Конкурентоспособность организации
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ
(название учебной дисциплины по учебному плану)
Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности
1-25 01 10 «Коммерческая деятельность»
(код и название специальности)
Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы
(название образовательного стандарта (образовательных стандартов),
регистрационный № ТД- _______/тип;
типовой учебной программы (учебной программы ведущего учреждения высшего образования (см. п. 4.5 Порядка)),
дата утверждения, регистрационный номер[1])
Составители[2]:
С.О.Белова, доцент кафедры экономики торговли учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет», кандидат экономических наук, доцент;
(И.О.Фамилия, должность, ученая степень, ученое звание)
РЕЦЕНЗЕНТЫ[3]:
________________________________________________________________;
(И.О.Фамилия, должность, ученая степень, ученое звание рецензента)
________________________________________________________________
(И.О.Фамилия, должность, ученая степень, ученое звание рецензента)
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой экономики торговли
(протокол № 14 от 25.06.2015);
Научно-методическим советом[4] _____________________________________
(название учреждения высшего образования)
(протокол № ___ от ____________)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Типовая учебная программа по учебной дисциплине «Конкурентоспособность организации» разработана для учреждений высшего образования Республики Беларусь в соответствии с требованиями образовательного стандарта высшего образования по специальности 1-25 01 10 «Коммерческая деятельность».
Целью учебной дисциплины «Конкурентоспособность организации» является подготовка студентов к работе в условиях конкурентных рыночных отношений, получение навыков поиска конкурентных преимуществ, оценки уровня конкурентоспособности организаций, разработке эффективной конкурентной стратегии, изучение методологических основ поиска резервов и способов повышения конкурентоспособности организации, обеспечивающих завоевание рынков сбыта, и, как следствие, рост доходов в условиях рыночной экономики.
Задачи, которые стоят перед изучением учебной дисциплины:
- изучение содержания конкуренции, ее роли в развитии рыночных субъектов, особенностей проявления на рынках различных товаров и услуг;
- изучение сущности факторов и сил конкуренции, механизма их действия;
- изучение категории «конкурентоспособность», ее видов, составляющих, методологии и методики исследования на разных уровнях проявления;
- основ формирования конкурентной стратегии организации, источников и способов обеспечения конкурентных преимуществ;
- освоение методов оценки конкурентоспособности организации;
- формирование представления взаимосвязей конкурентоспособности организации, товаров, отрасли регионов, национальной экономики;
-изучение методов обеспечения конкурентоспособности организации.
Требования к профессиональным компетенциям специалиста.
Специалист должен быть способен:
- ПК- 1. Работать с юридической литературой и трудовым законодательством.
- ПК- 2. Организовывать работу малых коллективов исполнителей для достижения поставленных целей.
- ПК- 3. Взаимодействовать со специалистами смежных профилей.
- ПК- 4. Анализировать и оценивать собранные данные.
- ПК- 5. Владеть современными средствами телекоммуникаций.
- ПК- 6. Готовить доклады, материалы к презентациям.
- ПК- 7. Пользоваться глобальными информационными ресурсами.
- ПК-8. Анализировать внутренний рынок и закономерности его развития, исследовать рыночную конъюнктуру, проводить конкурентный анализ.
- ПК-9. Исследовать и оценивать потребительские предпочтения, уметь их формировать с помощью маркетинговых коммуникаций.
- ПК-10. Управлять ассортиментом и качеством продукции, товаров и услуг,
- ПК-14. Принимать обоснованные управленческие решения, как стратегические, так и оперативные.
- ПК-15. Количественно и качественно оценивать риски.
- ПК-16. Оценивать перспективность бизнеса, его конкурентоспособность, эффективность.
- ПК-17. Обосновывать решения о выходе на внешние рынки и разрабатывать стратегии эффективного проникновения.
- ПК-20. Формировать эффективную ценовую политику.
- ПК-22. Разрабатывать проекты в рамках профессиональной деятельности с использованием информационных технологий и участвовать в них.
- ПК-23. Анализировать хозяйственную деятельность организаций.
- ПК-24. Принимать участие в исследованиях, связанных с совершенствованием коммерческой деятельности промышленных предприятий и организаций сферы торговли и рынка ресторанных услуг.
- ПК-25. Изучать и анализировать тенденции развития потребительского рынка.
- ПК-26. Использовать экономические законы и закономерности в управлении коммерческой деятельностью.
