Преимущества Сетевого маркетинга
БЛЕСТЯЩИЙ ШАНС
MLM - это Multi-Level или, в переводе с английского, Многоуровневый маркетинг - термин, которым в 70-х годах прошлого века стали называть особую систему распространения товаров и услуг, связанную с особой системой вознаграждения за эту работу. В 80-х года система получила новое название - Network Marketing, то есть Сетевой маркетинг, но суть ее от этого не изменилась. Система к этому времени завоевала прочное место в мировой экономике, имея ежегодные обороты в несколько десятков миллиардов долларов и много миллионов участвующих в этом деле людей. В конце 80-х MLM пришел и в Россию, пустив за десятилетие глубокие корни во всех регионах нашей страны. К началу XXI-го века в России насчитывалось уже более ста сетевых компаний, объединяющих в своих рядах около 3 миллионов человек.
Все они получили возможность дополнительного хорошего заработка, а государство пополнило свой бюджет, не затратив ни одного рубля на создание огромного количества новых рабочих мест.
Феномен этого «экономического чуда» основан на том, что впервые в истории общественных отношений удалось преодолеть противоречие
между трудом и капиталом, которое Карл Маркс считал главной причиной многих бедствий и тормозом в развитии производства. Это противостояние, при котором каждый хозяин стремится получить от работника максимальную отдачу и заплатить минимум, а работник старается поменьше трудиться, но поучать по максимуму, сохранилось и при социализме, где роль хозяина взяло на себя государство.
В MLM интересы руководителей и рядовых сотрудников компаний слились воедино, так как система оплаты труда и условия карьерного роста не просто стимулируют заинтересованность верхних уровней в успешной работе низших, но поставлены в строгую математическую зависимость друг от друга. Здесь каждый «начальник» мечтает, чтобы «подчиненный» поскорее занял его место, так как это единственный способ самому продвинуться наверх и зарабатывать больше. А само число мест наверху неограничено, как неограничены и перспективы финансового роста для каждого, приходящего в сетевую компанию.
Подробно об этих и других преимуществах MLM, обеспечивших ему беспрецедентный рост во всех странах даже в периоды экономических депрессий, мы поговорим ниже, а пока познакомимся с историей этого уникального бизнеса.
История Сетевого маркетинга
История MLM неразрывно связана с именем американца Карла Ренборга (1887 - 1973), чьи реализованные идеи превратились в индустрию Сетевого маркетинга со 100-миллиардным оборотом.
Двенадцать лет Ренборг прожил в Китае, работал в различных американских компаниях (нефтяных, судостроительных и др.) и уже тогда стал задумываться о системе правильного питания человека и роли в ней витаминов. В середине 20-х годов он среди многих других иностранцев оказался в тюрьме, когда к власти в Китае пришли революционные силы под руководством генерала Чан Кай-Ши. Именно тогда он стал на практике проверять различные диеты, так как тюремная пища не способствовала сохрЕ1нению здоровья. Но где было взять необходимые для организма элементы? Например, железо? Карл нашел выход - первой пищевой добавкой стали... ржавые гвозди! Частички от них Ренборг добавлял в тюремную пищу, потом договорился с охранниками, чтобы те приносили ему различные травы... Карл Ренборг и те, кто следовал его примеру, смогли не только выжить, но и вернуться на родину.
В Соединенных Штатах Америки, где Ренборг оказался в 1927 году, он вплотную приступил к созданию различных пищевых добавок,
основой для которых избрал люцерну, содержащую множество витаминов, минералов, белков и других полезных компонентов. Созданные на ее основе препараты Ренборг предложил для испытания своим знакомым, раздав продукцию бесплатно. Результатов не было - никто не стал пробовать полученные пищевые добавки. Тогда Карл стал брать за них деньги, поняв, что ничто бесплатное не ценится. Результаты тотчас появились, причем самые позитивные. Информация о полезных добавках получила широкое распространение (у каждого из знакомых Ренборга нашлось много своих знакомых), люди просили Ренборга о встречах, чтобы получить больше информации о новом продукте. Удовлетворить все заявки Карл, разумеется, не мог. И тогда ему пришла в голову гениальная мысль.
Ренборг предложил друзьям самим давать информацию о пищевых добавках своим знакомым, а если те купят их, он обещал выплатить комиссионные. Он решил платить также тем знакомым своих друзей, кто, в свою очередь, будет продвигать его товар дальше, используя уже свои связи.
