Определение спроса и его величина
Любой предприниматель, поставляя товар на рынок, прежде всего сталкивается с проблемой спроса на данный товар.
Спрос определяется не только желанием потребителей приобрести какой-то товар. Кроме желания, надо располагать возможностью покупки, а для этого необходимо, чтобы в кошельке были деньги. Следовательно, СПРОС — это потребность покупателей в данном товаре или услуге, выраженная в их покупательной способности.
Прежде всего, величина спроса будет определяться уровнем цены. Представим эту зависимость.
Таблица 1 Зависимость величины спроса от цены товара
Таблица, что повышение цены сопровождается снижением величины спроса. Зависимость величины спроса от уровня цены называется шкалой спроса.
ВЕЛИЧИНА СПРОСА — это количество товара (услуг), которое покупатели готовы купить по данной цене в определенное время и в определенном месте.
Кривая спроса
Установленную зависимость между ценой и величиной спроса можно изобразить и в виде графика.
Кривая спроса показывает, что повышение цены понижает величину спроса. Каждая точка кривой спроса отражает зависимость величины спроса от уровня цены.
Кривая спроса может быть рассмотрена с двух точек зрения:
— для любой конкретной цены величина спроса показывает максимальное количество товара, которое покупатели желают и могут приобрести;
— для любого конкретного объема спроса устанавливается максимальная цена, по которой продавцы смогут продать указанное количество товара.
Закон спроса и эффект Гиффена
ЗАКОН СПРОСА гласит: при прочих равных условиях величина спроса на товар (услугу) находится в обратной зависимости от цены этого товара.
Для обоснования достоверности закона спроса может быть предложено несколько аргументов.
1. В подавляющем большинстве случаев существует так называемый ценовой барьер: если цена повышается, то для какой-то части людей товар оказывается недоступным, и они вынуждены будут отказаться от его покупки;
2. Рост объема спроса при снижении цены можно обосновать возникающим при этом эффектом дохода, который возникает, когда снижение цены на товар экономит часть дохода покупателя
3. Рост объема спроса при снижении цены объясняется и эффектом замещения.
Эффект Гиффена
Английский экономист и статистик Роберт Гиффен описал ситуацию, когда повышение цены ведет к повышению величины спроса. Он наблюдал, как бедные рабочие семьи расширяют потребление картофеля, несмотря на его подорожание. Объяснение сводится к тому, что картофель занимал большую долю расходов на еду в бедных семьях и если происходил рост цен на картофель, бедная семья вынуждена была отказываться от покупки мяса и других полноценных продуктов и тратить весь свой небольшой доход на покупку картофеля. Кривая спроса в этом случае имела бы положительный наклон.
Факторы, влияющие на спрос
На практике изменения спроса зависят от ряда факторов, которые не связаны с изменениями цены данного товара.
Факторы, приводящие к сдвигу кривой спроса:
1. Уровень дохода покупателей.
В результате того что доходы покупателей увеличились, кривая спроса сместилась вправо.
2. Вкусы и предпочтения потребителей. 3. Спрос на товары будет изменяться, если изменяются цены на другие товары, каким-либо образом связанные с данным товаром. В этой связи необходимо провести различие между взаимозаменяемыми и дополняющими товарами.
Взаимозаменяемые товары — это группа товаров, удовлетворяющих аналогичные потребности.
Дополняющие товары — это товары, которые не могут потребляться один без другого.
4. Ожидание изменения доходов и цен.
5. Изменение числа покупателей.