Взаимодействия интересов как условие эффективной управленческой деятельности
Существенное изменение условий функционирования народнохозяйственного комплекса страны определяет необходимость разработки новых, адекватных условиям переходной экономики, теоретических и практических аспектов формирования систем управления всеми уровнями экономики. Особую значимость в настоящее время приобретают региональные аспекты управления.
Существовавшие ранее механизмы и технологии управления региональным хозяйством в современных условиях перестают быть эффективными, необходим поиск новой методологии, новых методов управления на региональном уровне. В этой связи неотъемлемым критерием результативности является закладка в методический аппарат регионального управления механизмов выявления, учета и согласования экономических интересов.
Категория «управление» лежит на пересечении знаний в области экономики, социологии, философии, психологии, политики и является «универсальным феноменом, поскольку имеет место во всех системах социального мира». Существует множество определений термина управление, которые в результате позволяют заключить, что управление является многогранным и сложным явлением и сделать ряд обобщающих выводов:
– во-первых, управление – это особый вид человеческой деятельности;
– во-вторых, это особый тип взаимодействия экономических субъектов;
– в-третьих, один из видов волевых отношений;
– в-четвертых, управление по своей сути есть организационные отношения [12, с. 31].
Управленческая деятельность всегда предполагает наличие интереса, ибо, как и всякое человеческое поведение, оно направлено на поиск компромисса между объективными возможностями и внутренними потребностями субъекта.
Проведенное исследование среди трудового коллектива организации ОАО «Агрокомбинат «Восход» показало достаточно высокую привлекательность управленческой деятельности по всем предложенным на выбор параметрам. Для наглядности данное исследование представлено на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 - Почему управленческая деятельность является привлекательной?
Обобщая существующие трактовки термина интерес, дадим такое определение: под экономическим интересом понимается коренная, глубинная причина действий субъекта, побуждающая его к ведению хозяйственной деятельности для удовлетворения своих потребностей.
Экономические потребности выражают необходимость участия людей в экономической деятельности, а экономические интересы – форму, в которой протекает эта деятельность.
Экономические интересы находят свое отражение в поставленных субъектами целях и действиях, направленных на удовлетворение потребностей. В результате действий отдельных субъектов экономической деятельности складываются экономические отношения, формой проявления которых выступают экономические интересы. Экономические интересы объективны (так как объективны сами экономические отношения, формой проявления которых они являются) и субъективны (так как они принадлежат реальным субъектам, вступающим в определенные отношения между собой).
Так как экономические интересы предполагают взаимодействие различных субъектов (предпринимателей и наемных работников, бизнес – элиты и государственных служащих, кредиторов и заемщиков и т.д.), проблема согласования экономических интересов субъектов экономической деятельности видится весьма существенной.
Под согласованием экономических интересов мы понимаем процесс координирования, сочетания действий экономических субъектов, способствующий поступательному развитию экономики. Согласование интересов можно интерпретировать и «как принцип принятия экономических решений, в соответствии с которыми осуществляется постоянное сотрудничество между представителями государства, региона и хозяйствующими субъектами для обеспечения сопоставимости управленческой экономической информации разных уровней, непротиворечивости, согласованности совместно принятых решений [27, с.39].
Согласование интересов направлено на формирование такого взаимодействия между участниками экономической системы, при котором вложения в нее оказываются оправданными с точки зрения получения желаемого результата для каждой из сторон, то есть на достижение баланса.
Согласование интересов будет быстрее происходить, если мы будем заранее знать какие интересы должна преследовать организация в своей управленческой деятельности, что приведено в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Какие интересы должна преследовать организация в своей управленческой деятельности в первую очередь?
Внедрение политики оптимизации и стабилизации численности персонала; | 7,20% |
Разработка Положений и Правил; | 16,40% |
Разработка должностных инструкций; | 18,30% |
Учет рабочего времени (ведение табеля, расчет отпусков, больничных листов и др.); | 42,00% |
Контроль трудовойи исполнительскойдисциплины; | 59,80% |
Разработка стандартных трудовых контрактов; | 45,20% |
Разработка индивидуальных трудовых контрактов для отдельных категорий персонала | 38,40% |
Таблица 2.1 убеждает нас в том, что первостепенная задача организации в сфере интересов состоит в разработке эффективной системы социального контроля, которая будет являться основой обеспечении всей управленческой деятельности.