Так родился Сетевой маркетинг, и в 1934 году Карл Ренборг основал компанию California Vitamins. Благодаря новой системе продаж, когда потребители продукта становились и его распространителями (дистрибьюторами), компания быстро достигла оборота в 7 миллионов долларов, не вложив ни одного доллара в рекламу (это принципиально важное обстоятельство необходимо помнить, когда мы дойдем до вопроса, откуда в сетевом маркетинге берутся такие большие деньги).
В 1939 году Карл Ренборг переименовал свою компанию в Nutrilite Products (по названию продукта), сохранив принцип распространения пищевых добавок. Его сотрудники сами приглашали на работу новичков, давали им необходимые сведения о продукте и предлагали каждому строить свою собственную сеть, приглашая в бизнес своих знакомых. Компания обеспечивала всех дистрибьюторов своей продукцией и выплачивала каждому комиссионные не только за проданные им самим товары, но и за каждую продажу, совершенную лично привлеченным дистрибьютором.
Торговый представитель компании, который стал называться «спонсор», то есть «поручитель», пригласивший на работу новичка, брал на себя обязательство обучать его и помогать ему совершать как можно больше продаж - от этого зависели его собственные комиссионные. Причем они могли быть больше от групповых объемов продаж, чем от личных.
Таким образом, Ренборг ввел в практику классического бизнеса Одноуровневый маркетинг.
Дальнейшая история MLM связана с именами сотрудников Nutrilite Рич Де Boca и Джей Ван Эндела, которые после десяти лет успешного бизнеса в структурах Ренборга в 1959 году создали свою собственную компанию под названием American Way Corporation, сокращенно AMWAY, которая сегодня является самой крупной сетевой компанией в мире с годовым оборотом 8 миллионов долларов.
Заслуга этих людей состоит в том, что они, во-первых, вышли за рамки реализации только одного продукта, включив в свой ассортимент, помимо пищевых добавок, хозяйственные товары домашнего употребления (сегодня в прайс-листах AMWAY более 3000 различных товаров). Во-вторых, стали использовать многоуровневый маркетинг-план в этом бизнесе, то есть стали выплачивать вознаграждение за объемы продаж дистрибьюторов всех уровней, а не только привлеченных лично. Это привело к быстрому росту компании и распространению продукции за пределы США - в Канаду, Австралию, Японию и другие страны. Сегодня AMWAY можно встретить в 24 странах мира и миллионы людей получили возможность значительно улучшить свое материальное положение через сотрудничество с этой компанией.
Были в истории MLM и трудные времена В 1975 году в Америке развернулась борьба с финансовыми пирамидами, и под флагом этой компании вместе с водой чуть не выплеснули и ребенка. В федеральной комиссии по торговле нашлись чиновники, которые попытались объявить незаконной пирамидой и компанию AMWAY. Четыре года шла проверка деятельности компании, завершившаяся судебным решением, признавшим Сетевой маркетинг законным способом реализации товаров. Сразу вслед за федеральными властями большинство штатов также признали Сетевой маркетинг легитимным.
Начался настоящий бум MLM. Тысячи компаний стали использовать Сетевой маркетинг для продвижения на рынок своих товаров. Особенно он стал привлекателен для мелких и средних фирм, не имеющих больших средств на рекламу - лучшей рекламой становились сами дистрибьюторы - потребители товара, получившие удовлетворение от его личного использования. В ассортименте сетевиков оказались самые разнообразные товары - страховые полисы, предметы бытовой химии, пластиковые карты, украшения, посуда, компьютеры, мини-тракторы и многое, многое другое. Сетевой маркетинг стали использовать и крупнейшие компании, такие, как Ford, Colgate, Canon, Lipton, Coca-Cola и многие другие флагманы бизнеса. В практику дистрибьюторов прочно вошли самые современные технологии, связанные с системами продаж. Обороты сетевых компаний растут ежегодно на 20 - 30%, а число дистрибьюторов приближается к 20 миллионам человек. В США дистрибьютора-сетевика можно обнаружить в каждой десятой семье, и более 100 миллионов американцев ежегодно делают хоть одну покупку через систему MLM.
Процессы, происходившие в Америке, не могли не затронуть и другие страны. Во многих странах были приняты законодательные акты, давшие «зеленый свет» этому виду бизнеса. В настоящее время Сетевой маркетинг процветает в 125 странах всех континентов.
В Японии более 2 млн дистрибьюторов реализуют продукцию на сумму 30 млрд долларов.
На Тайване свыше 1 млн специалистов в MLM довели в 1998 году объем продаж до 1 млрд долларов.
