Анкетирование как метод социологической процедуры.
Анкетирование - письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Это, пожалуй, самый распространенный вид общения социолога с людьми. Участие исследователя тут минимально: опрашиваемый имеет дело с текстом вопросника, где за вопросом следует или перечень ответов, или предлагается сформулировать ответ в свободной форме. Отличительная черта анкетирования: вопросник заполняет сам респондент.
быстрые сроки опросить довольно большие группы людей. самый распространенный вид процедур при изучении, например, Аудитории СМК в масштабах целой страны.
Варианты анкетирования зависят лишь от того, приносит ли вам анкету почтальон или представитель фирмы делает это сам.
Анкета не должна быть очень большой, время ее заполнения не должно превышать 45 минут — в противном случае притупляется внимание, ослабевает интерес. Имеет значение подготовка процедуры опроса — наличие спокойного места, карандаша, возможности самостоятельно ответить на вопросы анкеты.
Отсутствие помощи со стороны анкетера при ответе на сложные вопросы и контроля исследователя за возможным влиянием на ответы ближайшего окружения респондента — это недостатки анкетного опроса. Его преимущество — минимум влияния анкетера на респондента.
Оно целесообразно в двух случаях: а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время, б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз.
Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность полученной анкетированием информации зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки.
Главная часть анкеты (опросный лист) разрабатывается не только на основе общих требований к опросу, но и с учетом ряда дополнительных соображений. В анкете можно и нужно ставить:
1. не только программно-тематические, т.е. непосредственно вытекающие из исследовательской программы вопросы, но и процедурно-функциональные, нацеленные на оптимизацию хода опроса;
2. как прямые, предлагающие респонденту выразить свою собственную позицию, так и косвенные (согласие или несогласие с позиций других людей) вопросы;
3. вопросы - "крючки", ставящиеся для того, чтобы респондент "клюнул", т.е. ради поддержания его интереса к заполнению анкеты;
4. вопросы - "фильтры", позволяющие выделить часть респондентов по какому-либо признаку, скажем, отсеить ту их часть, мнение которой по следующему за "фильтром" вопросу представляется либо особо ценным, наоборот, либо не очень важным;
5. контрольные вопросы, проверяющие устойчивость и непротиволречивость мнений респондентов;
6. вопросы - "ловушки", являющиеся разновидностью контрольных, предназначенные для выяснения степени искренности ответов;
7. наводящие вопросы, помогающие точнее понять смысл последующего (более важного) вопроса;
8. дихотомические вопросы, предполагающие два взаимоисключающих друг друга варианта ответа (типа "да-нет");
9. вопросы - "меню", т.е. с поливариантными ответами, когда респондент может выбрать любое сочетание вариантов ответов;
10.вопросы - "диалоги", ответы на которые составляются из ответов воображаемых лиц;
11.шкальные вопросы, т.е. такие, ответ на которые заключен в шкалировании чего-либо;
12.табличные вопросы, предполагающие ответ в форме заполнения таблицы;
13.закрытые вопросы, т.е. сопровождаемые всеми теоретически возможными вариантами ответа, из которых респонденту предстоит выбрать тот, который соответствует его мнению;
14.открытые вопросы, не содержащие ни одного варианта ответа, предполагающие, что респондент напишет то, что хочет, в специально отведенном месте анкеты;
15.полузакрытые, точнее, частично закрытые (или частично открытые) вопросы, на которые заранее дана лишь часть вариантов ответа, которая может не удовлетворить респондентов, имеющих возможность дописать свой вариант.
Важно подчеркнуть необходимость соблюдения правила системности анкеты. Это нужно, чтобы использовать в научных целях информацию не только по отдельным вопросам, но и ту, которая обнаруживается при осмыслении всех вопросов как взаимодействующих структур, а всех ответов на них как взаимодействующих элементов.
Постановка в анкете контрольных вопросов (в том числе "ловушек") не освобождает ее составителя от логической выверенности последовательности вопросов, обеспечивающей их взаимоконтроль. Традиционная для социологического анкетирования логика построения вопросников строится на принципе "от общего к частностям", при которой последующие вопросы играют роль контрольных по отношению к предыдущим. Но иногда целесообразно руководствоваться противоположным принципом - "от частностей к общему".
