Объекты библиографической деятельности

В качестве объекта библиографической деятельности выступает система докумен­тальных коммуникаций, представленная двумя ее основными элементами – документами и потребителями информации.

Система документальных коммуникаций едина, и вме­сте с тем документы и потребители как объекты библиогра­фической деятельности на разных ее участках и направлениях выступают в разных качествах и выполняют разные функции.

Документ как носитель социальной информации представляет собой непосредственный объект процесса библио­графирования.

Как объекты библиографирования документы в целях их библиографической обработки различным образом классифицируются библиографами с учетом трех основных признаков: содержания документа, его документарной формы; целевого назначения.

По признаку содержания документа.

В библиографической работе используются главным образом иерархические и фасетные классификации, а также предметные информационно-поисковые языки (ИПЯ).

Иерархические классификации – самые традицион­ные. Они имеют структуру «древа знаний», в котором опре­деленная совокупность знаний (универсум) последовательно делится на все более узкие подклассы. Существует много универсальных иерархических классификаций, охватываю­щих сразу все отрасли человеческих знаний.

В библиографической практике наиболее широко используются библиотечно-библиографическая классификация (ББК), Универсальная библиографическая классификация (УДК) и другие.

Фасетные классификации отличаются от иерархиче­ских тем, что в них вместо одного обширного «древа знаний» создается параллельно несколько иерархических структур (фасетов), соответствующих основным аспектам библиогра­фируемого массива документов. Затем из этих фасетов выби­раются соответствующие подразделения, которые в совокуп­ности и образуют сложный класс, многоаспектно характери­зующий библиографируемый (и индексируемый) документ. Первая фасетная классификация (Классификация двое­точием) была разработана известным индийским библиогра­фом и библиотекарем Ш. Р. Ранганатаном в 1933 г.

Предметный ИПЯпредставляет собой алфавитный перечень понятий, со6ытий, фактов (предметных рубрик), отражающих содержание библиографируемых документов и используемых в целях углубленного тематического библио­графического поиска. Наиболее широко предметные ИПЯ используются в предметных каталогах библиотек, при со­ставлении предметных указателей к отдельным изданиям и вспомогательных предметных указателей к библиографиче­ским пособиям.

Классификация документов по их форме получила уже достаточно развернутое научное обоснование, По формальным признакам различаются обычно такие группы документов, как непериодические (книги, брошюры, листовки), периодические и продолжающиеся издания (журналы, газеты, бюллетени, листки), кинофотофонодокументы и т. п.

Менее разработана в научном плане классификация до­кументов как объектов библиографирования по признаку целевого назначения. Существует много вариантов такой клас­сификации. Так, например, в ГОСТе 7.60–2003 Издания. Основные виды: Термины и определения (взамен ГОСТ 7.60-90) по целевому на­значению и характеру информации выделено 36 видов и под­видов (разновидностей) изданий. Среди них — 13 основных видов: официальные, научные, научно-популярные, массово-политические, учебные, производственные, нормативное производственно-практические, духовно-просветительные, справочные, ин­формационные издания, рекламные, издания для досуга.

Потребители информации(ПИ)

В сфере библиографической деятельности ПИ выступают в качестве потенциального (опосредованного, типичного) объекта составительской рабо­ты и непосредственного, индивидуального объекта библио­графического обслуживания.

Для библиографа важны, прежде всего, документальные потребности, интересы и запросы потребителей, связанные с получением библиографической информации.

Документальные потребности существуют объективно (независимо от того, осознаны они или не осознаны отдель­ными участниками информационного процесса) и социально обусловлены в своих конкретных проявлениях. Индивиду­альные потребности, кроме того, формируются под влиянием личных особенностей индивида.

Реально потребности выражаются через интерес. Следовательно, интерес – это осознанно активная, деятельная форма существования потребностей. Интерес, в свою очередь, субъективно формулируется потребителем в запросе.

Таким образом, документальные интересы и запросы — это специфические формы существования (проявления) до­кументальных потребностей.

Потребитель формулирует свой запрос исходя из субъ­ективных представлений о своих интересах и на основе того запаса знаний, которым он располагает. Поэтому поступив­ший к библиографу запрос может не вполне соответствовать действительным интересам человека, который его сформули­ровал, а тем более его потребностям, которые отстоят от за­проса еще дальше. По запросу читателя часто нельзя судить о его действительных потребностях и интересах, хотя запросы и служат весьма важным источником их изучения. Библиограф должен изучать и знать потребности, обусловленные задачами развития науки, народного хозяйства, культуры, воспитательной работы и т. д., объективно свойственные обществу на данном этапе его развития.

Библиограф должен не только ответить на поступив­ший к нему запрос, но и стремиться уточнить его, привести в более точное соответствие с интересами, воздействовать биб­лиографическими средствами на содержание и структуру ин­тересов, а через них оказывать направляющее воздействие на формирование у потребителя общественно значимых, всесто­ронне развитых документальных потребностей.

Задачи дифференцированного библиографического обеспечения общества вызывают необходимость создания научно обоснованной классификации потребителей библио­графической информации. Проблема эта очень сложна, ее полное и удовлетворительное решение — дело будущего. В настоящее время библиографы и библиографоведы, в зависи­мости от целей, которые они перед собой ставят, классифи­цируют потребителей библиографической информации по различным признакам. Ведущее место отводится социально-экономическим факторам, поскольку именно они, прежде всего, влияют на информационные потребности людей. К числу таких факторов относятся: род профессионально-трудовой деятельности, место, занимаемое человеком в про­цессе материального или духовного производства, уровень общего образования, наличие навыков самостоятельной работы с книгой, с библиографическими пособиями (культура чтения), семейное положение, возраст, пол, бытовые условия и другие признаки.

Итак, документ – это непосредственный объект библиографирования, потребитель информации – это как потенциальный (типичный), так и конкретный (индивидуальный) объект библиографического воздействия. Следовательно, основные элементы системы «документ – потребитель» играют с позиций библиографии качественно различную, но одинаково важную роль. Важен не каждый элемент, взятый сам по себе, а связь между ними. Эта информационная связь и является подлинным объектом библиографической деятельности. В результате система «документ – потребитель» образует единый непосредственный и опосредованный объект библиографии в целом.

Наши рекомендации