- ПК-28. Разрабатывать отдельные компоненты стратегии и тактики осуществления коммерческой деятельности промышленных предприятий и организаций сферы торговли и рынка ресторанных услуг.
- ПК-29. Использовать комплексный подход при решении проблем коммерческой деятельности промышленных предприятий и организаций сферы торговли и рынка ресторанных услуг.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен:
знать:
– методы исследовательской деятельности в профессиональной сфере;
– основы теории конкуренции;
– сущность факторов, сил конкуренции, источников формирования конкурентных преимуществ;
– методику оценки конкурентоспособности товаров, персонала, организации;
– теоретические аспекты диагностики и методики проведения анализа конкурентной среды организации;
– способы достижения фирмой конкурентных преимуществ на рынке и иерархию пропорций рынка;
– методы оценки интенсивности конкуренции;
– теоретические аспекты обеспечения конкурентоспособности организации.
уметь:
– оценить сильные и слабые стороны организации с целью определения уровня ее конкурентоспособности;
– провести анализ уровня конкуренции на рынке и выбрать базовую конкурентную стратегию;
- определить тип конкурентной ситуации на рынке;
- оценить конкурентоспособность товара, организации, выбрать наиболее эффективную конкурентную стратегию организации;
- анализировать уровень качества продукции;
- определять направления обеспечения конкурентоспособности организации и изыскивать возможности их вовлечения в хозяйственную деятельность организации.
иметь навыки:
– работы с различными экономическими определениями, показателями и документами;
– расчета показателей оценки конкурентоспособности продукции, товара, персонала, организации, отрасли, региона, страны;
– проведения исследований факторов конкурентоспособности организации;
– разработки эффективной конкурентной стратегии;
– разработки и реализации стратегии повышения конкурентоспособности организации.
В соответствии с образовательным стандартом высшего образования по специальности 1-25 01 10 «Коммерческая деятельность» типовая учебная программа рассчитана на 230 часов, из них аудиторных занятий 108 часов. Примерное распределение по видам занятий: лекций – 56 часов; практических занятий – 52 часов.
По учебной дисциплине не предусмотрено выполнение курсовой работы.
Рекомендуемые формы текущего контроля – зачет и экзамен.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Номер раздела, темы | Название раздела, темы | Количество аудиторных часов | Количество часов УСР | Форма контроля знаний | ||||||
Лекции дл ДФО | Лекции для ЗФО | Практические занятия для ДФО | Практические занятия для ЗФО | Семинарские занятия | Лабораторные занятия | Иное | ||||
Раздел 1. Теоретические основы конкуренции и конкурентоспособности | ||||||||||
1. | Основы теории конкуренции | Устный опрос, дискуссия, доклады, тест. | ||||||||
2. | Конкурентоспособность как критерий развития субъекта хозяйствования | Устный опрос, дискуссия. | ||||||||
3. | Понятие конкурентного преимущества, его виды и способы реализации | Устный опрос, дискуссия, доклады, тесты. | ||||||||
Раздел 2. Содержание и методы оценки конкурентоспособности объектов | ||||||||||
4. | Анализ и оценка конкурентной среды организации и отрасли | Дискуссия, тест, анализ ситуации, решение задач. | ||||||||
5. | Методические подходы оценке конкурентоспособности различных объектов | Устный опрос, дискуссия, тест, анализ ситуации, выполнение индивидуального задания. | ||||||||
Обсуждение индивидуальных заданий | Презентация | |||||||||
Итого 5 семестр | ||||||||||
Раздел 3. Система обеспечения конкурентоспособности организации и повышения ее уровня | ||||||||||
6. | Научные подходы и принципы управления конкурентоспособностью | Устный опрос, тест. | ||||||||
7. | Основы формирования конкурентной стратегии развития организации | Устный опрос, дискуссия, доклады, тесты, анализ ситуации. | ||||||||
8. | Целеполагание и разработка структуры стратегии повышения конкурентоспособности организации | Устный опрос, дискуссия тесты. | ||||||||
9. | Внешняя среда обеспечения конкурентоспособности организации | Устный опрос, дискуссия, доклады, рефераты. | ||||||||
Механизм реализации стратегии повышения конкурентоспособности организации | Устный опрос, дискуссия, тест, анализ ситуации, выполнение индивидуального задания. | |||||||||
Обсуждение индивидуальных заданий | Презентация | |||||||||
Итого 6 семестр | ||||||||||
Итого |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Хозяйствования
Конкуренция и конкурентоспособность. Конкурентоспособность: сопряженные категории, уровни анализа, показатели. Иерархическая структура конкурентоспособности. Подходы и уровни определения конкурентоспособности. Конкурентоспособность на различных уровнях: микро-, мезо-, макро.
