Тема 1. Сущность маркетинга интеллектуальной собственности и маркетинга инноваций.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ООП
1.1. Цель и задачи дисциплины
Целью дисциплины «Маркетинговые и патентные стратегии продвижения инноваций» является приобретение теоретических знаний и практических навыков эффективного использования маркетинговых технологий и патентных стратегий формирования конкурентных преимуществ инновационной продукции и ее продвижения на рынок.
Задачи дисциплины:
§ Изучить интеллектуальные продукты как объекты маркетингового управления; виды и методы маркетинговой деятельности по созданию конкурентоспособных инновационных продуктов
§ Ознакомиться со спецификой маркетинга инноваций и особенностями применения концепции маркетинга инноваций
§ Приобрести знания и навыки, необходимые для постановки и практического решения маркетинговых задач при выведении инновационного продукта на рынок.
§ Уметь формировать систему маркетингового управления, соответствующей специфике инновационных компаний на различных этапах ее жизненного цикла.
§ Выявить существующие и потенциальные запросы потребителей, поиск возможностей для создания ценности для потребителя.
§ Изучить методы сегментирования рынков, методы выбора целевых сегментов и позиционирование инновационного продукта;
§ Уметь выбирать маркетинговой стратегии для инновационного продукта.
§ Уметь разрабатывать и обосновывать стратегические и тактические маркетинговые планы, обеспечивающие развитие и продвижение инновации;
§ Уметь формировать ценовую политику, включая обоснование цен и условий контракта на высокотехнологичных рынках.
§ Уметь обосновывать выбор каналов сбыта инновационных товаров, а также методов работы в соответствующих каналах.
§ Уметь формировать коммуникационную стратегию и выбор коммуникационных каналов для продвижения инновационного продукта.
§ Уметь организовывать, контролировать и мотивировать маркетинговую деятельность в компаниях высокотехнологичных секторов.
1.2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
В процессе подготовки магистров по специальности 38.04.02 «Менеджмент» дисциплина «Маркетинговые и патентные стратегии продвижения инноваций» входит в вариативную часть обязательных дисциплин.
Дисциплина ориентирована на обобщение, систематизацию теоретических знаний в области маркетинга инноваций, на изучение инструментов маркетинга в сфере интеллектуальной собственности, которые направлены на подготовку решений по стратегическому развитию организации на основе создания инновационных продуктов, повышения конкурентоспособного потенциала, внедрения систем взаимодействия и взаимоотношений на всех стадиях инновационного проектирования.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ (АСТРОНОМИЧЕСКИХ) ЧАСОВ ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Виды занятий | Объем дисциплины | ||
Форма обучения | |||
Очная форма обучения | Очно-заочная форма обучения | ||
Объем зачетных единиц | |||
Общая трудоемкость в часах | |||
Аудиторные занятия Лекции (Л) Семинары (С) и/или Практические занятия (ПЗ) | |||
Общая трудоемкость самостоятельной работы | |||
Обоснование времени на внеаудиторную работу | |||
Самостоятельная работа в форме проработки и повторения лекционного материала, материала учебников и учебных пособий, подготовка к практическим занятиям и зачету, экзамену | |||
Самостоятельная работа в форме подготовки домашних заданий | |||
Реферат | + | + | |
Форма итогового контроля | Зачет/ Экзамен | Зачет/ Экзамен | |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ), СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ) С УКАЗАНИЕМ ЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
3.1. Учебно-тематический план курса и распределение часов по темам занятий
Очная форма обучения
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Аудиторные занятия (час.) | Самостоят. работа | |
Лекции | Практическ. | ||||
1. | Тема 1. Сущность маркетинга интеллектуальной собственности и маркетинга инноваций. (интерактивная форма)* | 4* | |||
2. | Тема 2. Роль интеллектуальной собственности в создании инноваций. (интерактивная форма)* | 4* | |||
3. | Тема 3. Патентная политика и патентные стратегии компании. (интерактивная форма)* | 2* | |||
4. | Тема 4. Маркетинговые исследования на основе патентной информации (интерактивная форма)* | 4* | |||
5. | Тема 5. Сегментирование рынка и позиционирование инновационного продукта. | ||||
6. | Тема 6. Создание нового товара. Товарные стратегии инновационных продуктов. (интерактивная форма)* | 4* | |||
7. | Тема 7. Ценообразование на инновационные товары. | ||||
8. | Тема 8. Каналы распределения и сбытовые цепочки инновационных продуктов (интерактивная форма)* | 2* | 4* | ||
Тема 9. Маркетинговые коммуникации и продвижение инноваций. (интерактивная форма)* | 4* | ||||
Итого |
*Интерактивная форма изучения тематики в настоящем учебно-тематическом плане предполагает использование аудио – видео - слайдовых материалов, раскрывающих основу и иллюстрирующих содержание материала тем.
