Процессы библиографической деятельности
В библиографоведении стало традиционным рассматривать практику в аспекте процессов. В последние годы достаточно утвердилась точка зрения, в соответствии с которой выделяются два основных процесса: библиографирование и библиографическое обслуживание.
Вохрышева М.Г., считает, что библиографическая практическая деятельность состоит из трех основных процессов (библиографирования, библиографического обслуживания и использования библиографической информации) а также из трех вспомогательных процессов: библиографического обучения, библиографического общения и управления.
Библиографирование понимается как процесс создания и преобразования библиографической информации.Создание связано с производством библиографической информации на основе изучения первичного документального потока. Это может быть оформление одной библиографической записи или комплексов, по разным критериям раскрытых и упорядоченных. Преобразование связано с производством новой библиографической информации на основе имеющейся (например, составление списка литературы по каталогу, справки для читателя по указателю). Как правило, эти процессы синтезируются в реальной действительности, хотя могут существовать и в чистом виде.
Библиографирование может рассматриваться на разных уровнях: на уровне производства библиографического пособия, базы данных; на уровне создания справочно-библиографического аппарата (СБА) – комплекса библиографических ресурсов (или баз данных).
Процесс библиографического обслуживания представляет собой непосредственное доведение библиографической информации до потребителей.
Исходной основой процессов библиографирования и библиографического обслуживания является библиографический поиск.
Библиографический поиск является частью широкого понятия «поиск», обозначающего процесс нахождения и идентификации какой-либо вещи, факта, свойства в массе других.
Главная отличительная особенность библиографического поиска в том, что ищутся и доводятся до потребителей не сами документы, а лишь сведения о них, т.е. библиографическая информация.
Частными случаями библиографического поиска являются библиографическое «разыскание» и библиографическое «выявление».
Библиографическое «разыскание» относится к сфере библиографического обслуживания и обозначает установление и (или) уточнение элементов библиографического описания, отсутствующих или искаженных в запросе потребителя.
Библиографическое «выявление» обозначает процесс исчерпывающего подбора документов как объектов библиографирования в целях их последующей библиографической обработки.
Говоря о библиографическом поиске, следует определить библиографический смысл некоторых других связанных с ним понятий, необходимых для правильного восприятия излагаемого далее материала. Это понятия пертинентности, релевантности, поискового признака, поискового образа документа, поискового предписания, полноты и точности библиографического поиска.
Понятие пертинентности в области библиографии означает соответствие данной библиографической информации действительной потребности того, кто в этой информации заинтересован.
Релевантность в общем случае означает соответствие найденных документов требованию, выраженному в запросе. При библиографическом поиске понятие релевантности усложняется, приобретая двухступенчатый характер. На первой ступени это соответствие между запросом и найденной в ответ на него библиографической информацией. На второй ступени – соответствие между найденной библиографической информацией и теми документами, сведения о которых она содержит.
В сфере библиографического обслуживания поисковый признак означает некоторый содержательный или формальный критерий первичного документа, которому должна соответствовать найденная библиографическая информация. Например, тема документа, его автор, время издания, издательская форма и т. п.
Поисковый образ, или поисковая характеристика документа – это набор описывающих его поисковых признаков, необходимых для библиографического поиска и идентификации документа в соответствии с запросом. В таком качестве обычно выступают библиографическое описание документа, а также классификационные индексы, предметные рубрики, ключевые слова и т. п. и их сочетания.
Поисковое предписание – это содержание запроса, выраженное на информационно-поисковом языке (например, индексами ББК или УДК) того массива библиографической информации, в котором ведется поиск, или наберем формальных прилетев (автор, заглавие, выходные данные и т. п.), необходимых для нахождения конкретного документа
Библиографическая релевантность может быть содержательной (смысловой) и формальной. В первом случае это семантическое (тематическое) соответствие запросу найденной библиографической информации и отраженных в ней документов, во втором – формальное соответствие поискового образа документа, зафиксированного в источнике библиографической информации, поисковому предписанию.
Полнота библиографического поиска – показатель, выражающий количественное отношение найденных релевантных библиографических записей к общему числу релевантных записей, содержащихся в том массиве библиографической информации, по которому велся поиск. Представим, например, что в различных разделах систематического каталога библиотеки и систематической картотеке статей по интересующему читателя вопросу отражено 200 документов. В ходе поиска было обнаружено 150 названий. Следовательно, полнота библиографического поиска в процентах составит в этом случае 150:200- 100=75%.
Точность библиографического поиска – показатель, выражающий отношение количества релевантных библиографических записей к общему числу записей, выданных в ответ на запрос. Он также может быть выражен в процентах. Например, в ответ на запрос читателя было найдено 100 библиографических записей. Но из них действительно релевантными запросу оказались 80. Следовательно, точность поиска в этом случае 80:100- 100-80%.
В современных условиях чрезвычайно важны и актуальны проблемы, связанные с оптимизацией процессов библиографического поиска в условиях компьютерных технологий.
Библиографирование документов. Процесс библиографирования зависит, с одной стороны, от объёма, формы и содержания документов, с другой – от конкретных целевых и читательских установок создаваемой библиографической информации.
Подготовка библиографических пособий любого назначения складывается из четырех этапов:
– подготовительного, включающего выбор и изучение темы, в необходимых случаях составление проспекта библиографического пособия, выявление литературы;
– аналитического, связанного с общим библиографическим анализом, составлением библиографических описаний, аннотированием или реферированием, индексированием и предметизацией выявленных документов;
– синтетического, в рамках которого происходит отбор документов для библиографического пособия и их группировка;
– заключительного, на котором осуществляется составление справочно-методического аппарата (включая вспомогательные указатели), редактирование и оформление библиографического пособия.
