Бизнес-events в функциональном срезе
Бизнес-функции | Типы событий |
HR | HR-семинары, тренинги, тимбилдинги |
Маркетинг | Весь спектр маркетинговых событий, PR-события |
Продажи | События для дилеров и партнеров |
Финансы | Семинары, конференции |
Производство | Открытие производств, семинары |
Логистика | Семинары |
Среди основных направлений можно выделить HR-Events (HR-события), Marketing Events (маркетинговые события), Sales Events (события в области продаж), Production Force Events (события в производстве), Logistics Events (события в логистике). По данной функциональной классификации тимбилдинги занимают свое историческое место в разделе HR-Events, так как способствуют решению HR-задач. Для полноты картины приведем разработанную креативным центром «Подъежики» классификацию Marketing Events (Event Marketing — продвижение товаров или услуг, а также поддержание и развитие бизнес-отношений с партнерами и клиентами за счет организации различных событий):
• PR-акции — создание интересного и громкого события, которое вызовет большой резонанс у целевой аудитории, а также освещение в профильных СМИ;
• презентация — эффектное представление товара или услуги для целевого клиента, подчеркивание нужных качеств за счет шоу-программы;
• выставки — продвижение товаров и услуг за счет оригинальных развлечений и идей;
• Road-Show — тур директората или презентации нового продукта по географически распределенным офисам;
• партизанский маркетинг — необычные способы продвижения товаров;
Часть 1.Тимбилдинг
• выездные клиентские конференции (для VlP-клиентов) — организация многодневной конференции за пределами города, региона, страны, включающей в себя как обучающую, так и развлекательную часть;
• Game Club — создание тематического игрового события либо комплекса событий для прессы и для клиентов (например, игра в «Монополию» или «Мафию» на заброшенном заводе);
• Partners' Club — клуб партнеров;
• Employees' Club — клуб сотрудников;
• хобби-клуб — создание корпоративного долгосрочного клуба по интересам: спорт, искусство, рукоделие, музыка, КВН, экстрим и т. д. В клубе проходят игры, чемпионаты, поединки с другими компаниями, публичные выступления;
• Family Day — ярмарка вкусностей и развлечений для детей и взрослых;
• День детей — детей сотрудников и детей клиентов;
• другие необычные акции — необычный способ отметить какое-либо событие (гонка на «запорожцах», футбол на тракторах, ориентирование в подземке, взятие «Авроры», катание на дельфинах и т. д.).
Сфера events расширяется в последние годы в России не менее чем на 20% в год, по мнению экспертов. Отрасль растет быстро и мощно. Рынок становится более профессиональным. Наиболее привлекателен рынок events в данный момент для крупных сетевых рекламных агентств. Постоянно появляются и изобретаются, привозятся с Запада новые форматы. Данный раздел представляет предкризисную ситуацию на 2008 г. Необходимо добавить, что одним из ключевых типов игроков на рынке events сейчас становятся PR-компании полного цикла услуг. В полное обслуживание компании входит организация не только PR- и маркетинговых событий, но также корпоративных дней, в том числе и корпоративных тимбил-дингов. Однако мы рассматриваем эти компании в группе с Event-компаниями и не выделяем их в особую категорию.
Туристические компании.Туристические компании пришли в тимбилдинг-бизнес не сразу. И они уже были вне конкуренции при борьбе за крупнейших западных клиентов и их фантастические event-бюджеты. Однако туристические компании выбрали свою стратегию завоевания корпоративного тимбилдинг-рынка. Лидеры поставили на зарубежные курорты и выиграли свою ставку. В то время как тим-билдинг-компании Москвы и Санкт-Петербурга, согнув спины, со
Глава 2. Тимбилдинг в России
сжатыми кулаками воевали друг с другом за отечественные площадки, время, качественные услуги, самые передовые туристические компании решились вывозить российский и западный бизнес из России в Турцию, Египет, Таиланд, Тунис уже сотнями человек. В совершенной безопасной туристической среде этих курортных стран российские специалисты делали тимбилдинг. Эффект от знойного курортного солнца, романтических встреч, полного забытья относительно существования где-то бизнеса и офиса делали свое благотворное дело. Начиная с 2005 г. явление зарубежных тимбилдингов стало массовым. Туристические компании преследовали тренинговую цель. Но безмятежное окружение, нерабочая атмосфера, роскошная еда и шикарная карта вин убивали мотивацию к развитию и усердному тренингу даже у самых стоических сотрудников, которых, признаться, было не так уж и много. Корпоративный выезд с тимбилдингом так и оставался ярким и красочным сладким впечатлением вне бизнеса. А по возвращении в промозглую российскую столицу с изматывающим и коррумпированным бизнесом лучшим средством против депрессии было как можно скорее забыть об отдыхе и в сжатые сроки адаптироваться к вызовам сегодняшнего дня и сегодняшнего бизнеса.
