Кто он, «идеальный тимбилдер»?
Тимбилдер19 — это профессионал в сфере тимбилдингоп, который организует тимбилдинг и осуществляет его полную реализацию. Тимбилдер может выступать как в роли директора тимбилдинг-компании, так и в роли менеджера проектов или менеджера по работе с клиентами. Ключевым навыком и характеристикой тимбилдера-профессионала является умение реализовывать тимбилдинг-запросы.
5.1. Как найти «идеального тимбилдера»?
Данная глава написана для тимбилдеров — специалистам по тимбилдингам! Я не исключаю, что она будет также очень интересна Event-менеджерам, тур-лидерам, HR-специалистам. Но написана она именно для тимбилдеров! Глава поможет тем, кому эта область кажется невероятно притягательной, понять, стоит в нее «влезать», и если да, то насколько серьезно и надолго, и поможет отфильтровать ненужных и лишних для этой области людей.
В формальном и правильном бизнес-мире уже давно устоялись стереотипы банкиров, менеджеров по продажам, главных бухгалтеров и финансистов. Мы знаем, что люди, которые работают в банках с финансами, — это банкиры. Люди, которые работают в инвестиционных и финансовых компаниях, — они финансисты. Люди, которые работают на продажах, — они менеджеры по продажам; в конце концов, секьюрити-менеджеры отвечают за охрану. Однако никто до сих пор четко не знает, кто такой специалист по тим-билдингу. Я предлагаю ввести в российский бизнес-лексикон новое слово «тимбилдер». Замечу, что явное знание о том, кто такой «тимбилдер», отсутствует, несмотря на то что профессия тимбилдера возникла в России уже около 10 лет назад.
Вы знаете, что вам надо знать, если вы хотите стать хорошим маркетологом, хорошим PR-менеджером, хорошим логистом. Но кто
" Тимбилдер (от англ. Team builder) — человек, который строит команды (изобретение автора).
Часть 2. Взгляд изнутри
знает (или где я могу прочитать), что должен уметь или знать хороший тимбилдер?
Такой вопрос рано или поздно предстает перед любым тимбил-дером: «Каков я, как тимбилдер?» или «Какой он, идеальный тимбилдер?».
Моя версия ответа на данный вопрос будет всецело базироваться на личном трехлетнем опыте в сфере тимбилдинга в России и личном анализе. А год в российском тимбилдинге можно с легкостью считать за два©.
О каком количестве идет речь? Цифры очень неконкретны. Но можно уверенно сказать, что речь идет о нескольких сотнях человек, которые на сегодня в России в той или иной степени являются тимбилдерами.
Профиль тимбилдера
Итак, кто он — идеальный специалист по тимбилдингу? Это мужчина или женщина, экстраверт или интроверт, экстремал или рискофоб, юный предприниматель или заслуженный профессор? Дадим комментарии по основным параметрам.
Мужчина или женщина.На этот вопрос в России нет единого правильного ответа. Оба варианта широко представлены в России, и трудно говорить о каких-то ярко выраженных тенденциях. Здесь приведу обнаруженные достоинства каждого варианта.
Мужчина. Профессия тимбилдера — одна из самых экстремальных в бизнес-сфере. Можете назвать более экстремальные профессии в бизнесе? СЕО международной корпорации? Пожалуй, да, тогда сразу после него. Работа требует высокой склонности к экстриму и высокой готовности в принятии на себя полной ответственности в экстремальных ситуациях. Заметных недостатков обнаружено не было, в то время как к заметным и наиболее значимым достоинствам относится преобладание женщин в сфере HR-специалистов и HR-директоров. Даже если этот факт кажется вам необоснованным и излишним, я бы не стала так быстро выбрасывать его из внимания. Большинство представителей клиентов являются женщинами, и в их субъективном представлении обеспечить профессиональный и безопасный уровень экстрима может только мужчина. Этот архаизм тем не менее неявно, но присутствует в тимбилдинг-сфере. В России работает большое количество мужчин-профессионалов-тимбилдеров!
Глава 5. Кто он, «идеальный тимбилдер»?
