Такие вещи действительно случаются.
И все по-настоящему классные проекты – без вариантов – начинаются с невинных/мелких/незаметных дел (да-да, без вариантов!). Из сборника церковных гимнов выпал листочек-закладка для отметки тех текстов, которые должны быть исполнены. Подумаешь, какая ерунда. Но вуаля: в компании 3М появляется приносящая миллиарды линейка листочков для заметок Post-It (примерно через 15 лет).
В вашу компанию по обучению сотрудников звонит «мелкий» клиент. Женщина хочет, чтобы вы провели тренинг для четырех ее торговых представителей. Однодневный тренинг. (Вы мелкий клерк… Вы принимаете этот звонок. Эй, кто там еще? А, «просто» мелкий клиент.) Но вы так здо-ро-во болтаете с ней. У нее действительно амбициозные планы. И хотя вам «не следовало бы», но вы тратите день за днем на ее проект. И создаете действительно оригинальный тренинг. И через два года на этот тренинг и те, что появились благодаря ему, приходится 35 процентов выручки вашей компании. Вам 28 лет, а вас уже назначают вице-президентом.
Все это – вопрос по-ве-де-ни-я. Дрянной проект? Или возможность № 1? (Никто особенно не всматривается… именно потому, что проект «дрянной».)
Простите, но вы читаете книгу для «плохишей». Я не подписываю на бес-си-ли-е! Как говорит героиня телесериала (Розанна): «Никто не даст вам власть. Вы должны взять ее сами». А я добавлю: и в 26, и в 66. А лучше – с 16 до 86.
Список дел: «Требуется доброволец на дурацкую работу!»
1. В следующий раз, когда возникнет «дрянное», «мелкое» дело… беритесь за него. С радостью. И переформатируйте его. Сделайте его «О, ТАКИМ КЛАССНЫМ»! Серьезно, не стоит ждать, пока дрянное мелкое дело заползет к вам на колени. Поищите его сами!
Сегодня же!
2. См. пункт 1. Повторите его. И повторяйте регулярно.
3. Найдите пару единомышленников, стремящихся стать Я-брендами. Поработайте вместе – переформулируйте «мелкие» проекты так, чтобы они несли «большую» идею.
Скрупулезно работайте над этим. Создайте из ничего… портфель классных проектов.
4. Мелкая задача = БОЛЬ-ШИ-Е возможности. Поговорите об этом с парой приятелей… Со старшими, к советам которых прислушиваетесь. Никогда больше не воспринимайте определение «мелкий» как данность.
15а. Работайте с тем, что у вас есть! (Черт побери!) И сделайте его особенным. (Черт побери!)
Джон Вуден, легендарный баскетбольный тренер:
«Нас расстраивает то, что находится вне нашего контроля… [Успех] начинается с попытки сделать значимым каждый день… Если вы искренне пытаетесь превратить каждый день в совершенство, то и ангелы не могли бы сделать большего».
Когда-то я назвал это «совершенство за одну минуту». Идея позаимствована у легендарного руководителя IBM Тома Уотсона (а не у Кена Бланшара, автора «Менеджера за одну минуту»). Когда Уотсона спросили, как достичь совершенства, он ответил фразой, которую я лишь немного изменил: «Перестать делать несовершенные вещи». Так что я говорю вам: перестаньте делать несовершенные вещи. Пришло время Я-брендов: вы – и только вы сами! – несете конечную ответственность за то, насколько своими сегодняшними действиями усилите – или ослабите – свой список достижений.
Суть
На самом деле мне не хотелось бы походить на поклонника Вернера Эрхарда с его семинарами-тренингами (или Тони Роббинса с его хождением по огню). Но я и правда согласен с господином Уотсоном из IBM (который говорит о том же, что и Эрхард с Роббинсом): ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВУ – ПЕРЕСТАТЬ (ПРЯМО СЕЙЧАС!) ДЕЛАТЬ НЕСОВЕРШЕННЫЕ ВЕЩИ.
Да, вот так просто. И так трудно. Избавиться от дерьма = шаг № 1 в сторону Совершенства и создания Я-бренда.
Вопрос:
Нет, не «можете ли вы это?» (Подсказка: можете, можете!) Но… захотите ли?
Начиная со… следующего совещания с рабочей группой проекта (через двадцать минут).
Начиная с… сегодняшнего списка дел.
И еще раз: главная идея этой чертовой книги – и всей серии вообще – забрать наши жизни у «них»… у безликих членов бессмысленной иерархии Крупной Корпорации. Взять на себя ответственность за ВАУ-проекты и за свою профессиональную жизнь. Просто сказать/крикнуть «нет!» попытке превратить нас в дилбертов.