В Австралии объем продаж с помощью Сетевого маркетинга превысил 1,5 млрд долларов США в год. Для того чтобы попасть на сетевые конференции и учебные семинары, австралийцы затрачивают на дорогу 5-7 часов - такова тяга к этому бизнесу.
Объем продаж в ЕЭС (Германия, Италия и Франция) превысил 2 млрд долларов в год, а в Великобритании - 1 млрд долларов.
Стремительное развитие Сетевого маркетинга происходит в странах Восточной Европы. Всего за один год после выхода на румынский рынок американской компании AM WAY к ней присоединилось свыше 1% населения страны. Рост в Словении, Польше, Чехии и Венгрии также происходит с удивительной скоростью.
В Испании сетевяками продается продукция на сумму свыше 700 млн долларов в год, объем продаж в Австрии достиг 300 млн долларов. В Швейцарии составляет 200 млн долларов, сотнями миллионов долларов измеряются сетевые продажи в Швеции, Норвегии и Финляндии.
В Бразилии действует почти миллион дистрибьюторов, которые продают продукцию на сумму свыше 3 млрд долларов в год.
В Аргентине годовой объем продаж приближается к одному миллиарду долларов.
Объем продаж в Южной Корее достиг 400 млн долларов.
Сетевой маркетинг в России
Россия впервые встретилась с Сетевым маркетингом в 1989 году на земле города Новосибирска. Именно там появились первые дистрибьюторы компании «Herbalife», чья продукция быстро распространилась по всей стране. Впрочем, так же быстро распространился и негативный имидж самого MLM, и ничего удивительного в этом нет.
Если в США и других западных странах MLM давно уже вошел в практику повседневной жизни, а все крупные университеты имели кафедры Сетевого маркетинга и развитую систему обучения дистрибьюторов, плюс законы против финансовых пирамид, то в России MLM упал на абсолютно сырую почву. В него ринулись в погоне за быстрыми и большими заработками тысячи людей, не понявших ни философии, ни стратегии этого бизнеса (да и откуда было понять, если первые переводные книги по MLM появились лишь годы спустя!). Вступая в серьезное и совершенно непонятное дело без всякой подготовки, десятки тысяч россиян очень быстро терпели неминуемый крах и покидали сетевой бизнес разочарованными, виня в своей неудаче кого угодно и что угодно, только не себя. В первую очередь, винили, конечно, сам MLM.
Свою лепту в распространение негативного общественного мнения о Сетевом маркетинге внесли и бурно распространявшиеся в 90-х годах в России многочисленные финансовые пирамиды, чья структура внешне весьма похожа на MLM, за исключением главного: в сетевых компаниях люди получали деньги за реальные продажи конкретных товаров, а в пирамидах - за вербовку людей л «торговлю воздухом». Но общественное мнение не вникало в такие «тонкости», и это явилось мощным фактором, сдерживающим развитие в России этого социально-полезного и экономически выгодного, как для самих людей, так и для государства, дела.
Несмотря на полное отсутствие нормативной базы и негативное общественное мнение, MLM, в силу именно объективных причин (о них подробно пойдет речь ниже) получил свое бурное развитие и в нашей стране, а затем и на всем постсоветском пространстве.
Второй компанией, проторившей дорожку в Россию, стал австрийский Save-Invest предложивший россиянам швейцарские страховые полисы. По данным Росстрахнадзора, безуспешно боровшегося с австрийским страховым брокером многие годы, россияне с удовольствием вкладывали в швейцарские страховые программы (и вкладывают по сей день) десятки миллионов долларов ежегодно, а десятки тысяч наших сограждан стали дистрибьюторами этой австрийской фирмы (недавно она сменила «гражданство» на швейцарское).
Позже в России появились зарубежные компании Avon, Enrich, Mary Kay, Neways, Oriflame, Vision, Zepter и многие другие, увидевшие в России необъятный рынок сбыта для своих товаров. Проверенный десятилетиями во всем мире экономический механизм безотказно сработал и у нас. Стали возникать и отечественные сетевые фирмы - Витамакс, Мирра-Люкс, Преображение... Число их множится ежегодно, и, по оценкам газеты «Труд», рассказавшей, «Как сетевой маркетинг приживается в России», только в Москве MLM в 1999 году занималось около миллиона человек, в России - до трех миллионов, а в странах СНГ - до пяти миллионов. Сетевики предлагают сегодня широкий спектр товаров — от посуды до услуг Интернета - а совсем недавно о своей приверженности системе MLM объявили такие известные личности, как Анатолий Кли-мин, владелец торговой марки элитной женской одежды «Tom Klaime», один из крупнейших российских предпринимателей, и не менее знаменитый бизнесмен Владимир Довгань, чье имя еще недавно прочно ассоциировалось лишь с известными сортами водки и сигарет. Теперь появилась новая компания «Служба Довгань», построенная по сетевому принципу и ориентированная на продажу различных товаров и услуг.
