История тимбилдинга в мире и в России
Происхождение
Ты узнаешь больше о человеке за час игры, чем за год разговоров.
Платон
В бизнес-литературе сложно найти единую дату первого упоминания термина «тимбилдинг». Большинство ученых склонно считать родоначальником концепции тимбилдинга американского профессора, психолога и социолога Элтона Мэйо (Elton Mayo, 1880— 1949), который был автором и основателем Хоторнских экспериментов в 1927 — 1932 гг. (The Hawthorne Experiments). Элтон Мэйо, изучая влияние различных факторов (условий и организации труда, заработной платы, межличностных отношений, стиля руководства и др.) на повышение производительности труда на промышленном предприятии Western Electric Hawthorne Works в Чикаго, доказал особую роль человеческого и группового фактора. Во время данных экспериментов Мэйо обнаружил так называемый Хоторнский эффект, состоявший в том, что индивидуальное поведение участников эксперимента менялось благодаря повышению их осведомленности о проводимом с их участием тестировании. Наиболее важным для основ тимбилдинга было обнаружение того, что производительность участников эксперимента увеличивалась в ответ на психологические стимулы, такие как проявление интереса и внимания к работе участника эксперимента, усиление его чувства вовлеченности в процесс и ощущения важности и значимости. Самыми важными выводами Мэйо были следующие: 1) взаимоотношения между руководителем и подчиненным влияют на производительность; 2) рабочие нормы значительно влияют на производительность; 3) рабочее место имеет свою культуру; 4) забота и поддержка более важны, чем физические условия труда. Основной вывод был таков: в ходе пятилетних экспериментов сотрудники стали более осведомлены о важности и значимости для них позитивной рабочей атмосферы, культуры и отношений и поддержания таковой атмосферы на предприятии. Многие ученые склонны заключить, что
Глава 1. Концепция тимбилдинга
результаты и выводы Хоторнских экспериментов были первым импульсом к зарождению концепции тимбилдинга.
Однако приведем здесь несколько других психологических и поведенческих концепций и теорий, элементы которых также повлияли на формирование теории тимбилдинга. Мередит Белбин (Meredit Belbin) изучал максимизацию результативности команд и командную динамику и стал первым в организационной науке, кто провозгласил максимальный вклад ролевого распределения в повышение эффективности работы команды. Теория девяти ролей Мередита Белбина активно используется в теории командообразования. Четкое ролевое распределение многократно повышает эффективность деятельности команды. Невозможно не упомянуть здесь о великом Абрахаме Маслоу (Abraham Maslow) и его пирамиде — иерархии человеческих потребностей. Пирамида мотивации Маслоу активно применятся в тимбилдингах для изучения мотивации команд и выявления степени развития команды и ее потребностей. Джон Эдейр (John Adair) внес свой вклад в тимбил-динг созданием теории лидерства. Он определяет лидерство как передаваемый и приобретаемый навык и выделяет основные лидерские функции, выполнение которых приведет команду к успеху. Заслуга Katharine Cook Briggs и ее дочери Isabel Briggs Myers для тимбилдинга состоит в создании MBTI (Myers Briggs Types Indicator) — 16-типичной типологии личностей. Типология ярко иллюстрирует наличие различных, даже полярных друг другу типов личности, и теория тимбилдинга учит использовать полярные различия с максимальной выгодой для достижения максимальной эффективности работы в команде. Стоит упомянуть здесь также классика поведенческой теории организации Дугласа МакГрегора (Douglas McGregor), автора всемирно известной теории X и Y (и впоследствии Z). Понимание двух полярных концепций X и Y и теории Z рабочего поведения помогает формировать правильные ожидания и восприятие процесса, ставить реалистичные задачи. И еще одной, не менее важной концепцией, активно использующейся в теории командообразования, стала концепция Брюса Тукмана (Brace Tuckman) — концепция FSNP: «Формирование — Шторм — Нормализация — Результаты» («Forming — Storming — Norming — Performing»). В своей концепции он фиксирует четыре важные и неотъемлемые стадии, через которые предстоит пройти каждой команде в своем развитии, если она стремится к достижению высоких результатов. Многие известные психологи, не работая явно над концепций тимбилдинга, внесли в ее формирование свои элементы. Курт Левин (Kurt Lewin) — созданием концепции групповой динамики. Уильям Шутц (William
Часть 1. Тимбилдинг
Schutz) — созданием теории межличностных отношений и психологической совместимости, согласно которой три самых важных фактора межличностных отношений — включенность, контроль, влияние — определяют большинство ситуаций человеческого взаимодействия.
