Факторы, влияющие на результаты в бизнесе и коммерции.
Коммерческая деятельность торгового предприятия в современных условиях должна осуществляться в увязке с внешней и внутренней средой, т. е. с учетом совокупности факторов, влияющих на возможности достижения коммерческих целей. Внутреннюю среду торгового предприятия представляют его материально-техническая база, персонал, организационная структура, корпоративная культура, используемые принципы ведения бизнеса. Внутренняя среда торгового предприятия характеризуется его экономическим и рыночным потенциалом. Под потенциалом понимается совокупность ресурсов предприятия, обеспечивающих его функционирование и развитие. Потенциал предприятия включает: - технические ресурсы (состав и состояние оборудования, инвентаря); • технологические ресурсы (используемые торгово-техно- логические процессы, ноу-хау); • человеческие ресурсы (половозрастной и квалификационный состав персонала, образование, ценности); • пространственные ресурсы (территория предприятия, месторасположение торговых точек, характер складских и торговых помещений и т. п.); • организационные ресурсы (структура управления, методы управления, состав управленческих кадров); • финансовые ресурсы (состояние активов и пассивов, ликвидность, прибыльность); • информационные ресурсы (информационно-компьютерное обеспечение, скорость поступления и обработки информации). Внутренняя среда торгового предприятия определяет способность предприятия реализовать коммерческие задачи. Торговая организация должна стараться рационально использовать и развивать свои ресурсы, чтобы иметь возможность воспользоваться благоприятными тенденциями внешней среды и справиться с исходящими из нее угрозами. Внешняя среда предприятия представлена факторами, которые действуют за его пределами и влияют на осуществление коммерческой деятельности. Во внешней среде можно выделить факторы глобального характера (их совокупность называют макросредой), которые включают: • политике-правовые факторы (законодательство, регламентирующее коммерческую деятельность, уровень политической стабильности, уровень правовой грамотности в обществе и пр.); • экономические факторы (уровень экономического развития страны, региона, структура экономики, уровень инфляции, курс валюты, уровень жизни населения и т. д.); • демографические факторы (динамика численности населения, половозрастная структура
населения, структура населения по доходам и социальным слоям и пр.); • социально-культурные факторы (традиции общества, изменения в менталитете, сложившиеся стереотипы поведения и т. д.); • научно-технические факторы (степень внедрения научно-технических достижений, уровень компьютеризации экономики, используемые технологии); • природные факторы (сырьевая и энергетическая ситуация, естественные природно-климатические условия для ведения бизнеса). Кроме того, коммерческая деятельность осуществляется под воздействием ряда факторов, непосредственно влияющих на совершение коммерческих операций (их часто называют факторами микросреды). К ним относят факторы, связанные с деятельностью: • поставщиков (источники закупок, количество фирм- поставщиков, предлагаемые условия сделок и т. д.); • конкурентов (количество конкурентов, их потенциал, реализуемые ими стратегии, острота конкурентной борьбы и т. д.); • потребителей (количество потребителей, структура их потребностей, особенности потребительского поведения); • партнеров по коммерческой деятельности (маркетинговые агентства, торговые посредники, предлагаемые ими условия, сложившаяся практика взаимоотношений); • контрольно-инспекционных органов (налоговые службы, инспекции по торговле и качеству товаров, органы судопроизводства и др., их требования, сложившиеся методы и приемы работы); • прочих контактных аудиторий (общества прав потребителей, средства массовой информации и др., их интересы и особенности деятельности). В условиях многообразия факторов, воздействующих на сферу коммерческой деятельности, важной задачей является определение действий, посредством которых будет достигнута согласованность внутренних потенциальных возможностей фирмы с условиями внешней среды. В настоящее время среди основных факторов, в целом влияющих на развитие коммерческой деятельности в России, следует указать: • наступление относительной политической и экономической стабилизации; • относительно высокую насыщенность рынка потребительских товаров и возрастание уровня конкуренции; • выраженную дифференциацию спроса по объему и структуре по группам населения, имеющим разный среднедушевой доход; • рост числа оптовых и розничных торговых предприятий и количества занятых в отрасли; • высокую долю импортной продукции в структуре товарооборота; • развитие в крупных городах новых форматов предприятий розничной торговли, в том числе супермаркетов и дискаунтеров; • выход на российский рынок иностранных розничных компаний;
• развитие в крупных городах «цивилизованной торговли», рост числа розничных магазинов с высоким уровнем технического оснащения, использующих новые технологии обслуживания покупателей и реализующих методы маркетинга и мерчандайзинга.