У известных и умных бизнесменов наверняка вскоре появится масса последователей среди их коллег, и сетевой рынок получит мощный толчок для своего дальнейшего развития.
Появилась в России и своя научно-методическая база для развития MLM. С 1997 года регулярно выходит журнал «MLM - перспектива» (как заявлено на обложке - «для тех, кто выбрал профессию XXI века»). Второй год издается ежемесячная 24-полосная газета «Хорошие Новости», освещающая деятельность сетевых компаний и положение дел в сетевой индустрии в целом. На Урале появилась своя сетевая газета «Четвертая волна» - орган «Центра развития сетевого маркетинга и частного предпринимательства». На русском языке изданы огромными тиражами десятки книг американских корифеев сетевого бизнеса - Тома Шрайтера, Джона Каленча, Джима Рона, Джона Фогта... Появились на книжных прилавках и первые «ласточки» отечественных лидеров MLM. Российский институт психологии бизнеса MLM, обосновавшийся в Санкт-Петербурге, выпускает профессиональные видеофильмы и аудиокассеты no MLM, проводит региональные конференции, собирающие сотни представителей различных MLM-компаний. Во многих городах возникли и активно функционируют центры профессионалов MLM.
Индустрия мощно развивается, и финансовый кризис 1998 года лишь придал ей ускорение: десятки тысяч «белых воротничков» остались без привычной работы и быстро пополнили ряды сетевых компаний, обретя свое новое рождение как бизнесмены.
Экономическая ситуация, сложившаяся в России к началу XXI века, сулит дальнейший всплеск этого уникального бизнеса, многие миллионы россиян в ближайшие годы найдут в нем свое призвание и удовлетворение. Объективные причины тому порукой, их набирается немало, и они стоят того, чтобы подробно их рассмотреть.
БЛЕСТЯЩИЙ ШАНС
MLM - это Multi-Level или, в переводе с английского, Многоуровневый маркетинг - термин, которым в 70-х годах прошлого века стали называть особую систему распространения товаров и услуг, связанную с особой системой вознаграждения за эту работу. В 80-х года система получила новое название - Network Marketing, то есть Сетевой маркетинг, но суть ее от этого не изменилась. Система к этому времени завоевала прочное место в мировой экономике, имея ежегодные обороты в несколько десятков миллиардов долларов и много миллионов участвующих в этом деле людей. В конце 80-х MLM пришел и в Россию, пустив за десятилетие глубокие корни во всех регионах нашей страны. К началу XXI-го века в России насчитывалось уже более ста сетевых компаний, объединяющих в своих рядах около 3 миллионов человек.
Все они получили возможность дополнительного хорошего заработка, а государство пополнило свой бюджет, не затратив ни одного рубля на создание огромного количества новых рабочих мест.
Феномен этого «экономического чуда» основан на том, что впервые в истории общественных отношений удалось преодолеть противоречие
между трудом и капиталом, которое Карл Маркс считал главной причиной многих бедствий и тормозом в развитии производства. Это противостояние, при котором каждый хозяин стремится получить от работника максимальную отдачу и заплатить минимум, а работник старается поменьше трудиться, но поучать по максимуму, сохранилось и при социализме, где роль хозяина взяло на себя государство.
В MLM интересы руководителей и рядовых сотрудников компаний слились воедино, так как система оплаты труда и условия карьерного роста не просто стимулируют заинтересованность верхних уровней в успешной работе низших, но поставлены в строгую математическую зависимость друг от друга. Здесь каждый «начальник» мечтает, чтобы «подчиненный» поскорее занял его место, так как это единственный способ самому продвинуться наверх и зарабатывать больше. А само число мест наверху неограничено, как неограничены и перспективы финансового роста для каждого, приходящего в сетевую компанию.
Подробно об этих и других преимуществах MLM, обеспечивших ему беспрецедентный рост во всех странах даже в периоды экономических депрессий, мы поговорим ниже, а пока познакомимся с историей этого уникального бизнеса.
