Позиционирование территории.
ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ (Ж.-Ж. Ламбен) - это разработка и создание имиджа товара таким образом, чтобы он занял в сознании покупателя достойное место, отличающееся от положения товаров-конкурентов. Ключевой из задач позиционирования является задача построения ассоциативных сетей, которые позволяли бы потребителю быстро различать и выделять наиболее привлекательные для него товары.
В случае с территорией речь идет о товарной марке территории и ее характеристике.
1) Географическое обозначение территории и «всплывающая» ассоциативная сеть, например:
• зона Крайнего Севера - холодно, снег, метель, темно, далеко, невзрачный пейзаж, тундра, олени, мужество, терпение, вечная мерзлота;
• Дальний Восток — Тихий океан, мало освоен, море, рыба, крабы, Китай, Япония, далеко;
• Сибирь — тайга, полезные ископаемые, наука, труд, Ермак, освоение, романтика, БАМ, мужество, экологически чисто, крупные реки;
• берег Черного моря — отдых, жара, солнце, море, дорого, красиво, фрукты, грязно, шумно, статус, развлечение.
2) Исторически сложившееся название территории – это вестник, обещание, первое, что потребитель узнает ( Грязево, Змиевка, Изобильный, Сметанино, Пролетарск, Мирный)
3) Официальные (герб и флаг) и неофициальные символы территории. Одной из проблем официальной символики является ограниченная возможность индивидуализации. Например, территории, покрытые лесами, будут использовать зеленый цвет во флаге и образ лесного зверя. Неофициальные символы в большей степени подлежат формированию и развитию, могут быть более индивидуализированы и вызывать ассоциации, связанные с памятниками природы и архитектуры, известными личностями, растениями и животными, флорой и фауной территории, товарами, производимыми данной территорией. Например, вологодское масло, тульский самовар, Городецкий пряник, оренбургский платок или тамбовский волк, сирота казанская, бандитский Петербург.
4) Образ территории - как некоторая форма отражения действительности в сознании человека, связанная с официальными и неофициальными символами территории. Образ территории будет различаться для разных групп потребителей(жителей, коммерч.и некоммерч. орг-ий)
Позиционирование в сознании потребителей территории - это не только процесс осознания фактически существующих, сложившихся характеристик территории, это еще и активная политика, направленная па формирование и поддержку «нужных», «правильных» ассоциаций, связанных с территорией.
22.Основания и уровни позиционирования территории.
Исследователи санкт-петербургского института «Евроград» отмечают, что позиционирование региона можно и нужно проводить на четырех уровнях, основываясь на учете таких широко распространенных и развивающихся явлений, как конкуренция и соревнование регионов, с одной стороны, и партнерство и сотрудничество различных типов территориальных образований, с другой стороны.
Первый уровень— внутреннее позиционирование — это выявление роли региона для внутренних целевых групп: жителей конкретных городов и районов и регионального центра, предпринимателей и деловых кругов, общественности, властей муниципальных образований. Внутреннее позиционирование осуществляется посредством опросов, анкетирования, интервьюирования и т. п., в ходе которых определяется значимость региона и его центра для целевых групп, производится оценка ими различных сторон и конкурентных преимуществ своего региона.
Второй уровень — макрорегиональный, — представляет собой определение места и усиление роли региона в большом регионе в рамках административно-территориального деления страны. Для российских регионов в качестве макрорегионов выступают федеральные округа, а также трансграничные регионы (например, регион Балтийского моря, Баренц- регион и т. п.). Методами определения позиции региона в макрорегионе являются сопоставительный анализ показателей развития, тенденций межрегиональной миграции населения, различные региональные рейтинги, экспертные оценки, конкурсы среди регионов и входящих в их состав территориальных образований.
Третий уровень позиционирования — национальный — имеет важное значение для всех регионов. Здесь эффективными направлениями укрепления позиции региона являются флагманские проекты и крупные события национального масштаба, проводимые в регионе, а также участие в национальных конкурсах, выставках, ярмарках, фестивалях. Все более важное значение имеет сотрудничество в сетевых национальных организациях регионов — союзах, ассоциациях.
