Укороч Поведение в конфликтной ситуации (Укороченный).
Мы предлагаем Вам тест как один из способов оценки собственного поведения в конфликтной ситуации. Перед Вами несколько колонок, каждая из них отражает свой стиль решения конфликтов. Колонка “А” соответствует “жесткому” типу решения конфликтов. Вы до последнего стоите на своём, защищая свою позицию, в которой, по вашему мнению, нет и не может быть изъянов и ошибок. Тип человека который всегда прав. Колонка “В” – “примиренческий” стиль. Вы придерживаетесь позиции, что всегда можно договориться, “две головы лучше, чем одна”. Во время спора Вы пытаетесь предложить альтернативу, ищете решение, которые удовлетворяют обе стороны. “С”-“компромиссный”, сразу согласны на компромисс. “Д”-“мягкий” стиль. Своего противника Вы уничтожаете добротой с готовностью встаёте на точку зрения противника, отказываетесь от своей. “Е”-”уходящий”, Ваше кредо – “вовремя уйти”. Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводите конфликт до открытого столкновения. “Жёсткий” стиль хорош, когда необходимо немедленное действие, когда Вы правы, а на доказательства правоты нет времени. ”Примиренческий” поможет в решении, выгодным для обеих сторон и сохранит нормальные отношения между спорящими.
Прочитайте и решите, свойственно ли Вам то или иное поведение и проставьте баллы: часто- 3, от случая к случаю – 2, редко – 1.
Итак, как Вы обычно ведёте себя в конфликтной ситуации, во время ссоры?
Тест оценки собственного поведения в конфликтной ситуации.
Инструкция: Как Вы обычно ведёте себя в конфликтной ситуации во время ссоры?
- Угрожаю или дерусь…
- Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей точкой.
- Ищу компромисс.
- Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
- Избегаю противника.
- Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей.
- Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, с чем - категорически не согласен (это может снизить площадь конфликта).
- Иду на компромисс.
- Сдаюсь.
- Меняю тему.
- Ною и канючу, пока не добьюсь своего.
- Пытаюсь найти источник конфликта, понять с чего всё началось.
- Немножко уступаю и подталкиваю тем самым к уступкам в другую сторону.
- Предлагаю мир.
- Пытаюсь всё обратить в шутку.
Обработка результатов. Внести выставленные нами ответы в таблицу в соответствии с порядковым номером вопроса.
А | В | С | Д | Е |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. |
6. | 7. | 8. | 9. | 10. |
11. | 12. | 13. | 14. | 15. |
Самый высокий балл и определяет Ваш стиль решения конфликта.
Рекомендации по управлению конфликтом
Правила разрешения конфликта:
1. Следует выявить предмет и источник конфликта. Часто бывает подмена предмета конфликта в процессе развития конфликтной ситуации.
2. Целесообразно не расширять предмет конфликта, сокращать число претензий, особенно эмоционального характера, к участникам конфликта.
3. Полезно знать закономерности развития конфликтной ситуации. Он проходит три стадии: возникновение напряженности в отношениях как предвестник конфликта; отдельные стычки между участниками конфликта; разрешение конфликта.
4. Необходимо внимательное отношение к обеим конфликтующим сторонам — «инициатору» и «обвиняемому» при тщательном выяснении целей «инициатора». Пример целей конфликта: деловые, самоутверждение, амбиции, стремление унизить другого человека и т. д.
5. Особое внимание следует проявить к конфликтным личностям.
При эффективном управлении конфликтом его последствия могут играть положительную, конструктивную роль, что особенно важно при педагогических конфликтах, поскольку они имеют воспитательное воздействие.
Основные конструктивные последствия конфликта:
1. Разрешение конфликта способом, устраивающим всех его участников.
2. Совместно принятое конфликтующими сторонами разрешение конфликта.
3. Приобретение опыта сотрудничества при решении спорных вопросов и возможность его использования в будущем.
4. Установление взаимоотношений сотрудничества и компромисса между сторонами конфликта.
Основные деструктивные последствия конфликта:
1. Чувство обиды, неудовлетворенности, снижение мотивации учебной или трудовой совместной деятельности.
2. Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.
3. Непродуктивные, конкурентные отношения между конфликтующими сторонами.