Женщина. Чего больше — преимуществ или недостатков? Пожалуй, преимуществ больше©. Сфера тимбилдингов необычайно эмоциональна, и это удел экстравертов. Новые люди, новые места, новые задачи, новые эмоции, новые впечатления. Мужчинам-логикам трудно прижиться в этом мире, который требует прежде всего высокой гибкости и ситуационного стиля лидерства. Сфера тимбилдингов настолько богата и разнообразна, что тимбилдер-женщина может великолепно реализовать себя в этой сфере. Продолжительные рабочие нагрузки требуют повышенной выносливости. Качество и атмосфера общения с клиентом — важный параметр успеха. Когда речь идет об общении с клиентами, представленными руководителями компаний, перевес часто на женской стороне тимбилдеров.
Возраст.Тимбилдингу все возрасты покорны. Но бесспорно, сфера требует психологической зрелости. Тимбилдер принимает на себя полную ответственность за результат проекта. И это не праздник, где в худшем случае неверных расчетов участники праздника останутся голодными. При неверных расчетах в экстрим-тимбклдин-ге риск угрозы здоровью и жизни человека возрастает многократно. Позиция требует управления сотрудниками, часто в сложных, критических погодных и сжатых по времени условиях. Оптимальный возраст для данной позиции, по моему мнению, от 25 лет. Позиция прежде всего требует умения принять огромную ответственность и зрело и обстоятельно вести себя в кризисных ситуациях. Это не секрет, что на тимбилдингах случались и будут случаться травмы, и правильная и оперативная реакция в большинстве случаев — главный залог оптимального результата.
Происхождение.Эта тема является центральной при обсуждении профиля тимбилдера. Кто он? Психолог? Экономист? Экс-тремал? Врач? Географ? Социолог? Физик? Менеджер? Турист? Астроном? Бизнесмен? Прошлое каждого специалиста формирует стиль и характер его профессиональной деятельности. Пожалуй, наиболее сложный вопрос — должен ли тимбилдер быть специалистом в экстриме? На мой взгляд, да, это неотъемлемое качество. Тимбилдер не должен быть мастером спорта по одному из экстремальных видов, но обязательно должен иметь склонность и искренний интерес к экстриму, путешествиям, приключениям, экспедициям и опыт личных экстремальных преодолений. Так как в России пока еще не существует специальных учебных школ или заведений, где можно приобрести профессию и навыки тимбилдера, тимбилдеры рождаются сами по себе, как самобытные «неограненные алмазы».
Часть 2. Взгляд изнутри
Таким образом, все множество тимбилдеров в России можно условно разделить на три группы.
Психологи. К этой группе я хочу отнести тех тимбилдеров, которые «в первой жизни» были психологами, получили психологическое образование, смотрят на мир через призму психологии. Их интерес к тимбилдингам был основан на профессиональных знаниях об индустрии тренингов, личностном развитии и знаниях о групповой динамике. Это очень важная группа специалистов. Они привносят в мир тимбилдингов психологический подход, новые методики, механизмы оценки эффективности командной работы и утонченное понимание психологии взаимоотношений. В данном психологическом подходе может преобладать личностная составляющая в формировании команды, акцент на психологическом состоянии и изучении динамики психологического состояния команды в ходе тимбилдин-га. Описываемая группа тимбилдеров менее многочисленна, чем вторая. Большинство представителей с подобным бэкграундом находят свою реализацию в классических тимбилдингах.
Основное ограничение со стороны тимбилдеров-психологов, которое они могут вносить в мир экстрим-тимбилдингов, — это их напряженное отношение к экстриму, повышенная осторожность, предусмотрительность, требования повышенного и необоснованного уровня безопасности. Каждая компания обязательно должна принимать во внимание, что бэкграунд руководителя тимбилдинг-компании и бэкграунд тимбилдеров определяют характер, а вместе с тем и результат проекта. Перед тем как искать тимбилдинг-компа-нию для заказа тимбилдинга, постарайтесь ответить себе на вопрос, что вы ставите в основу проекта — психологию командной работы, технологии командной работы или экстремальную составляющую. Еще нелегко найти компанию в России, которая обеспечит одинаково высокий уровень качества по каждому из трех перечисленных направлений.
Экстремалы. Ко второй группе я хочу отнести тимбилдеров, которых привело в тимбилдинг спортивное, туристское, outdoor или экстремальное прошлое. Сама я отношу себя к этому типу, поэтому в силу личного интереса подробнее остановлюсь на нем. Тимбилде-ры этого типа — отличные люди, великолепные собеседники, а для бизнеса и вовсе «люди из другого мира». Они свободны, независимы, гармоничны, счастливы. Они делают то, что умеют, и то, что любят, а поэтому безгранично счастливы. Они круглогодично в семь утра по субботам и воскресеньям срываются на тимбилдинг в лес
Глава 5. Кто он, «идеальный тимбилдер»?