Методические подходы к созданию системы конкурентоспособности субъекта хозяйствования. Методика. Экономика. Техника. Управление. Конкурентоспособность. Структура системы конкурентоспособности. Окружение. Внутренняя структура. Связь с внешней средой. Содержание макросреды, мезосреды, микросреды субъекта хозяйствования. Факторы макросреды: международные, политические, экономические, правовые, социально-демографические, экологические природно-климатические, культурные, научно-технические. Факторы мезосреды: рыночная инфраструктура, мониторинг окружающей среды, здравоохранение, наука и образование, культура и спорт, торговля и общественное питание, транспорт и связь, пригородное сельское хозяйство, строительство, промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство. Бытовое обслуживание населения. Содержание микросреды организации: поставщики, потребители, конкуренты, контактные аудитории, маркетинговые посредники, законодательство.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБЪЕКТОВ
Организации и отрасли
Рынок как объект исследования. Сегментация рынка и ее факторы. Конкурентная среда как часть маркетинговой среды организации. Характеристика конкурентной среды организации и ее структура.
Диагностика факторов конкурентной среды. Оценка внешней макро- и микро среды. Конкурентный анализ отрасли. Отраслевые ключевые факторы успеха. Изучение рынка, на котором работает организация, обслуживаемых сегментов рынка, потребителей продукции, конкурентного рыночного потенциала субъектов рынка и поставщиков. Оценка интенсивности конкуренции как важнейшей характеристики уровня активности конкурентной среды.
Итоговая оценка положения организации на рынке, проведение SWOT-анализа. Оценка привлекательности рынка. “Портфельный анализ” (анализ товарного ассортимента) организации как основа выбора конкурентной стратегии: использование матрицы МакКинзи, матрицы «рост/доля рынка» БКГ.
Модель изучения конкурентов. Общеметодологические вопросы конкурентного анализа. Структура анализа деятельности конкурентов. Текущий конкурентный анализ. Диагностика целей и намерений конкурентов. Анализ рыночной доли конкурентов. Изучение методов реализации товарной и ценовой политики конкурентов. Анализ организации сбытовой сети конкурентов. Оценка финансовой стабильности конкурентов. Стратегический конкурентный анализ. Сущность, этапы, методы, информационные источники.
Различных объектов
Виды основных рассматриваемых объектов. Жизненные циклы объектов. Уровни конкурентоспособности и их характеристика: конкурентоспособность страны, региона, отрасли, организации, товара. Методические основы оценки конкурентоспособности. Требование конкретности рынка и объекта оценки конкурентоспособности. Классификация основных методов оценки конкурентоспособности. Специфические принципы оценки конкурентоспособности отдельных объектов. Этапы оценки конкурентоспособности объектов.
Конкурентоспособность национальной экономики: сущность, факторы. Пути повышения конкурентоспособности национальной экономики. Существующие подходы к анализу международной конкурентоспособности страны и их сравнительный анализ: подход Всемирного Экономического Форума и подход Международного Института развития менеджмента. Тенденции развития международных экономических отношений и их влияние на уровень конкурентоспособности стран и субъектов хозяйствования. Составляющие глобальной конкурентоспособности. Сравнительная страновая конкурентоспособность Республики Беларусь. Место Беларуси в глобальном рейтинге конкурентоспособности.
Конкурентоспособность региона. Система показателей оценки конкурентоспособности региона. Сводный индекс конкурентоспособности региона. Основные направления повышения конкурентоспособности регионов.
Конкурентоспособность отрасли. Факторы конкурентоспособности отрасли. Критерии, показатели и методы оценки конкурентоспособности отрасли. Обобщающий показатель конкурентоспособности.
Методика оценки конкурентоспособности организации. Классификация методов оценки. Сущность теории эффективной конкуренции как метода оценки конкурентного статуса организации. Основные направления оценки деятельности организации и варианты их выбора. Приемы и методы расчета показателей и их сравнения. Методы определения показателей финансового состояния организации в системе оценки. Оценка конкурентоспособности матричными методами. Необходимость интегральной оценки конкурентного статуса организации. Формирование интегрального показателя экспресс-оценки конкурентоспособности организации. Применение рейтинговых оценок для интегральной оценки конкурентспособности организации. Этапы и порядок формирования рейтингов. Оценка конкурентоспособности организации матричными методами.