Общий удельный вес интерактивной формы проведения занятий по дисциплине определяется от аудиторного фонда, частично за счет лекций, частично за счет практических занятий и составляет 54 процентов (28 академических часов) от аудиторных занятий, оставшееся количество процентов составляет активная форма изучения.
Очно-заочная форма обучения
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Аудиторные занятия (час.) | Самостоят. работа | |
Лекции | Практическ. | ||||
1. | Тема 1. Сущность маркетинга интеллектуальной собственности и маркетинга инноваций. (интерактивная форма)* | 2* | 4* | ||
2. | Тема 2. Роль интеллектуальной собственности в создании инноваций. (интерактивная форма)* | 4* | |||
3. | Тема 3. Патентная политика и патентные стратегии компании. | ||||
4. | Тема 4. Маркетинговые исследования на основе патентной информации (интерактивная форма)* | 4* | |||
5. | Тема 5. Сегментирование рынка и позиционирование инновационного продукта. (интерактивная форма)* | 4* | |||
6. | Тема 6. Создание нового товара. Товарные стратегии инновационных продуктов. ( | ||||
7. | Тема 7. Ценообразование на инновационные товары. (интерактивная форма)* | 4* | |||
8. | Тема 8. Каналы распределения и сбытовые цепочки инновационных продуктов (интерактивная форма)* | 1* | |||
Тема 9. Маркетинговые коммуникации и продвижение инноваций. (интерактивная форма)* | 1* | ||||
Итого |
*Интерактивная форма изучения тематики в настоящем учебно-тематическом плане предполагает использование аудио – видео - слайдовых материалов, раскрывающих основу и иллюстрирующих содержание материала тем.
Общий удельный вес интерактивной формы проведения занятий по дисциплине определяется от аудиторного фонда, частично за счет лекций, частично за счет практических занятий и составляет 50 процентов (24 академических часов) от аудиторных занятий, оставшееся количество процентов составляет активная форма изучения.
3.2. Учебная программа дисциплины (модуля)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ООП
1.1. Цель и задачи дисциплины
Целью дисциплины «Маркетинговые и патентные стратегии продвижения инноваций» является приобретение теоретических знаний и практических навыков эффективного использования маркетинговых технологий и патентных стратегий формирования конкурентных преимуществ инновационной продукции и ее продвижения на рынок.
Задачи дисциплины:
§ Изучить интеллектуальные продукты как объекты маркетингового управления; виды и методы маркетинговой деятельности по созданию конкурентоспособных инновационных продуктов
§ Ознакомиться со спецификой маркетинга инноваций и особенностями применения концепции маркетинга инноваций
§ Приобрести знания и навыки, необходимые для постановки и практического решения маркетинговых задач при выведении инновационного продукта на рынок.
§ Уметь формировать систему маркетингового управления, соответствующей специфике инновационных компаний на различных этапах ее жизненного цикла.
§ Выявить существующие и потенциальные запросы потребителей, поиск возможностей для создания ценности для потребителя.
§ Изучить методы сегментирования рынков, методы выбора целевых сегментов и позиционирование инновационного продукта;
§ Уметь выбирать маркетинговой стратегии для инновационного продукта.
§ Уметь разрабатывать и обосновывать стратегические и тактические маркетинговые планы, обеспечивающие развитие и продвижение инновации;
§ Уметь формировать ценовую политику, включая обоснование цен и условий контракта на высокотехнологичных рынках.
§ Уметь обосновывать выбор каналов сбыта инновационных товаров, а также методов работы в соответствующих каналах.
§ Уметь формировать коммуникационную стратегию и выбор коммуникационных каналов для продвижения инновационного продукта.
§ Уметь организовывать, контролировать и мотивировать маркетинговую деятельность в компаниях высокотехнологичных секторов.
1.2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
В процессе подготовки магистров по специальности 38.04.02 «Менеджмент» дисциплина «Маркетинговые и патентные стратегии продвижения инноваций» входит в вариативную часть обязательных дисциплин.