Вторую группу конкурентов в составе туристических компаний составили российские туристические компании, предлагающие туры на безграничной территории России: Алтай, Байкал, Камчатка, Урал, Карелия, Кавказ — вся Россия у твоих бизнес-ног. Не медли — выбирай. Корпоративы на туристических базах все с теми же элементами тимбилдингов. В связи с солидным коммунистическим прошлым большинство туристических компаний, укоренившись в привычке обслуживать небогатое советское население, так и не перестроилось на новых клиентов, рассчитывающих получить дорогую, красивую, эффектную и желаемую именно ими услугу. Расписанные с начала сезона предлагаемые даты корпоративов, дешевые и бледно выглядящие тимбилдинг-задания, дешевая экипировка инструкторов и, самое главное, предельно низкие цены — все это также внесло негативный вклад в имидж тимбилдингов. Мне не раз встречались клиенты, которые в лицо зло говорили: как можно так задирать цены, когда вот рядом есть туристическая компания, которая делает тимбилдинг в три раза дешевле? На это я только разводила руками. Что здесь добавишь?
Однако туристические компании тоже сильно различаются по своей специализации. Есть туристические компании, работающие на массового туриста в популярных странах, а есть туристические
Часть 1.Тимбилдинг
компании, специализирующиеся на индивидуальных проектах в экзотических местах. Вот эта вторая группа компаний и стала активно выходить в область корпоративного инсентив-туризма. Избегать банальных веревочных курсов и зарниц, а предлагать притягательные и доступные альпинистские и туристические маршруты — корпоративные восхождения на Эльбрус, Килиманджаро, Монблан, рафтин-ги на Замбези, конные переходы по Монголии, изучение структуры айсбергов у южной оконечности берегов Аргентины и бесконечный список прочих волнующих предложений. Вы правы, пока эта сфера не может похвастаться излишком корпоративного внимания и бюджетов, но за ней большое будущее.
Полную картину существующего разнообразия предложений я проиллюстрирую на рис. 7. Градация туризма представлена в двух осях: «Индивидуальный туризм — Корпоративный туризм» и «Tailor-made — Типовой продукт».
Данные измерения позволяют нам выделить как минимум четыре явных кластера туристических компаний и предлагаемых ими продуктов:
Рис. 7. Градация туризма
Кластер 1 «Индивидуальный туризм — Типовой продукт». К данному типу компаний относятся компании, занимающиеся массовым туризмом и предлагающие на рынке массовые продукты — туры
Глава 2. Тимбилдинг в России
в Турцию. Египет, Таиланд и т. д. Такие компании делают свою основную прибыль на объемах. Продукт абсолютно стандартизован. Стоимость услуг минимальна. Идет жесткая ценовая конкуренция. На российском рынке существуют тысячи компаний, работающих в данном сегменте рынка. Я бы не назвала это направление бизнеса очень перспективным.
Кластер 2 «Индивидуальный туризм — Tailor-made». Данный кластер компаний не настолько многочисленней, как кластер массового туризма, однако быс гро и динамично завоевывает свои позиции. С ростом благосостояния российского населения и раскрытием внутреннего стремления к путешествиям, открытиям и завоеваниям все больше и больше российских обеспеченных туристов можно встретить в «Заброшенном мире» Венесуэлы, ревущих джунглях Амазонки, на идиллическом острове Пасхи или на вулканических тропах Островов Зеленого мыса. Ставшее безумно модным направление «Tailor-made», что в переводе на русский означает «изготовленное вручную по твоему личному заказу, в мастерской мастера-портного», а в приложении к туризму — тур, изготовленный индивидуально для туриста, включая уровень его физической подготовки, сферу его интересов, уровень его познаний. Именно в этом кластере компаний рождаются такие туры, как «Винный тур по Чилийским плантациям», «Исследование миграций древних приматов в юго-восточном регионе Австралии», «Современные тенденции урбанизации на Ближнем Востоке». Одним словом, «захватывающе»!