На практике сложилось несколько основных способов согласования интересов в процессе управления. Способ согласования интересов зависит от меры их реализации, которая, в свою очередь, прямо пропорциональна мере их согласования. Это утверждение базируется на посылке, что реализация множественности интересов всех субъектов экономических отношений неотделима от их согласования, так как, с одной стороны, они взаимосвязаны и взаимозависимы, с другой стороны, они разно направлены и взаимно противоречивы. Поэтому, не будучи реально согласованными, интересы не могут действительно реализоваться – реализация и согласование интересов, таким образом, находятся в крепкой взаимной связи [10, с. 146].
Основные возможные способы взаимодействия интересов могут быть выявлены на основе построения и изучения матрицы способов согласования интересов взаимодействующих субъектов управленческой деятельности и представлены на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 - Матрица способов согласования интересов взаимодействующих субъектов управленческой деятельности
|
|
|
|
|
Степень реализации интересов первой стороны | |
min Степень реализации интересов второй стороны max |
В квадранте 1 («Проигрыш – Проигрыш») представлена ситуация уклонения от взаимодействия, от согласования интересов. Реализация интересов обоих субъектов минимальна, связанная с дистанцированием, уклонением от взаимодействия, то есть с отсутствием вообще какого-либо согласования интересов.
Квадранты 2 «Выигрыш – Проигрыш» и 3 «Проигрыш – Выигрыш» характеризуют схожие варианты взаимодействия интересов, с той лишь разницей, какая из сторон максимально реализует свои интересы. Здесь присутствует взаимодействие сторон, но это взаимодействие не равноправных субъектов. Один из субъектов полностью подавляет интересы другого, за счет чего имеет возможность максимально реализовать свои собственные.
В квадранте 4 «Невыигрыш – Невыигрыш» («Непроигрыш – Непроигрыш») выявляется вариант, при котором оба взаимодействующих субъекта реализуют свои интересы, но не в полной мере. Интересы взаимно учитываются и осуществляется их согласование, тем самым достигается баланс интересов. При этом, под компромиссом понимается достижение договоренности с помощью взаимных уступок. Взаимные уступки между участниками компромисса позволяют оптимизировать результаты их взаимодействия в рамках системы. Компромисс обеспечивает возможности функционирования каждого участника системы при определенных взаимоприемлемых условиях в соответствии с его интересами и целями.
Суть способа, представленного в квадранте 5 «Выигрыш – Выигрыш» заключается в следующем. Субъекты действуют объединено, «в связке», «от имени двоих». В отличие от предыдущего способа взаимодействия, представляющего компромиссное сотрудничество, способ «Выигрыш – Выигрыш» обеспечивает разрешение противоречия интересов. Существующие противоречия разрешаются в пользу не отдельно каждого из субъектов и в ущерб другому, но, прежде всего, в пользу их единства, которое они образуют в своем сцеплении и тем самым – действительно в пользу каждого из них. Данный способ взаимодействия интересов экономических субъектов характеризует новый тип экономического поведения: не добиваться реализации своих интересов за счет интересов другой стороны, а искать наилучший вариант решения самой проблемы. Такая линия поведения является наиболее эффективной, но в случае, если у участников взаимодействия несколько целей. Если цель одна, то выигрыш одной стороны автоматически означает проигрыш другой. Если же целей несколько, то, исходя из того, что каждый субъект имеет собственные, отличающиеся друг от друга приоритеты, то есть разные степени важности каждой из целей, то и в результате уступок по одним направлениям и выигрышам по другим, каждый взаимодействующий субъект будет чувствовать себя выигравшим.
Таким образом, матрица показывает, что варианты реализации и согласования интересов определяются, в первую очередь, степенью взаимной зависимости и взаимной связанности субъектов экономических отношений. Чем сильнее зависимость субъектов друг от друга, тем выше степень реализации, а, соответственно, и согласования их интересов. В свою очередь, взаимозависимость субъектов экономики определяется существующей системой отношений собственности и существующей системой разделения труда [6, с. 59].
Представленная матрица способов согласования интересов экономических субъектов учитывает двусторонние взаимоотношения. В действительности же, взаимодействующих и взаимосвязанных субъектов гораздо больше. Более того, эти субъекты могут быть объединены в определенные группы со схожими экономическими интересами, что существенным образом оказывает влияние на согласование их интересов в процессе управления. В связи с этим, думается, что полная взаимореализация экономических интересов всех взаимосвязанных субъектов на практике вряд ли возможна (хотя такая ситуация и должна быть идеальной). Более рациональный подход в этом случае как раз и описывает квадрант 4 матрицы, где происходит взаимное компромиссное согласование интересов субъектов на основе баланса их интересов. На наш взгляд, именно этот способ является более продуктивным и эффективным, учитывающий интересы всех взаимосвязанных сторон, и реализуемый в процессе управления. Тогда, управление в этом контексте представляет собой поиск компромисса между всеми заинтересованными сторонами.