История Сетевого маркетинга
История MLM неразрывно связана с именем американца Карла Ренборга (1887 - 1973), чьи реализованные идеи превратились в индустрию Сетевого маркетинга со 100-миллиардным оборотом.
Двенадцать лет Ренборг прожил в Китае, работал в различных американских компаниях (нефтяных, судостроительных и др.) и уже тогда стал задумываться о системе правильного питания человека и роли в ней витаминов. В середине 20-х годов он среди многих других иностранцев оказался в тюрьме, когда к власти в Китае пришли революционные силы под руководством генерала Чан Кай-Ши. Именно тогда он стал на практике проверять различные диеты, так как тюремная пища не способствовала сохрЕ1нению здоровья. Но где было взять необходимые для организма элементы? Например, железо? Карл нашел выход - первой пищевой добавкой стали... ржавые гвозди! Частички от них Ренборг добавлял в тюремную пищу, потом договорился с охранниками, чтобы те приносили ему различные травы... Карл Ренборг и те, кто следовал его примеру, смогли не только выжить, но и вернуться на родину.
В Соединенных Штатах Америки, где Ренборг оказался в 1927 году, он вплотную приступил к созданию различных пищевых добавок,
основой для которых избрал люцерну, содержащую множество витаминов, минералов, белков и других полезных компонентов. Созданные на ее основе препараты Ренборг предложил для испытания своим знакомым, раздав продукцию бесплатно. Результатов не было - никто не стал пробовать полученные пищевые добавки. Тогда Карл стал брать за них деньги, поняв, что ничто бесплатное не ценится. Результаты тотчас появились, причем самые позитивные. Информация о полезных добавках получила широкое распространение (у каждого из знакомых Ренборга нашлось много своих знакомых), люди просили Ренборга о встречах, чтобы получить больше информации о новом продукте. Удовлетворить все заявки Карл, разумеется, не мог. И тогда ему пришла в голову гениальная мысль.
Ренборг предложил друзьям самим давать информацию о пищевых добавках своим знакомым, а если те купят их, он обещал выплатить комиссионные. Он решил платить также тем знакомым своих друзей, кто, в свою очередь, будет продвигать его товар дальше, используя уже свои связи.
Так родился Сетевой маркетинг, и в 1934 году Карл Ренборг основал компанию California Vitamins. Благодаря новой системе продаж, когда потребители продукта становились и его распространителями (дистрибьюторами), компания быстро достигла оборота в 7 миллионов долларов, не вложив ни одного доллара в рекламу (это принципиально важное обстоятельство необходимо помнить, когда мы дойдем до вопроса, откуда в сетевом маркетинге берутся такие большие деньги).
В 1939 году Карл Ренборг переименовал свою компанию в Nutrilite Products (по названию продукта), сохранив принцип распространения пищевых добавок. Его сотрудники сами приглашали на работу новичков, давали им необходимые сведения о продукте и предлагали каждому строить свою собственную сеть, приглашая в бизнес своих знакомых. Компания обеспечивала всех дистрибьюторов своей продукцией и выплачивала каждому комиссионные не только за проданные им самим товары, но и за каждую продажу, совершенную лично привлеченным дистрибьютором.
Торговый представитель компании, который стал называться «спонсор», то есть «поручитель», пригласивший на работу новичка, брал на себя обязательство обучать его и помогать ему совершать как можно больше продаж - от этого зависели его собственные комиссионные. Причем они могли быть больше от групповых объемов продаж, чем от личных.
Таким образом, Ренборг ввел в практику классического бизнеса Одноуровневый маркетинг.
Дальнейшая история MLM связана с именами сотрудников Nutrilite Рич Де Boca и Джей Ван Эндела, которые после десяти лет успешного бизнеса в структурах Ренборга в 1959 году создали свою собственную компанию под названием American Way Corporation, сокращенно AMWAY, которая сегодня является самой крупной сетевой компанией в мире с годовым оборотом 8 миллионов долларов.
Заслуга этих людей состоит в том, что они, во-первых, вышли за рамки реализации только одного продукта, включив в свой ассортимент, помимо пищевых добавок, хозяйственные товары домашнего употребления (сегодня в прайс-листах AMWAY более 3000 различных товаров). Во-вторых, стали использовать многоуровневый маркетинг-план в этом бизнесе, то есть стали выплачивать вознаграждение за объемы продаж дистрибьюторов всех уровней, а не только привлеченных лично. Это привело к быстрому росту компании и распространению продукции за пределы США - в Канаду, Австралию, Японию и другие страны. Сегодня AMWAY можно встретить в 24 странах мира и миллионы людей получили возможность значительно улучшить свое материальное положение через сотрудничество с этой компанией.