Каждому из основных этапов библиографирования соответствуют свои специфические методы (рассматриваются в следующей теме).
Библиографическое обслуживание осуществляется в двух основных «режимах»: справочно-библиографическом; библиографического информирования.
Справочно-библиографическое обслуживание (СБО) состоит в приеме запроса потребителя на информацию и выдаче ему ответа на запрос. Наличие разового запроса и ответа (работа в режиме «запрос – ответ») — характерная и обязательная черта СБО. Таким образом, в наиболее общей форме сущность СБО в библиотеке заключена в отношении «запрос потребителя – ответ библиографа», в котором первый элемент является исходным пунктом, второй – конечным результатом процесса.
Разовый запрос – это единовременное требование на информацию, поступившее в устной или письменной форме.
Ответ на запрос также может быть выдан в устной или письменной форме – в виде справки, отказа или методической консультации.
Справка – это ответ на разовый запрос, содержащий информацию, релевантную запросу.
Отказ – это ответ на разовый запрос, содержащий мотивировку невозможности выдать потребителю информацию, релевантную запросу. Различаются два вида отказов! отказ на этапе приема запроса (когда библиотека по тем или иным причинам отказывается принять данный запрос) и отказ, последовавший в результате неудавшегося поиска ответа.
Методическая консультация – это ответ на разовый запрос, содержащий советы и указывающий пути получения необходимой информации (отсылка к источникам поиска, рекомендация обратиться в другую библиотеку и т. п.).
Основными положительными формами ответа на запрос в ходе СБО являются справки и методические консультации. И те, и другие, в зависимости от характера содержащейся в них информации, подразделяются на библиографические и фактографические.
Библиографические справки бывают трех основных видов: тематические, адресные, уточняющие библиографические данные. Каждая такая справка содержит библиографическую информацию, обнаруженную в результате библиографического поиска соответствующего вида (тематического, адресного или уточняющего).
Тематическая библиографическая справка включает перечень документов, содержательно релевантных тематическому запросу.
Адресная библиографическая справка – это установленные по библиографическим источникам (указателям, каталогам, картотекам и т. п.) данные о наличии и (или) точной адресе хранения (шифре) запрашиваемого потребителем документа в определенном фонде (библиотеке, архиве, органе НТИ, книжном магазине), т. е. библиографическая информация, формально релевантная запросу. Справки такого рода иногда неточно называются «библиотечными».
Справка, уточняющая библиографические данные, связана с нахождением и (или) уточнением элементов библиографического описания документа, которые отсутствуют или искажены в запросе потребителя. Именно здесь мы имеем дело с «библиографическим разысканием» как частным случаем библиографического поиска.
Фактографическая справка – это сведения по существу вопроса (факты, цифровые данные, даты и т. п.).
Библиографическая консультация содержит советы по использованию конкретных документальных источников информации (библиографических пособии, справочников, учебников и т. п.).
Фактографическая консультация включает указание на конкретного человека, который может помочь в выполнении запроса, адрес другой библиотеки или учреждения и т. п.
Библиографическое информирование а условиях библиотеки означает регулярное доведение до потребителей библиографической информации без запросов или в соответствии с долговременно действующими запросами. Основными формами библиографического информирования без запросов являются бюллетени новых поступлений в библиотеку, обзоры литературы, проводимые в библиотеке и вне ее (передаваемые по радио и телевидению, публикуемые на страницах периодической печати), а также организуемые библиотекой «Дни информации», «Дни специалиста», «Дни библиографии» и другие аналогичные мероприятия.
Важной формой 6иблиографического информирования в соответствии с долговременно действующими запросами является доведение библиографической информации до потребителей в режиме ее избирательного распространения – системе ИРИ. которая иногда называется дифференцированным распределением информации (ДРИ).
Характерные черты этой формы индивидуального библиографического обслуживания в условиях библиотеки сводятся к следующему:
– в качестве абонентов системы ИРИ выступают ведущие ученые и специалисты или небольшие коллективы, наиболее остро нуждающиеся в строго профилированной библиографической информации;
– информационные потребности абонентов формулируются в виде перечня тем (постоянных запросов), в соответствии с которыми осуществляется распространение библиографической информации;
– библиографическая информация доводится до потребителей оперативно и регулярно, в строго установленные промежутки времени. При этом система должна обеспечивать высокие показатели точности и особенно полноты поиска и выдачи библиографической информации;
– для обработки и доведения библиографической информации по системе ИРИ широко используются современные технические средства автоматизации библиографических процессов;
– обязательным условием успешного функционирования системы ИРИ является постоянная обратная связь с абонентом системы, позволяющая своевременно корректировать тематику запросов и повышать релевантность предоставляемой библиографической информации. Обычно в этих целях используются специальные талоны обратной связи,в которых предусматривается оценка потребителями поступающей к ним информации;
– система ИРИ должна обеспечивать абонентов не только библиографической информацией, но и первичными документами (или их копиями), запросы на которые поступают в ходе обратной связи с абонентами системы.
Следует подчеркнуть, что постоянная обратная связь с потребителями информации — необходимая предпосылка совершенствовании качества иповышения эффективности всех форм библиографического обслуживания.