Оценка конкурентоспособности персонала. Экспертный подход к оценке конкурентоспособности персонала.
Конкурентоспособность товаров и услуг. Основные категории, определяющие конкурентоспособность продукции. Критерии конкурентоспособности товаров и услуг: уровень качества и его стабильность, социальная адресность, подлинность, безопасность, потребительская новизна, имидж, информативность цена потребления. Классификация показателей, определяющих конкурентоспособность продукции. Оценка конкурентоспособности продукции на основе параметрических методов. Методы оценки: дифференциальный, смешанный, комплексный. Показатели оценки: единичные, групповые, интегральный. Определение составных компонентов интегрального показателя конкурентоспособности товара.Методика оценки конкурентоспособности однопараметрических машин и оборудования. Методика оценки конкурентоспособности продукции по системе 11111 – 55555. Методика анализа конкурентоспособности продукции (товара, услуги) по многоугольнику и экспертному методу. Экспертная оценка конкурентоспособности продукции (товара, услуги).
Организации
Конкурентное поведение и его типы: креативное, приспособленческое, обеспечивающее. Конкурентная стратегия. Классификация конкурентных стратегий. Корпоративная стратегия. Деловая стратегия. Функциональная стратегия. Операционная стратегия. Факторы, определяющие конкурентную стратегию.
Виды базовых конкурентных стратегий по М. Портеру. Стратегия снижения издержек, стратегия дифференциации продукции, стратегия фокусирования (сегментирования рынка): преимущества, необходимые рыночные условия, требования к организации производства и управления, дестабилизирующие факторы. Модификация конкурентных стратегий. Наступательные и оборонительные конкурентные стратегии: виды, основания применения. Конкурентные стратегии М. Треси и Ф.Вирзема. Функциональное превосходство. Тесная связь с потребителем. Лидирующая позиция по товарам.
Современная классификация конкурентных стратегий. Виолентная, патиентная, коммутантная, эксплерентная стратегии. Конкурентные стратегии по Ф.Котлеру. Стратегии лидера рынка. Стратегии претендентов на лидерство. Стратегии последователей. Стратегии нишевиков.
Адаптация стратегий конкуренции к особенностям и динамике рынка. Зависимость принимаемой конкурентной стратегии от силы конкуренции продавцов и покупателей. Особенности и условия применения отдельных стратегий. Зависимость конкурентной стратегии от уровня жизненного цикла отрасли; от формы конкуренции на рынках. Стратегии конкуренции для субъектов хозяйствования с различной степенью доминирования на рынке.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Головачев, А.С. Конкурентоспособность организации : учеб. пособие / А.С.Головачев . – Минск: Выш.шк., 2012.-319 с.
2. Лифиц, И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг : учеб. пособие / И.М. Лифиц . – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Высшее образование; Юрайт-Издат, 2009.- 460 с.
3. Немогай, Н.В. Конкурентоспособность предприятия: учеб. пособие / Н.В.Немогай, Н.В.Бонцевич .- Минск: ИВЦ Минфина, 2013.-464 с..
4. Олехнович, Г.И. Конкурентные стратегии: учеб. пособие / Г.И.Олехнович .- Минск: БГЭУ, 2010 .- 262 с.
5. Портер, М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. / М.Портер. – М.: Альпина, 2015. – 453 с.
6. Портер М. Конкуренция. Пер. с англ. – М.: Изд.Вильямс, 2010.-592 с.
7. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: Учебник. – М.: Маркетинг ДС, 2008. - 432 с.
Дополнительная:
1. Баумгартен, Л.В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции / Л.В. Баумгартен // Маркетинг в России и за рубежом, 2009. - № 4 – С.72-85.
2. Валевич, Р.П. Управление качестврм товаров и услуг : учеб. пособие / Р.П. Валевич, О.Б. Пароля . – Минск, БГЭУ, 2008 .- 301 с.
3. Волонцевич , Е.Ф. Конкурентоспособность организаций : практикум / Е.Ф.Волонцевич, Г.К. Козлова. Минск : БГЭУ, 2005 . – 83 с.
4. Волонцевич , Е.Ф. Конкурентоспособность фирм : курс лекций / Е.Ф.Волонцевич. Минск : БГЭУ, 2003 . – 93 с.
