Классификация потребностей Маслоу
В начале ХХ века в США возникло одно из направлений психологии - бихевиоризм (от англ. behavior - поведение). Это направление считало предметом психологии не сознание или мышление, а поведение. Одним из первых бихевиористов был Абрахам Маслоу. Из его работ руководители узнали о сложности человеческих потребностей и их влиянии на мотивацию.
А.Маслоу создал свою теорию мотивации в 40-е годы. Он признавал, что люди имеют множество различных потребностей. Он полагал также, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий.
Таблица 3
Классификация потребностей по теории А. Маслоу
1. | ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности |
2. | ПОТРЕБНОСТИ В БЕЗОПАСНОСТИ И УВЕРЕННОСТИ В БУДУЩЕМ включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. Проявлением потребностей уверенности в будущем является страхование жизни и имущества, поиск стабильной работы. |
3. | СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, иногда называемые потребностями в причастности, - это понятие, включающее чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувство социального взаимодействия, привязанности и поддержки. Реализовать потребность можно путем предоставления работы, которая способствовала общению с другими работниками, через создание климата коллективизма в достижении поставленной цели. |
4. | ПОТРЕБНОСТИ В УВАЖЕНИИ включают потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании. Создание условий работнику для регулярного и системного повышения квалификации. Привлечение работников к разработке целей развития предприятий и выработке решений. Делегирование подчиненным дополнительных полномочий. Обеспечение условий для должностного продвижения по служебной лестнице. Объективная оценка результатов труда и соответствующее материальное и моральное поощрение. Создание условий для социально-экономической и творческой активности. |
5. | ПОТРЕБНОСТИ САМОВЫРАЖЕНИЯ - потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности. |
По теории Маслоу все эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры.
Потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня. “Когда наиболее сильные и приоритетные потребности удовлетворены, возникают и требуют удовлетворения потребности, стоящие в иерархии следом за ними. Когда и эти потребности удовлетворяются, происходит переход на следующую ступень лестницы факторов, определяющих поведение человека”.
Потребности самовыражения | ||||||||
Потребности в уважении | ||||||||
Социальные потребности или потребности в причастности | ||||||||
Потребности в безопасности | ||||||||
Физиологические потребности | ||||||||
Рисунок 4. Пирамида потребностей А. Маслоу
С развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности. Поэтому потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому процесс мотивации поведения через потребности бесконечен.
Человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу и только после еды будет пытаться построить убежище. Живя в удобстве и безопасности, человек сначала будет побуждаться к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнет активно стремиться к уважению со стороны окружающих. Только после того, как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его потенциальными возможностями. Но если ситуация радикально изменяется, то и важнейшие потребности могут круто измениться.
Для того, чтобы следующий, более высокий уровень иерархии потребностей начал влиять на поведение человека, не обязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью. Таким образом, иерархические уровни не являются дискретными ступенями. Например, люди обычно начинают искать свое место в некотором сообществе задолго до того, как будут обеспечены их потребности в безопасности или полностью удовлетворены их физиологические потребности.
Другими словами, хотя в данный момент одна из потребностей может доминировать, деятельность человека при этом стимулируется не только ею. Для некоторых людей самоуважение является более важным, чем любовь.