В основном критика теории Герцберга была связана с методами исследования.

[Обращает на себя внимание, что опрошено было только 200 человек. Хотя, на наш взгляд, это не недостаток]

Недостаток исследования в другом. Если людей просят описать ситуации, когда им бывало хорошо или плохо после выполнения работы, то они инстинктивно связывают:

благоприятные ситуации с ролью своей личности и объектов, которые они контролируют;

неблагоприятные ситуации с ролью других людей и вещей, которые объективно от опрашиваемых не зависят.

[Например, комментарий экзамена студентом зависит от оценки. Если студент доволен оценкой, то он объяснит это своими знаниями или умением пользоваться шпаргалками. Если же студен не доволен оценкой, то он скорее всего объяснит свой неуспех двумя словами: “преподаватель завалил”]

Таким образом, результаты, которые получил Герцберг, были, по крайней мере, частично, результатом того, как он задавал вопросы.

2. Есть критика и сути теории. В частности, отмечается, что один и тот же фактор может вызывать удовлетворение работой у одного человека и неудовлетворение у другого, и наоборот. Таким образом, и гигиенические факторы и мотивирующие могут являться источником мотивации. Это зависит от потребностей конкретных людей. Поскольку у разных людей разные потребности, то и мотивировать людей будут разные факторы.

3. Герцберг предполагал наличие сильной корреляции между удовлетворением от работы и производительностью труда. Между тем, такая связь существует не всегда.

Например, человек может любить свою работу потому, что он считает коллег друзьями и, общаясь с ними, он удовлетворяет свои социальные потребности. Вместе с тем, такой человек может считать болтовню с коллегами более важным делом, чем выполнение порученной ему работы. Таким образом, несмотря на высокую степень удовлетворения работой, производительность может оказаться низкой. В силу того, что социальные потребности играют очень важную роль, введение таких мотивирующих факторов, как усиление ответственности за порученное дело, может не оказать мотивирующего воздействия и не привести к росту производительности. Это будет именно так, особенно в том случае, если другие работники воспримут возрастание производительности труда данного работника как нарушение негласно установленных норм выработки.

Из во многом справедливой критики теории Герцберга нужно сделать вывод: МОТИВАЦИЯ ЭТО ВЕРОЯТНОСТНЫЙ ПРОЦЕСС.

То, что мотивирует данного человека в конкретной ситуации, может не оказать никакого воздействия на него в другое время или на другого человека в аналогичной ситуации.

Таким образом, Герцберг сделал большой вклад в понимание мотивации. Однако, его теория не учитывает многих переменных величин, влияющих на мотивацию. Впоследствии исследователи поняли: чтобы объяснить механизм мотивации, необходимо рассмотреть многочисленные поведенческие аспекты и параметры окружающей Среды. Реализация этого подхода привела к созданию процессуальных теорий мотивации.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Почему Маслоу использовал образ пирамиды, а не, например, трапеции?

2. В чем недостатки теории Маслоу?

3. Как практически реализовать потребность в безопасности? Часто для менеджеров по продажам устанавливают зарплату в зависимости от объема заключенных договоров или в процентах от продаж. Какой может быть система оплаты труда менеджеров по продажам, чтобы потребность в безопасности была удовлетворена?

4. Сопоставьте потребности по Маслоу с классификацией потребностей других содержательных теорий. В чем отличия теории Маслоу от теорий его последователей Альдерфера, Мак Клеланда и др.?

5. На каких экспериментах основывалась теория Герцберга? В чем недостатки теории Герцберга? К каким факторам отнес Герцберг деньги?

6. Герцберг считает, что удовлетворенность и неудовлетворенность трудом не должны оцениваться в едином измерительном континууме (т.е. по одной шкале). Как вы можете пояснить эту мысль? Почему для оценки удовлетворенности используется одна группа факторов, для оценки не удовлетворенности – другая? Разве речь идет не об одном и том же, только с разным знаком?

7. Какие из перечисленных ниже факторов (согласно мотивационно-гигиенической теории Герцберга) следует отнести к гигиеническим, а какие к мотивационным: политика компании и стиль управления, достижение успеха, признание за достижения, отношения с коллегами по работе, методы контроля персонала, интерес к работе, ответственность, статус работника в организации, уровень оплаты труда, профессиональное совершенствование и должностной рост, условия и безопасность труда.

8. Работали как-то три человека, которые что-то строили. Занимались все одним и тем же, но когда их спросили, что они делают, ответы были разные. Один сказал: «Я дроблю камни», другой сказал: «Я зарабатываю на жизнь», третий ответил: «Я строю храм». В притче зафиксированы различные мотивировки одного и того же поведения. От чего зависит то, что люди по-разному объясняют свое поведение? Что лежит в основе? Сказывается ли на результатах деятельности характер мотивации?


Наши рекомендации