5. Илышев А.М., Илышева Н.Н., Селевич Т.С. Стратегический конкурентный анализ в транзитивной экономике России. М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2010.
6. Квасникова, В.В. Конкурентоспособность товаров и организаций. Практикум : учеб. пособие / В.В. Квасникова, О.Н.Жучкевич. – Минск: Новое знание; М.: ИНФРА-М, 2013 .- 184 с.
7. Мазилкина, Е.И. Управление конкурентоспособностью : учеб. пособие / Е.И. Мазилкина, Г.Г.Паничкина. – М.: Омега – Л, 2009. – 328 с.
8. Парамонова, Т.Н. Конкурентоспособность предприятий розничной торговли: учеб. пособие / Т.Н. Парамонова. И.Н.Красюк. – М.: КНОРУС, 2008. – 120 с.
9. Философова, Т.Г. Конкуренция. Инновации.Конкурентоспособность: учеб. пособие / Т.Г.Философова, В.А. Быков; под ред. Т.Г.Философовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 295 с.
Краткий конспект лекций
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Конкурентоспособности
Закон представляет собой отражение объективных и устойчивых связей между компонентами системы, проявляющихся в природе, обществе, человеческом мышлении.
Закономерность – объективно существующая, устойчивая связь между явлениями, компонентами, факторами и их причинами. Как правило, закономерности выявляются в результате обобщения фактов в определенной области.
К основным экономическим законам относятся законы:
- возвышения потребностей
- спроса (зависимости между спросом и ценой)
- предложения (зависимости между предложением и ценой)
- зависимости между предложением и спросом
- возрастания дополнительных затрат
-убывающей доходности
-экономической взаимосвязи затрат в сферах производства и потребления
-эффекта масштаба производства
-эффекта опыта
-экономии времени
-конкуренции
В Республике Беларусь действует закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», определяющий организационные и правовые основы противодействия монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направленный на обеспечение условий для развития добросовестной конкуренции, создания и эффективного функционирования товарных рынков.
Содержание структуры системы конкурентоспособности.
Содержание макросреды, мезосреды, микросреды субъекта хозяйствования.
Конкуренция и конкурентоспособность. Конкурентоспособность: сопряженные категории, уровни анализа, показатели. Иерархическая структура конкурентоспособности. Подходы и уровни определения конкурентоспособности. Конкурентоспособность на различных уровнях: микро-, мезо-, макро.
Методические подходы к созданию системы конкурентоспособности субъекта хозяйствования. Методика. Экономика. Техника. Управление. Конкурентоспособность. Структура системы конкурентоспособности. Окружение. Внутренняя структура. Связь с внешней средой. Содержание макросреды, мезосреды, микросреды субъекта хозяйствования. Факторы макросреды: международные, политические, экономические, правовые, социально-демографические, экологические природно-климатические, культурные, научно-технические. Факторы мезосреды: рыночная инфраструктура, мониторинг окружающей среды, здравоохранение, наука и образование, культура и спорт, торговля и общественное питание, транспорт и связь, пригородное сельское хозяйство, строительство, промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство. Бытовое обслуживание населения. Содержание микросреды организации: поставщики, потребители, конкуренты, контактные аудитории, маркетинговые посредники, законодательство.
Содержание структуры системы конкурентоспособности
Система конкурентоспособности объектов состоит из двух основных составляющих:
- окружение (включает «вход», «выход», «обратная связь», «связь с внешней средой»);
- внутренняя структура (включает научное сопровождение, целевую, обеспечивающую, управляемую и управляющую подсистемы).
Содержание макросреды, мезосреды, микросреды субъекта
Хозяйствования
К компонентам внешней среды, оказывающим влияние на эффективность и устойчивость функционирования предприятия относятся те, на которые оно не может воздействовать, которыми не управляет.
К факторам макросреды предприятия, влияющим на эффективность и стабильность его работы, относятся следующие факторы:
- международные
- политические
- экономические
- социально-демографические
- правовые
- экологические
- природно-климатические
- научно-технические
- культурные
Мезосреда (инфраструктура региона), где расположено предприятие, оказывает косвенное влияние на эффективность и устойчивость его функционирования.