Однако в некоторых немногочисленных источниках наиболее явным основоположником веревочного курса считают француза Джорджа Хеберта (George Hebert), офицера Французской армии. Хеберт был известен своими многократными африканскими экспедициями, в ходе которых встречал умных, сильных и физически гораздо более развитых, чем европейцы, людей. В результате он начал систематизировать свои знания и изобрел метод физического образования, получивший название «Натуральный метод» («Natural Method»). Это образование предполагало физическое и моральное развитие, наряду с формированием мужественности, и проходило в открытой среде. Во Франции это направление вскоре получило название хебертизма (Hebertism) и активно развивалось в течение Второй мировой войны, став стандартом физического образования во Французской Армии. Поэтому многие веревочные курсы в Европе и во Французской Канаде, в Квебеке называются Курсами Хеберта.
Видный американский исследователь и практик в области организационного развития, Уильям Дайер (William Dyer) написал первую книгу, посвященную тимбилдингу, в 1977 г. В США считается, что это была первая современная работа по тимбилдингу, в которой были обозначены границы этого феномена. Впоследствии вышло несколько переизданий первой книги. Другая книга этого же автора [Dyer, 1994J начинается словами о том, что трудно представить, как много компаний во всем мире формулируют в своих слоганах, корпоративных ценностях и миссиях утверждения про приоритетную роль команды и командной работы и как ма\о из них реализуют утверждения в действительности.
«Трудно представить, как много компаний во всем мире формулируют в своих слоганах, корпоративных ценностях и миссиях утверждения про приоритетную роль команды и командной работы и как мало из них реализуют утверждения в действительности» [Dyer, 1994].
Позже, в 1980-е гг., стало активно формироваться направление «Образование вне помещения» (наиболее распространенный английский термин — «Outdoor Education»)1. Чаще всего приводится определение Брукеса [Brookes, 1991], где под «Outdoor Education» он понимает
1 www.wilderdom.com — Outdoor Education Research &Evaluation Center.
Глава 1. Концепция тимбилдинга
использование условий природной среды для образования, получения опыта и развития индивидуума. В 1990-е гг., в первую очередь в США и в Великобритании, стало формироваться отдельное направление в менеджменте — Outdoor Development Management, то есть область бизнес-обучения и развития посредством использования условий природной среды. Безусловно, в такой широкой и открытой для инноваций сфере достаточно быстро возникли смежные термины, очень широко используемые сейчас на Западе: Corporate Adventure Training (CAT), то есть корпоративный приключенческий тренинг, и Experience Based Training and Development (EBTD), то есть обучение и развитие, основанное на получении опыта. Читая англоязычную литературу и изучая теорию Outdoor Development Management, которая включает в себя концепцию тимбилдинга, вы заметите, что наряду с максимально используемым термином «Outdoor Education» в литературе менеджмента встречаются и другие термины: «Active Learning», «Experiential Education», «Adventure Education», «Outdoor Learning», «Wilderness Experience», «Adventure Therapy», «Environmental Education». Главным сущностным элементом в теории Outdoor Development Management является обучение через опыт. Обучение через опыт, то есть Experiential Education, включает в себя активное участие обучаемого в процессе обучения. Так, наиболее простой иллюстрацией традиционного обучения и обучения на опьгге будет изучение жизни жизотных. При традиционном обучении ученики читают книги с абстрактными знаниями и рассматривают картинки, в случае обучения через опыт ученики идут в зоопарк, изучают зверей и наблюдают за ними, слушают их крики и дыхание, замечают различныеповадки, испытываютсильные эмоции. Итак, в теории менеджмента сложилось две точки зрения. Первая рассматривает тимбилдинг как процесс построения команды, основываясь на разработанных в менеджменте и психологии направлениях — организационном развитии, организационной динамике, психологии группы и групповой динамике. И с данной точки зрения все видные деятели менеджмента и психологии, развивавшие эти направления, рассматриваются как активные участники развития концепции тимбилдинга. Согласно второй точке зрения, тимбилдинг — это альтернативное направление в обучении и развитии, потому что коренным образом отличается по своей природе — процесс проходит на природе, и участники учатся посредством опыта и активного взаимодействия. И концепция тимбилдинга трактуется как базовое направление Experiential Education и Active Learning. К сожалению, теория тимбилдинга в российской литературе по менеджменту практически
Часть 1. Тимбилдинг
не представлена. При этом имеется внушительное количество публикаций по теории командообразования, эффективности и взаимодействию команд, командному дизайну и командной динамике и просто целый спектр различных пособий по упражнениям и заданиям для тимбилдинга и тренинга построения команды. Природа тимбилдинга не была исследована в российской бизнес-литературе, где большинство публикаций по тимбилдингу в силу сильной неразвитости этой темы носят сугубо популярный и неглубокий характер. В большинстве статей и материалов источники знаний о «Веревочном курсе» поверхностны и противоречивы. Здесь, рассказывая о развитии концепции тимбилдинга в России, я приведу краткую историю веревочного курса, наиболее полно представленную в американской литературе.