Конкуренция на различных типах конкурентного рынка
В зависимости от характера конкуренции обычно различают рынки совершенной, монополистической конкуренции, олигополии и монополии. Основные параметры каждого типа рынка и соответствующей ему конкуренции представлены в таблице.
Таблица Типы рынков и характер конкуренции
Характер конкуренции | Основные параметры | |||
Количество фирм, производящих продукт | Контроль над ценами | Товарная дифференциация | Лёгкость входа | |
Совершенная конкуренция | Много независимых фирм, нет контроля над рынками | Цены определяются рынком | Продукты неразличимы по свойствам и качеству | Относительно лёгкий вход |
Монополистическая конкуренция | Много фирм, производящих сходные товары и услуги | Влияние ограничено возможностью замены | Товары и услуги дифференцированы для сегментов рынка | Относительно лёгкий вход |
Олигополия | Несколько крупных фирм, производящих товары и услуги | Существует влияние «ценового лидера» | Существенна для отдельных продуктов (напр., автомобиль). Мала для стандартизированных (напр., бензин) | Трудный вход, часто требует больших инвестиций |
Монополия | Один продукт и одна фирма | Практически полный контроль | Нет | Очень трудный |
Экономические законы рыночных отношений и
Конкурентоспособности
Закон представляет собой отражение объективных и устойчивых связей между компонентами системы, проявляющихся в природе, обществе, человеческом мышлении.
Закономерность – объективно существующая, устойчивая связь между явлениями, компонентами, факторами и их причинами. Как правило, закономерности выявляются в результате обобщения фактов в определенной области.
К основным экономическим законам относятся законы:
- возвышения потребностей
- спроса (зависимости между спросом и ценой)
- предложения (зависимости между предложением и ценой)
- зависимости между предложением и спросом
- возрастания дополнительных затрат
-убывающей доходности
-экономической взаимосвязи затрат в сферах производства и потребления
-эффекта масштаба производства
-эффекта опыта
-экономии времени
-конкуренции
В Республике Беларусь действует закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», определяющий организационные и правовые основы противодействия монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направленный на обеспечение условий для развития добросовестной конкуренции, создания и эффективного функционирования товарных рынков.
Тема 2. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК КРИТЕРИЙ
РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
1.Методические подходы к созданию системы конкурентоспособности субъекта хозяйствования.
Содержание структуры системы конкурентоспособности.
Содержание макросреды, мезосреды, микросреды субъекта хозяйствования.
Конкуренция и конкурентоспособность. Конкурентоспособность: сопряженные категории, уровни анализа, показатели. Иерархическая структура конкурентоспособности. Подходы и уровни определения конкурентоспособности. Конкурентоспособность на различных уровнях: микро-, мезо-, макро.
Методические подходы к созданию системы конкурентоспособности субъекта хозяйствования. Методика. Экономика. Техника. Управление. Конкурентоспособность. Структура системы конкурентоспособности. Окружение. Внутренняя структура. Связь с внешней средой. Содержание макросреды, мезосреды, микросреды субъекта хозяйствования. Факторы макросреды: международные, политические, экономические, правовые, социально-демографические, экологические природно-климатические, культурные, научно-технические. Факторы мезосреды: рыночная инфраструктура, мониторинг окружающей среды, здравоохранение, наука и образование, культура и спорт, торговля и общественное питание, транспорт и связь, пригородное сельское хозяйство, строительство, промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство. Бытовое обслуживание населения. Содержание микросреды организации: поставщики, потребители, конкуренты, контактные аудитории, маркетинговые посредники, законодательство.