Группировка предприятий по уровню цен на товар

Группы с уровнем цен В них предприятий
единиц % к итогу
Низким
Средним
Высоким
Итого

В зависимости от распределения предприятий дается оценка степени различий рыночных параметров: чем больше доля средней группы, тем устойчивее рынок. Например, низкие цены были отмечены всего на 5% предприятий, высокие - на 9%, а на остальных предприятиях цены были на среднем уровне. Проиллюстрируем пример диаграммой (рис. 4.15).

Рис. 4.15. Структура торговых предприятий по уровню цен на товар

Секторная диаграмма наглядно показала, что по параметру цен рынок находится в устойчивом состоянии. Другое дело, если каждая группа занимает в совокупности значительное место. Например, низкий уровень цен отмечался на 20% предприятий, средний - на 32% и высокий - на 48%.

Если в первом случае всего на 14% предприятий цены отклонялись от среднего уровня, то во втором примере средняя по ценам группа предприятий уже не преобладает над другими, которые занимают значительное место в совокупности. Это указывает на существенную неравномерность в состоянии рынка (по данному параметру).

Существует еще одна возможность наглядной характеристики колеблемости параметров рынка в экономическом пространстве на определенную дату, т.е. в статике: отложить на графике фактические значения параметров и изобразить линию, характеризующую средний уровень. Рассмотрим соответствующий пример (рис. 4.16).

Рис. 4.16. Вариация цен по магазинам

Формализованные оценки колеблемости показателей рынка в статике, в частности в географическом или экономическом пространстве (или по регионам, или по конкурирующим фирмам, или по собственным предприятиям - торговым единицам и т.п.), осуществляются с помощью следующей формулы:

(4.39)

где V - коэффициент вариации (стандартизованный в процентах к среднему уровню

по территории или по предприятиям);

s - среднеквадратическое отклонение, исчисляемое по формуле

(4.40)

где n - число i-х единиц (предприятий, регионов);

Fi - «вес», характеризующий размер i-й единицы (товарооборот, численность

населения и т.п.);

yi - параметр рынка i-го предприятия (или региона);

y̅ - среднее значение параметра (средний уровень), исчисляемое по формуле

средней арифметической взвешенной:

(4.41)

В тех случаях, когда взвешивание невозможно осуществить или когда структура более или менее однородна, допустимо прибегать к косвенным характеристикам (например, использовать показатели размерности, в регионах - численность населения, на предприятиях -торговую площадь, число работающих и т.п.) или в крайнем случае использовать невзвешенные средние.

Приведем в качестве примера таблицу, на основе данных которой была построена диаграмма вариации цен по предприятиям (табл. 4.20, цифры условные).

Таблица 4.20

Данные о ценах на 1 апреля 1999 г. и о товарообороте за апрель

По 10 магазинам

№ п/п   Цена товара X, руб./ед. - y Продано, тыс. ед. F Произведение, yF   i – y)2    
А
3802,5
13784,2
1732,8
4802,0
1 805,0
6265,8
3120,5
5766,0
3346,2
- 33 370 44425,0

Предварительно было рассчитано как отношение итога гр. 3 таблицы на итог гр. 2 среднее по всем магазинам значение варьирующей цены:

(руб./ед.)

Затем исчисляются дисперсия (отношение итога гр. 4 к итогу гр. 2), а из нее - среднеквадратическое отклонение:

(руб./ед.)

В стандартизованном виде вариацию цен отражает коэффициент вариации:

,

а это означает, что имеет место высокая колеблемость цен по предприятиям, выступающим на рынке.

Наши рекомендации