8.Качественные методы исследования аудитории СМК (метод фокус-групп, электронные фокус-группы, глубокое интервью, case stady, grounded theory).
Фо́кус-гру́ппа (англ. Focus group) — метод качественных исследований в социологии.
Впервые метод фокус-групп был использован социологами Р. Мертоном и П. Кендалл в 1944 году. Они издали учебник «Фокусированное интервью», не утративший актуальности и по сей день.
Исследование заключается в глубинном интервьюировании представителей целевой аудитории. Во время интервьюирования от аудитории исследователи получают субъективные мнения о товаре, услуге и прочих объектах исследования. В широком смысле термин «фокус-группа» означает сам метод исследования, а в узком — группу людей-респондентов.
Исследуются причины сложившегося отношения к товару, услуге и пр. При отборе участников фокус-группы стараются подобрать незнакомых между собой людей.
Метод «глубокого интервью» предусматривает долгое незапланированное интервью, в течение которого спрашивающий позволяет опрашиваемому свободно высказывать свое мнение по данному вопросу без прерывания, наводящих вопросов или проявления неудовлетворенности ответом. Спрашивающий только слушает и записывает ответы на магнитофон. Таким образом опрашиваются от 50 до 81 200 человек. Этот метод требует квалифицированного интервьюера и глубокого анализа ответов.
Термин «кейс-стади» (case study) буквально переводится с английского как изучение случая. Международный словарь Вебстера дает следующее определение «кейс-стади»: это «интенсивный анализ индивидуального случая, делающий акцент на факторах развития в отношении к окружающей среде». Здесь «кейс-стади» рассматривается как общенаучная стратегия (метод), которая может использоваться в различных областях знания. Непосредственная цель метода case-study – совместными усилиями группы студентов проанализировать ситуацию — case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы. Case-studiеs — учебные конкретные ситуации специально разрабатываемые на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях. В ходе разбора ситуаций обучающиеся учатся действовать в «команде», проводить анализ и принимать управленческие решения.
Идеи метода case-study (метода ситуационного обучения) достаточно просты:
1. Метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, истина в которых плюралистична, т.е. нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности; задача преподавания при этом сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле.
2. Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя; отсюда принципиальное отличие метода case-study от традиционных методик – демократия в процессе получения знания, когда студент по сути дела равноправен с другими студентами и преподавателем в процессе обсуждения проблемы.
3. Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.
4. Технология метода заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить; при этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли диспетчера процесса сотворчества.
5. Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования.
6. В методе case-study преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью изложения материала — эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль.
Метод case-study — инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Метод способствует развитию у студентов самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказать свою. С помощью этого метода студенты имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки,
научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.
Рождение «grounded theory» обычно связывают с совместным трудом известных американских социологов Ансельма Страусса и Барни Глейзера «Открытие обоснованной теории» («The Discovery of Grounded Theory»), вышедшим в 1967 г. Основная идея качественного исследования этого типа состоит в том, чтобы за счет использования определенных процедур индуктивным путем (от «сырых» данных - «наверх») вывести теорию изучаемого явления. Эта теория должна быть укоренена в первичных данных, не терять с ними связи. «Grounded theory» на русский язык переведена как обоснованная теория, хотя, на наш взгляд, правильнее было бы перевести «укорененная теория», т.е. теория, корнями уходящая в первичные данные, «вырастающая» из них.
Первичными данными здесь считается информация свободного интервью или наблюдения, выступающих в этой исследовательской стратегии методами сбора информации.
«Обоснованная теория» - целостный исследовательский подход, где каждый этап влияет на последующий. Это означает, что анализ данных начинается по мере проведения первых интервью или наблюдений, так что каждый последующий сбор данных (содержание интервью) зависит от гипотез, выдвинутых на этапе обработки информации предыдущих интервью и наблюдений. Таким образом, этот тип исследования предполагает постоянное движение от сбора данных к концептуализации и обратно: от концептуализации к сбору данных. На каждом этапе исследования проверяются и корректируются гипотезы, каждый этап задает направление последующим. На первом этапе исследователь должен проанализировать собственную аналитическую чувствительность, которая относится к личным качествам исследователя:
* прочитанная литература, которая дает основу для построения теорий;
* профессиональный опыт исследователя в данной области;
* личный опыт исследователя (связан с личной жизнью);
* аналитический процесс (выявление минирамок, которые ограничивают исследование, анализ понятий их переосмысление)
9. Измерение аудитории Интернет-СМИ.