* * *
У одного коллеги был ужасный цейтнот. Когда он выскочил из кабинета и пробегал мимо меня, на бумаге с предложением клиенту, которую он держал в руках, казалось, еще не высохли чернила.
Я знаю, что не стоило это делать. Но я сделал.
– Эй, а это ВАУ-проект? [Я приучил себя задавать этот вопрос автоматически].
– Поговорим, когда вернусь, – сказал он.
– Нет, поговорим сейчас, – возразил я.
– А?
– Сейчас.
Он чуть замедлил бег. [Я в некотором смысле его босс, хотя напрямую он мне и не подчиняется.]
– Почему бы не отложить встречу до того момента, когда вы сможете превратить его в ВАУ-проект или хотя бы в нечто подобное? – поинтересовался я.
Теперь он остановился окончательно. И мы минут пять поговорили (ну ладно – три). И он не перенес встречу (я же говорю, что он не подчиняется мне напрямую). Но он согласился договориться с клиентом о том, чтобы считать это предложение «черновым», а не «окончательным» вариантом. Он согласился сказать клиенту, что им не следует двигаться дальше, пока они не договорятся о специфических параметрах, характеризующих ВАУ-результаты проекта.
Вся наша жизнь – цейтнот. Так что… ВАУ! Прямо сейчас. Или… до известной степени… никогда.
О’кей?
Список дел: «ВАУ сейчас!»
1. Посмотрите на сегодняшний список дел. Сейчас. Есть в нем дела без ВАУ? Если есть, то 1) наполните их ВАУ! 2) отложите их или 3) откажитесь от них совсем (я серьезно).
2. Вы, как перспективный Я-бренд (а это так, верно?), должны научиться спрашивать себя и других: «Это ВАУ-проект? Если нет – стоп».
Девиз дня:
«Работа, которой можно гордиться на 100 %»
Согласны? (Если не согласны, объясните почему. Самому себе, и своим близким… и друзьям… и матушке.)
* * *
ГОНИ НЕ-ВАУ ПРОЧЬ!
СЕЙЧАС ЖЕ!
Мастер бутстрэппинга
От UPS до Marriott – большинство обожаемых нами компаний созданы при помощи бутстрэппинга, на скромные бюджеты. Буквально: меньше чем за пару тысяч баксов.
Вам вовсе не нужно родиться в рубашке (или корпоративной униформе), чтобы добиться успеха. Что вам нужно, так это увлеченность, убеждение, несколько друзей… и Всепоглощающее желание сделать следующий, обычно крошечный шаг.
Суть
Общая тема разделов с 14-го по 16-й – это
НИКАКИХ ОПРАВДАНИЙ:
• У вас есть свое «место».
• Вам не нужны «разрешения».
• Вам не нужна «власть».
• Вам не нужны «серьезные» задачи.
• Вам не нужны деньги.
Деньги убивают проект (или как минимум могут убить). При наличии денег вы слишком быстро становитесь собственностью инвестора… что может не позволить принять настоящие ВАУ-решения. Но главное, что история – на вашей (бедняцкой) стороне. Большинство клевых вещей – продуктов, компаний и революций – начинались в подвалах и гаражах, буквально за считаные гроши. Sony. UPS. Marriott. Apple. HP. Pizza Hut. Microsoft. FedEx. и т. д.
(Пример: вообразите себе бюджет Ганди. А он вообще-то создал крупнейшую в мире демократию.)
Если у вас нет монет – придется искать друзей. Специалистов, которые смогут одолжить вам немного времени (это единственный ресурс, который что-то значит!). Чокнутых клиентов, которые разрешат вам протестировать на них свою продукцию. Необходимость – действительно мать изобретательности, а еще – мать Классного сообщества добровольцев-сообщников-пиратов-революционеров. Сообщество побеждает монеты. Во все времена (почти). Деньги приводят к раздуванию проекта, ненужным тратам, самоуспокоенности. Они враг оптимального использования ресурсов, твердости, драйва. Голод (всех видов) – отличный мотиватор.
Список дел: «Выпрашивайте!»
1. Попрошайничество = налаживание связей. Поэтому… начинайте попрошайничать/налаживать связи. В следующие десять рабочих дней запланируйте 3завтрака и 4 ланча (да, я настаиваю на точности и этих цифрах) с возможными добровольцами для вашего готовящегося ВАУ-проекта.
2. Относитесь к своему проекту как к программе привлечения средств на общественные инициативы. То есть подумайте о возможности набрать добровольцев.