Были в истории MLM и трудные времена В 1975 году в Америке развернулась борьба с финансовыми пирамидами, и под флагом этой компании вместе с водой чуть не выплеснули и ребенка. В федеральной комиссии по торговле нашлись чиновники, которые попытались объявить незаконной пирамидой и компанию AMWAY. Четыре года шла проверка деятельности компании, завершившаяся судебным решением, признавшим Сетевой маркетинг законным способом реализации товаров. Сразу вслед за федеральными властями большинство штатов также признали Сетевой маркетинг легитимным.
Начался настоящий бум MLM. Тысячи компаний стали использовать Сетевой маркетинг для продвижения на рынок своих товаров. Особенно он стал привлекателен для мелких и средних фирм, не имеющих больших средств на рекламу - лучшей рекламой становились сами дистрибьюторы - потребители товара, получившие удовлетворение от его личного использования. В ассортименте сетевиков оказались самые разнообразные товары - страховые полисы, предметы бытовой химии, пластиковые карты, украшения, посуда, компьютеры, мини-тракторы и многое, многое другое. Сетевой маркетинг стали использовать и крупнейшие компании, такие, как Ford, Colgate, Canon, Lipton, Coca-Cola и многие другие флагманы бизнеса. В практику дистрибьюторов прочно вошли самые современные технологии, связанные с системами продаж. Обороты сетевых компаний растут ежегодно на 20 - 30%, а число дистрибьюторов приближается к 20 миллионам человек. В США дистрибьютора-сетевика можно обнаружить в каждой десятой семье, и более 100 миллионов американцев ежегодно делают хоть одну покупку через систему MLM.
Процессы, происходившие в Америке, не могли не затронуть и другие страны. Во многих странах были приняты законодательные акты, давшие «зеленый свет» этому виду бизнеса. В настоящее время Сетевой маркетинг процветает в 125 странах всех континентов.
В Японии более 2 млн дистрибьюторов реализуют продукцию на сумму 30 млрд долларов.
На Тайване свыше 1 млн специалистов в MLM довели в 1998 году объем продаж до 1 млрд долларов.
В Австралии объем продаж с помощью Сетевого маркетинга превысил 1,5 млрд долларов США в год. Для того чтобы попасть на сетевые конференции и учебные семинары, австралийцы затрачивают на дорогу 5-7 часов - такова тяга к этому бизнесу.
Объем продаж в ЕЭС (Германия, Италия и Франция) превысил 2 млрд долларов в год, а в Великобритании - 1 млрд долларов.
Стремительное развитие Сетевого маркетинга происходит в странах Восточной Европы. Всего за один год после выхода на румынский рынок американской компании AM WAY к ней присоединилось свыше 1% населения страны. Рост в Словении, Польше, Чехии и Венгрии также происходит с удивительной скоростью.
В Испании сетевяками продается продукция на сумму свыше 700 млн долларов в год, объем продаж в Австрии достиг 300 млн долларов. В Швейцарии составляет 200 млн долларов, сотнями миллионов долларов измеряются сетевые продажи в Швеции, Норвегии и Финляндии.
В Бразилии действует почти миллион дистрибьюторов, которые продают продукцию на сумму свыше 3 млрд долларов в год.
В Аргентине годовой объем продаж приближается к одному миллиарду долларов.
Объем продаж в Южной Корее достиг 400 млн долларов.
Сетевой маркетинг в России
Россия впервые встретилась с Сетевым маркетингом в 1989 году на земле города Новосибирска. Именно там появились первые дистрибьюторы компании «Herbalife», чья продукция быстро распространилась по всей стране. Впрочем, так же быстро распространился и негативный имидж самого MLM, и ничего удивительного в этом нет.
Если в США и других западных странах MLM давно уже вошел в практику повседневной жизни, а все крупные университеты имели кафедры Сетевого маркетинга и развитую систему обучения дистрибьюторов, плюс законы против финансовых пирамид, то в России MLM упал на абсолютно сырую почву. В него ринулись в погоне за быстрыми и большими заработками тысячи людей, не понявших ни философии, ни стратегии этого бизнеса (да и откуда было понять, если первые переводные книги по MLM появились лишь годы спустя!). Вступая в серьезное и совершенно непонятное дело без всякой подготовки, десятки тысяч россиян очень быстро терпели неминуемый крах и покидали сетевой бизнес разочарованными, виня в своей неудаче кого угодно и что угодно, только не себя. В первую очередь, винили, конечно, сам MLM.