* Измерение через CATI.
* Наиболее очевидным является традиционный подход выборочного исследования, например, путем телефонного опроса (CATI - Computer Assisted Telephone Interview). При этом подобное исследование, по сути, ничем не отличается об любого другого социологического обследования.
* Принцип работы CATI - организация опроса из одного зала, с помощью единой многотерминальной системы сбора информации, с использованием общей программы сбора данных (Research Machine) и с использованием специально подготовленных интервьюеров.
* Поиск респондентов, необходимых для опроса, ведется по списку телефонных номеров. Лица, не подходящие для исследования (например, пол, возраст, род занятий и др.), не опрашиваются.
* Каждый интервьюер, работая за своим индивидуальным рабочим местом, общается с опрашиваемым, телефонный номер которого выбран случайным образом. Ответы опрашиваемого сразу же вводятся в компьютер.
* Полученная информация автоматически кодируется и обрабатывается, что дает возможность получить результаты исследования как в момент окончания опроса, так и в его процессе.
* Измерение через личный (face-to-face) опрос.
* Другим способом измерения Internet - аудитории является опрос населения - личные интервью методом face-to-face. В этом случае поиск ведется по квартирам, на улице, в магазинах и т.д. (условия оговариваются). Методика позволяет получить большое количество информации с высокой степенью достоверности. вопросы раскрываются достаточно полно. Опрос происходит при личной беседе, в отсутствии посторонних лиц. Данные, опроса, подвергаются статистической обработке и анализу.
* К сожалению, оффлайновые опросы не всегда позволяют дать точные ответы на большинство вопросов. Так, например, телефонные опросы не позволяют достичь "фанатов" Internet, то есть тех пользователей, которые подключены к Сети и днем и ночью - их телефон постоянно занят. С другой стороны, достаточно сложно получить ответ на вопрос о посещении тех или иных сайтов - просто люди могут не вспомнить. Англоязычные написания адресов заводят в тупик пользователей, к тому же телефон - не лучшая среда для передачи названий на иностр языке.
* Измерение через онлайн-опрос.
* Другим подходом является онлайн-опрос. В этом случае используются преимущества самого Internet организация анкет и опросов Если внимательно поискать в Internet, можно найти не менее тысячи компаний, которые предлагают услуги по проведению маркетинговых исследований в Internet.
* Разновидностью онлайн-опроса является E-mail опрос - рассылка в почтовый ящики приглашения участвовать в опросе, одновременно в письме содержится ссылка на сайт, на котором расположена анкета.
* Другая разновидность онлайн-опроса - web-опрос, анкета размещается на корпоративном сайте компании, и желающий, , может принять участие в опросе. Преимуществом является меньшие затраты на проведение.
* Основной проблемой онлайнового подхода является перекос выборки Это означает, что в опросах принимают участие люди,
* • которые могут отвечать на вопросы нечестно и это невозможно проверить
* • которые являются наиболее активными пользователями, имеющие лучшие каналы связи, более быстрые компьютеры, имеющие больше свободного времени и т.д.
* Респонденты онлайн-опросов в странах СНГ принадлежат к определенным социально-демографическим группам. Поэтому случайная Internet-выборка не может быть репрезентативной для СНГ.
* К тому же, используя онлайн-опросы возникают ограничения совокупностью Internet-пользователей, таким образом, нельзя анализировать характеристики данной совокупности по отношению к населению в целом, например, определить количество пользователей Internet.
* Существуют проблемы контроля над прохождением исследования . необходимо учитывать особенности его восприятия респондентами в зависимости от особенностей компьютера: монитора, браузера.
* Все трудности, с которыми сталкиваются исследователи при проведении Internet-исследований могут быть преодолены самим исследователем. Однако существует проблема, решение которой исследователю не под силу - технический уровень Internet в странах СНГ. Зачастую плохая связь и сбои в работе провайдеров приводят к значительной потере уже заполненных анкет.
* Преимуществ больше, чем недостатков.
* Несмотря на все недостатки и проблемы, с которыми сталкиваются исследователи при проведении Internet-опросов, методы исследования в Сети являются перспективными.
