Эрих Фромм и экзистенциальные потребности. Гуманистическая теория личности.

Гуманистическая психология.Фромм стремился расширить горизонты психоаналитической теории, делал акцент на социологических, политических, экономических факторах формирования личности. Неотъемлемой чертой существования в наше время является одиночество, изоляция и отчужденность. Для каждого исторического периода было характерно прогрессивное развитие индивидуальности по мере того, как люди боролись за достижение личной свободы в развитии своих потенциальных возможностей. Однако значительная степень свободы выбора, которыми наслаждаются люди, живущие в современном западном обществе, были достигнуты ценой утраты чувства безопасности и появления ощущения личной незначимости. Невиданная свобода от жестких социальных, политических, экономических и религиозных ограничений потребовала компенсации в виде чувства безопасности и чувства принадлежности к социуму. Фромм полагал, что эта пропасть между свободой и безопасностью стала причиной трудностей в человеческом существовании.

Механизмы бегства.Как люди преодолевают чувства одиночества, собственной незначимости и отчужденности, сопутствующие свободе? Один путь – отказаться от свободы и подавить свою индивидуальность. Описал несколько стратегий, используемых людьми, чтобы «убежать от свободы».

1) авторитаризм (тенденция соединить самого себя с чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным Я). При мазохистской форме авторитаризма люди проявляют зависимость, подчиненность и беспомощность. Садистская форма – в эксплуатации других, доминировании. Обычно присутствуют обе тенденции;

2) деструктивность (уничтожение или покорение других). Долг, патриотизм и любовь – примеры рационализации деструктивных действий;

3) абсолютное подчинение социальным нормам (конформность автомата – человек становится абсолютно таким, как все другие).

Позитивная свобода.Люди могут быть автономными и уникальными, не теряя при этом ощущения единения с обществом. Позитивная свобода – человек чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от него. Требует от людей спонтанной активности в жизни (как у детей, которые обычно действуют в соответствии со своей природой, а не согласно социальным нормам и запретам). Любовь и труд – компоненты, с помощью которых осуществляется развитие позитивной свободы.

Экзистенциальные потребности.В природе человека заложены уникальные экзистенциальные потребности. Они не имеют ничего общего с социальными и агрессивными инстинктами. Конфликт между стремлением к свободе и безопасности – это мощная мотивационная сила. Выделил пять основных экзистенциальных потребностей человека.

1. В установлении связей. Чтобы преодолеть ощущение отчужденности, людям необходимо о ком-то заботиться и нести ответственность. Идеальный путь связи с миром осуществляется посредством «продуктивной любви», помогающей людям трудиться вместе и в то же время сохранять свою индивидуальность. Если потребность не удовлетворена, люди становятся нарциссичными: они отстаивают только свои эгоистические интересы и не способны доверяться.

2. В преодолении.Люди нуждаются в преодолении своей пассивной животной природы, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни. Созидание (идеи, искусство, материальные ценности, воспитание детей) позволяет людям подняться над случайностью и пассивностью их существования и достичь чувства свободы и собственной значимости. Или возникает деструктивность.

3. В корнях. Люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира. К концу детства каждый человек отказывается от безопасности, которую обеспечивает родительская опека. В поздней зрелости человек сталкивается с реальностью отрыва от самой жизни, когда приближается смерть. На протяжении всей своей жизни люди испытывают потребность в корнях, в чувстве стабильности и прочности.

4. В идентичности.Потребность тождества с самим собой. «Я – это я». Восприятие себя хозяином своей жизни, своей индивидуальности. Иначе – конформность.

5. В системе взглядов и преданности.Стабильная опора для объяснения сложности мира, совокупность убеждений. Рациональный подход необходим для сохранения здоровья, в том числе и психического. Люди нуждаются также и в объекте преданности, в посвящении себя чему-то или кому-то (высшей цели или Богу), в чем заключался бы для них смысл жизни. Такое посвящение наделяет жизнь смыслом.

Рассматривая человеческие потребности в экономико-политическом контексте, Фромм утверждал, что выражение и удовлетворение этих потребностей зависит от типа социальных условий, в которых живет индивидуум. В сущности, возможности удовлетворения экзистенциальных потребностей, которые предоставляет людям определенное общество, формируют у них структуру личности – основные стабильные ориентации характера.

Социальные типы характера.Формывзаимодействия экзистенциальных потребностей и социального контекста, в котором живут люди. Выделил продуктивный (один идеальный тип) и непродуктивные типы.

1. Рецептивные типы.Источник всего хорошего – вне их. Зависимы, доверчивы и пассивны. Думают, что их основная задача – быть любимыми. Могут оптимистичными и идеалистичными.

2. Эксплуатирующие.Берут всё силой и изобретательностью. Неспособны к творчеству, и поэтому добиваются любви, идей и эмоций, заимствуя все это у других. Агрессивны, надменны, эгоцентричны. Уверены в себе, обладают чувством достоинства.

3. Накапливающие.Пытаются обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви; стремятся избегать любых поползновений на свои накопления. Тяготеют к прошлому. Подозрительные и упрямые. Проявляют лояльность и сдержанность.

4. Рыночный тип.Исходит из убеждения, что личность оценивается как товар, который можно продать или выгодно обменять. Эти люди заинтересованы в сохранении приятной внешности, знакомствах с нужными людьми. Бестактны и неразборчивы. Открытость, любознательность и щедрость.

5. Продуктивный характер.Конечная цель в развитии. Этот тип — независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки. Благодаря продуктивному мышлению люди узнают, кто они такие, и поэтому освобождаются от самообмана. Сила продуктивной любви дает возможность людям любить все живое на Земле. Продуктивный труд обеспечивает возможность производства предметов, необходимых для жизни, благодаря творческому самовыражению. Результатом реализации является зрелая и целостная структура характера. Совершенное общество – в котором находят удовлетворение базисные потребности человека. Он называл это общество гуманистическим общинным социализмом.

Наши рекомендации