К факторам мезосреды, влияющих на удовлетворение потребностей населения и улучшение работы предприятия, относятся:
- рыночная инфраструктура
- мониторинг окружающей среды
- здравоохранение
- наука и образование
- культура и спорт
- торговля и общественное питание
- транспорт и связь
- пригородное сельское хозяйство
- строительство
- жилищно-коммунальное хозяйство
- бытовое обслуживание населения
- промышленность
К факторам микросреды предприятия относятся непосредственные конкуренты предприятий по выпускаемым ими видам продукции; все конкуренты поставщиков («входа»); маркетинговые посредники по «входу» и «выходу» системы; контактные аудитории (общество потребителей, профсоюзы, пресса, контролирующие органы и проч.).
К факторам и показателям микросреды предприятия относятся:
- поставщики
- потребители
- конкуренты
- контактные аудитории
- маркетинговые посредники
- законодательство по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности.
В практике в целях оперативной оценки конкурентоспособности предприятия при расчете используются факторы внешней среды, такие как:
1.Факторы макросреды:
- изменение экономической политики государства по отношению к отраслям (сельское, жилищно-коммунальное хозяйство, др.)
- изменения в области налоговой политики
- финансово-кредитная политика государства
- увеличение тарифов на электроэнергию, топливо и проч.
- увеличение тарифов на железнодорожные перевозки
- научно-технический прогресс
- изменения в международных торговых отношениях
- развитие информационных технологий
- стабильность политической обстановки в стране
- курс национальной валюты
- уровень инфляции
2.Факторы мезосреды:
- политика местных органов власти в отношении предпринимательской деятельности
- уровень развития инфраструктуры
- географическое положение
3.Фактры микросреды:
- спрос на продукцию технологического характера
- новые товары конкурентов
- товары-заменители
- интерес к предприятию со стороны иностранных инвесторов.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБЪЕКТОВ
ОРГАНИЗАЦИИ И ОТРАСЛИ
Жизненные циклы объектов.
Жизненные циклы объектов
Любая организация проходит несколько этапов своей деятельности, на каждом из которых ее конкурентоспособность отличается. Эти этапы составляют жизненный цикл организации.
Наибольшее распространение нашел маркетинговый подход к определению жизненного цикла, который включает такие этапы, как возникновение; становление; развитие; зрелость и спад. За ним может последовать реорганизация или банкротство.
Маркетинговый подход.
Системный подход.
Кластерный подход.
Организации
Правовое обеспечение.
Ресурсное обеспечение
Информационное обеспечение
Правовое обеспечение, стандартизация и методическое обеспечение, ресурсное обеспечение, информационное обеспечение.
Правовое обеспечение обеспечения конкурентоспособности по направлениям: правовые вопросы функционирования экономики страны; законы и нормативные акты по техническому нормированию и стандартизации, метрологии, оценке соответствия продукции, защите прав потребителей, антимонопольной политике, безопасности, охране труда; охране окружающей среды, ресурсосбережению, безопасности продукции; правовому регулированию образования и функционировании субъектов хозяйствования и проч.
Государственное регулирование конкурентной среды и создание условий для повышения конкурентоспособности организаций. Финансовая политика стимулирования конкуренции. Регулирование экспорта и импорта продукции. Участие государства в производстве и реализации продукции. Государственная стандартизация продукции, технологии. Ценовое регулирование. Естественные монополии. Патентно - лицензионная политика. Направления воздействия политики государства на конкурентоспособность. Практика регулирования конкурентных отношений на отечественном рынке.
Методическое обеспечение: технические регламенты; стандарты различного уровня; методики по различным функциям управления; методические рекомендации различного уровня иерархии; технические условия на продукцию, услуги, процессы и т.п.; положения, инструкции и т. п. Ресурсное обеспечение конкурентоспособности организации: задачи, механизм управления и методы обеспечения. Информационное обеспечение конкурентоспособности организации. Классификация информации, требования, предъявляемые к ней.
Формирование конкурентной среды как условие обеспечения конкурентоспособности. Факторы, влияющие на формирование конкурентной среды региона, отрасли. Факторы формирования конкурентного потенциала региона, отрасли. Система кластеров и ее роль в обеспечении конкурентоспособности. Приоритеты государственного регулирования входных барьеров в отрасли, регионе.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1.Головачев, А.С. Конкурентоспособность организации : учеб. пособие / А.С.Головачев . – Минск: Выш.шк., 2012.-319 с.
2.Лифиц, И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг : учеб. пособие / И.М. Лифиц . – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Высшее образование; Юрайт-Издат, 2009.- 460 с.