Свою лепту в распространение негативного общественного мнения о Сетевом маркетинге внесли и бурно распространявшиеся в 90-х годах в России многочисленные финансовые пирамиды, чья структура внешне весьма похожа на MLM, за исключением главного: в сетевых компаниях люди получали деньги за реальные продажи конкретных товаров, а в пирамидах - за вербовку людей л «торговлю воздухом». Но общественное мнение не вникало в такие «тонкости», и это явилось мощным фактором, сдерживающим развитие в России этого социально-полезного и экономически выгодного, как для самих людей, так и для государства, дела.
Несмотря на полное отсутствие нормативной базы и негативное общественное мнение, MLM, в силу именно объективных причин (о них подробно пойдет речь ниже) получил свое бурное развитие и в нашей стране, а затем и на всем постсоветском пространстве.
Второй компанией, проторившей дорожку в Россию, стал австрийский Save-Invest предложивший россиянам швейцарские страховые полисы. По данным Росстрахнадзора, безуспешно боровшегося с австрийским страховым брокером многие годы, россияне с удовольствием вкладывали в швейцарские страховые программы (и вкладывают по сей день) десятки миллионов долларов ежегодно, а десятки тысяч наших сограждан стали дистрибьюторами этой австрийской фирмы (недавно она сменила «гражданство» на швейцарское).
Позже в России появились зарубежные компании Avon, Enrich, Mary Kay, Neways, Oriflame, Vision, Zepter и многие другие, увидевшие в России необъятный рынок сбыта для своих товаров. Проверенный десятилетиями во всем мире экономический механизм безотказно сработал и у нас. Стали возникать и отечественные сетевые фирмы - Витамакс, Мирра-Люкс, Преображение... Число их множится ежегодно, и, по оценкам газеты «Труд», рассказавшей, «Как сетевой маркетинг приживается в России», только в Москве MLM в 1999 году занималось около миллиона человек, в России - до трех миллионов, а в странах СНГ - до пяти миллионов. Сетевики предлагают сегодня широкий спектр товаров — от посуды до услуг Интернета - а совсем недавно о своей приверженности системе MLM объявили такие известные личности, как Анатолий Кли-мин, владелец торговой марки элитной женской одежды «Tom Klaime», один из крупнейших российских предпринимателей, и не менее знаменитый бизнесмен Владимир Довгань, чье имя еще недавно прочно ассоциировалось лишь с известными сортами водки и сигарет. Теперь появилась новая компания «Служба Довгань», построенная по сетевому принципу и ориентированная на продажу различных товаров и услуг.
У известных и умных бизнесменов наверняка вскоре появится масса последователей среди их коллег, и сетевой рынок получит мощный толчок для своего дальнейшего развития.
Появилась в России и своя научно-методическая база для развития MLM. С 1997 года регулярно выходит журнал «MLM - перспектива» (как заявлено на обложке - «для тех, кто выбрал профессию XXI века»). Второй год издается ежемесячная 24-полосная газета «Хорошие Новости», освещающая деятельность сетевых компаний и положение дел в сетевой индустрии в целом. На Урале появилась своя сетевая газета «Четвертая волна» - орган «Центра развития сетевого маркетинга и частного предпринимательства». На русском языке изданы огромными тиражами десятки книг американских корифеев сетевого бизнеса - Тома Шрайтера, Джона Каленча, Джима Рона, Джона Фогта... Появились на книжных прилавках и первые «ласточки» отечественных лидеров MLM. Российский институт психологии бизнеса MLM, обосновавшийся в Санкт-Петербурге, выпускает профессиональные видеофильмы и аудиокассеты no MLM, проводит региональные конференции, собирающие сотни представителей различных MLM-компаний. Во многих городах возникли и активно функционируют центры профессионалов MLM.
Индустрия мощно развивается, и финансовый кризис 1998 года лишь придал ей ускорение: десятки тысяч «белых воротничков» остались без привычной работы и быстро пополнили ряды сетевых компаний, обретя свое новое рождение как бизнесмены.
Экономическая ситуация, сложившаяся в России к началу XXI века, сулит дальнейший всплеск этого уникального бизнеса, многие миллионы россиян в ближайшие годы найдут в нем свое призвание и удовлетворение. Объективные причины тому порукой, их набирается немало, и они стоят того, чтобы подробно их рассмотреть.
