Результаты библиографической деятельности
Результат — заключительный компонент структуры библиографической деятельности. На его получение ориентированы все другие ее компоненты. В общем случае результат деятельности — это осуществленная, реализованная (материально или идеально) цель. Насколько разнообразны цели библиографической деятельности, настолько же разнообразны и многочисленны ее результаты.
Конечная цель библиографической деятельности — содействие удовлетворению информационных потребностей человека. Следовательно, и конечный (совокупный) результат библиографической деятельности — реальное удовлетворение этих потребностей.
Всем направлениям, участкам, формам и методам библиографирования и библиографического обслуживания свойственны собственные цели и собственные результаты. Так, например, общий непосредственный результат процесса библиографирования — система библиографических пособий (библиографическая продукция), а результат справочно-библиографического обслуживания — доведенные до потребителей положительные или отрицательные ответы на их разовые запросы в форме библиографических справок, консультаций или отказов.
В связи с огромным разнообразием библиографических пособий появилась необходимость их классификации, то есть объединения их в классы (группы) на основе каких-либо общих признаков. Классификация необходима прежде всего в целях изучения, которое возможно лишь на пути упорядочения многообразия. Кроме того, она важна в аспекте составительской и издательской практики, требующей определенной унификации того или иного вида библиографических источников. Классификация пособий полезна также с точки зрения пользователя и информационного посредника, поскольку позволяет сориентироваться в адекватности источника запросу и интересам конкретного потребителя, способствует упорядоченности используемых библиографических ресурсов.
В специальной литературе предложены различные схемы классификации пособий, наиболее полные из которых содержат свыше 130 категорий. Варианты зависят от признаков, положенных в основу классификации. Признаки носят формальный (например, хронологический охват документов, форма существования источника и др.) или содержательный (назначение, смысл объектов библиографического отражения и др.) характер.
В учебных целях представляется более рациональным дать упрощенный вариант, отражающий наиболее значимые критерии классификации. Видовая классификация пособий, представленная на Рис.1, строится по фасетно-блочному принципу. Фасеты включают наиболее общие признаки объединения пособий в группы: назначение пособий, специфика объектов библиографирования (библиографического отражения), методы библиографирования, форма пособия. В рамках фасетов выделены конкретные признаки, на основе которых объединяются пособия по сходству и распределяются по несхожести.
Наконец, высший уровень организации результата – глобальный – дает наиболее общее понятие материализованного результата библиографической практической деятельности - понятие библиографических ресурсов как единой целостной системы, объединяющей в себе все множество библиографических источников как в пространственно-временном, так и типологическом планах их существования.
Библиографические ресурсы трактуются широко (как информационный, материально-технический и кадровый потенциал) и узко (как организованные массивы библиографической информации,используемые в целях удовлетворения библиографических потребностей). Употребляя термин во втором значении, важно отметить разнообразие видов библиографических источников, которые образуют библиографические ресурсы. Технологически это, во-первых, различные формы библиографических источников с линейно организованным текстом, то есть преимущественно печатных; во-вторых, это библиотечные каталоги и библиографические картотеки, с меняющимися структурой и составом; в-третьих, это гипертекстовые библиографические базы данных.
Библиографические ресурсы страны, региона оцениваются по комплексу критериев, к числу которых относятся: уникальность состава отражаемых в них документов; полнота документов; доступность (территориальная, языковая, финансовая); поисковые возможности.
Было бы неверным заканчивать рассмотрение результатов деятельности фиксацией внимания на библиографическом пособии. Библиографические ресурсы лишаются смысла без их использования. Необходимо рассмотреть и результат второго процесса – потребления библиографической информации. Здесь также объективируются элементы деятельности: формы и методы деятельности, творческие способности и личностные качества субъектов деятельности. Результат этого процесса сложен по своей структуре и включает целый ряд компонентов. В общем виде он может быть представлен как удовлетворенность (или неудовлетворенность) потребителя полученной информацией. Этот главный компонент может быть конкретизирован: 1) информация получена в необходимом объеме; 2) она соответствует запросу по содержанию; 3) она доступна для использования; 4) на получение информации затрачен минимум времени. В качестве сопутствующих могут выступать такие составляющие результата, как удовлетворенность потребителя знакомством с новыми путями поиска информации, и состоявшимся обменом информацией, процессом общения и успешной совместной с библиографом деятельностью.