Эволюция тимбилдинга в россии
Тимбилдинг возник в России в конце 1990-х гг. Он пришел вместе с другими модными западными управленческими новинками и управленческой терминологией. Абсолютно будничные на сегодняшний день слова «маркетинг», «менеджмент», «менеджер» были первыми перелетными птицами этой эпохи, а термин «тимбилдинг» появился в России вместе со второй волной, включающей в себя «тренинги», «бенефиты», «бонусы», «дивизионы», «грейды», «эвен-ты» и «корпоративы».
Корпоративный тимбилдинг пришел в Россию как событие, направленное в первую очередь на сплочение персонала компании и построение эффективной команды. Однако, как и в большинстве бизнес-явлений, Россия — страна самобытная. И редкий бизнес-феномен приживается в России без заметного искажения. Так произошло и с тимбилдингом.
Признанный хит веревочного курса в России — «Мега-лыжи». Это поистине зимний российский командный вид спорта. Хитом это упражнение стало в результате довольно забавного оборудования для выполнения и самого процесса выполнения. Мега-лыжи, только с виду похожие на лыжи, представляют собой стилизованные деревяшки длинной под 3 м и шириной 15 см, на одну пару лыж помещается команда в составе до 10 человек. Правая нога каждого участника стоит на левой лыже, правая на правой, и команда должна разработать стратегию, по которой она будет действовать, то есть сдвинуться с места и пройти заданный круг. Это характерное тимбилдинговое упражнение, показывающее, что при грамотной организации и постановке цели команда получает возможность работать над следующими задачами: выявление лидера и взаимодействие лидера с командой, коммуникации в напряженных и стрессовых условиях, ощущение себя
Часть 1. Тимбилдинг
неотъемлемой и важной частью команды, осознание допустимости ошибки каждым, терпимое отношение к себе и к команде.
Однако в упрощенном варианте команды меряются числом человек, влезшими на лыжи, качеством и статусностью обуви, поиском обходных вариантов решения проблемы, но не занимаются командообразованием.
В России сотрудники после прохождения подобного веревочного курса уже нуждаются в более продвинутых задачах. Прохождение веревочного курса второй раз обычно крайне негативно воспринимается участниками. Россияне не нуждаются в столь дотошной опеке. Русским людям, а в особенности бизнесменам, нужны эмоции, и успешные российские команды рождаются, уж конечно, не в результате усиленного академического обучения! Успешные российские команды рождаются в результате экстремальных задач, значительных трудностей, которые пришлось преодолеть участникам. Как и во всем, Россия выбрала свой путь.
В России, стране эмоций и иррационализма, не действуют правила. Для команды намного важнее доверие и эмоции. Если в команде есть доверие, она справится с любой задачей. Как пишет Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева [2004], на Западе, наоборот, господствуют правила, нормы, принципы деятельности. Основной акцент делается на отработке принципов и умений, а недостаток доверия не играет там такой критической роли.
1.2. Какие задачи решает тимбилдинг
Тимбилдинг может решать достаточно большой спектр задач. Я бы классифицировала весь спектр решаемых задач на два класса: Г) задачи, связанные с построением команды, формированием навыков и приобретением знаний, то есть истинный Team Building; 2) задачи, связанные с формированием командного духа, командной атмосферы, то есть learn Spirit.
Благодаря широкому спектру возможностей и инструментов, использующихся в экстрим-тимбилдинге, он позволяет решить большое число различных вопросов менеджмента и управления персоналом. Столь редкое сочетание одновременного психологического, физического, эмоционального и интеллектуального воздействия на участника создает комплексность воздействия и многократно повышает эффективность результата тимбилдинга!
Глава 1. Концепция гимбилдинга
«Team Вuilding»-задачи
Выделим семь основных направлений, б которые тимбилдинг может внести свой мощный вклад, и их варианты. Каждое из направлений может быть предметом эффективного развития в рамках тим-билдинга. Неверным является общее утверждение, что на тимбил-дингах строят команды. Как надежность и прочность дома зависит от гаких факторов, как компетенции строителей, качество стройматериала, используемые технологии, опыт строителей, почва для строительства, температура окружающей среды и др., так и успешность команды зависит от очень многих характеристик: эффективности коммуникаций, четкости распределения ролей, лидерских способностей и способности быть подчиненными, мобилизации сил и степени раскрытия внутренних резервов, от наличия общей вдохновляющей и объединяющей цели, от навыков принятия решений и решения конфликтов, от степени самооценки, самоосведомленности в команде. Отсутствие навыков по одному или нескольким измерениям может блокировать работу в команде. Поэтому построение эффективной команды в значительной степени опирается на каждое из приведенных измерений.