Лариса Пелле, известный в России эксперт по приключениям и путешествиям, постоянный автор National Geographic, путешественник с опытом путешествий по более чем пятидесяти странам, считает, что в будущем индивидуальном туризме станут господствовать следующие тенденции: «Можно предположить, что возрастет популярность экоту-ризма, а также локального туризма. Особенно это касается России, где имеются не только разнообразнейшие возможности для экотуризма, но и кое-какие традиции экотуризма. За исключением экотуризма, индивидуальный туризм может стать недоступным для большинства. Сейчас, в 2008 г., мы проживаем «золотую эру» доступности таких путешествий, как автомобильные путешествия по Европе или сравнительно недорогие индивидуальные туры в экзотические страны. Надеяться на то, что эти варианты отдыха останутся доступными для большинства, можно будет только в том случае, если в мире произойдут серьезные изменения: появится альтернзтивное топливо, экологичное и дешевое, и будет
Часть 1. Тимбилдинг
остановлен процесс глобального потепления. Сейчас же туризм — одна из серьезных причин изменения климата и окружающей среды. В ближайшем будущем путешествия могут стать привилегией богатых — платить и за топливо, и за урон, нанесенный окружающей среде, будет не по карману большинству. Останется два варианта — либо сравнительно недорогие групповые туры, либо самостоятельные поездки наземным транспортом, чаще всего в своей стране. Самостоятельно поехать, скажем, в Австралию или Южную Америку станет слишком накладно». (Из интервью с Ларисой Пелле.)
Многих волнует, будет ли повышаться и изменяться уровень экстрима, уровень сложности, требуемой физической подготовки участников и как это повлияет на развитие индивидуального туризма. Лариса Пелле считает так:
«С одной стороны, человек пытается покорить ранее недоступные участки планеты. С другой — с развитием технических средств и усовершенствованием экипировки от физических способностей человека сейчас зависит намного меньше, чем, скажем, сто лет назад. За счет развития техники многие маршруты, ранее доступные только серьезным спортсменам, в будущем будут пройдены и менее подготовленными участниками. Если говорить об экстриме, уровень его будет только расти. Прежде всего, из-за возрастающей жажды открытий. Но во многом и из-за того, что информационная нагрузка на мозг человека в ежедневной жизни так возросла, что и в отдыхе многим теперь хочется все более сильных ощущений».
Кластер 3 «Корпоративный туризм — Типовой продукт». Этот кластер компаний является наиболее развитым на данный момент на рынке корпоративного туризма. В предлагаемой книге я исключаю из подробного рассмотрения индустрию MICE — Meeting, Incentives, Conferences, Exhibitions (Events). Во-первых, потому, что данная тема уже достаточно хорошо представлена на русском языке. Уже существует внушительный пласт бизнес-литературы и общей информации о MICE в России. Во-вторых, данное направление сфокусировано на деловом туризме и рассматривает туристическую составляющую как дополнение к бизнес-ядру события. Корпоративный туризм в России очень широко представлен типовыми продуктами — такими, как корпоративные выезды в Египет, Турцию, Таиланд, Кипр. Основные преимущества — быстро, дешево, комфортно, безопасно, безвизово, веет новизной. Несмотря на то что все ведущие корпорации уже «переболели» этой «пляжной»
Глава 2. Тимбилдинг в России
болезнью, устойчивый спрос на данный тип услуг еще долго будет сохраняться на высоком уровне благодаря вновь растущим и достигающим бизнес-успеха корпорациям.
Кластер 4 «Корпоративный туризм — Tailor-made». Самая заветная и притягательная сфера. Корпоративные, сделанные под заказ туры! Вы совершенно правы, очень недешевое развлечение. Однако успешно развивается на Западе уже добрый десяток лет. Вы ждете примеров? В данную сферу попадают события не только чисто корпоративного уровня, но и корпоративные мероприятия для партнеров, дилерские встречи, бизнес-тренинги, курсы ведущих мировых бизнес-школ.
Например, ведущий производитель outdoor-экипировки швейцарская компания собирает всех своих международных дилеров на ежегодный симпозиум, но теперь уже организует его не в помпезных отелях и конференц-залах, а в виде недельной экспедиции по горам и ледникам Швейцарии. В ходе экспедиции ежедневно презентуются и тестируются различные предметы экипировки ведущего швейцарского бренда. В горных уютных «хаттах» — швейцарских горных деревянных домиках с затопленными каминами — проходят семинары и обсуждения. Целая индустрия компаний предоставляет услуги такого рода, чтобы сделать комфортным, возможным и безопасным подобное мероприятие для пятидесяти человек.
Если речь идет о повышении уровня сервиса в гостиничном бизнесе, предположим, в молодой английской сети гостиниц, то команда сотрудников из отдела сервиса на неделю увозится в тур по японским отелям, всемирному лидеру в области гостеприимства и сфере услуг. Английским сотрудникам позволяется очень нагло и дерзко нести себя, обращаться к прислуге с невыполнимыми просьбами, работать «трудным» клиентом и в течение недели тестировать на себе пример спокойствия, обходительности, изобретательности и услужливости. Да, такие инвестиции не проходят бесследно!