10.Сущностные характеристики понятий «массовая коммуникация» и
«массовая информация». Модели массовой коммуникации, их характеристика.
Массовая информация является частью социальной информации.
По Е.П. Прохорову, массовая информация - это:
– направленность на массы (общество, народ, класс, слой, регион, профессию и т.д.) при отсутствии непосредственного контакта независимо от величины и пространственной рассредоточенности аудитории;
– соответствие нуждам этой массы в информации, ориентирующей в социально значимых явлениях и проблемах, затрагивающей широкий круг экономических, социальных, духовных интересов массы, и обеспечение ее сведениями, которыми она может оперировать как своими в разных сферах жизни;
– стремление к созданию единой позиции массы по касающимся ее вопросам, интеграции ее в социальную общность и выработке единой активной позиции по этому кругу вопросов с приближением к общечеловеческим нормам;
– доступность информации для массы (бесплатное поступление информации или за небольшую плату, удобный режим потребления – дома, в дороге, на работе, рядом с местом постоянного пребывания и пр.), простота формы, способствующая легкому усвоению;
– возможность одновременного получения массовой аудиторией (при непрерывности, стабильности поступления, периодичности выпуска) информации; регулярность появления рубрик, циклов, постоянных блоков материалов;
– открытая возможность для всех желающих участия в работе средств массовой информации в разных ее формах (письма, сотрудничество, работа на общественных началах и т.д.).
Социологи предлагают иное толкование: массовая информация – это такой вид социальной информации, которым на любой из стадий его существования (производство, распространение, потребление) оперирует масса.
Массовая коммуникация — процесс производства и воспроизводства массового сознания, средствами массовой коммуникации (СМК) — сначала периодической печатью, радио и телевидением, а затем и другими средствами электронной коммуникации.
1) Модель Г.Лассуэла.
Данная модель использовалась главным образом для структурирования и обобщения различных исследований массовых коммуникаций:
• кто? – исследования коммуникатора;
• что говорит? – исследования сообщения;
• по какому каналу? – исследования каналов, или средств, массовых коммуникаций (СМК);
• кому говорит? – изучение особенностей реципиента, способствующих или препятствующих принятию сообщения массовых коммуникаций;
• с каким эффектом? – исследования факторов эффективности и эффектов массовых коммуникаций.
Данная модель использовалась главным образом для структурирования и обобщения различных исследований массовых коммуникаций:
• кто? – исследования коммуникатора;
• что говорит? – исследования сообщения;
• по какому каналу? – исследования каналов, или средств, массовых коммуникаций (СМК);
• кому говорит? – изучение особенностей реципиента, способствующих или препятствующих принятию сообщения массовых коммуникаций;
• с каким эффектом? – исследования факторов эффективности и эффектов массовых коммуникаций.
2) Модель У.Шрамма.
Согласно У. Шрамму, коммуникативный процесс бесконечен и непрерывен. Основными задачами коммуникатора и реципиента являются кодирование, декодирование и интерпретация сообщения, ошибки в процессе которых могут приводить к значительным искажениям исходного сообщения.
3) Модель Фрейзера Зейтеля.
Называет несколько часто возникающих ошибок в коммуникации:
плохое слушание - слушание должно быть активным; кстати, на Западе даже существуют курсы, обучающие, как слушать активно;
неиспользование ориентации на слушающего - люди заинтересованы в том, что они лично, а не организация, могут получить, поэтому основным должен стать "вы"-подход, опирающийся на интересы аудитории;
неверные невербальные сигналы — по разным исследованиям коммуникация, передаваемая невербально, занимает до 65% того, что передает говорящий. При восприятии сообщения люди одновременно учитывают язык тела, контакт глазами, использование молчания и т.д.;
неумение писать так, чтобы быть понятым — хороший письменный текст — это особое искусство. Часто пишущему человеку может казаться, что он все делает прекрасно, но читатель не ощущает этого;
незнание аудитории — сообщение должно опираться на интересы, характеристики, потребности конкретной аудитории;
неучет того, что коммуникация является двусторонним процессом — процесс выдачи информации еще не является коммуникацией, большую роль играет обратная связь.
11. Эффекты массовой коммуникации.