Усиление командных коммуникаций: •приобретение теоретических знаний о командообразовании;
• развитие компетенций командного взаимодействия;
• улучшение межкомандных коммуникаций;
• развитие неформальных горизонтальных связей;
• развитие неформальных коммуникаций с клиентами и партнерами компании.
Ролевое распределение:
• осмысление участниками своих ролей и функций; » развитие навыков делегирования полномочий;
• развитие навыков принятия ответственности;
• развитие навыков выполнения различных ролей. Развитие лидерства:
• развитие лидерства в экстремальных условиях;
• развитие ответственности за личный вклад в победу команды;
• развитие навыков ситуационного и разделяемого лидерства; ' « приобретение навыков стабильной и сплоченной работы в кризисных ситуациях;
• развитие индивидуального лидерского потенциала участников.
Часть 1.Тимбилдинг
Самооценка и самоосведомлепность:
• рост самооценки вследствие достижения результатов;
• получение информации о себе и своих особенностях взаимодействия;
• получение информации о своих сильных и слабых сторонах работы в команде.
Раскрытие внутренних резервов:
• выявление скрытых возможностей в силу непривычной обстановки и возможность по-новому взглянуть на коллег;
• формирование команд под амбициозные проекты;
• раскрытие внутренних резервов команды, наиболее положительных и ярких сторон участников;
• раскрытие внутренних индивидуальных резервов сотрудников. Принятие решений:
• развитие навыков поиска нестандартных решений;
• развитие способностей к принятию риска;
• развитие навыков решения конфликтов и эффективного взаимодействия в конфликтах;
• развитие навыков принятия решений в стрессовых ситуациях, в условиях психологического давления.
Повышение эффективности взаимодействия:
• повышение эффективности работы бизнес-команд;
• повышение производительности сотрудников;
• развитие способности использовать различия членов команды на пользу команды;
• развитие внутреннего осознания командой себя как команды.
«Team Spirit»-задачи
Второй, не менее важной, а в российской действительности даже еще более важной группой задач является группа задач Team Spirit. Она предполагает развитие в рамках тимбилдинга не «твердых», а «мягких» качеств и характеристик команды и компании. В связи с тем, что Россия — это страна с глубоким и богатым контекстом, где высшую ценность имеют человеческие отношения, доверие, душевность и совсем почти никакой роли не играют правила, нормы, законы, регламенты, то прочную команду в России можно построить только через построение доверия между людьми, а не с опорой на командные правила и нормы. Итак, ниже будут представлены пять основных направлений задач группы Team Spirit, для развития которых может использоваться инструментарий тимбилдинга.
Глава 1. Концепция тимбилдинга
Усиление корпоративного духа:
• создание атмосферы праздника;
• способствование эмоциональной разрядке;
• транслирование корпоративных ценностей;
• создание необычной атмосферы, риска, азарта, новых ощущений.
Формирование доверия:
• развитие взаимопонимания и доверия при неформальном общении;
• повышение доверия и сплоченности коллектива за счет положительного опыта общего достижения цели, совместного преодоления трудностей;
• открытие нового и позитивного в коллегах;
• формирование чувства «локтя», взаимопомощи и искренней поддержки.
Усиление мотивации:
• усиление мотивации работать в команде;
• усиление мотивации достижения цели;
• драйв-менеджмент;
• получение нового заряда энергии командой. Вклад в развитие корпоративной культуры:
• развитие корпоративной культуры;
• внедрение передовых разработок в области управления персоналом;
• усиление корпоративного имиджа;
• повышение имиджа руководства компании;
• повышение лояльности персонала к компании. Рост удовлетворенности сотрудников:
• повышение удовлетворенности сотрудников;
• повышение эффективности деятельности;
• повышение физической формы и производительности;
• развитие и приобретение новых эмоций и опыта (experience) сотрудниками.
Тимбилдинг-предпосылки
Одновременно с четкой диагностикой первоочередных для компании задач важен выбор оптимального момента для организации тимбилдинга. К сожалению, тимбилдинг не всегда может решить стоящие перед компанией задачи. Существуют этапы
Часть 1. Тимбилдинг
организационного развития и организационной динамики компании, когда тимбилдинги просто-напросто противопоказаны, потому что они могут служить явными катализаторами конфликтов и скрытых проблем. Однако можно выделить определенные моменты организационного развития, когда тимбилдинги активно рекомендованы. Итак, тимбилдинг способен максимально эффективно решить существующие организационные проблемы и корпоративные задачи в следующие периоды организационного развития:
• эффективное формирование новой общей корпоративной культуры после завершения периода слияния или поглощения;
• эффективное формирование корпоративных ценностей по следам произошедшего ребрендинга или репозиционирования компании;
• укрепление сплоченности, закрепление командного успеха на этапе, когда команда, отдел, компания динамично и успешно развиваются;
• закрепление успехов команды после достижения амбициозной и важной для команды цели, после командного прорыва;
• после смены руководящего состава для более интенсивного и динамичного объединения сотрудников и руководства:
• в момент депрессивного для бизнеса периода, когда требуется мотивационная поддержка, мотивационный взрыв;
• перед стартом серьезного проекта или началом длительного напряженного периода, когда требуется полная и абсолютная мобилизация сил сотрудников;
• как поддержка в формировании новой команды на новый амбициозный проект, как наиболее интенсивный инструмент построения доверия;
• когда тимбилдинг важен как поддержание традиции, когда отказ от тимбилдинга будет играть более негативную роль, как выбор отказа от традиции.