Четвертый уровень позиционирования — международный — особенно важен для крупных, активных регионов и регионов, занимающих приграничное положение. К способам международного позиционирования можно отнести укрупненные международные сопоставления уровня развития регионов и их городов, интернациональные рейтинги по различным характеристикам и сферам развития, специальные международные научные исследования. ограммах, что также добавляет очки в национальный рейтинг региона.
Дифференциация территории.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ - это концепция, описывающая разнообразное предложение товаров и услуг, предлагаемых потребителю (в территориальном маркетинге дифференциация направлена на формирование определенного отношения потребителя к территории). Такое разнообразие предложения, согласно Ж.Ж. Ламбену, существует на 2х уровнях:
ü между конкурентами по однотипным товарам
ü между товарами одного изготовителя, ориентированными на разные сегменты.
В территориальном маркетинге также можно выделить 2 аспекта анализа:
• дифференциация первого рода - дифференциация территории по сравнению с другими территориями-конкурентами (возможным местом проживания и/или осуществления деятельности);
• дифференциация второго рода - дифференциация территории для разных групп потребителей ее благ и услуг (для разных групп потребителей территориального продукта).
Дифференциация может быть успешной при соблюдении ряда условий:
• самый легкий способ проникнуть в сознание человека - быть первым;
• на дифференциацию первыми откликаются индивиды, с легкостью меняющие свои предпочтения (чтобы внушить людям новую идею, необходимо вытеснить старую);
• дифференциаторы должны представлять «ценность» для потребителя;
• лучше, если дифференциаторы будут уникальны;
• дифференциаторы должны быть понятны для потребителя;
• дифференциаторы должны быть в достаточной степени заметны для потребителя;
• дифференциаторы должны быть такими, чтобы их можно было защитить от подражания со стороны конкурентов.
24.Макросегментациябазового рынка может быть проведена путем анализа трехмерной схемы, в которой следует учесть:
– группы потребителей – «кто» получает удовлетворение;
– функцию потребностей – «что» удовлетворяется;
– технологии – «как» удовлетворяются потребности.
Выделяют всего три группы потребителей территориального продукта:
· частные лица,
· коммерческие организации (предприятия) и
· общественные (некоммерческие) организации.
Можно выделить четыре потенциальные причины (потребности). Территория может рассматриваться потребителем как:
· место постоянного проживания,
· место временного проживания,
· место постоянного ведения деятельности,
· место временного (эпизодического) ведения деятельности.
При ответе на вопрос: как удовлетворяются потребностив территориальном продукте речь должна идти о том, в каком качестве будет выступать потенциальный потребитель:
· он будет пользователем территориального продукта,
· покупателем территориального продукта
· будет выступать одновременно в качестве пользователя и покупателя территориального продукта.
Микросегментация.
После макросегментации следует провести микросегментацию базовых рынков. Микросегментация позволяет более четко представить сегменты, однородные с точки зрения желательных достоинств товара или услуги и отличные от других сегментов. Микросегментация потребителей территориального продукта может быть выполнена по ряду целому ряду критериев, например:
* частные лица могут быть сгруппированы в зависимости от возраста, социальной принадлежности, места проживания, сферы профессиональных интересов, проживания в разных по размеру и статусу населенных пунктах региона и др.;
* коммерческие организации могут быть сгруппированы в зависимости от размера бизнеса, от отрасли и вида деятельности, места расположения бизнеса, региона ведения деятельности и страны (региона страны) и др.;
* некоммерческие общественные организации могут быть сгруппированы с учетом специфики интересов и предметов ведения (культурологические, религиозные, спортивные и т. д.), в зависимости от возраста членов НКО (детские, подростковые, ветеранские), в зависимости от статуса (местные, региональные, международные) и др.