Эффекты массовой коммуникации – это те изменения (последствия), которые происходят в сознании аудитории или отдельного человека после просмотра определённого контента.
1) Поведенческие последствия. В этом случае человек совершает некоторые действия, например, покупает какой-то товар, голосует на выборах или смеется над комедийным эпизодом, после того как он видит, что кто-то ведет себя аналогичным образом. Этим последствиям придают особое значение сторонники теории социального научения (исследует, как мы усваиваем поведенческий компонент этой реальности; разрабатывалась А.Бандурой в 60-е гг. XX в. Ключевыми понятиями в этой теории являются научение путем наблюдения и моделирования (подражания). Хотя в концептуальном отношении поведение может представлять собой наиболее зримый тип последствий, его зачастую бывает очень трудно измерить; еще сложнее со всей определенностью показать, что его причиной является воздействие СМИ.
2) Установочные последствия - связаны с установками людей. Хотя установки включают в себя интеллектуальный компонент, или компонент доверия (например, обоснование того, почему вы предпочитаете программу одного кандидата программе другого), значительная часть психологической динамики в установках носит эмоциональный характер (например, большая симпатия к одному кандидату по сравнению с другим).
Иногда интеллектуальный и эмоциональный компоненты могут приходить в противоречие друг с другом. Позитивные чувства по отношению к товарам и кандидатам можно внушить с помощью процесса классического обусловливания, посредством которого устанавливается связь между обусловленным стимулом (товаром) и необусловленным стимулом, автоматически вызывающим некоторую позитивную реакцию.
СМИ могут привить нам целый комплекс установок по отношению к какому-то объекту. Установки оценить легче, чем поступки, и иногда они приобретают огромное значение, поскольку влияют на последующее поведение и на то, как мы станем в дальнейшем обрабатывать информацию. Под влиянием набора установок может сложиться образ мышления, который будет определять все
наше мировоззрение. Такие установки накладывают отпечаток на наше восприятие мира и то, как мы его интерпретируем. Взаимодействие знаний, полученных из СМИ, с нашим жизненным опытом может привести к тому, что называют культивированием (акцентирование внимания на формирование нашего мировоззрения. Этот подход исследует то, как экстенсивное, многократное воздействие СМИ (в первую очередь телевидения) на протяжении продолжительного времени постепенно меняет наше представление о мире и социальной реальности. Первоначально он был разработан Джорджем Гербнером. Одним из основных конструктивных положений этой теории является унификация - направление различных взглядов людей на социальную реальность в единое русло).
3) Когнитивные последствия - последствия, которые изменяют наши знания и мышление. Наиболее ярким примером здесь будет усвоение новой информации из СМИ. Существуют и другие, более завуалированные, когнитивные эффекты. Например, СМИ «навязывают повестку дня» очень простым способом: отдавая предпочтение одним событиям перед другими при освещении новостей.
Различные СМИ могут способствовать различным типам когнитивных действий. В замечательной серии исследований, в которых сравнивались когнитивные эффекты радио и телевидения, связанные с умением рассказывать истории, дети придумывали более оригинальные окончания к незавершенным историям в тех случаях, когда они слышали их по радио, чем тогда, когда они видели и слышали их по телевизору. Эти результаты в какой-то мере служат подтверждением интуитивному предположению, что радио способствует развитию воображения в большей степени, чем телевидение. Дети лучше запоминали вербальную информацию, переданную по радио, но визуальная, событийная и общая информация воспринималась ими лучше, когда ее передавали по телевидению.
Хотя когнитивные последствия чаше всего оценивают с помощью анализа почерпнутой информации, используются и другие методы. Например, то, насколько внимательно человек смотрит телевизор, можно определить, оценив время, в течение которого глаза прикованы к экрану. Интенсивность требуемых когнитивных усилий можно оценить косвенным образом, измерив время, необходимое для запоминания какой-то информации и отклика на нее или для совершения каких-то вторичных действий.
4) Физиологические последствия - физиологические изменения в нашем организме, вызванные воздействием СМИ. Их измеряют наименее часто, но уже начинают уделять все большее внимание. Просмотр фильма ужасов или захватывающего спортивного матча вызывает такие физические изменения, как учащение дыхания и сердцебиения. Даже такой обыденный материал, как телевизионная реклама, может привести к изменениям в частоте сердцебиения и ориентировочном рефлексе. Обзор влияния просмотра телепередач на физиологическое возбуждение можно найти у Циллманна.