Однако мир тимбилдинга был бы слишком простым и захватывающим, необычайно эффективным и четким, если бы так могло быть в реальном бизнесе. Если бы тимбилдинги заказывались компаниями только в перечисленные, наиболее важные и востребованные для бизнеса моменты. Однако тимбилдинги заказываются и по многим альтернативным причинам, что губительно сказывается на результате проекта. Итак, перечислим десять основных причин, по которым обычно заказывают тимбилдинги в России.
Глава 1. Концепция тимбилдинга
10 основных причин, по которым обычно заказывают тимбилдинги в России;
1. Поднять корпоративный дух.
2. Сплотить коллектив.
3. Модно, все делают тимбилдинги!!!
4. Совместить с Днем компании.
5. При активном росте компании познакомить сотрудников.
6. Не можем быть хуже конкурентов!
7. Удержать сотрудников.
8. Транслировать основные ценности корпоративной культуры.
9. Закончили успешный проект, как вознаграждение. 10. Не можем не делать, у нас это уже традиция.
И в заключение данного раздела выделим несколько самых ключевых характеристик, определяющих класс компаний, для которых тимбилдинг особенно рекомендован. Этот микроинструментарий позволит компаниям самостоятельно диагностировать степень благоприятности проведения тимбилдинга.
Инструментарий для идентификации благоприятного воздействия тимбилдинга:
1 -й этап — определение проблемных задач компании;
2-й этап — определение инструментария из групп задач Team Building / Team Spirit;
3-й этап — определение степени благоприятности проведения тимбилдинга в зависимости от момента организационного развития;
4-й этап — определение степени благоприятности проведения тимбилдинга в зависимости от типа бизнеса.
Итак, для кого тимбилдинг?
Тимбилдинг максимально благоприятен, если выполняются следующие условия ведения бизнеса:
Высококонкурентная среда. Среда поощряет и требует от сотрудников высокого азарта, конкуренции, борьбы за лидерство, проявления чувства локтя и огромной взаимной поддержки. Очень сильно помогает в высококонкурентной среде осознание образа врага и объединение против внешней силы. В низкоконкурентной среде совершенно не представляется возможным такая мобилизация сил, которая демонстрируется в высококонкурентной среде.
Командный характер работы. Данный тип работы характерен для сотрудников, востребован бизнесом. Тренинг работы в команде, экстрим-командообразование позволят усилить, раскрыть, закрепить
Часть 1. Тимбилдинг
новые сильные элементы командной работы. Присутствует сильная и видимая связь между тренингом и бизнесом.
Работа, связанная с постоянной мобилизацией сил. Тимбилдинг максимально благоприятен в таких условиях, потому что способствует тренировке востребованных в бизнесе навыков мобилизации сил. Команда может смоделировать различные примеры взаимодействия, проработать ошибки, конфликтные, неудачные ситуации. Прямая и видимая связь экстрима и бизнеса — залог огромной востребованности и успеха тимбилдинга.
Потребность в высоком доверии в команде. Тимбилдинг максимально эффективен в такой ситуации, потому что является одним из наиболее мощных средств построения доверия в команде, а экс-трим-тимбиддинг — построения быстрого и очень сильного доверия. Общие преодоленные трудности, эмоциональное сближение, эмоциональная сплоченность и единство — это то, что лежит в основе формирования доверия. Доверие, построенное в экстрим-условиях, особенно прочно и надежно.
Потребность в высокоэффективных внутренних коммуникациях. В силу своего инструментария тимбилдинг позволяет успешно и быстро решать вопросы высокоэффективных внутренних коммуникаций. Моделирование рабочих ситуаций может проходить в условиях экстремальной погоды, в условиях сжатого времени, в условиях ограниченности информации. Сотрудники на деле проверяют и тестируют различные модели коммуникаций. Учатся работать в условиях жесткого и единоначального лидерства, в условиях полной неопределенности, в рамках быстро меняющихся условий.
Микровыводом из данного раздела будет придуманный автором слоган, который выделяет два класса компаний в зависимости от их опыта проведения тимбилдинга и полученных результатов:
«Все счастливые компании счастливы одинаково, все несчастливые компании несчастливы по-своему!»
Глава 2
ТИМБИЛДИНГ В РОССИИ