов. Косвенное налогообложение. Интервенции и государственные закупки. Таможенное регулирование. Ценовой мониторинг. Меры антимонопольной политики. Специфические аспекты ценового регулирования в России. Ответственность за нарушения в области ценообразования.
Регулирование маркетинговых коммуникаций и информации. Маркетинговые коммуникации в системе комплекса маркетинга. Регулирование внешних корпоративных коммуникаций. Информационные потоки в системе регулирования. Имидж и деловая репутация компаний, как объекты черного пиара. Оценка вреда деловой репутации: практика и проблемы. Ответственность за распространение недостоверной информации. Регулирование выставочной деятельности: правовая база, государственные и общественные организации. Механизм развития и поддержки выставочной деятельности в России.
Государственное регулирование комплекса продвижения. Реклама в системе гражданско-правовых отношений. Реклама, как объект авторского и смежного права. Общие и специальные требования к рекламе. Противоречия регулирования рекламной деятельности в России. Ответственность за нарушения в области рекламных коммуникаций. Регулирование стимулирующих мероприятий компаний.
Развитие и регулирование каналов распределения товаров. Каналы распределения в комплексе маркетинга. Сетевой маркетинг, как объект регулирования. Отдельные аспекты деятельности многоуровневых маркетинговых структур в России: типовые нарушения законодательства. Практика регулирования сетевого маркетинга. Регулирование дистанционной торговли. Регулирование розничной торговли. Общие принципы и нормативно-правовая база регулирования. Регулирование розничных товарных рынков в разрезе государственной социально-экономической политики. Регулирование поставок для нужд государства. Меры по развитию торговой деятельности в России.