3.Немогай, Н.В. Конкурентоспособность предприятия: учеб. пособие / Н.В.Немогай, Н.В.Бонцевич .- Минск: ИВЦ Минфина, 2013.-464 с..
4.Олехнович, Г.И. Конкурентные стратегии: учеб. пособие / Г.И.Олехнович .- Минск: БГЭУ, 2010 .- 262 с.
5.Портер, М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. / М.Портер. – М.: Альпина, 2015. – 453 с.
6.Портер М. Конкуренция. Пер. с англ. – М.: Изд.Вильямс, 2010.-592 с.
7.Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: Учебник. – М.: Маркетинг ДС, 2008. - 432 с.
Дополнительная:
1.Баумгартен, Л.В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции / Л.В. Баумгартен // Маркетинг в России и за рубежом, 2009. - № 4 – С.72-85.
2.Валевич, Р.П. Управление качестврм товаров и услуг : учеб. пособие / Р.П. Валевич, О.Б. Пароля . – Минск, БГЭУ, 2008 .- 301 с.
3.Волонцевич , Е.Ф. Конкурентоспособность организаций : практикум / Е.Ф.Волонцевич, Г.К. Козлова. Минск : БГЭУ, 2005 . – 83 с.
4.Волонцевич , Е.Ф. Конкурентоспособность фирм : курс лекций / Е.Ф.Волонцевич. Минск : БГЭУ, 2003 . – 93 с.
5.Илышев А.М., Илышева Н.Н., Селевич Т.С. Стратегический конкурентный анализ в транзитивной экономике России. М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2010.
6.Квасникова, В.В. Конкурентоспособность товаров и организаций. Практикум : учеб. пособие / В.В. Квасникова, О.Н.Жучкевич. – Минск: Новое знание; М.: ИНФРА-М, 2013 .- 184 с.
7.Мазилкина, Е.И. Управление конкурентоспособностью : учеб. пособие / Е.И. Мазилкина, Г.Г.Паничкина. – М.: Омега – Л, 2009. – 328 с.
8.Парамонова, Т.Н. Конкурентоспособность предприятий розничной торговли: учеб. пособие / Т.Н. Парамонова. И.Н.Красюк. – М.: КНОРУС, 2008. – 120 с.
9.Философова, Т.Г. Конкуренция. Инновации.Конкурентоспособность: учеб. пособие / Т.Г.Философова, В.А. Быков; под ред. Т.Г.Философовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 295 с.
3. Практический раздел:
3.1 Методические рекомендации по выполнению индивидуального задания
Выполнение индивидуального задания предусмотрено в 5 и 6 семестрах.
5 семестр: Целью выполнения индивидуального занятия является разработка навыков анализа и оценки конкурентной среды организации и оценки уровня конкурентоспособности выбранного объекта (организации, товара, услуги, отрасли).
Основные требования к выполнению индивидуального задания:
- группа исследователей – не более 2 чел
- анализ и оценка конкурентной среды организации (товара, услуги, отрасли); в обязательном порядке проведение SWOT - анализа
- оценка уровня конкурентоспособности выбранного объекта
- наличие предложений по повышению конкурентоспособности выбранного объекта.
6 семестр: Целью выполнения индивидуального занятия является разработка навыков формирования эффективной конкурентной стратегии и разработки механизма реализации стратегии повышения конкурентоспособности выбранного объекта.
Основные требования к выполнению индивидуального задания:
- группа исследователей – не более 2 чел
- за основу берется индивидуальное задание, выполненное в 5 семестре
- наличие разработанной конкурентной стратегии для выбранного объекта
- наличие стратегии повышения конкурентоспособности выбранного объекта и разработка механизма ее реализации.
Индивидуальное задание выполняется в произвольной форме и оформляется в виде презентации.
Рекомендации (указания и т.п.) по проведению семинарских, практических занятий
Тест
Конкуренция - это
1) наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его
2) соперничество, борьба между организациями, отраслями, регионами, странами за достижение лучших результатов в экономической деятельности
3) соревнование на рынке за предпочтения потребителей с целью получения максимальной прибыли или дохода
Укажите виды конкуренции
1) чистая, совершенная, эффективная
2) видовая, функциональная, предметная
Укажите формы конкуренции
1) общая, косвенная, ожидаемая
2) видовая, предметная, функциональная
Вариант 1
Задание 1
Задание 2
Проведите сравнительный анализ концентрации продавцов на отр