В начале ХХ века в отдельную группу стали выделять аффективные (эмоциональные) последствия.
5) Аффективные (эмоциональные) последствия. Аффект есть не что иное, как сильно выраженная эмоция, эмоциональный взрыв в условиях дефицита информации, необходимой для адекватного поведения. Как пишет А.Г.Фортунатов, «если эмоция – это душевное волнение, то аффект – это буря». Любая эмоция может достигнуть уровня аффекта, если она вызывается сильным или особо значимым для человека стимулом. Почти всегда аффекты возникают в виде реакции, при которой происходит отреагирование напряжения. Состояние аффекта характеризуется значительным нарушением сознательной регуляции действий человека. Поведение человека при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а тем чувством, которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные, подсознательные действия.
В состоянии аффекта нарушается важнейший механизм деятельности – избирательность в выборе поведенческого акта, резко изменяется привычное поведение человека, деформируются его установки, жизненные позиции, нарушается способность к установлению взаимосвязей между явлениями, в сознании начинает доминировать какое-либо одно, часто искаженное, представление.
Аффективные проявления положительных эмоций – это восторг, воодушевление, энтузиазм, приступы безудержного веселья, смеха; аффективные проявления отрицательных эмоций – это ярость, гнев, ужас, отчаяние.
12.СМИ как канал распространения массовой информации и инструмент
управления массовым поведением.
Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио, теле- или видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.
Средства массовой информации должны соответствовать следующим критериям:
- массовость получателя (в отличие от различного рода изданий, предназначенных для конкретного лица или группы лиц);
- периодичность – для признания издания средством массовой информации необходим его неоднократный выход через определенные промежутки времени;
- форма изложения материала – печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма.
Средства массовой информации - это учреждения, которые были созданы для открытой, публичной передачи различных сведений любым лицам через специальные технические инструментарии.
СМИ имеет свои отличительные черты:
- публичность, т.е. неограниченный круг пользователей;
- наличие специальных технических приборов и аппаратуры для передачи информации;
- непостоянный объем аудитории, меняющийся в зависимости от проявленного интереса к той или иной статье, передаче или информации;
- непрямое, разделенное в пространстве и времени взаимодействие коммуникационных партнеров.
13 вопрос
Массовое сознание: понятие, структура, характеристики.
Феномен «массовое сознание» является объектом изучения многих наук — психологии, социальной философии, социологии, политологии. Под массовым сознанием в широком смысле понимают сознание больших масс людей, народа. В более узком значении — это та особая форма обыденного сознания, которая появляется под влиянием определенных средств, прежде всего средств массовой информации. В массовом сознании людей выделяются два основных слоя:
- сознание обыденное, связанное со стихийным отражением минимального набора повседневных, бытовых потребностей и отношений;
- сознание практическое, включающее в себя весь жизненный опыт человека, — оценки, переживания, убеждения, цели, суждения, базирующиеся на здравом смысле. Именно здравый смысл, содержащий рациональное зерно, не позволяет сознанию оторваться от действительности. В целом массовое сознание. благодаря традиционным формам закрепления, отличается инертностью, консерватизмом, стереотипностью.
Массовое сознание имеет следующие особенности:
- сложность и противоречивость (в массовом сознании присутствуют несовместимые взгляды — прогрессивные и негативные реакции);
- синкретизм;
- размытость, фрагментарность, аморфность, разорванность;
- эмоциональность;
- «упрошенное» отражение социальной действительности.
Массовое сознание — неоднородное, внутренне противоречивое, многоуровневое образование. Это сознание различных групп людей конкретного общества в конкретно-исторический период, имеющих временную и случайную природу образования. Оно тесно связано с социальными условиями жизни людей и отражает эти условия, обладая относительной самостоятельностью. На конкретно-социологическом уровне понятие «массовое сознание» соответствует общественному мнению.
Массовое поведение представляет собой стихийную реакцию людей на социальную ситуацию, затрагивающую их интересы. При этом массовые действия могут быть слабо организованными (погромы, паника) либо достаточно хорошо подготовленными (демонстрации, революции, войны).