Ведущие американские бизнес-школы теперь привлекают к себе ярких и сильных MBA-кандидатов не списком звезд-профессоров и не послеучебными гонорарами, а возможностью протестиро-вать и развить свои лидерские качества не по глянцевым учебникам бизнеса, а в ходе реальной недельной экспедиции в Гималаи с маршрутом в базовый лагерь Эвереста. Каждый день кейсы решаются не за отшлифованными столами топовых бизнес-школ, а на привалах, между камнями, у несущихся со склонов ледяных горных гималайских рек. Внезапные экстремальные ситуации настигают команду
Часть 1. Тимбилдинг
неожиданно. Решения ты должен принимать мгновенно. Выбор становится известен всем тут же. Что ты выбрал? Выбрал спасать свою шкуру или бросился на помощь товарищу? Это лидерство не по кейсам, это лидерство в режиме он-лайн. Эти ученики-бизнесмены другими возвращаются из подобных походов. Никакие учебники гуру в лидерстве не способны привести к таким кардинальным и существенным личностным изменениям. Это нестандартно, рискованно, амбициозно и необычно. Однако, чтобы быть победителем в бизнесе будущего, тебе подойдет только этот путь.
Adventure-компании.Последний тип компаний конкурентов для тимбилдинг компаний — это новый, только зарождающийся класс Adventure companies, русскими словами — «Компаний по приключениям». Эта тема лишь недавно проникла в Россию с Запада. Но таких компаний уже десятки даже в России. В Питере одним из наиболее ярких представителей компаний по приключениям является компания «Неизведанный мир.-», предлагающая экзотические инсентив-туры в самые удаленные и манящие точки планеты. Подобный вид туризма пока более активно пользуется спросом у индивидуальных туристов, в том числе людей из бизнеса, и меньше у корпоративных групп. Но не приходится сомневаться, что в будущем все реже и реже будет находиться такой бизнес, который сможет избежать искушения протестировать свой командный дух где-то на конических джунглевых островах, таких как Реюньон или Маврикий в Индийском океане, на склонах трехкилометровых величественных индонезийских вулканов или в многокилометровом водном переходе на древних малазийских парусниках по морю Су-лавеси в Тихом океане.
Компании по приключениям — «забавное» изобретение Запада. Это словно кусочек детства, запрыгнувшего во взрослый бизнес. И кажется, что нет ему здесь места! Но место есть, потому что, к счастью, в каждом взрослом, но успешном бизнесмене живет ребенок! Ребенок, который снова хочет доказать себе и друзьям, что дольше всех сможет устоять на гребне волны, попробовать еще раз на вкус соленые капли океанских волн, захлебнуться дикими потоками налетающего на кайт ветра, на песчаных лыжах промчаться по горячим и обжигающим дюнам пустынь. И этого сильно хочется каждому — хоть однажды вернуться в ту прежнюю, невероятно счастливую жизнь!
Удел компаний по приключениям — оставаться маленькими частными компаниями и жить на небольших прибылях, если оперировать понятиями и цифрами большого бизнеса. Обычно такие
Глава 2. Тимбилдинг в России
компании не превышают в своем постоянном штате 10— 15 человек. И перед ними всегда стоит выбор — объемы и прибыль или настоящее удовлетворение от процесса и содержания. Это закон бизнеса! Зарабатывать огромные прибыли можно только на очень массовом продукте или на очень дорогом эксклюзивном продукте. Однако, в отличие от фэшн-индустрии, эксклюзивный экстрим-продукт очень рискован. Никто и никогда не сможет гарантировать клиенту, что лодка заберет его с необитаемого ост рова минута в минуту, что его случайно не укусит местное насекомое, что в его полностью оплаченную неделю, с жутким усилием вырванную им из бизнеса, не будет идти дождь и не будут дуть самые северные и самые леденящие ветра. Но смысл жизни этих компаний — не деньги, смысл их жизни — чувствовать ветер, встречать волны, вдыхать стихию, дарить радость, ощущать бешеный пульс жизни, дарить новый образ жизни как можно большему числу людей.
Маленьким экскурсом в мир приключений и туризма будет нижеприведенная выдержка, которая еще полнее покажет вам все фантастическое многообразие возможностей.
Разновидности туризма: спортивный туризм, приключенческий туризм, пешеходный туризм, горный туризм, водный туризм, спелеотуризм, комбинированный туризм, лыжный туризм, агротуризм, археологический туризм, велосипедный туризм, культурный туризм, туризм по местам бедствий, экотуризм, экстремальный туризм, литературный туризм, оздоровительный туризм, музыкальный туризм, спиритический туризм, сафари, космический туризм, виртуальный туризм, благотворительный туризм.
После приведения комплексного описания всего спектра компаний, обитающих в тимбилдинговой или околотимбилдинговой сфере, я хочу детально сфокусировать ваше внимание на четком и системном анализе трех взаимно пересекающихся феноменов — тренинг, туризм, event, — так как именно они составляют природу тимбилдинга.