Факторы макросреды, влияющие на рынок кровельных материалов
Среди факторов макросреды, которые оказывают влияние на рынок кровельных материалов, можно выделить следующие:
1. Принятие законов, предусматривающих льготы для производителей / Принятие законов, ущемляющих права производителей. В последнее время принимаемые законы направлены как раз на развитие строительства и повышения экономического развития.
2. Наличие тенденции роста строительства жилых домов / Наличие тенденции спада строительства жилых домов. В последние годы государством активно поддерживаются различные программы строительства жилых домов, в том числе и для молодых семей.
3. Спад инфляции / Рост инфляции. В связи с экономическим кризисом происходит рост инфляции, и предсказать точно, каким будет его изменение, невозможно.
5. Удешевление энергии / Удорожание энергии. В последние годы наблюдается рост цен на энергоносители, в том числе и в связи с экономическим кризисом.
6. Повышение общего уровня покупательной способности / Снижение общего уровня покупательной способности
При отрицательном влиянии факторов макросреды практически не возможно ничего сделать. Если наличие, каких - либо отрицательных факторов существует постоянно можно сменить вид деятельности.
По результатам анализа вторичной информации можно говорить о том, что точкой экономического цикла РФ является рецессия.
Конъюнктура товарного рынка
Анализ товарной конъюнктуры осуществляется по четырем основным направлениям:
1. Анализ масштаба и потенциала рынка.
2. Анализ сбалансированности рынка.
3. Анализ тенденций и устойчивости рыночной конъюнктуры.
4. Анализ цикличности и сезонности.
1. При анализе масштаба и потенциала рынка необходимо проанализировать масштаб рынка, его тип и потенциал. Анализируя масштаб рынка, необходимо дать характеристику фирм, присутствующих на рынке, проклассифицировать их по доле. На рынке кровельных материалов г. Ижевска присутствует 6 основных предприятий, их число остается неизменным или растет очень медленно.
В Талице 3.6 представлены рыночные доли компаний, занимающихся продажей кровельных материалов
Таблица 3.6 – Рыночные доли компаний
Наименование фирмы | Доля рынка |
Ижторгметалл | 0,38 |
Центр кровли «Металл-комплект» | 0,32 |
Металл-профиль | 0,12 |
Центр металлокровли | 0,07 |
Можга-профиль | 0,06 |
Метком | 0,05 |
∑ |
Самым сильным конкурентом ЗАО «Ижторгметалл» является Центро кровли «Металл-профиль», чья доля рынка составляет 0,32.
Тип рынка определяется степенью его сбалансированности, назначением конечного использования товара, интенсивностью его конкуренции, территориальными характеристиками и т. д. В таблице 3.7 приведена классификация рынка кровельных материалов.
Таблица 3.7 – Классификация рынка кровельных материалов
Признак классификации | Тип рынка |
Степень и характер сбалансированности | Рынок покупателя |
Степень и вид конкуренции | Рынок олигополистической конкуренции |
Территориальный уровень | Региональный рынок |
Классификация товаров | Товар производственного назначения |
Место рынка в системе товародвижения | Мелкооптовый |
Качественная оценка | Фактически функционирующий |
Организационная оценка | Закрытый |
Конъюнктурная оценка | Стабильный |
Потенциал рынка определяет возможности предложения услуг. Потребительский потенциал обусловлен спросом и характеризуется показателем емкости рынка.
Расчет емкости рынка для ЗАО «Ижторгметалл» производится по формуле (11):
Е = П * Нп * Кв. (11)
где Е – емкость рынка;
П – количество потребителей в выбранном сегменте;
Нп – норма потребления;
Кв – рыночная квота программы.
Для начала подсчитаем Нп для каждого сегмента:
На основе данных, полученных при опросе потребителей, было выбрано 6 сегментов с точки зрения деления их по доходу на 1 человека в семье: до 3097 руб., 3097 – 4424 руб., 4425 – 7963 руб., 7964 – 15926 руб., 15927-23890 руб., более 23890 руб.
1 сегмент – Потребители с доходом 3097-4424 руб.
Нп = 8000 руб. в год.
2 сегмент – Потребители с доходом 4425-7963 руб.
Нп = 10160 руб. в год.
3 сегмент – Потребители с доходом 7964-15926 руб.
Нп = 11160 руб. в год.
4 сегмент – Потребители с доходом 15927-23890 руб.
Нп = 8900 руб.в год.
4 сегмент – Потребители с доходом 15927-23890 руб.
Нп = 8875 руб.в год.
Нормы потребления рассчитаны на основе данных частотного анализа, полученного при обработке массового потребительского опроса.
На основе данных Таблицы – 3 и Таблицы – 4 была рассчитана численность потребителей в выбранных сегментах:
1 сегмент = 2059*9,1%= 187 чел;
2 сегмент = 2059*18,2%= 375 чел;
3 сегмент = 2059*18,2%= 375 чел;
4 сегмент = 2059*30,3%= 624 чел;
5 сегмент = 2059*24,2%= 498 чел;
Тогда емкости по сегментам будут равны:
1 сегмент: Е = 187 * 8000 * 0,38 = 568480
2 сегмент: Е = 375 * 10160 * 0,38 = 1447800
3 сегмент: Е = 375* 11160 * 0,38 = 1590300
4 сегмент: Е = 624 * 8900 * 0,38 = 2110368
5 сегмент: Е = 498 * 8875 * 0,38 = 1679505
Общая емкость по 5 сегментам: 7396453
Величина спроса рассчитывается по формуле (12):
С = Е * Кс, (12)