Принципы маркетинговых исследований
Важным ориентиром для маркетологов является соблюдение следующих принципов маркетинговых исследований. 1. Систематичность – исследования должны вестись систематично, а не носить разовый характер. 2. Системность – охватывать весь рынок и всю структурную иерархию рыночных процессов, фактов, их динамику и взаимосвязи. 3. Комплексность – с одной стороны, включает совокупность действий или процессов (сбор, обработка, анализ данных), с другой – комплексный подход к изучению объектов (их взаимосвязи с другими процессами и объектами). 4. Связанность и целеустремленность – направление, масштабы, глубина, детализация проводимых исследований должны быть органически увязаны с целями и задачами деятельности данного субъекта рынка, отражать его реальные потребности в конкретной аналитической информации. 5. Множественность источников информации – целесообразно поступление рыночной информации не из одного, а из нескольких источников, что позволяет иметь всесторонние «перекрывающие» друг друга данные и тем самым уточнять, проверять информацию, отбрасывать сомнительные данные. 6. Универсальность – исследования могут быть проведены, исходя из любой потребности субъекта рынка в информации для принятия рационального решения. 7. Научность, точность, объективность, обусловленность. Недостаточно объективные, необоснованные исследования ведут к неправильным, искаженным рекомендациям. Основные принципы исследований
* точность
* тщательность
* объективность
Стоит рассмотреть каждый из принципов. Итак, точность исследований базируется всегда на предельной достоверности всех данных, которые будут использоваться. Непроверенные или, хуже того, недостоверные данные могут в корне испортить любое исследование, на основе них будут в итоге, построены неверные прогнозы и выводы, что недопустимо. Кроме того, все данные должны быть не только собраны из проверенных источников, но и правильно интерпретированы специалистами.
Принцип тщательности исследований заключается в том, что каждый этап исследования должен быть чётко спланирован, и давать точный и обоснованный ответ на вопрос: зачем то или иное исследование проводится. Недостаточность или неправильный ход и выбор методов маркетингового исследования может в итоге нарушить и испортить его результаты.
Важно соблюдать объективность и беспристрасность
Объективность исследования предполагает бесстрастный подход к делу. Исследование не должно проводиться ради ранее известного конечного результата, и, результат в свою очередь не должен тяготеть к положительной или отрицательной оценке деятельности компании. Здесь важно понимать, что цель исследования – объективно показать все плюсы и минусы работы компании, услуги, рынка и т. д., максимально полно показать всю картину со всех сторон и точек зрения.
Эти требования в теории маркетинга принято считать основными, и если не выполняется хотя бы одно из них, то исследование обречено получить искажённые или неверные результаты, на основании которых компания будет строить ошибочные прогнозы. Кроме этого, исследователи выделяют ещё несколько требований к качественному маркетинговому исследованию. Так, оно должно отвечать принципам оперативности и гибкости. Это очень важно, потому как рыночные условия, в которых проводится, и на которые опирается любое маркетинговое исследование, находятся в постоянном движении. И оно должно строиться таким образом, чтобы у компании была возможность быстро сориентироваться и грамотно отреагировать на все внешние изменения.
Немаловажно соблюдать и принцип научности
Немаловажным является и принцип научности – маркетинговое исследование должно проводиться на базе существующих методик, и не противоречить им. И, наконец, любое качественное исследование не должно нарушать этических норм и правил. Дело в том, что специфика маркетинговых исследований такова, что в них всегда задействованы люди, выступающие респондентами. В отношении них должны соблюдаться моральные правила, такие как анонимность, добровольное участие и т. д.
В итоге, следует отметить, что от результатов маркетингового исследования зависит решение проблем и дальнейшая деятельность компании, а поэтому оно должно чётко следовать всем принципам, не быть случайным или фрагментарным, и исследовать объект со всех сторон.