14 вопрос
Специфика прогнозирования рынка воздушных перевозок.
Сегментация!
Чтобы определить спрос на любую продукцию, в т.ч. авиатранспортную, необходимо знать рынок, где она может быть продана, его емкость и состояние в каждый период времени. Поэтому определение спроса включает в себя изучение рынка и анализ его конъюнктуры.
Рынок авиационных перевозок – это совокупное предложение и платежеспособный спрос на перевозки людей и вещей воздушным транспортом. Обязательным условием существования рынка авиационных перевозок является наличие общественной потребности на перевозки воздушным транспортом и перевозчиков, способных удовлетворить эту потребность. В зависимости от масштабов спроса и предложения следует различать внутренний рынок, внешний рынок и мировой рынок авиационных перевозок.
Рынок пассажирских перевозок, в свою очередь, можно разделить на рынок деловых перевозок и рынок туристических перевозок.
Изучение рынка - При этом преследуются конкретные практические цели, основными из которых являются:
1) определение (выявление) рынка;
2) анализ и прогнозирование его конъюнктуры; 40
3) изучение потенциальных возможностей авиакомпаний-конкурентов;
4) планирование собственных перевозок в соответствии с состоянием конъюнктуры рынка.
Выявление рынка заключается в определении спроса и предложения, т.е. ответа на два главных вопроса: 1) где имеется спрос на перевозки, каков этот спрос в данный момент и каков прогнозируемый потенциальный спрос; 2) какова степень удовлетворения спроса на перевозки регулярными и нерегулярными авиакомпаниями, а также другими видами транспорта.
Анализ существующей практики конкурентной борьбы в мировом воздушном транспорте дает возможность выделить 2 основных вида конкуренции – ценовую и неценовую. Достижения в области науки и техники оказывают существенное влияние на рынок международных авиационных перевозок. В свою очередь, рыночный спрос и конкуренция диктуют потребность в дальнейшем развитии не только авиационной техники и технологии воздушного транспорта, но и всей инфраструктуры воздушного транспорта.
Неуправляемые составляющие внешнего окружения рынка. К неуправляемым со стороны авиакомпании составляющим внешней среды, которые окружают рыночную систему и действуют на нее ограничивающе, относятся: 1)
государственно-политическое окружение, 2) социально-этическое окружение, 3) состояние макроэкономики, 4) конъюнктура мирового рынка авиационных перевозок.
Основные методы прогнозирования – это факторный анализ, структурный анализ, метод «опроса экспертов», метод «глубокого интервью», метод «проектора», метод «чартов», методы « экстраполяции», метод «кластерного анализа» и др. В процессе факторного анализа формируется «банк данных» и определяются корреляционные связи между динамикой авиаперевозок и такими факторами, как прирост численности, миграция населения, региональное распределение населения и тенденции к изменению регионального распределения, географическое положение и климатические условия региона, национальный доход государства региона, способы государственного регулирования различных видов транспорта, в том числе авиационного, и рядом других факторов.
Метод «чартов». Название этого метода пошло от английского слова chart, что означает график. Сущность этого метода заключается в использовании графического анализа динамики отдельных экономических показателей для выявления сложных моментов в их поведении с целью последующего прогнозирования динамики рынка. С помощью метода «чартов» специалисты авиакомпаний могут проанализировать соотношение спроса и предложения с учетом того предположения, что соответствующие графические построения могут определить моменты превышения спроса над предложением, предложения над спросом, а также периоды неустойчивого равновесия.
«Кластерный метод» получил свое название от английского слова cluster, что означает пучок, кисть, куст, рой. Сущность «кластерного метода» заключается в разбивке множества исследуемых объектов или признаков на однородные группы, или «кластеры», чем достигается решение задачи классификации совокупности исходных данных и выявление существующей структуры рынка. Достоинство этого метода заключается в том, что он позволяет производить классификацию исследуемых объектов по целевому набору признаков. В отличие от других экономико-математических методов «кластерный анализ» не накладывает никаких ограничений на вид изучаемых ответов, т.е. позволяет анализировать множество исходных данных произвольной природы.
15 вопрос
Жизненный цикл товаров и услуг
Жизненный цикл товара - концепция, определяющая последовательность периодов существования товара Каждому этапу соответствует своя маркетинговая стратегия и своя тактика.