Тема 10. Механизм реализации стратегии повышения
Конкурентоспособности организации
Методы обеспечения конкурентоспособности организации.
Инновационный потенциал и его влияние на конкурентоспособность организации.
Ценовые и неценовые факторы сферы обращения в системе повышения конкурентоспособности организации.
Управление риском как необходимое условие обеспечение конкурентоспособности организации.
Качество как фактор и средство обеспечения конкурентоспособности.
Кадровое обеспечение конкурентоспособности организации.
Контроль и регулирование обеспечения конкурентоспособности организации.
Методы обеспечения конкурентоспособности организации: технологические, организационно-управленческие, экономические. Функции стратегического и тактического маркетинга в обеспечении конкурентоспособности организации. Выбор стратегии организации. Производственный, инновационный, финансовый, ресурсосберегающий, экологический и антикризисный менеджмент их функции и роль в обеспечении конкурентоспособности организации.
Инновационный потенциал и его влияние на конкурентоспособность организации. Неценовая конкуренция и конкурентоспособность организации. Неценовые факторы сферы обращения в системе повышения конкурентоспособности организации. Цена как фактор конкурентоспособности товаров и организаций. Риск. Управление риском как необходимое условие обеспечение конкурентоспособности организации.
Качество как экономическая категория и объект управления. Качество как фактор и средство обеспечения конкурентоспособности. Эволюция подходов к менеджменту качества. Методологические основы управления качеством: аспекты качества продукции, контроль качества, значение стандартизации. Системное управление качеством и конкурентоспособностью: японские системы, европейские концепции обеспечения качества, системы TQM, UQM, QM, ISO - 9001. Системы менеджмента качества. Сертификация систем качества: понятия, этапы проведения, международная практика.
Стандартизация и обеспечение конкурентоспособности на основе внедрения системы управления качеством продукции. Внедрение систем рационализации поставок; на основе оптимизации взаимоотношений со сбытовой сетью; на основе инноваций; на основе внедрения систем быстрого обслуживания ; на основе глубокой сегментации ; с учетом ориентации на конкурентов.
Тактические мероприятияобеспечения конкурентоспособности организации.
Кадровое обеспечение конкурентоспособности организации. Контроль и регулирование обеспечения конкурентоспособности организации.
Список рекомендованной литературы
Нормативные и законодательные акты
1.Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» от 12.12.2013.№ 94-З.
2.Инструкция по выявлению монопольных цен: утв. постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь № 10 от 28.04.2000 г. (в ред. от 30.12.2004 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 51.
3.Инструкция по выявлению и пресечению антиконкурентных ценовых соглашений (согласованных действий) о ценах: утв. постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь № 9 от 28.04.2000 г (в ред. от 30.12.2004 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 51.
4.Инструкция по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь: утв. постановлением Министерства экономики РБ № 229 от 17.10.2002 г. (в ред. от 23.04.2010 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. № 122.
5.Положение о Государственном реестре субъектов естественных монополий и внесении изменений в постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь № 98 от29.04.2003 г. (в ред. от 30.12.2004 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. № 53.
6.Положение о Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь: утв. постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций РБ № 13 от 7.07.2000 г. (в ред. от 23.04.2010 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 74.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1.Головачев, А.С. Конкурентоспособность организации : учеб. пособие / А.С.Головачев . – Минск: Выш.шк., 2012.-319 с.
2.Лифиц, И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг : учеб. пособие / И.М. Лифиц . – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Высшее образование; Юрайт-Издат, 2009.- 460 с.
3.Немогай, Н.В. Конкурентоспособность предприятия: учеб. пособие / Н.В.Немогай, Н.В.Бонцевич .- Минск: ИВЦ Минфина, 2013.-464 с..
4.Олехнович, Г.И. Конкурентные стратегии: учеб. пособие / Г.И.Олехнович .- Минск: БГЭУ, 2010 .- 262 с.
5.Портер, М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. / М.Портер. – М.: Альпина, 2015. – 453 с.
6.Портер М. Конкуренция. Пер. с англ. – М.: Изд.Вильямс, 2010.-592 с.
7.Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: Учебник. – М.: Маркетинг ДС, 2008. - 432 с.
Дополнительная:
1.Баумгартен, Л.В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции / Л.В. Баумгартен // Маркетинг в России и за рубежом, 2009. - № 4 – С.72-85.
2.Валевич, Р.П. Управление качестврм товаров и услуг : учеб. пособие / Р.П. Валевич, О.Б. Пароля . – Минск, БГЭУ, 2008 .- 301 с.
3.Волонцевич , Е.Ф. Конкурентоспособность организаций : практикум / Е.Ф.Волонцевич, Г.К. Козлова. Минск : БГЭУ, 2005 . – 83 с.
4.Волонцевич , Е.Ф. Конкурентоспособность фирм : курс лекций / Е.Ф.Волонцевич. Минск : БГЭУ, 2003 . – 93 с.
5.Илышев А.М., Илышева Н.Н., Селевич Т.С. Стратегический конкурентный анализ в транзитивной экономике России. М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2010.
6.Квасникова, В.В. Конкурентоспособность товаров и организаций. Практикум : учеб. пособие / В.В. Квасникова, О.Н.Жучкевич. – Минск: Новое знание; М.: ИНФРА-М, 2013 .- 184 с.
7.Мазилкина, Е.И. Управление конкурентоспособностью : учеб. пособие / Е.И. Мазилкина, Г.Г.Паничкина. – М.: Омега – Л, 2009. – 328 с.
8.Парамонова, Т.Н. Конкурентоспособность предприятий розничной торговли: учеб. пособие / Т.Н. Парамонова. И.Н.Красюк. – М.: КНОРУС, 2008. – 120 с.
9.Философова, Т.Г. Конкуренция. Инновации.Конкурентоспособность: учеб. пособие / Т.Г.Философова, В.А. Быков; под ред. Т.Г.Философовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 295 с.
3. Практический раздел:
3.1 Методические рекомендации по выполнению индивидуального задания
Выполнение индивидуального задания предусмотрено в 5 и 6 семестрах.
5 семестр: Целью выполнения индивидуального занятия является разработка навыков анализа и оценки конкурентной среды организации и оценки уровня конкурентоспособности выбранного объекта (организации, товара, услуги, отрасли).
Основные требования к выполнению индивидуального задания:
- группа исследователей – не более 2 чел
- анализ и оценка конкурентной среды организации (товара, услуги, отрасли); в обязательном порядке проведение SWOT - анализа
- оценка уровня конкурентоспособности выбранного объекта
- наличие предложений по повышению конкурентоспособности выбранного объекта.
6 семестр: Целью выполнения индивидуального занятия является разработка навыков формирования эффективной конкурентной стратегии и разработки механизма реализации стратегии повышения конкурентоспособности выбранного объекта.
Основные требования к выполнению индивидуального задания:
- группа исследователей – не более 2 чел
- за основу берется индивидуальное задание, выполненное в 5 семестре
- наличие разработанной конкурентной стратегии для выбранного объекта
- наличие стратегии повышения конкурентоспособности выбранного объекта и разработка механизма ее реализации.
Индивидуальное задание выполняется в произвольной форме и оформляется в виде презентации.
Рекомендации (указания и т.п.) по проведению семинарских, практических занятий
Тест