Преимущества Сетевого маркетинга
Сначала надо ответить на вопрос: преимущества перед чем? Ну, конечно же, перед другими доступными и легальными способами зарабатывания денег. Именно в совокупности этичх преимуществ и таится причина феноменального развития MLM во всем мире.
Преимущесгва сетевого маркетинга очевидны и наглядны.
1. Работа в комфортной для себя команде.
В сетевой компании каждый новичок лично формирует свою будущую структуру, подбирая в первую линию дистрибьюторов только тех, с кем ему хочется работать. Никто не может заставить его «принять на работу» некомфортного ему человека. Количество людей в 1-й линии тоже определяет сам будущий спонсор.
2. Возможность совмещения МШ с другой (основной) работой. Новичку не требуется «сжигать мосты», окунаясь в новое для него дело, а ведь неизвестно еще, получится оно у него или нет. На первом этапе, как правило, достаточно уделять сетевому бизнесу 1,5-2 часа в день, а когда структура начнет стремительно расти и потребует большей отдачи, сам человек решает - оставлять ему прежнюю работу или продолжать совмещение. На практике большинство решают этот вопрос так: если совместительство стало приносить доход больший, чем основная работа, отнимающая к тому же гораздо больше времени и сил, MLM становится основным видом деятельности.
3. Свобода.
В сетевой компании человек сам определяет объем, время и место своей деятельности. Он сам решает, вставать ему в 7 утра или в 10, когда и с кем встречаться, как долго работать в течение дня, когда и на сколько уйти в отпуск... Все зависит только от собственных «аппетитов» и остроты желания их удовлетворить. Если человек доволен заработком в 2000 рублей в месяц, он может особо не напрягаться, работая 8-10 часов в неделю, если же стремится получать 20 - 30 тысяч рублей, рабочий график будет более напряженным.
4. Неограниченная финансовая перспектива.
Объем получаемых денег в MLM зависит только от объема продаж, совершенных как лично самим дистрибьютором, так и его структурой. В США считается нормой, когда крупный сетевой лидер зарабатывает 500 тысяч долларов в год. Таких же результатов уже достигли и некоторые российские сетевики.
5. Высокие темпы карьерного роста и роста заработной платы.
Чтобы сделать успешную карьеру в «обычной» компании, человек, как правило, должен пять лет затратить на получение образования, потом еще несколько лет упорно трудиться, становясь профессионалом. При этом карьерный и, соответственно, материальный рост ограничен количеством руководящих мест в компании.
В MLM успешную карьеру можно сделать всего за один год и, начиная с нуля, выйти на уровень дохода в 10 - 15 тысяч рублей в месяц. Вершин карьеры реально достичь за 3 - 4 года, а там ежемесячный доход исчисляется уже сотнями тысяч рублей.
На вершине хватает места всем желающим. Известны компании, где число менеджеров высшего ранга перевалило за сотню и увеличивается ежемесячно.
Легенда Сетевого маркетинга американец Глен Тернер, стартовавший в MLM с капиталом в 5 тысяч долларов, всего за 5 лет скопил состояние в 300 миллионов (!) долларов.
Конечно, «звездами» становятся далеко не все. По статистике, в MLM больших успехов добиваются лишь 10% людей, но, согласитесь, это тоже неплохо. Особенно если учесть, что в «классическом» бизнесе только 5% мелких и средних фирм празднуют свое десятилетие, остальные терпят крах.
И многие сетевики с 3 - 5-летним стажем вполне удовлетворены своим стабильным доходом в 15 - 29 тысяч рублей в месяц.
Темпы роста доходов в MLM тоже впечатляют. При грамотно поставленной структуре и налаженной системе обучения и мотивации людей доход сетевика может удваиваться каждый год!
«Закон Успеха», сформулированный президентом Всемирной ассоциации Сетевого маркетинга Дорис Вуд, называется «Один плюс один». Это означает, что если дистрибьютор будет привлекать в свою структуру ежемесячно всего по одному (!) человеку, а все его последователи возьмут это за правило, к концу года структура будет насчитывать 4096 человек!
На практике, конечно, так не получается, но задуматься над этими цифрами стоит.
В сетевом бизнесе любят такой вопрос: что предпочтительнее - 100 тысяч долларов сразу или один пенни, который будет удваиваться каждый день? Конечно, пенни, отвечает каждый, знакомый только с азами математики, ведь всего за год он превращается во многие миллионы долларов!
6. Независимость карьерного роста от личных отношений с вышестоящими спонсорами и руководителями компании.
В сетевом маркетинге карьера на 100% зависит только от самого дис<