Реакция покупателя на изменение дохода и цен

Y   F   E     O X Рис. 30 Кривая дохода-потребления

С помощью аппарата кривых безразличия мы можем определить характер реакции потребителя на изменение окружающих его экономических условий - уровня дохода и соотношения цен. Рассмотрим сначала, как поведёт себя покупатель, если изменится уровень дохода (богатства), который он может направить на приобретение благ X и Y. Чтобы анализ был для нас приятнее, допустим, что доход покупателя вырос. В исходный момент времени потребитель оптимизировал своё благосостояние, выбирая товарный набор Е (Рис. 30). Предполагаемому росту дохода на графике будет соответствовать сдвиг бюджетной линии параллельно самой себе верх и вправо. Параллельность сдвига объясняется тем, что соотношение цен не изменилось. Смещаясь, бюджетная линия будет касаться новых кривых безразличия, и каждая из этих точек будет обозначать собой оптимальный набор при данном уровне дохода. Совокупность таких точек образует собой траекторию «дохода-потребления» EF. Она показывает, как будет изменяться структура закупок со стороны потребителя в случае изменения его дохода. На Рис. 30 траектория «дохода-потребления» направлена на северо-восток. Это свидетельствует о том, что с точки зрения самого покупателя оба товара, входящие в набор, являются полноценными. Поэтому в ответ на увеличение дохода он увеличивает объём покупок обоих товаров. Но если, по мнению покупателя, один из товаров является неполноценным (в экономике такие блага часто называют товарами Гиффена), то он будет уменьшать объём его покупок по мере роста дохода. В этом случае по мере увеличения дохода покупатель будет сокращать объем спроса на то благо, которое он сам считает неполноценным (Рис. 31). Траектория дохода-потребления в этом случае может направиться как на северо-запад, так и на юго-восток от исходной точки Е, смотря по тому, какое из благ -X или Y - покупатель считает неполноценным. Первому случаю соответствует кривая С1, второму - С2; траектория С3 аналогична рассмотренному нами выше случаю, когда полноценны оба блага.

Y C1 C3   E C2   O X Рис. 31 Кривая дохода-потребления при наличии товаров Гиффена

Из анализа влияния изменяющегося дохода на поведение покупателя можно сделать один важный вывод: теоретически невозможно предсказать конкретное изменение объёма спроса со стороны покупателя на тот или иной товар в случае изменения его дохода. Графически направление кривой зависит от расположения кривых безразличия потребителя. На практике это означает, что изменение спроса зависит только от распределения вкусов и предпочтений самого покупателя. Исследователю априорно неизвестны не только пристрастия каждого отдельного покупателя, но и их распределение в большой массе покупателей. Точный ответ может быть получен только в результате более или менее длительного наблюдения.

Теперь рассмотрим реакцию потребителя на изменение структуры товарных цен. Предположим, что один из товаров, например, товар X, дешевеет, в то время как цена товара Y остаётся без изменений. В таком случае бюджетная линия начнёт поворачиваться вокруг точки своего соединения с осью ординат против часовой стрелки, как это показано на Рис.32. Объясняется это тем, что возможности покупателя по приобретению блага Y не изменились, в то время как товара X он может покупать всё больше и больше по мере снижения рыночной цены последнего. Поворачиваясь таким образом, бюджетная линия касается новых кривых безразличия и эта совокупность точек касания образует собой образует собой кривую «цены-потребления». На рисунке это кривая EL. Она показывает, как поведёт себя потребитель, если изменятьсяпропорции цен на товары, входящие в его потребление. В конце концов, под влиянием падающей цены потребитель заменяет набор E, которым он располагал в исходном периоде, на набор L, ставший оптимальным в результате изменения соотношения цен.

Y     F   L UI   E     UO O X Рис. 32 Эффект дохода и эффект замещения

Это воздействие изменяющейся цены может быть разложено на две составляющих - эффект дохода (эффект богатства) и эффект замещения. Потребитель переместился с кривой безразличия UO на кривую UI. Однако на эту кривую он мог бы попасть и в том случае, если бы рыночные цены товаров не изменились бы, но увеличился бы его доход. Тогда потребитель перешёл бы в точку F на той же кривой UI. Следовательно, падающая цена оказывает такое же влияние на поведение потребителя, как и растущий доход. Поэтому данное воздействие изменяющейся цены называют эффектом дохода (богатства). В то же время нарушение ценовой пропорции заставляет потребителя перенести свой спрос с относительно подорожавшего товара на относительно подешевевший, чтобы удержаться на той же кривой безразличия (достигнуть такого же уровня благосостояния) UI. Это воздействие изменяющейся цены называют эффектом замещения. На графике эффекту дохода соответствует вектор EF, а эффекту замещения - вектор FL. Суммарное воздействие двух эффектов и даёт нам результирующий вектор EL. Эффект дохода и эффект замещения возникают всякий раз, когда изменяются ценовые пропорции. Воздействие эффекта дохода неопределенно: если с точки зрения покупателя товар полноценен, то воздействие эффекта дохода проявится в расширении спроса на подешевевший товар; но если товар признан неполноценным, то эффект богатства будет иметь направление, противоположное направлению изменения цены. А вот направление эффекта замещения всегда определено - он перемещает спрос с относительно подорожавшего блага на относительно подешевевшее. Суммарное воздействие двух эффектов на поведение потребителя невозможно предсказать теоретически. Если благо полноценное, то направление действия обоих эффектов совпадает и спрос на благо обязательно возрастёт. Если даже благо неполноценное, то в подавляющем большинстве случаев эффект замещения оказывается достаточно сильным, чтобы нейтрализовать действие эффекта богатства, повинуясь которому покупатель сокращает спрос на благо. Однако в экономической теории описаны случаи, когда эффект богатства в случае неполноценного блага оказывается настолько сильным, что в результате он перевешивает значение эффекта замещения и спрос на подешевевший товар становится меньше. Авторство, как мы уже указывали выше, приписывается английскому экономисту Гиффену.



Наши рекомендации