Дисциплина ориентирована на обобщение, систематизацию теоретических знаний в области маркетинга инноваций, на изучение инструментов маркетинга в сфере интеллектуальной собственности, которые направлены на подготовку решений по стратегическому развитию организации на основе создания инновационных продуктов, повышения конкурентоспособного потенциала, внедрения систем взаимодействия и взаимоотношений на всех стадиях инновационного проектирования.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ (АСТРОНОМИЧЕСКИХ) ЧАСОВ ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Виды занятий | Объем дисциплины | ||
Форма обучения | |||
Очная форма обучения | Очно-заочная форма обучения | ||
Объем зачетных единиц | |||
Общая трудоемкость в часах | |||
Аудиторные занятия Лекции (Л) Семинары (С) и/или Практические занятия (ПЗ) | |||
Общая трудоемкость самостоятельной работы | |||
Обоснование времени на внеаудиторную работу | |||
Самостоятельная работа в форме проработки и повторения лекционного материала, материала учебников и учебных пособий, подготовка к практическим занятиям и зачету, экзамену | |||
Самостоятельная работа в форме подготовки домашних заданий | |||
Реферат | + | + | |
Форма итогового контроля | Зачет/ Экзамен | Зачет/ Экзамен | |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ), СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ) С УКАЗАНИЕМ ЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
3.1. Учебно-тематический план курса и распределение часов по темам занятий
Очная форма обучения
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Аудиторные занятия (час.) | Самостоят. работа | |
Лекции | Практическ. | ||||
1. | Тема 1. Сущность маркетинга интеллектуальной собственности и маркетинга инноваций. (интерактивная форма)* | 4* | |||
2. | Тема 2. Роль интеллектуальной собственности в создании инноваций. (интерактивная форма)* | 4* | |||
3. | Тема 3. Патентная политика и патентные стратегии компании. (интерактивная форма)* | 2* | |||
4. | Тема 4. Маркетинговые исследования на основе патентной информации (интерактивная форма)* | 4* | |||
5. | Тема 5. Сегментирование рынка и позиционирование инновационного продукта. | ||||
6. | Тема 6. Создание нового товара. Товарные стратегии инновационных продуктов. (интерактивная форма)* | 4* | |||
7. | Тема 7. Ценообразование на инновационные товары. | ||||
8. | Тема 8. Каналы распределения и сбытовые цепочки инновационных продуктов (интерактивная форма)* | 2* | 4* | ||
Тема 9. Маркетинговые коммуникации и продвижение инноваций. (интерактивная форма)* | 4* | ||||
Итого |
*Интерактивная форма изучения тематики в настоящем учебно-тематическом плане предполагает использование аудио – видео - слайдовых материалов, раскрывающих основу и иллюстрирующих содержание материала тем.
Общий удельный вес интерактивной формы проведения занятий по дисциплине определяется от аудиторного фонда, частично за счет лекций, частично за счет практических занятий и составляет 54 процентов (28 академических часов) от аудиторных занятий, оставшееся количество процентов составляет активная форма изучения.
Очно-заочная форма обучения
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Аудиторные занятия (час.) | Самостоят. работа | |
Лекции | Практическ. | ||||
1. | Тема 1. Сущность маркетинга интеллектуальной собственности и маркетинга инноваций. (интерактивная форма)* | 2* | 4* | ||
2. | Тема 2. Роль интеллектуальной собственности в создании инноваций. (интерактивная форма)* | 4* | |||
3. | Тема 3. Патентная политика и патентные стратегии компании. | ||||
4. | Тема 4. Маркетинговые исследования на основе патентной информации (интерактивная форма)* | 4* | |||
5. | Тема 5. Сегментирование рынка и позиционирование инновационного продукта. (интерактивная форма)* | 4* | |||
6. | Тема 6. Создание нового товара. Товарные стратегии инновационных продуктов. ( | ||||
7. | Тема 7. Ценообразование на инновационные товары. (интерактивная форма)* | 4* | |||
8. | Тема 8. Каналы распределения и сбытовые цепочки инновационных продуктов (интерактивная форма)* | 1* | |||
Тема 9. Маркетинговые коммуникации и продвижение инноваций. (интерактивная форма)* | 1* | ||||
Итого |
*Интерактивная форма изучения тематики в настоящем учебно-тематическом плане предполагает использование аудио – видео - слайдовых материалов, раскрывающих основу и иллюстрирующих содержание материала тем.
Общий удельный вес интерактивной формы проведения занятий по дисциплине определяется от аудиторного фонда, частично за счет лекций, частично за счет практических занятий и составляет 50 процентов (24 академических часов) от аудиторных занятий, оставшееся количество процентов составляет активная форма изучения.
3.2. Учебная программа дисциплины (модуля)
Тема 1. Сущность маркетинга интеллектуальной собственности и маркетинга инноваций.
Маркетинг как наука, философия бизнеса и вид деятельности на предприятии. Основные понятия, объекты и субъекты маркетинга. Цели, задачи и принципы маркетинга на предприятии.
Роль, особенности и содержание маркетинга на рынках интеллектуальной собственности. Понятие и особенности маркетинга в научно-технической сфере.
Результат научно-технической деятельности как товар. Объекты интеллектуальной собственности как товар. Понятия научно-технической и наукоемкой продукции.