не вследствие своей потрясающей силы воли, но и-за добровольного желания и образа жизни, включающего в себя выходные на природе. Они неформально одеты и неформально говорят. Они считают, что стоят на гребне жизни. Они свободны. Они успешны. Они счастливы.
На данном этапе развития тимбилдингов в России специалисты из туризма, экстрима, мира-outdoor составляют подавляющее большинство тимбилдеров. Основная проблема, возникающая в связи с этим, состоит в том, что им трудно осознать реальную картину в бизнесе. Для большинства из этих ребят не вопрос взбежать на Эльбрус, совершить многодневный лыжный поход но суровому Приполярному Уралу, обходиться несколько дней без нормальной еды и питья; они словно сделаны из другого, «более экстремального», материала. Для тимбилдеров — представителей данной группы — типичными являются высказывания: «Это элементарно!», «В этом нет ни грамма риска!», «Подумаешь, сломаешь руку, заживет!», «Рискуйте, живем однажды!». К сожалению или к счастью, бизнес оперирует другими категориями: прибылью, которая будет упущена из-за пропущенных дней по болезни, пониженной производительности сотрудников в нерабочей атмосфере и т. д. Кто-то из тимбилдеров-«экстремалов» понимает данную существующую разницу. Кто-то нет.
Для меня, экстрим-тимбилдера, это была важная ступень в осознании своих экстремальных возможностей и экстремальных потребностей и возможностей среднего офисного сотрудника, к которому не применим принцип «Быстрее, выше, сильнее». Я могу сказать, успех не замедлил прийти с пониманием этой важной «прописной» тиимбилдеровской истины:
То, что не экстрим для тебя, — экстрим для клиента. То, что экстрим для тебя, — не предлагай клиенту!
Представителям компаний важно знать и осознавать, что выбор тимбилдинг-компании с экстремалом-тимбилдером во главе может приводить иногда к не самым желаемым последствиям, но иногда может быть поистине Соломоновым решением. Если задача экс-трим-тимбилдинга — сорвать шаблоны мышления, расширить границы и представления о себе и своей команде, «вдохнуть» экстрим и приключение полной грудью, то компания, возглавляемая экс-трим-тимбилдером, — это для вас. Здесь экстремальное измерение преобладает над психологическим.
Часть 2. Взгляд изнутри
Не раз после окончания тимбилдинга ко мне или к моим коллегам тимбилдерам-экстремалам подходили сотрудники компаний и спрашивали, как можно получить возможность поработать на наших проектах хотя бы однажды. Тимбилдеры-экстремалы вдохновляют людей своим примером, дарят им новый взгляд на жизнь и открывают новые возможности.
Другие. Люди, пришедпгие в тимбилдинг из других областей. Наиболее часто в тимбилдинг-сфере встречаются специалисты с техническим бэкграундом, преимущественно мужчины. Нередко — выходцы из бизнеса, после многолетнего поиска своего пути нашедшие эту Мекку профессионального и личностного роста и удовлетворения. В российских тимбилдинг-компаниях вы сможете найти тимбилдер-специалистов любого типа, которые обеспечат вас широким спектром решений.
Я решила написать эту книгу, размышляя над тем, как повысить качество экстрим-тимбилдингов. Как привлечь в сферу экстрим-тимбилдингов повышенное внимание бизнеса? Как привлечь в тимбилдинг-сферу лучших людей и специалистов, которые на сегодняшний день работают в банках, инвестиционных компаниях, консалтинговых и юридических конторах, в западных корпорациях?
Появление системных знаний и публикаций об экстрим-тим-билдинге, о его месте и роли в жизни бизнеса, о его роли и значимости в бизнес-успехах компаний будет способствовать росту осведомленности о данном молодом, но важном феномене и использованию его как эффективного бизнес-инструментария.
Я считаю, одним из первых шагов, который должен быть сделан на дороге развития феномена тимбилдинга, — более глубокое и осознанное понимание профессии тимбилдера и основополагающих характеристик данной профессии. Итак, вашему вниманию предлагается Teambuilder Competences & Skills Book — список основных компетенций и навыков, которыми должен обладать тимбилдер, для того чтобы успешно и профессионально справляться со своими обязанностями.
Teambuilder Competences & Skills Book,