По информационным потокам маркетинговую информацию принято разделять на входящую, анализируемую, хранимую и исходящую.
Входящая информация — это информация, получаемая отделом маркетинга извне, подлежащая обработке, анализу или хранению.
Анализируемая информация — это информация, используемая в работе, кодируемая или декодируемая информация, подвергающаяся математическому или логическому изменению для достижения определенного результата.
Хранимая информация — это информация, специально обработанная и хранимая на определенном носителе.
Исходящая информация — это информация, направленная не адресата, находящегося за рамками отдела маркетинга.
6. По способу получения информацию принято разделять на первичную и вторичную, которые являются наиболее часто используемыми типами информации в маркетинговых исследованиях.
Первичная информация — это информация об объекте исследования, полученная непосредственно от источника в момент возникновения в результате специально проведенных маркетинговых мероприятий. В частности, первичная информация — это информация, полученная от человека или с помощью человека. Если человек что-то рассказывает, либо выполняет какие-либо действия, то в этот же момент рождается первичная информация. Например, если потребитель высказал свое мнение о продукте, то это первичная информация.
Выделяют три основных метода сбора первичной информации, а именно: наблюдение, опрос, эксперимент.
Вторичная информация — это информация об объекте исследования, собранная ранее из внешних или внутренних источников для целей, отличных от целей конкретного маркетингового исследования. В частности, вторичная информация — это информация, которая хранится на каком-либо носителе: на бумаге, в Интернете, на диске и т.д. Например, описание конкурента, взятое с его сайта — это вторичная информация.
Виды вторичной информации и источники ее получения.
1.Экономическая информация - общая информация по экономике страны, региона и т.п.
Источники получения: государственные службы, сборники, новостные и периодические издания и др.
2.Биржевая и финансовая информация - информация о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынке товаров и капиталов, инвестициях и т.д.
Источники получения: специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки и др.
3.Профессиональная и научно-техническая информация - профессиональная информация для специалистов (юристов, экономистов, инженеров и т.д.), научно-техническая (реферативные научно-технические журналы, описание патентов и т.д.), справочная информация в фундаментальных и прикладных областях науки.
Источники получения: предоставляется государственными службами, различными коммерческими организациями, научно-исследовательскими учреждениями и др.
4.Коммерческая информация- информация о предприятиях и организациях, направлениях их работ и выпускаемой продукции, ценах, о финансовом состоянии, деловых связях, сделках, деловые новости в области экономики и бизнеса и т.д.
Источники получения: представляется самими участниками рынка либо в виде электронных баз данных или периодически обновляемых печатных изданий
5.Статистическая информация - показатели, рассчитанные по совокупности компаний, банков и других организаций, по определенным рынкам, географическим и административным территориям и т.д.
Источники получения: предоставляется чаще всего государственными статистическими службами в виде различных статистических сборников, как в печатном, так и в электронном виде
6.Массовая и потребительская информация- информация, рассчитанная на широкий круг пользователей, например информация служб новостей и агентств прессы, информация о погоде, расписании транспорта и т.д.
Источники получения: средства массовой информации, телекоммуникационные сети, различные справочные издания для массового пользования (телефонные справочники, справочники отелей и ресторанов и т.п.)
7.Заказные маркетинговые исследования - информация, предоставляемая фирмами, которые выполняют маркетинговые исследования по заказу клиентов.
Источники получения: маркетинговые исследования проводятся обычно специальными коммерческими фирмами.
78. Маркетинговая политика фирмы для различных стадий жизненного цикла товара.
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ТОВАРА (ЖЦТ) — период времени, в течение которого товар обладает жизнеспособностью, обращается на рынке, пользуется спросом, приносит доход производителям и продавцам.
Основные критерии выделения стадий ЖЦТ:
- товарооборот;
- товарные запасы;
- издержки;
- цена;
- прибыль (объем, темп и направление развития).
С учетом этих критериев, выделяют следующие этапы жизненного цикла товара:
1. Внедрение – период медленного увеличения объема продаж. Товар только поступает на рынок и завоевывает покупателей. Прибыль отсутствует в связи с большими затратами.
2. Рост – период быстрого признания товара потребителями и значительного увеличения прибыли.
3. Зрелость – период замедления темпов роста объема продаж, поскольку товар нашел признание у большой группы покупателей. Прибыль стабилизируется или начинает уменьшаться за счет роста затрат на маркетинговые мероприятия, проводимые в целях отражения атак конкурентов.
4. Спад – период снижения объемов продаж и уменьшения прибыли.
Традиционно кривая ЖЦТ выглядит следующим образом:
В зависимости от различных стадий жизненного цикла, в которых по-разному протекают продажа и получение прибыли, предприятие также по-разному строит свою рыночную деятельность в расчете на возможно более полное использование особенностей и преимуществ той или иной стадии.
Стратегии маркетинга на различных этапах ЖЦТ:
1. На этапе внедрения задачей для фирмы является глубокое проникновение на рынок.
Учитывая только цену и продвижение, возможны 4 альтернативные стратегии:
- стратегия быстрого снятия сливок – усиленное продвижение и высокая цена;
- стратегия медленного снятия сливок – умеренное продвижение и высокая цена;
- стратегия быстрого проникновения на рынок – усиленное продвижение и низкая цена;
- стратегия медленного проникновения на рынок – умеренное продвижение и низкая цена.
2. На этапе роста задачей для фирмы является укрепление существующего положения и расширение своего плацдарма.
Возможны следующие стратегии:
- улучшение качества товара, придание ему дополнительных свойств, укрепление товара на рынке;
- выпуск новых моделей и модификаций, расширение номенклатуры,
- выход на новые сегменты рынка;
- расширение существующих и поиск новых каналов сбыта;
- рекламная стратегия стимулирования предпочтения.
3. На этапе зрелости основной задачей является получение максимально возможной прибыли от продаж и защита доли рынка.
Возможные стратегии:
- борьба за место в лидирующей тройке на рынке и получение прибыли от больших объемов сбыта и низких издержек;
- занятие ниши на рынке и получение прибыли от высоких наценок.
Эти стратегии могут базироваться на модификации рынка (увеличение числа покупателей товара), на модификации продукта (изменение качества и внешнего оформления товара), на модификации комплекса маркетинга (цены, распределения и продвижения).
4. На этапе спада основная задача – минимизировать издержки. Стареющий товар должен быть либо выведен с рынка или оставлен, если он хотя бы покрывает издержки производства или способствует увеличению объема продаж других товаров.
Возможные стратегии:
- увеличение инвестиций с целью захвата лидерства или укрепления позиции на рынке;
- сохранение определенного уровня капиталовложений до прояснения рыночной ситуации;
- избирательное сокращение инвестиций, отказ от группы наименее выгодных потребителей и вложение средств в прибыльные ниши;
- отказ от инвестиций с целью быстрого получения денежных средств;
- отказ от производства товаров и продажа основных средств с наибольшей выгодой.